XXI городской Конгресс молодых исследователей — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

XXI городской Конгресс молодых исследователей

2017-12-12 169
XXI городской Конгресс молодых исследователей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XXI городской Конгресс молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Исследовательская работа на тему

«Проблема социального сиротства»

Секция: Общественные дисциплины (право, философия, социология, обществознание)

Автор:

Евтушенко Дарья Александровна

ученица 11 «А» МБУ № 41

г.о. Тольятти Самарской обл.

 

Соавтор:

Аринина Дарья Сергеевна

ученица 11 «А» МБУ № 41

г.о. Тольятти Самарской обл.

 

 

Научный руководитель:

Неплюева Галина Валентиновна

учитель МБУ № 41

г.о. Тольятти Самарской обл.

 

 

Тольятти 2014

 

Содержание:

 


Введение.

Глава 1. Беспризорность, как социально-педагогическая проблема.

§1. История беспризорности.Причины возникновения беспризорности.

§2. Как становятся беспризорниками. Их быт и времяпрепровождение.

§3.Проблема беспризорности детей на современном этапе.

§4. Практическая часть.

Глава 2. Решение проблем беспризорности.

§1. Оказание помощи беспризорным детям и сиротам Русской Православной церковью.

§2. Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным.

§3. Профилактика беспризорности с учащимися младшего школьного возраста.

Вывод.

 

Введение

Испокон веков в людях воспитывается бережное и чуткое отношение к детям сиротам. Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу церкви, государства, общества, наконец, отдельных людей.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей-беспризорные и безнадзорные. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Во всех странах мира есть дети, живущие в тяжелых условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании:

· Дети, оставшиеся без попечения родителей

· Дети-инвалиды

· Безнадзорные и бездомные дети

· Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки психического и физического развития)

· Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе детки-обязанные переселенцы и дети-беженцы)

· Дети-жертвы насилия

· Дети, отбывающие уголовное наказание за совершение преступления в местах лишения свободы

· Дети, оказавшиеся в другой трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть без помощи других

Тема детская беспризорность актуальна в нашем обществе, потому что по данным статистики, процент подростковой преступности постоянно растет. Очевидно, что распространение данного социального явления содержит в себе угрозу, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные устои общества. Нам молодому поколению совсем не безразлично это явление. Поэтому решили изучить эту тему поглубже, выяснить, что способствует уходу подростков из дома. Следовательно, выдвигаем гипотезу: основной причиной ухода детей из дома является недостаточное внимание или чрезмерная опека, со стороны родителей начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры. Но без прошлого для человека нет будущего. С разрушением религиозной русской культуры оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого – будущего, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, падение уровня жизни большинства населения, способствует и расцвет массовой культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Сегодня наше общество гордится своим материальным благополучием, стабильностью в политическом признании нашей страны, но, почему-то, замалчивают наши чиновники о растущей социальной проблеме, с которой никто не может или не хочет ничего делать. Это проблема детской беспризорности и безнадзорности. Россия сегодня, в начале 21 века имеет около 4х миллионов беспризорных детей. Через несколько лет, те, кто их них останется в живых, станут базой нового террора-социального, внутреннего- на наших улицах, в наших городах, в каждом доме.

Еще на заре советской власти Н. Крупская утверждала, что всему виной «разрушение общественных связей, вызванное войной и революцией». Ситуация с детской беспризорностью сегодня та же, что и после Первой Мировой войны и Гражданской войны. А чиновники хотят в нашей стране реализовать ювенальную юстицию. Советской власти УДАЛОСЬ проблему беспризорности решить ПОЛНОСТЬЮ к 1935 году - подавляющая часть детей была социализована! Не ювенальные суды нужны стране а люди, подобные Макаренко, которые посвятили свою жизнь спасению детей. А еще спасением были детские общественные организации, кружки. Дух в этих организациях был другой. Вот и начинаешь понимать, что пионерские и комсомольские организации помогали детям, лишенным связи с родителями; предприятия брали шефство над детьми- сиротами. Сегодня время другое, но дети-это всегда дети, это наше будущее, какое оно будет у них, таким оно будет и для всего общества в целом. Получается, что сегодня наше общество более больное, чем в начале века. И болезнь называется бездуховность. Мы считаем, что проблему беспризорности надо решать, устраняя причину, а не борясь с симптомами. Проблема сиротства нагнетается еще и теми, кто ратует за скорейшее введение ювенальной юстиции. Дескать, видите, сколько у нас сирот? С этим надо что-то делать… Но решать эту проблему нужно не через репрессии по отношению к институту семьи, а через помощь ей. Не нужно забывать, что в стране есть проблема бедности (даже, точнее сказать, нищеты). Ювенальные технологии вводят не для решения проблемы с беспризорностью, а потому что эти технологии являются одним из элементов по глобальному переустройству мира и человека в направлении дегуманизации. Однако система ювенальной юстиции в том виде, в котором она предлагается, нацелена на увеличение количества детей, отобранных у родителей и помещаемых в приюты. Во всяком случае, все материалы, которые удалось найти в интернете, говорят именно об этом. И это настораживает - ведь вопрос касается буквально каждого. Закон о ювенальной юстиции настойчиво лоббируется, несмотря на прямо-таки государственно поддерживаемое возмущение бесчеловечностью и цинизмом ювенальных органов западных стран, отбирающих детей у российских граждан - иногда в пользу иностранного отца или матери, а иногда и просто передающих ребенка в приют или приемную семью. Вот как рассматривает ситуацию с беспризорность в своей статье настоятель храма Благовещения в Петровском парке Максим Обухов(Интернет-ресурс) '''Положение с беспризорностью в России:'''– Хотя распад Советского Союза чем-то напоминал Гражданскую войну в миниатюре, поскольку он сопровождался множеством локальных конфликтов и резким падением уровня жизни населения, тем не менее экономическая ситуация в современной России не настолько плоха, чтобы сиротство было массовым. И существующих в стране органов вполне достаточно для того, чтобы решить эту проблему. Другое дело, что существующая структура государственного призрения сирот ориентирована на то, чтобы отдавать детей усыновителям – как российским, так и за границу. Цена этого вопроса известна. Точнее, в принципе, ее всегда можно узнать. Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим беззаконием. Но и за детдомовской оградой справедливость, правда, не в чести на сиротах делается бизнес, и эта система порочна – хотя бы потому, что она заинтересована в постоянном нагнетании проблемы сиротства. Потому что если не будет сирот, то кто же будет собирать деньги?»

Цель исследования

– выяснить причины появления беспризорности, провести профилактическую работу по вопросам беспризорности среди учащихся начальных классов.

Объектом исследования

являются дети.

 

История беспризорности.

 

До начала бурного в социальном отношении XX в. проблема сиротства в России не имела той остроты, которую она приобрела впоследствии. Это объясняется во многом общинным устройством жизни людей и структурой крестьянской семьи. Ее традиционным типом, преобладавшим еще столетие назад, была так называемая большая семья, состоящая не менее чем из трех поколений. Нередко целые деревни состояли из двух–трех фамилий, повязанных родством. При такой семейной модели общества осиротевшие дети, как правило, находили приют у ближних или дальних родственников. Причинами, по которым крестьяне брали в свою семью осиротевших детей, были не только чадолюбие, сострадание и милосердие, но и соображения прагматического порядка. Нередко рачительные и рациональные главы семейств становились опекунами из – за желания увеличить надел общинной земли, получить в будущем дополнительные рабочие руки, уберечь при рекрутском наборе от службы собственного сына и т.п. До второй половины XVIII в. государство никоим образом не принимало участия в решении проблемы обездоленных детей и не инициировало частную благотворительность. Единственным местом, где сироты могли получить поддержку, была церковь. При некоторых монастырях имелись детские приюты. Ситуация стала меняться в годы правления Екатерины II, когда было положено начало государственному «призрению» осиротевших детей и дан толчок развитию частной благотворительности. Инициатором этого начинания был известный общественный деятель, филантроп и педагог И.И. Бецкой, внебрачный сын фельдмаршала И.Ю.Трубецкого, на себе познавший горечь безотцовщины. Уже в 1764 г. в Москве был открыт Воспитательный дом (другое название - Сиропитательный дом), а в 1770 г. в Петербурге открылось отделение этого дома, в 1780 г. преобразованное в самостоятельный Воспитательный дом.). Все органы общественного призрения были подчинены Министерству внутренних дел, в ведении которого находились и благотворительные общества. К 1890-м годам сложилась определенная система общественного призрения Российской империи. Тогда же, впервые, был издан «Указ об общественном призрении». (статья в сети Интернет Д.В.Потепалов Ассистент кафедры педагогики РГППУ Проблема сиротства в дореволюционной России)

Октябрьский переворот окончательно разрушает зарождавшуюся в России систему призрения беспризорных. В начале XX века беспризорными становились дети, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий.

Сироты в широком понимании слова – дети до 18 лет, дети, чьи родители просто рано умерли. Сиротство – детское одиночество, сиротство – тяжелый груз для ребенка. Дети рабочих оказываются в самом невыгодном положении, поскольку у большинства из них не было в городе близких родственников, способных принять осиротевшего ребенка. Детей мещан чаще забирают в семьи родственники или друзья погибших, но и они частенько пополняют ряды уличных детей. В условиях разраставшейся Гражданской войны у власти не доходили руки до интересов детей. Разоряются и закрываются лавки и мастерские, традиционно использовавшие труд подростков, которых теперь выставляют на улицу. Население крупных городов стремительно нищает, становится еще труднее прокормить семью.Добавила сирот и продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, все это создают крайне тяжелую ситуацию в деревне. Дети массово теряют родителей и сами гибнут от голода. По дорогам бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани, ютятся на чердаках, в колодцах. Отдельную проблему составляют дети репрессированных. Их отправляют к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто случалось - про детей забывали вовсе.Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте, активно вовлекают в них уличных детей. И очень скоро эта запущенность проблемы дает о себе знать. Теперь уже крайне сложно вернуть детей к более или менее нормальной жизни. Бродяжнический образ жизни держит крепче наркотика, многие дети за это время успели объехать полстраны, беспрестанно мигрируя, как перелетные птицы, они побывали в Одессе, Крыму, Полтаве, Питере, на Дальнем Востоке, успели повоевать на всех фронтах и помародерствовать во всех прифронтовых городах. И власть начала борьбу с беспризорностью и за беспризорных.

 

Внешний вид.

Исторический беспризорник значительно отличался от беспризорника нынешнего, и не только потому, что законы моды тогда и сейчас были несколько различны, просто тогда жилось хуже даже тем, кого раздевали. Поэтому носили в основном единственный вид одежды - тряпье, в худшем варианте - лохмотья. Это достаточно удобно, потому что основным достоинством тряпья была возможность носить его и зимой, и летом с одинаковым успехом. "Их узнаешь по тому, что они "более одеты" (я не говорю: "лучше"), чем другие дети. Это означает: они одевают на себя все, что у них есть. Кроме трусов на беспризорнике еще какие-то лохмотья", - замечает исследователь советской действительности того времени француз Андрэ Жид, коего потрясли до глубины души крымские прабабушки и прадедушки нынешних беспризорников.
Времена тогда были дикие, нравы проще, и потому, наверное, те беспризорники за собой не смотрели (а сейчас встречаются даже франты): грязны они были необычайно, не говоря уже об остальных достоинствах бродячей жизни. Но, как отмечают исследователи, у каждого серьезного и уважающего себя беспризорного коллектива была своя собака за которой ухаживали с повышенной тщательностью и даже, страшно сказать, мыли чуть ли не каждую неделю, в отличие от себя.

 

Места обитания.

Помимо всем хорошо известных асфальтовых котлов, беспризорники жили везде: в заброшенных сараях, под мостами, на чердаках, в трубах, в ямах, на развалинах, и иногда просто на улице, в наглую разводя костры по причине голода и холода у Китайской стены в Москве.

Ташкентские беспризорники, а туда стекались сливки бродячего общества, были более сообразительны и цивилизованны. Некоторые из них жили в пещерах, как береговые ласточки, а чтобы не было темно - провели туда электричество от близлежащей трамвайной линии. Милиция туда почти не ходила, а если и забредала случайно, то с наганами в дрожащих руках. Но постоянных мест жительства

беспризорники почти не имели, так как были людьми беспокойными, непоседливыми и вели преимущественно кочевой образ жизни в зависимости от времен года, политической и экономической конъюнктуры.

Классификация беспризорников зависит и от этого.

Если в двадцатых годах можно было ссылаться на голод, неурожаи, войны, восстания и расстрелы, для объяснения причин появления такого количества несовершеннолетних бродяг, то сейчас эти аргументы не существуют.

Как ни странно, но войны, шумящие по окраинам бывшей империи, мало влияют на количество и динамику беспризорности. Надо думать - пока. Голода, слава богу, пока еще не стряслось, сироты давно уже не составляют большинства среди беспризорников. В 1988 году их было 20% от общего числа, а к этому году не наберется и десяти процентов убегающих из детских домов и интернатов (особенно много бегунков из учреждений для умственно отсталых) или оставшись одних после смерти родителей.

Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто - и того, и другую. Так что сейчас нет ничего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.

Приватизация жилья тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда вконец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые физиономии и записку в дверях: "Поживи у соседей". Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.

Романтиков в наше заведение не привозят вовсе, потому что их не осталось. Считает Клара Яковлевна Исаева - начальник отделения московского приемника-распределителя для несовершеннолетних.

Раньше много было среди ребят любителей путешествовать: к морю съездить, просто проветриться. Таких сейчас единицы, а процентов 98 - дети с однозначно криминальной ориентацией. За плечами многих из них не одно преступление.

Это, наверное, тоже свидетельствует о том, что с безнадзорностью ситуация изменилась коренным образом. И не только потому, что детей никому не нужных стало больше, не только потому, что теперь ими не занимается ни одна государственная структура, но и потому, что убегая, они сразу попадают в криминальную среду, получают "профессию", согласно которой собираются и жить дальше. Жизнь стала жестче, сейчас, чтобы выжить на вокзале или в дороге нужно красть, грабить, отнимать у своих же.

Говорить о беспризорности наверное можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.

Чтобы устроить ребенка, попавшего к нам, куда-либо или просто отправить из Москвы, необходимо использовать только личные связи. Да и приводить их стали меньше, потому что милиция теперь не забирает никого на вокзалах, только если какая-нибудь специальная операция или он что-нибудь натворил.

И дети изменились совсем... Они стали жестче, злее, хитрее, врут больше, чем даже три года назад, все какие-то спитые, сексуально озабоченные. Очень много стало детей с психическими нарушениями, просто нервных, с умственной задержкой, некоторые даже не могут вспомнить как их зовут и кто они такие. Вши, гепатит, гонорея - с одной стороны, деньги тысячами при задержании - с другой.

Теперь внутри отделения нельзя расслабляться ни на секунду: у них отношения стали, как в уголовной стае - постоянно вспыхивают стычки, стали своих трогать. Особенно, если в отделении кавказцы. Кстати, сейчас на смену чеченцам, по-моему, пришли дагестанцы, по крайней мере их "обоз" - дети - взяли контроль на вокзале в свои руки.

Стало больше повторных "визитов". Да и внешний вид изменился: все грязные, пообтрепанные. Ведь раньше ну максимум неделю он скитался, а теперь по два-три месяца, а то и больше.

 

Прогноз.

По самым скромным подсчетам (учитывая сезонные поездки) количество беспризорников к будущему году в России значительно увеличится. Способствовать этому будет все нарастающий экономический кризис, дальнейшее разложение государственных структур и семьи, все возрастающая значимость криминального фактора в жизни государства и каждого отдельного человека в частности. Всплеск беспризорности, очевидно, ожидает промышленные районы Урала и Сибири, где во весь голос заявит о себе структурная безработица. Из этих не очень благодатных мест дети ринутся в быстро криминализирующиеся "открытые зоны", крупные мегаполисы, и приграничные территории, куда беспризорники ринутся за легкой наживой. Власти Калининграда, Приморья, Амурской области, Москвы и Санкт-Петербурга, Западных районов Украины, Прибалтики могут уже к этому готовиться. Вполне вероятно увеличение количества беспризорников в Нижнем Новгороде, Алма-Ате и на Сахалине - в тех районах, где рыночные преобразования наиболее глубоки. Также несомненно вырастет привлекательность оставшихся в распоряжении отдыхающих курортов Крыма и Краснодарского края, Одесса и Украинское побережье Черного моря, куда вместе с респектабельными туристами, прохлаждающимися от праведных трудов мафиози и дикарями, с большим удовольствием поедут и беспризорные дети.

Последствия войн на Северном Кавказе и в Средней Азии будут увеличивать приток детей в центральные районы России и на Украину - это будут в основном русскоязычные дети из семей и детдомов. На окраинах больших городов начнут расти "бедонвили", заселенные беженцами, бомжами и беспризорниками, и кто знает, как используют эту орду те, кому нужны рядовые их армий.

 

Отличительные черты.

Эти наблюдения вы можете сделать и самостоятельно, побывав пару раз на железнодорожном вокзале или же пройдясь по районам перестроек и реконструкций. Это огромно поле деятельности для журналистов и иных бытописателей, благодатное и невозделанное.

 

Внешний вид.

Один из них был в рваных детских пижамных штанах, другой - в почему-то солдатских брюках, подпоясанных солдатским же ремнем, третий - в тренировочных штанах и в рубашке навыпуск, четвертый - в шортах. А на улице были зима. И лишь только один, пятый, был одет прилично и по погоде: в куртку, валютные джинсы и меховые полусапожки. Он радостно матерился, здоровался со всеми окружающими, и сообщил всему вокзалу, перевесившись через перила балкончика, что он вернулся навсегда, поскольку дом ему, мягко говоря, надоел.

Вот и попробуй определи внешний вид. Нынешний беспризорник, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выкидывает, а необходимое приворовывает тут же. Если нужно "выезжать в город" - появляется куртка с чужого плеча и шапка. А вообще, беспризорники - большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю, чего не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Так что особенно не удивляйтесь, если на зачуханном восьмилетке увидите пуховик размера на четыре больше.

Какие-то общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии. Самых старших, которых можно застать на вокзале только поздно ночью, вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядеться и не усмотреть во взгляде что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно.

Девицы одеваются по-особому, в соответствии с профессией: ярко, с килограммами косметики на не всегда чистом лице, но издалека или спьяну производят пробирающее впечатление.

Побирушки предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные худо-бедно за собой смотрят, особенно те, что работают на выезде. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову, что привело бы в праведный гнев беспризорников двадцатых, а если появляются насекомые - могут отстегнуть парикмахеру за стрижку под ноль. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают.

В отличии от беспризорников двадцатых, за собаками они не ухаживают, потому что собак у них нет, а если бы и были, они, скорее всего, их бы мучили. Из "домашних животных" у них есть вокзальные бомжи и сумасшедшие, предназначенные для забав.

 

Любимая еда.

Безусловно - "Сникерс", "Марс", мороженное и "Пепси". На эти продукты повседневного спроса денег не жалко.

Питаться предпочитают в одиночку, закупать продукты в дальнем киоске, чтобы никто не мог сопоставить съеденное с той суммой, которая, возможно, осталась.

На таком рационе можно протянуть ноги, поэтому иногда с большим удовольствием поедаются холодные котлеты и разные булочки. Суп почти не едят, не потому что не любят, а потому, что с ним много возни: в случае опасности с собой не унесешь.

Язык.

 

Речь беспризорника не отличается буйством фантазии. Говорят, как правило, мало, даже между собой, но многозначительно. Правда, попадаются и болтуны, которым важен сам процесс. От нервов и простуд голоса резкие и сиплые, и потому беспризорники напоминают чаек над вокзалом-помойкой. Они очень много ругаются.

Если послереволюционные беспризорники, которые отличались несколько более романтичной натурой, создали-таки свой язык, то нынешним - более практичным - хватает того, что уже есть - полублатного жаргона и "общепринятой" лексики.
Зовут друг друга вовсе не по кличкам, а в основном: "эй", "эй ты", или просто - никак, потому что имена помнят редко. Если клички и придумывают, то, скорее по некоторым физическим данным или внешним отличительным признакам:"Рыжий", "Толстый", "Морда". Любой уменьшительно-ласкательный суффикс, которыми их могут "обложить" впечатлительные пассажиры, или просто ласковое слово, воспринимается как личное оскорбление или опасность и вызывает немедленный отпор.

Именно поэтому Вовка, названный мною Вовчиком, шарахнулся от меня, будто бы я был болен по меньшей мере холерой или собирался дать ему по лицу.

 

Манеры.

 

Свистеть, громко смеяться, танцевать и надоедать прохожим беспризорники не любят. Они напрочь лишены демонстративности, достаточно ненавязчивы и мечтают только об одном, чтобы к ним не приставали. Это очень рациональные люди.

Они не боятся никого, спокойно, хотя и без радости, общаются с журналистами, особенно если их кормят. На вопрос, что будете есть, без зазрения совести заказывают много и выбирают самое дорогое.

Это только так кажется, что беспризорники бедны, как церковные крысы. Один мой хороший знакомый, выпущенный на свободу из детской комнаты милиции, через полтора часа попался вновь с тремя тысячами рублей в кармане. Но этот-то, конечно, из разряда самых ушлых. Новички перебиваются, как могут, потому что делиться, сострадать и помогать здесь не принято.

Беспризорники любят нехорошие анекдоты, ножи и всякие хлопушки. Не лишены тщеславия и иногда могут себе позволить развернуть перед физиономией какого-нибудь командировочного, давящегося жалкой котлетой, пачку "Винстона".

Беспризорники очень «уважают травку». После пары затяжек становятся очень добрыми, и их тянет любить всех. Они бродят по залу, вгоняя в краску теток преклонных лет, несносно к ним приставая. Спиртное пьют не все.

 

Времяпрепровождение.

Основное в их жизни - это, конечно, "работа". Но об этом ниже. Кроме сна, а спят они утром и днем в укромных уголках (вокзальные могут, согнувшись в три погибели, устроиться в креслах), беспризорники любят есть. Единственное место, где беспризорника можно взять тепленьким - "лежбище". Руслан, который дал мне "зуб", "честное слово", и заметил, что будет нехорошим человеком, если не поедет со мной в редакцию, сделать этого не смог по причине полнейшего анабиоза. После получасовых мучений, тасканий по залу, шлепков по щекам, и откровенных пинков, он только улыбнулся и сказал: "мама", после чего был оставлен на прежнем месте. 12 часов ночи - время "Ч". Беспризорники стекаются к кафе и начинается самое интересное - охота на бомжей. Бомжи - это почти люди, они очень нужны беспризорникам, чтобы постоянно сравнивать себя с ними, и понимать, что у них самих не все еще потеряно, и испытывать по этому поводу чувство превосходства и гордость. Бомжей можно: бить, пинать, обливать водой и оплевывать, особенно смешно, когда бомжи пытаются догонять обидчиков, поскольку сделать они этого все равно не смогут никогда, а только машут костылем и плюются. Здесь бомж теряет точки опоры и его можно поддеть, опрокинуть и пробежаться взад и вперед по его дохлому тельцу.

Когда бомж умирает, спорят: как скоро его уберут.

В грязи и нечистотах вокзальной жизни есть и островок счастья - игральные автоматы. На внешний вид они тоже не очень презентабельные, но здесь можно забыться. Все основные средства тратятся именно на них. Ребят не гоняют, потому что с владельцами автоматов они связаны тесными рабочими узами. Это наплевать, что автоматы не дают никакой прибыли, зато сверкают, в отличие от всего остального. Можно также сходить на "видик": в темном видеозале очень хорошо спать, разлегшись под экраном на сцене вповалку. Смотреть беспризорники любят только фантастику, поскольку мордобоев хватает и в реальной жизни, а порнография существует под боком в виде их беспризорных подружек или банды глухонемых девиц. Иногда можно походить по киоскам, прицениться, поглазеть на танцующих под звуки оркестра сумасшедших, поиздеваться над человеком с крестом и в белых одеждах, вещающего что-то про рай и ад, попинать вокзальную семью,выискивающую друг у друга насекомых или посмотреть телевизор. Очень многие из них смотрели "Богатые тоже плачут", смотрели в одиночку, чтоб никто не видел, как они реагируют.

 

Язык. Привычки. Обычаи.

Надо сказать, что сами беспризорники себя конечно же так не называли. На Урале жили "кайдаки", в Москве, Питере и Ташкенте - мужики и пацаны (те, которые помладше). Девчонки почти повсеместно звались "марухами".

Сленг беспризорников двадцатых годов неповторим и не изучен, хотя в современных блатных вариантах слышны отголоски прошедших времен: "чинаши" - окурки, "шамовка" - еда, "сламщики" - друзья и далее до бесконечности.

Беспризорник был существом сентиментальным: обожал жалостливые песни про бездомных собак и про самих себя:

"По притонам я с детства скитался,

Не имея родного угла,

Ах, зачем я на свет появился,

Ах, зачем меня мать родила..."

Любимым музыкальным инструментом были "зубари", т.е. не чищеные, как правило, беспризорничьи зубы. Дети бывших интеллигентов ухитрялись выстукивать на них даже ноктюрны Шопена. Алкоголь был в почете, наблюдатели отмечали крайнюю степень истощения и испитости детских физиономий, ко всему прочему - курили (как впрочем и сейчас) травку, пользовались кокаином и болели сифилисом. Отзывались на клички (сейчас это не очень распространено): "Медвежонок", "Крыса", "Воробей". Настоящие свои имена, не говоря уже про фамилии и отчества, никто и не помнил. Жили коллективно, но люди в стае постоянно менялись. Питались из "общака", хотя каждый имел и свою заначку.

Очень любили всяческие происшествия: особенно мордобои и смертоубийства, которые можно было наблюдать, подавая комментарии с соседних крыш. Иногда резвились сами, но в меру: разве что играя прохожим в футбол или вырезая из дамской шубки всю филейную часть. Опять-таки - карты, пристеночки, камушки, в которые проигрывалось все, даже свои и чужие жизни. Короче, с колокольни прожитых лет и в сравнении с нынешним поколением обитателей вокзалов, исторические беспризорники производили несколько ироничное и в целом доброе впечатление.

 

Способы существования.

Кражи: мелкие и покрупнее, в зависимости от возраста и габаритов исполнителя, кто постарше - потихонечку начинал грабить, девицы занимались проституцией, а самые маленькие дети - в основном попрошайничали и крали пирожки с рынков. Это сейчас у беспризорников может быть несколько десятков профессий на выбор.

"Чем живут беспризорники, я не знаю, знаю только, что, если им выпадает возможность купить кусочек хлеба, они его тотчас съедают. Большинство веселы, несмотря ни на что..." - пишет тот же Жид из Франции. Рано или поздно беспризорники вырастали, просыпались однажды в каком-нибудь подвале и понимали, что так больше жить нельзя, хватит - и покатила жизнь воровская по "малинам" и ГУЛАГам. Куда их девали и как с ними работали.

Это только так кажется, что просто брали и хватали. В работе с ними была хитрая тактика. Их приручали. Ну, допустим, организовали специальную площадку, где можно днем потусоваться и что-нибудь съесть, что в те времена было очень актуально. Беспризорники привыкали к обстановке, к людям, работающим там, и переставали ждать от них какой-нибудь гадости или ограничения свободы, начинали тосковать по теплу и уюту.

Тут-то ему и предлагали ночевать, например, не в котле, а здесь - в открытой при площадке ночлежке. Самые осторожные отказывались, вспоминая поговорку о коготке и птичке, кто послабее духом - соглашались. Потом им намекали, что и днем, собственно говоря, из этой ночлежки они могут не уходить, тем более, что кормят. Чтобы не скучно было, могут просто валяться и спать, а могут и поработать где-нибудь в мастерских, не обязательно, а чтоб поразмяться. Таким образом получался приют, а вовсе даже и не ночлежка. Затем наступало лето, жители приюта и их друзья с улицы без всяких скандалов выезжали на село: поработать и наесться до отвала, например, молока или яблок. Какой сумасшедший после яблок ринется обратно в грязные подвалы? После яблок и молока все дружно ехали в организованную к тому времени трудкоммуну или просто в детский дом. Особое внимание уделяли обучению разным специальностям, для этого создавали артели, кооперативы, мастерские, сельхозбригады... Но дети были разные. Для больных организовывали специальные приюты и детдома с профилакториями: для туберкулезных, для слепых, для глухих, для умственно отсталых... С этими было проще.

Другое дело те, кого тогда называли "морально дефективными". На этих действительно устраивали самые настоящие облавы, которые показаны в многочисленных фильмах. Ловили, доставляли в приемники-распределители, в участки, а кого и сразу в следственный изолятор. А потом, в зависимости от грехов, задержанного определяли в разные специальные учреждения. Кто попроще - в специальную школу для трудновоспитуемых - все, наверное, помнят "Республику ШКИД", кто посерьезнее - в трудовые коммуны для несовершеннолетних правонарушителей - как у Макаренко, ну а кого-то гнали сразу в Магадан и далее везде: лагеря помнят не одно поколение беспризорников. Это сейчас у нас получается, что после приютов и детских домов подросток попадает на ту же улицу без средств к дальнейшей жизни - кому он на фиг нужен. В те времена это решалось достаточно просто. Создавались специальные Дома подростков, куда стеклись выпускники сиротских учреждений, их обеспечивали жильем, работой и разными прочими удобствами до тех пор, пока они не становились на ноги. Конечно, мы не маленькие, чтобы не понимать, что все это было не совсем идеально, скорее даже такой счастливой дорожкой проходила не большая часть беспризорников, но это было, пусть и в тоталитарном исполнении. А сейчас нет ничего, а то, что дожило до нашего времени, навряд ли доживет до будущего года. Типы беспризорников и их классификация.

Беспризорников можно классифицировать по-разному: по тому, как они зарабатывают себе на жизнь, по тому, как они стали беспризорниками, и - так сказать, по характеру, их бродячей жизни.

Профессии.

Если раньше, после революции, беспризорники в основном воровали, то теперь спектр их деятельности значительно расширился, хотя приворовывают все. С 2002 по 2009 год способ добывания беспризорными средств на жизнь практически не изменился. Попрошайничество, воровство и проституция являются основными источниками средств на жизнь не менее чем для 80% беспризорных даже в том случае, если они где-то подрабатывают или получают помощь от знакомых или благотворительных организаций.

Характер подработки, которой занимаются беспризорные, разнообразен. В том числе основная часть выполняют вспомогательную физическую раб


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.