Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Платон об идеальном правителе и правлении. Политика как знание и искусство.

2017-12-12 2988
Платон об идеальном правителе и правлении. Политика как знание и искусство. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть диалог «Политик», в котором описываются мифы «о пастухе», «о враче», «о ткаче». В этом диалоге Платон хочет избежать опасений и подозрений в том, что "называя лишь некоторые черты царя, мы не дадим безупречного в своем совершенстве образа политика, пока не перечислим всех тех, кто вокруг него толпится. В диалоге "Политик" собеседники приходят к первой дефиниции: политик - это пастух человеческого стада. Образ "пастуха", используемый в политическом измерении, воплощает заботу о народе (стаде в буквальном для Платона смысле), чтобы он был накормлен (политика при этом определяется как "стадное питание"), а его численность сохранялась неизменной (чтобы стадо не разбежалось). Платон в диалоге "Политик" уподобляет "царственного мужа - политика" ткачу, искусно плетущему "государственную ткань": "царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах... держит их в своих узах и правит, и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его... счастливым".

Образ "врача" связан с лечением общественных болезней (Платон буквально говорит об "общественном враче") (3) - в этой связи здесь можно вспомнить широко используемый в современном научном обиходе термин "социальная профилактика". Врач имеет право употреблять ложь во имя спасения пациента.

Идеальным правителем по мнению Платона должен быть философ.Только философ, человек, достигший высшей ступени мудрости, в том числе политической, может взять на себя управление государством. При этом Платон стремится сломать стереотип того образа философа-отшельника, который утвердился в представлении греков и "портрет" которого мы встречаем в сочинениях и самого мыслителя (Государство, VI, 487 d-e; Феэтет, 173 cff). Мудрец, обладающий истинным знанием и лучше других понимающий недуги современного ему мира, не может устранить зло и усовершенствовать жизнь общества, пока он не наделен властью. Только соединение философского знания и высших государственных полномочий может создать условия для активного преобразования жизни общества (Государство, V, 473 d-e).

Политика – это согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, начертанные по мере сил сведующими людьми.

Политика есть искусство, а не техника, и ориентировано оно на реализацию человеческой природы. Политическая философия, которая вырастала из политического искусства, разделила дела политические и все неполитическое.

Платон о возникновении и сущности государства.

Государство образуется естественным путем. Люди собираются вместе, чтобы удовлетворить вои потребности для достижения всеобщего блага.

Формальная цель "Государства" заключается в том, чтобы определить "справедливость". Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку легче увидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет лучше исследовать то, что составляет справедливое Государство, чем то, что составляет справедливого индивида. И поскольку справедливость должна иметь место среди атрибутов самого лучшего воображаемого Государства, надо сначала обрисовать такое Государство, а затем решать, какие из его совершенств следует назвать "справедливостью".

Определение "справедливости", которое является формальной целью всего обсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят, что справедливость состоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и не вмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж - каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.

Политика» Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в небольшом эллинском городе Стагире. В 367 г. до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а потом преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув в 347 г. Афины, Аристотель в течении нескольких лет живет в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н.э. по приглашению Македонского короля Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра (будущего великого полководца Александра Македонского). В 335 г. до н.э. Аристотель возвращается в Афины, где образует свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ей почти до конца своей жизни. Основными произведениями Аристотеля являются: «Политика» (341 до н.э.), «Афинская полития», «Никомахова этика».

Аристотель реформировал философию Платона, преодолев ее объективный идеализм, и создал свое учение.

Методы Аристотеля:

Аристотель выделял три вида наук: творческие, (философия) практические (этика, политика), созидательные(ремесла, искусство)

Таким образом, политика отделялась от философии – это наука управления государством; это наука о высшем благе человека и государства. Она выполняет воспитательную функцию.

В своих рассуждениях Аристотель занимает реалистическую позицию. Он не был материалистом и считал, что задачей философии является постижение объективных форм. Истина, по Аристотелю, выражается понятием. Аристотель отказался от диалога как формы изложения мыслей. Его форма – научный трактат – придает учению объективность и беспристрастность.

«Политика» состоит из 8 книг:

1. Структура семьи и домашнего хозяйства; «Что есть государство?»

2. Критика предшествующих теорий государства (выявление положительных и отрицательных сторон)

3. Основные понятия политической науки; сущность гражданина; классификация форм правления

4. – 6. разбор олигархии и демократии и их смысл; вводит понятие среднего сословия; причины революций в государстве и способы их предотвращения

7. – 8. Устроение наилучшего государственного устройства.

Учение о государстве.

Аристотель отрицал божественное происхождение государства. Он разрабатывал органическую концепцию: государство возникает по природе вещей (в следствие природных законов). В рассуждениях о происхождении государства Аристотель исходит из природы человека: человек – социальное (политическое) животное, он может выжить только в общении. Таким образом, по Аристотелю, государство возникает стихийным путем, в результате последовательной смены трех форм общения:

• Семья

• Поселение

• Государство

Государство, по Аристотелю – это:

• Полис,

• Высшая, политическая, форма общения между свободными и равными (только между гражданами), не распространяющаяся на семью и отношения между хозяевами и рабами.

• Множество взаимосвязанных элементов. Аристотель критикует патриархальную теорию происхождения государства: государство – это не семья. Это разные формы общения между людьми.

Отличия государства от семьи:

• Государство – общение равных и свободных. В семье же – отношения неравенства; здесь связь между людьми основана на отношениях власти и подчинения. В семье существует 3 вида таких отношений: муж – жена, отец – дети, домовладыка – рабы.

• Семья для того, чтобы жить (удовлетворение повседневных потребностей), государство же для того, чтобы жить счастливо.

В отношении рабства (проблема рабства относится к проблемам семьи) Аристотель стоит на позиции его оправдания. Рабство, по Аристотелю, - естественное явление (существует по природе вещей): есть люди, прирожденные к рабству из-за недостаточности интеллекта, следовательно, рабство полезно как господину, так и рабу.

Государство как система:

• Территория.

• Коллектив граждан (но не населения в целом). Гражданин – тот, кто участвует в законосовещательной и судебной власти.

• Семья.

• Система магистратур (гос. Должностей), которые занимают граждане.

• Частная собственность.

• Казна.

• Культ.

• Единая система правосудия.

• Единое представление о справедливости.

Справедливость. Существует два вида справедливости:

• Уравнивающая – когда закон применяет ко всем равную мерку.

• Распределяющая – каждому по заслугам и способностям.

Справедливость, по Аристотелю, – это относительная, условная категория. Представления людей о справедливости меняются.

Учение Аристотеля о формах правления полностью построено на наблюдении и анализе.

На основе двух критериев (нравственный критерий и количество правящих) Аристотель выделяет следующие основные формы правления:

 

  Правильные Неправильные
Правление одного Монархия (царская власть) Тирания
Правление немногих Аристократия Олигархия
Правление большинства Полития Демократия

Лучшая форма правления, по Аристотелю, - полития – умеренная демократия, освобожденная от крайностей (выборы по жребию, докимасия). Устанавливается небольшой имущественный ценз, однако гражданскими правами не обладают ремесленники и торговцы.

Идеальное государство – полис, с преобладанием среднего размера собственности, что ведет к преобладанию среднего класса; форма правления – полития; мирное государство; государство, а котором правят законы.

Способ построения Аристотелем идеального государства реалистичный – модель идеального государства построена не путем мечтаний, а методом наблюдения. Идеальное государство Аристотеля – не утопия, а реальность («Афинская полития»).

Учение о праве.

• Право регулирует отношения только между свободными и равными

• Аристотель выделяет естественное право и право, установленное людьми.

• Аристотель разработал принцип верховенства законов.

• В качестве основного принципа права Аристотель выделял принцип справедливости.

• Принцип почитания законов (законопослушания).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.