Понятие МПП и его особенности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие МПП и его особенности.

2017-12-12 561
Понятие МПП и его особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар № 1.

Тема 1. Понятие, особенности и значение МПП.

 

ПЛАН:

Понятие МПП и его особенности.

Функции МП и его роль в управлении международным сотрудничеством.

Система современного МП: краткая характеристика отраслей и институтов.

Кодификация МП и роль Комиссии международного права (КМП) ООН.

Прогрессивное развитие МП и роль КМП ООН.

МП и др. регуляторы международных отношений: внешняя политика, дипломатия. Влияние религии на МП.

– 1 –

Прогрессивное развитие МП и роль КМП ООН.

 

Кодификация МП в современных условиях сопровождается его прогрессивным развитием. На практике формулирование и систематизация норм МП (кодификация) могут привести к выводу о необходимости разработки новых норм (прогрессивное развитие).

Под прогрессивным развитием международного права понимается подготовка проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств (ст.15 Положения о КМП).

Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Любые правомерно заключенные договоры развивают международное право. Однако кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Именно эти договоры способствуют прогрессивному развитию МП, поскольку решение проблем международного сообщества возможно лишь посредством универсальных договоров. Поэтому вопросы прогрессивного развития МП возложены, наряду с официальной кодификацией, на КМП ООН (ст.16,17 Положения о КМП).

 

– 6 –

МП и др. регуляторы международных отношений: внешняя политика, дипломатия.

Влияние религии на МП.

 

МП следует отличать от международных отношений.

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, социальных, культурных и иных связей, формирующих человеческое сообщество, возникающих между физическими, юридическими лицами, иными субъектами различных государств и международными субъектами (в т.ч. не являющимися субъектами МП).

Международные отношения становятся международно-правовыми в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного права, которые содержат правовые нормы, регулирующие их поведение.

 

Семинар № 1.

Тема 1. Понятие, особенности и значение МПП.

 

ПЛАН:

Понятие МПП и его особенности.

Функции МП и его роль в управлении международным сотрудничеством.

Система современного МП: краткая характеристика отраслей и институтов.

Кодификация МП и роль Комиссии международного права (КМП) ООН.

Прогрессивное развитие МП и роль КМП ООН.

МП и др. регуляторы международных отношений: внешняя политика, дипломатия. Влияние религии на МП.

– 1 –

Понятие МПП и его особенности.

Международное право – это особая правовая система, совокупность юридических принципов и норм, регулирующая межгосударственные и иные международные отношения посредством согласования позиций участников этих отношений путем установления взаимных прав и обязанностей.

Таким образом, сущность международного права состоит в том, что оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы (Н.А.Ушаков).

По мнению кубинского юриста Бустаманте, к началу ХХ в. ученые предложили более 100 определений МПП.

Так, профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс полагал, что МПП должно управлять международными делами государств. В.А. Василенко (Украина) подчеркивал его координирующую функцию. Профессор Харьковского университета (19в) А.Н.Столпов определял МП как совокупность общих начал и правил, которыми определяются взаимные отношения самостоятельных государств и разрешаются столкновения в законодательстве и обычаях отдельных народов для упрочения и развития гражданского оборота.

До Второй мировой войны и сразу же после неё в СССР единственным субъектом МП признавалось государство (А.Я.Вышинский). Позже МП стало пониматься как система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами и международными организациями (Курс международного права: В 7 т. М., 1989. Т. 1.).

Выработка понятия «международное право», т.е. сущностного содержания этого явления, – одна из задач теории права, а также науки (доктрины) международного права и ее раздела – теории международного права. Данная задача осложняется тем, что отечественная теория права, как правило, опирается на анализ явлений, свойственных внутригосударственному (национальному) праву, а теория международного права касается глав­ным образом явлений, свойственных межгосударственным или международным отношениям.Происходит этопотому, что в реальной действительности существуют две системы права — право внутригосударственное (совокупность национальных прав отдельных государств) и право международное — со своими специфическими объектами и субъектами правового регулирования. Объектом внутригосударственного правового регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках государства, а объектом международно-правового регулирования — общественные отношения, возникающие в рамках международного сообщества государств, т.е. главным образом взаимоотношения между государствами.

Взаимосвязь внутригосударственного и международно­го права состоит в том, что международное право вынуждено считаться с общественно-политическим устройством государств, в частности с наличием органов государственной власти, правомочных выражать волю данного государства в его взаимоотношениях с другими государ­ствами и иными субъектами международных отношений, а также с наличием общественных отношений, входящих во внутреннюю компе­тенцию любого государства и, как правило, не подлежащих междуна­родно-правовому регулированию. Международное право отсылает в таких случаях к правилам национального права.

В свою очередь, национальное право вынуждено считаться с нали­чием международно-правовых обязательств данного государства, под­лежащих реализации во внутригосударственном праве, и по возможности отсылать к таким обязательствам либо трансформиро­вать их в нормы своего национального права.

Взаимосвязь между национальным и международным правом обу­словливается, таким образом, главенствующей ролью государства в установлении как национального, так и международного правопо­рядка.

Основные признаки МП:

1) состоит из юридических норм и принципов;

2) эти нормы создаются путем фиксированного (договор) либо молчаливо выраженного (обычай) соглашения между субъектами МП и признаются ими юридически обязательными;

3) реализация указанных норм обеспечивается принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях;

4) МП не является отраслью внутригосударственного права;

5) Нормы МП создают права и обязанности только для субъектов МП (органы государственной власти и иные субъекты на территории государства непосредственно нормам МП не подчиняются).

 

Реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне происходит путем имплементации (англ. implementation — «осуществление», «выполнение», «практическая реализация»), под которой понимается конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Имплементация осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальную правовую систему.

ВИДЫ трансформации:

1. ОБЩАЯ, когда государство устанавливает, что все или определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью его национального права;

2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, когда в каждом отдельном случае международные нормы вводятся в национальное право государства специальным актом (законом о ратификации.Так, согласно ст.106 Конституции РФ, принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации).

 

СПОСОБЫ трансформации:

1. Прямая рецепция – норма международного права без изменения заимствуется национальным законодательством (ч.4 ст.15 Конституции РФ – «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»).

2. Бланкетная рецепция – норма МП не заимствуется, но на нее делается соответствующая отсылка в национальном законодательстве.

3. Собственно трансформация – норма МП изменяется путем создания словесной национальной транскрипции (переводится на другой язык) и закрепляется в национальном нормативном акте, но её смысл при этом не меняется.

Особенности МП:

1. Предмет регулирования – общественные отношения между государствами, выходящие за пределы как внутренней компетенции конкретного государства, так и его территориальных границ.

2. Метод регулированияимперативный – обязательное исполнение предписаний, содержащихся в нормах МП.

3. Строго определенный круг субъектов МП, т.е. носителей международных прав и обязанностей. К ним относятся:

· государства – основные субъекты;

· нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и обретение собственной государственности;

· международные организации;

· государствоподобные субъекты (Ватикан).

4. Особые объекты международно-правовых соглашений в рамках единого предмета регулирования - межгосударственных отношений (то, по поводу чего субъекты МП вступают в международно-правовые отношения). Это конкретные материальные и нематериальные блага, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории. Только государства вправе определять любой объект соглашений, который они считают необходимым и выгодным для себя. Единственное ограничение – запрет какого-либо объекта МП. (Так, не может быть предметом решение споров между государствами посредством объявления войны).

Виды объектов:

ü территория и международное пространство (например, в мирных договорах после окончания войны);

ü действия (например, в Пактах о взаимопомощи);

ü воздержание от действий (например, Пакт о ненападении, о нейтралитете).

Объект международно-правового соглашения не должен противоречить принципам и нормам МП. Так, запрещено вмешательство во внутренние дела государства.

5. Особенности способов образования и обеспечения исполнения норм МП. Указанные нормы создаются самими субъектами МП путем взаимных компромиссов и уступок, приводящих к соглашению по тем или иным вопросам международных отношений. Способы создания норм международного права носят координационный характер. Поэтому нормы ПМ – это результат согласования воль государств.

6. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП – нормы МП предусматривают возможность применения принудительных мер для их беспрекословного соблюдения. Формы принуждения могут быть индивидуальными либо коллективными (групповыми):

Ø Репрессалии – правомерные действия государства/государств, направленные на восстановление своих нарушенных прав с целью принуждения нарушителя отменить нарушение либо возместить ущерб. Могут носить характер ответных действий, аналогичных действиям нарушителя. Репрессалии, связанные с применением силы (либо угрозой её применения) запрещены. Лишь отказ государства – нарушителя от мирной процедуры возмещения ущерба либо от выполнения решения, принятого в порядке репрессалии, дает правомерную возможность обращения к силовым методам. Меры, используемые при этом, должны быть соразмерны вызвавшему их правонарушению и подлежат прекращению с момента восстановления положения, ему предшествовавшего.

Ø Реторсии – правомерные принудительные действия государства/государств, направленные на встречное ограничение прав государства – нарушителя (например, встречные таможенные ограничения). Цель реторсий – восстановление принципа взаимности в отношении соответствующих государств. Коллективные репрессалии или реторсии признаются правомерными лишь в соответствии с решением Совета Безопасности ООН.

 

– 2 –


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.