Республике Казахстан (1777-1991 Г. Г. ) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Республике Казахстан (1777-1991 Г. Г. )

2017-12-12 222
Республике Казахстан (1777-1991 Г. Г. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На территории республик ранее входивших в состав СССР туризм имеет длительную историю. Если исходить из современного понятия «иностранный туризм», то вояжи русских дворян за границу в начале ХVIII века вполне можно отнести к туристским, т.к. отправляясь за рубеж дворяне получали, не денежное вознаграждение, а знания и впечатления.

Поиск самых ранних свидетельств о специально организуемых коллективных поездках за границу или по России, привел исследователей к «Плану предприемлемого путешествия в чужие краи», распространенному в Москве в 1777 году Вениамином Геншем. Более ранних документов такого рода отыскать не удалось. Поэтому год появления «Плана» В.Генша решено было принять за точку отсчета в истории российского туризма как организованного движения, а не случайного времяпровождения отдельных граждан.

В декабре 1777 г. читатели «Московских ведомостей» получили вместе с различными «прибавлениями» к газете несколько страниц, озаглавленных «План предприемлемого путешествия в чужие краи, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем». Так называлось первое приглашение россиянам к участию в групповой поездке в страны Западной Европы, организацию которой полностью брал на себя автор „Плана".

В. Генш содержал пансион в Москве и более 20 лет занимался воспитанием юношей. Он был образованным человеком, работал в нескольких иностранных академиях, неоднократно проезжал через всю Европу, осознавал полезность путешествий для воспитания молодежи.

Со значения путешествий и начинался его «План», где говорилось: «Не довольно того, чтоб детский разум изощрять только науками; но стараться должно при том наипаче приучать и склонять сердца их к добродетели; что достигается через обращение в свете и полезные путешествия. Надобно произвести в них нужное просвещение, дабы то, что в чужих краях достопамятного и примечания достойного усмотрят, в отечестве своем с пользой употребляли» (30, 12).

«Планом» Генша предусматривалось совершить поездку в один из немецких, итальянских или французских университетов с кратким курсом обучения. После посещения университетов предполагалось проехать по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников путешествия должен был вручить В.Геншу, организатору путешествия, гонорар, установленный по контракту.

«План» В. Генша принадлежит к одному из первых предложений в последней четверти ХVШ века по организации туристских путешествий за рубеж, в которых группа людей под началом опытного руководителя совершила коллективную поездку в страны Западной Европы.

Во второй половине XIX века разрозненные любители путешествий в Европе начинают объединяться. В 1875 г. в Лондоне возникает первое в мире объединение любителей путешествий в горах - Английский альпийский клуб. Вслед за английским в 60-х годах XIX века возникают альпийские клубы в Австрии, Италии, Швейцарии. К началу 90-х годов XIX века такие клубы возникли во многих европейских странах и США, с общим число членов 120 тысяч (48).

Все европейские альпийские клубы не только организовывали путешествия в горных районах, но и занимались их изучением. В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе. В 1878 г. интеллигенцией Тифлиса был создан клуб, который получил название «Общество любителей естествознания и альпийского кавказского клуба». Официально он был присоединен к Кавказскому отделению Русского географического общества, на заседаниях которого члены клуба время от времени делали доклады на различные темы. Однако, количество его членов в разные годы не превышало 40 человек, активность клуба через 2-3 года начала угасать и к 1884г. он прекратил свое существование.

К концу XIX века среди россиян большую популярность получает горный Крым. Это предопределило создание в Одессе 25 января 1890 г. Крымского горного клуба. Клуб в утвержденном министром внутренних дел уставе ставил перед собой следующие задачи:

1. Научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведения;

2. Поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистическими целями;

3. Поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности;

4. Охрана редких горных видов растений и животных (32, 24).

С первого же года Крымский горный клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма как туристского района России. И уже в 1891 г. первый выпуск «Записок Крымского горного клуба» увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось 25 лет.

Известность клуба с каждым годом возрастала, что было связано с активной экскурсионной деятельностью и открытием новых отделений клуба в различных городах России. Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий.

15 апреля 1895 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов. 27 членов учредителей избрали Комитет для управления делами общества, который должен был выработать программу его деятельности.

Причиной возникновения объединения велосипедистов-туристов явилось достаточно широкое распространение в России к концу XIX века двухколесных велосипедов, которые к тому времени перестали служить лишь для развлечения обеспеченных людей, а превратилось в удобное средство передвижения и все чаще употреблялись для дальних загородных прогулок.

Сведения о развитии обществ велосипедистов в России можно почерпнуть из выходивших в конце XIX века журналов «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Самокат» в Петербурге. Основной целью российского общества велосипедистов-туристов (имевшего и второе, заимствованное с запада название - Русский туринг-клуб) было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (67).

Российское общество велосипедистов-туристов (впоследствии Российское общество туристов - РОТ) состояло из почетных, действительных и пожизненных членов. Для вступления в общество требовались две рекомендации от его членов, после чего можно было баллотироваться для принятия в общество на общем собрании. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. Такими же были и ежегодные взносы. Чтобы стать пожизненным членом, достаточно было единовременно внести в кассу не менее 50 рублей. Почетные члены избирались общим собранием за какие-либо выдающиеся заслуги перед обществом. С января 1899 г. общество начало издавать ежемесячный журнал «Русский турист».

Горные клубы и общества, Российское общество туристов заложили фундамент туристского движения в России, провели множество экскурсий и путешествий по стране. Повышенный интерес к экскурсиям, возникший в различных слоях населения к началу XX века явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро и комитетов. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различных обществах появились и частные туристские конторы, основанные отдельными предпринимателями, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж.

Сравнительно небольшая плата за услуги была приемлема широким слоям населения, поэтому экскурсантов было множество. В стоимость экскурсионного обслуживания входили расходы на транспорт, оплата за проживание и питание туристов, а также за посещение музеев. С 1910 по 1915 г. число экскурсионных комиссий и бюро различных обществ резко возросло и к концу 1915 г. в России существовало уже около 100 подобных организаций (6).

В конце XIX - начале XX века передовые педагоги учебных заведений России: школ, гимназий, коммерческих училищ, кадетских корпусов и др. - обратили особое внимание на туризм и экскурсионное дело. В экскурсиях они увидели возможность отойти от классического российского обучения, носившего преимущественно теоретический характер, значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

В ряде учебных заведений России экскурсии были введены в программы обучения и стали эффективной формой приобретения знаний и важным средством патриотического воспитания. К ним относятся отдельные гимназии и реальные училища в Екатеринодаре. Симферополе, Казани, Екатеринославе и других городах. По месяцу и более длились экскурсии 5-й киевский гимназии, проводившей их летом. В 1897 г. 17 учеников Житомирской гимназии совершили путешествие в Европу, побывав в Вене, Мюнхене, Цюрихе, Милане, Генуе Флоренция, Венеции.

В Сумском реальном училище даже было создано „Общество организация путешествий учеников Сумского реального училища для ознакомления с отечеством". Его устав гласил, что оно имеет целью „дать возможность ученикам... ознакомиться при помощи путешествий со своей родиной, способствуя таким образом развитию в них научного интереса к окружающим явлениям, а также морального и эстетического чувства при созерцании красот природы". Первые туристские поездки были проведены им на Кавказ ив Финляндию (4).

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников в взамен их рекомендовалось организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия (2).

После революции 1917 года в России продолжалось развитие туризма и экскурсий. Прежде всего, это коснулось общеобразовательной школы. Сразу же после создания Народного комиссариата, просвещения РСФСР нарком А.В.Луначарский пригласил профессора И.И.Полянско го для проведения курсов с учителями Северной области по естествознанию с большим числом экскурсий, подобные тем, какие он проводил до 1917 г. Таким образом, Наркомпрос использовал опыт краткосрочной экскурсионной подготовки учителей, накопленный до революции.

С 1919г. начала создаваться сеть загородных естественно-исторических станций, которые принимали школьников для проведения экскурсий под руководством опытных педагогов. Наряду с естественно-историческими началась организация гуманитарных станций, в задачу которых входило эстетическое и гуманитарное воспитание детей. Эти станции проводили экскурсии в музеи гуманитарного характера, к архитектурным памятникам, знакомили с достопримечательностями городов.

Массовое же туристское движение в СССР началось с конца 20-х годов XX века. К 1929 г. Российское общество туристов превратилось в руководящий центр туристского движения в стране, при этом большое количество рабочих, вступивших в общество, потребовало переименовать его в Общество пролетарского туризма РСФСР, что и произошло 30 ноября 1929 года. Председателем ОПТ стал Н.В.Крыленко - страстный поклонник путешествий в горах.

В Уставе было записано, что общество ставит своими целями:

а) распространение среди трудящихся идей организованного туризма, т.е. самодеятельных путешествий, способствующих, обеспечивающих культурное использование трудового отпуска и дают наглядное представление о своей и других странах, способствующих живому общению между народами СССР, воспитывающих художественные навыки и любовь к природе, закаливающих здоровье и характер;

б) придание туризму форм широкого организованного общественного движения;

в) изучение и улучшение техники туризма;

г) организованную взаимопомощь туристов;

д) содействие в обороне СССР путем военизации туризма;

е) общественную работу туристов во время их путешествий;

ж) внедрение элементов краеведения в туризм.

Уже к концу 1929 г. отделения ОПТ появились в Казани, Петрозаводске, Киргизии и других городах.

Важной задачей ОПТ стала подготовка общественных кадров для туризма. Первыми в июне 1929 г. начали работу курсы инструкторов торного туризма в районе Безенги на Центральном Кавказе. Руководил курсами один из наиболее опытных туристов и альпинистов тех лет Василий Логинович Семеновский. До революции 1917 г., находясь в эмиграции, Семеновский начал работать гидом нанесложных маршрутах в Швейцарских Альпах, а после сдачи экзаменов стал профессиональным горным проводником. Опыт своей работы по обучению инструкторов горного туризма и альпинизма В.Л.Семеновский обобщил в книге „Горный туризм", изданной в 1930 г. и ставшей настоящим учебником по технике туризма для многих любителей путешествий.

Кроме ОПТ, туристско-экскурсионную работу в стране вело в конце 20-х годов Акционерное государственное общество „Советский турист", созданное по решению Наркомпроса в 1928 г. Членам общества могли стать граждане, купившие его акции. Одна акция стоила 1 рубль, но право голоса имели те, кто держал не менее 100 акций. Акционерному обществу вменялось в обязанность создание сети турбаз и маршрутов на всей территории страны, т.е. развитие планового туризма. Однако создание двух крупных организаций не решило всех проблем, связанных с развитием туризма.

Более того, каждая из этих организаций претендовала на исключительное руководство туристским движением. Начались конфликты, которые закончились постановлением СНК СССР от 8 марта 1930 г. о слиянии акционерного общества „Советский турист" с Обществом пролетарского туризма РСФСР и о создании Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) в главе с Н.В.Крыленко.

Деятельность ОПТЭ отражают некоторые его лозунги: „Чтобы лучше строить СССР, надо его знать. Чтобы лучше знать - будьте туристами"; „Пролетарский туризм творит грани нового человека" „Пролетарский туризм - лучший способ самообразования" „Пролетарский туризм вырабатывает художественные навыки" „Пролетарский туризм служит интересам обороны"; „Кто не растеряется в снежных горах, тот не струсит в бою".

Важной заботой ОПТЭ всегда было развитие оздоровительных функций туристских мероприятий. Именно тогда, в 30-е годы родился знакомый лозунг „Туризм - лучший отдых". Была предпринята попытка дать физкультурным элементам в туризме научную основу (26).

За решение этих проблем взялся совместно с ОПТЭ Государственный центральный институт курортологии. В 1931 г. в этом институте был создан сектор рабочего отдыха и туризма. В этом же году сектор выдал первые научные рекомендации по проведению походов. Все маршруты, организуемые ОПТЭ были разбиты на три категории по степени трудности, определены требования для участников в зависимости от возроста и состояния здоровья.

Высокогорная экспедиция кабинета туризма начала с 1931 г. на Эльбрусе в „Приюте 11-ти" изучение оздоровительной эффективности горных путешествий, проходящих на больших абсолютных высотах. Еще одна группа врачей проводила работы по определению физических нагрузок в детском туризме (25).

В итоге были подготовлены первые инструктивные материалы по работе врачей на турбазах, по методике медицинских обследований туристов - участников как плановых, так и самодеятельных маршрутов.

Активно использовался туризм и в Красной Армии, особенно для подготовки командного состава в военно-учебных заведениях. Летом 1929 г. воентурбюро при Центральном Доме Красной Армии (ЦДКА) открыло семь действующих круглогодично туристских баз на Кавказе. В 1935 г. военно-туристское бюро при ЦДКА было реорганизовано в отдел туризма, и с этого года развитием туризма в военных округах начали заниматься секции по туризму и альпинизму.

В 1936 г. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР, проанализировав состояние туризма в стране, пришел к выводу, что его дальнейшее развитие в рамках самодеятельного добровольного общества нецелесообразно. К этому времени в СССР сформировались две мощные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК. Кроме того, профсоюзы обладали значительными финансовыми средствами, которых не было у ОПТЭ, что замедляло создание материальной базы туризма.

Учитывая это ЦИК принял 17 апреля 1936 г. решение о ликвидации ОПТЭ и возложил руководство и контроль над всей работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный совет физкультуры при ЦИК СССР.

ВЦСПС во исполнение постановления ЦИК создал в 1936 г. Туристско-экскурсионное управление ВЦСПС, которое заменило ОПТЭ. С самого начала работники ТЭУ посчитали своей основной функцией только совершенствование плановых туристских маршрутов, что отрицательно сказывалось на самодеятельном туризме, приведя к его упадку.

Однако под давлением десятков тысяч любителей путешествий в 1938 г. Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта активизировал свою деятельность в области туризма. 26 марта 1939 г. ВК по делам физкультуры и спорта утвердил положение о значке "Турист СССР".

В требования для получения значка вошли: совершение одного путешествия 2-й категории сложности или два 1-й, сдать теоретический зачет по специальной программе, в которую входили вопросы по топографии, краеведению, санитарии и гигиене туризма, геологии, ботанике, зоологии, метрологии, по организации спасательных работ, теории выбранного вида туризма: водного, пешеходного, лыжного или горного. От туристов-водников требовалось умение проплыть любым способом без ограничения времени 100 м в легкой верхней одежде без обуви или 300 м без одежды. Первые значки „Турист СССР" были вручены на 5-м слете московских туристов на Боровском кургане в июне 1939 года 36-ти туристам-активистам (50).

В 20-е - 30-е годы на волне широчайшего энтузиазма людьми были совершены три путешествия, вошедшие в историю отечественного туризма. В 30-е годы большую популярность среди туристов приобрели байдарки, быстроходные и удобные для путешествий. К этому времени относится первое в СССР дальнее плавание на байдарке, совершенное по маршруту Москва - Астрахань весной 1930 года.

Двухместная байдарка для похода была специально создана экспериментальными мастерскими в Москве. Она имела длину 5,2 м; ширину О,95 м и высоту борта О,42 м. Обшивку набрали из еловых реек толщиной 8 мм, обклеили перкалем на эмалите и окрасили нитрокраской. В носовой части мог устанавливаться парус площадью 3,5 м². Совершить плавание на байдарке было доверено С.Аникину и известному в начале 30-х годов боксеру Ж. Пелькину.

Поход начался в разгар половодья, когда на Москве-реке еще шел лед. Этот лёд, плывущие бревна и целые деревья сильно осложняли плавание. Почти весь путь от Москвы до Астрахани туристам пришлось работать веслами, т.к. дули весьма слабые ветры. На 38-й день пути путешественники благополучно достигли Астрахани. Этот поход показал великолепные возможности байдарок. Было показано, что на них можно совершать любые дальние путешествия как по малым, так и по большим рекам (49).

Водно-моторный туризм начал развиваться в конце 20-х годов, когда отечественная промышленность еще не выпускала ни маломерных судов, ни самих моторов. Поэтому лодки и даже моторы создавались руками туристов-энтузиастов.

В 1928 г. Московским водно-моторным клубом „Автодор" был организовав первый звездный поход моторных судов с финишем в Нижнем Новгороде на Волге. Десять из четырнадцати моторных лодок, стартовавших из Москвы, Ярославля, Костромы, Казани, Пензы, Белозерска благополучно прибыли к финишу. Самым протяженным оказался маршрут моторной лодки „Пионерка" из г.Белозерска. Ее сделали своими руками члены экипажа: А.Н.Шамарин, В.В.Кичагов, В.В.Войк, И.П.Балдин. Деревянный корпус лодки имел длину около 3,6 м; ширину 0,9 м и отличался достаточно большой осадкой. Особый интерес представлял мотор - оригинальный двигатель, сконструированный участниками похода. Весь почти тысячекилометровый путь был пройден без серьезных происшествий. Самодельный мотор не подвел ни разу.

В начале 30-х годов спортивная пресса СССР много писала о дальних лыжных походах, совершавшихся в основном, из восточных районов страны в Москву. И тогда пятеро воинов Красной Армии решили совершить еще более трудный поход, который по сложности и дальности превзошел бы все предыдущие.

Крайними точками маршрута были выбраны Байкал и Мурманск, а весь поход проходил по малонаселенным пустынным территориям. Он начинался в Нижнеангарске, пересекал Байкальский хребет с длинными подъемами и крутыми спусками, шел по Подкаменной Тунгуске до Енисея и Туруханска, оттуда поворачивал на запад до Обдорска, пересекал Уральские горы к Архангельску, а затем к Мурманску.

30 ноября 1934 года И.Попов, К.Бражников, А.Шевченко, Е.Егоров и А.Куликов вышли с нартами, на которые уложили по 64 кг груза (продукты питания, оружие, патроны, топоры, запасные лыжи, спальные мешки и многое другое) со всем необходимым для автономного похода. Крутые подъемы, бездорожье, рыхлый снег, частые буреломы - все это мешало продвижению. Мороз достигал 60 градусов. Неоднократно лыжникам встречались крупные стаи волков. Большие трудности возникали у путешественников из-за неточных карт. И все же 30 апреля 1935 г. путешествие благополучно завершилось в Мурманске. За 151 день красноармейцы преодолели свыше 9 тысяч км, установив рекорд по дальности и трудности перехода на лыжах (24).

Возрождение туристского хозяйства началось с первых лет после окончания Великой Отечественной войны. Уже в 1955 г. по всей стране работало более 100 турбаз, имевших 14 тысяч мест. Но только к 1959 г. их количество достигло довоенного уровня. В 1949 г. туризм включили в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Началась подготовка спортсменов-разрядников и мастеров спорта по туризму. Туристское движение постепенно набирало силу, но темпы роста были низкими.

Поэтому Президиум ВЦСПС 20 июля 1962 г. принял постановление „О дальнейшем развитии туризма", по которому все ТЭУ реорганизовывались в советы по туризму, создавались клубы туристов с целью массового развития туризма в стране. К 1965 г. (по сравнению с 1962 г.) число туристских баз увеличилось в 1,5 раза и достигло 450. Во многих крупных городах возникли бюро путешествий и экскурсий. Резко возросло число городских туристских клубов, были проведены первые всероссийские слеты самодеятельных туристов.

К 1975 г. количество турбаз достигло 943. Увеличился ассортимент услуг в туристских хозяйствах; Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с августа 1969 г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационнос бюро „Турист", выпускающее методическую литературу по туризму и экскурсионному делу.

Продолжалось строительство и новых туристских хозяйств. В 1980 г. число участников экскурсий в стране составило 173 млн. отдохнувших на турбазах - 22,5 млн. человек (32, 123).

Рост указанных показателей продолжался и в 80-е годы и к 1985 г. на туристских базах и гостиницах уже отдохнуло 28 млн.148 тысяч человек, а более 900 бюро путешествий и экскурсий обслужили 209 млн. экскурсантов (52).

Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 80-х годов явилось исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах. Полученные результаты были обобщены в единой Генеральной схеме развития туризма и размещения туристско-экскурсионных маршрутов и учреждений на территории СССР, ставшей научной основой для дальнейшего перспективного туристского планирования.

В 1981 г. Центральные туристские курсы были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников. Открытие института дало возможность не только повысить профессиональный уровень тысяч специалистов туристских организаций, но начать разработку научных проблем, связанных с дальнейшим развитием туризма.

Началом развития организованного туризма в Казахстане можно считать конец XIX века, когда в г.Верном (Алма-Ата) было создано отделение Русского горного общества. Общество было сословным, малочисленным, его деятельность носила ограниченный характер и просуществовало до 1927 года.

В 1929 г. энтузиасты горного туризма Г.И.Белоглазов, Ф.Л.Савин, В М.Зимин организовали несколько походов по Заилийскому Алатау. В частности, летом этого же года провели первый туристский поход на озеро Иссык, в котором участвовали 17 учителей школ Алма-Аты.

В 1930 г. под руководством Ф.Л.Савина коллектив работников Алма-Атинской городской почты и телеграфа в составе 16 человек отправился по несложному маршруту: Алма-Ата - Медео - Кок-Джайляу - Болыпое Алмаатинское озеро. Сейчас такие походы совершают и школьники и пенсионеры. В январе 1931 года В.М.Зимин провел первый зимний лыжный поход туристов по маршруту: Алма-Ата - Узунагач - Курдайский перевал туристов

 

 

сопровождал восемь всадников национального кавалерийского полка с „эстафетой труда и обороны", которую они вручили на Курдайском перевале команде братской Киргизии (53).

Широкое развитие организованных видов активного туризма в Казахстане началось в 1930 г., когда в печати появилось сообщение о покорении Мало-Алмаатннского пика (4376 м над уровнем моря, группой работников ОПТЭ алмаатинцами Г.Белоглазовым, В.Горбуновым и москвичом И.Мысловским).

В 1931 году, при Джетысуйском губернском музее г.Алма-Аты была впервые организована ячейка (группа) ОПТЭ из 10 человек. Ее энтузиастами стали: альпинист Г.И.Белоглазов, историк В.Д.Городецкий, этномолог Б.Н.Дублицкий. По инициативе этой Группы был создан Казахский краевой совет ОПТЭ под председательством Алиби Джангильдвна (8, 4).

В 1932 году был издан путеводитель туристских маршрутов по Казахстану. Силами туристов в урочище Горельник, в 22 км южнее Алма-Аты была сооружена бревенчатая хижина, давшая приют туристам в горах. В 1936 году на этом месте была сооружена туристская база „Горельник" на 50 мест. В 1938 году состоялось первое массовое туристское мероприятие - слет в урочище Кокджайляу, собравший около 200 участников.

С началом Великой Отечественной войны Казахстанский совет ОПТЭ прекратил свою деятельность, т.к. его работники и актив ушли на фронт. В помещениях туристской базы „Горельник" в начале 1943 г. разместилась Всесоюзная школа по подготовке инструкторов для горнострелковых частей Советской Армии. За 2 года школа выпустила 1500 инструкторов и около 2 тысячи горных стрелков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. После войны здесь стали готовить спортивные кадры альпинистов и горнолыжников для Казахстана, а с 1953 г. база снова стала принимать туристов. Осенью 1945 г. в Алма-Ате открылся Казахский институт физической культуры. 1 января при нем была организована кафедра туризма-альпинизма, которую возглавил В.Н.Зимин. Однако, в тот период кафедра просуществовала всего один год. (51, 95).

В 1955 г. в строй вступила турбаза „Иссык", расположенная у берегов одноименного озера. В 1952 году ВЦСПС открыл в Казахстане туристско- экскурсионное управление (ТЭУ). С 1958 г. оно стало именоваться Среднеазиатское ТЭУ. В 1960 г. создано Республиканское управление по туризму при Казсовпрофе. В 1962 г. существовавшие ранее ТЭУ
реорганизовали в советы по туризму и экскурсиям. В 1965 г. были
организованы Казахский республиканский совет по туризму и
экскурсиям в Алма-Ате и 5 областных советов: Алма-Атинский,
Восточно-Казахстанский, Карагандинский, Уральский, Чимкентский, а
также экскурсионные бюро в этих областях.

После постановления „О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране" (1969 г.) в Казахстане стали возникать новые областные советы по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий. Открывались новые туристские базы и гостиницы с ресторанами, кинотеатрами и другими службами.

Новые турбазы строились в наиболее живописных местах
республики: „Баянаул" на берегу озера Жасыбай в Павлодарской
области, „Каркаралинская" в одноименном горно-лесном оазисе
Карагандинской области, "Алтайская бухта" на берегу Бухтарминского
водохранилища в Восточно-Казахстанской области, „Уральская" на
берегу реки Урал близ Уральска,.Лесная" недалеко от г.Кустанай,
„Южная" в долине Бадамского ущелья в Чимкентской области, „Золотой
бор" в районе Кокчетавских гор, „Казахстан" на берегу озера Иссык-
Куль.

В 1959 г. была открыта турбаза „Алма-Атинская", а в 1968 г. турбаза „Алматау", расположенная близ поселок "Горный садовод" Талгарского района Алма-Атинской области. С постройкой высокогорного катка „Медео" вошли в строй туристские гостиницы „Медео" и „Алатау" (30, 83-85).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.