Туризму и экскурсионному делу в высших — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Туризму и экскурсионному делу в высших

2017-12-12 178
Туризму и экскурсионному делу в высших 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

В дореволюционной России системной подготовки специалистов по туризму и экскурсионному делу с высшим образованием не велось.

Начало преподаванию туризма в высших учебных заведениях СССР было положено в середине 50-х годов XX века, когда его ввели в качестве обязательного предмета для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. За более чем тридцатилетний период обучения основам туризма будущих учителей физического воспитания его программа неоднократно менялась. В конце 70-х годов к туризму добавили ориентирование на местности, а позднее Министерство просвещения СССР утвердило дисциплину «Туризм и спортивное ориентирование».

Студенты за время занятий объемом в 130 часов должны были овладеть техникой туризма, особенностями тренировок по спортивному ориентированию, методикой проведения туристских походов со школьниками, основами топографии, организацией соревнований по технике туризма и спортивному ориентированию, краеведческой работой. Теоретические навыки студентов закреплялись во время восьмидневного учебно-тренировочного похода первой категории сложности. В итоге выпускники факультетов физического воспитания оказывались подготовленными для ведения педагогической и организационной работы по туризму и спортивному ориентированию в школах и внешкольных воспитательных учреждениях.

Для тех, кто избрал туризм и спортивное ориентирование одним из видов спортивного совершенствования, организовывали факультативные занятия по этим предметам на третьем и четвертом курсах, в процессе которых студенты должны были выполнить нормативы второго спортивного разряда и сдать экзамен на звание инструктора туризма.

В начале 60-х годов примеру педагогических институтов последовали институты физической культуры. В учебные планы их педагогических факультетов была введена дисциплина «Туризм». Согласно ее программе будущие преподаватели физической культуры знакомились с теорией туризма и участвовали в учебном походе продолжительностью до 5 дней. Таким образом, они приобретали первые навыки организации и проведения туристских путешествий и получали после этого право быть руководителями походов выходного дня и многодневных некатегорийных походов по родному краю.

Следующий этап становления туризма как учебного предмета в институтах физической культуры был связан с созданием специализации по туризму наравне с другими видами спорта. Этот шаг был сделан в Азербайджанском государственном институте физической культуры им. С.М.Кирова: на педагогическом факультете открыли специализацию «Туризм и спортивное ориентирование» (47).

Выпускники, первыми получившие в 1978 г. высшее туристское образование, были направлены на работу в туристские клубы советов по туризму и экскурсиям, на туристские базы Азербайджана. Впоследствии Министерство высшего и среднего специального образования СССР совместно со Спорткомитетом СССР приняло решение о введении в институтах физкультуры специализации «Массовая физкультурно-оздоровительная работа и туризм».

Для экскурсионных организаций подготовка специалистов была начата в университетах. В 1968 г. на географическом отделении геолого-географического факультета Ростовского государственного университета (РГУ) на отделении заочного обучения провели первый набор студентов на специализацию «Краеведение и методика организации туристско-экскурсионного дела». Через 5 лет специализацию учредили и на стационаре, зачисляя на нее студентов после окончания второго курса (71).

Кроме РГУ, специализацию создали в Белорусском, Киевском, Симферопольском, Тбилисском, Азербайджанском, Ташкентском университетах (60). Программы подготовки специалистов экскурсионного дела в этих вузах отличались соотношением дисциплин экскурсионного, туристского, краеведческого и рекреационного характера. Преимущественное внимание изучению особенностей проведения экскурсий, овладению навыками работы экскурсовода в методиста экскурсионной работы уделялось в Ростовском университете.

Основу дисциплин специализации «Краеведение и методика организации туристско-экскурсионного дела» в РГУ составляли спецкурсы по экскурсоведению, организации и экономике экскурсионного дела «Методика подготовки и проведения экскурсий», «Основы экскурсоведения», «История и организация туристско-экскурсионного дела в СССР и за рубежом», «Экономические основы туристско-экскурсионного дела» и «Методика проведения природоведческих экскурсий в школе».

Существенное значение в формировании будущего экскурсионного работника придавалось дисциплинам, знакомящим с историей края, музейной работой, основами изобразительного искусства: «Краеведение с основами музейного дела»; «История Нижнего Дона»; «Топонимика Нижнего Дона и Северного Кавказа»; «Методика использования произведений архитектуры и изобразительного искусства в экскурсиях». Кроме того, студенты осваивали такие учебные предметы как «Рекреационная география» и «Методы рекреационных исследований».

После третьего курса организовывалась производственная практика в бюро путешествий и экскурсий Ростовской области, а после четвертого - в бюро ведущих экскурсионных центров страны. С целью вовлечения студентов в практическую экскурсионную деятельность на геолого-географическом факультете было создано экскурсионное бюро, а в Ростовском совете по туризму и экскурсиям опорный пункт специализации.

Оканчивая университет, студенты вместе с дипломом о высшем географическом образовании получали квалификацию экскурсоводов второй категории и распределялись для работы в бюро путешествий экскурсий и советы по туризму. Однако, географические знания, навыки ведения рекреационных исследований, давали им возможность работать и в учреждениях, занимающихся оценкой и планированием мест отдыха и туризма.

Обучением экономистов для туристско-экскурсионных организаций занимался факультет по подготовке кадров санаторно-курортных и туристско-экскурсионных учреждений Высшей школы профсоюзного движения ВЦСПС, на котором была учреждена специализация «Туризм». В 1977 г. первые 23 выпускника ВШПД начали работать в планово-финансовых отделах турбаз, гостиниц, пансионатов системы Центрального совета по туризму и экскурсиям. В конце 1970-х - начале 1980-х г.г. на факультетах общественных профессий многих вузов были открыты отделения экскурсоведения.

Учитывая задачу перестроения системы подготовки туристских кадров, работающих в условиях рыночной экономики, опора на опыт стран дальнего и ближнего зарубежья нам необходима. Однако, известно, что бездумное насаждение чужого опыта на отечественной почве часто приводит к отрицательным результатам. Поэтому нами предварительно определены критерии выбора специализированных учебных заведений зарубежных стран, использование опыта которых для Казахстана может иметь позитивный результат.

Изучение проблемы в первом приближении выявило четыре таких критерия:

1. Развитость туристской индустрии в условиях устоявшейся рыночной экономики.

2. Схожесть туристско-рекреационных ресурсов.

3. Язык обучения, который культивируется в учебных заведениях Республики Казахстан.

4. Превентивные связи со специализированными учебными заведениями этих стран и возможности углубления связей до уровня создания филиалов указанных учебных заведений в Казахстане.

В той или иной мере по всем четырем критериям Казахстану подходят три страны ближнего и дальнего зарубежья: Россия, Кипр, Франция.

Несмотря на глубокий экономический кризис, серьезные политические проблемы Россия остается державой с мощной туристской индустрией, частью которой являются учебные заведения готовящие кадры туристского дела. Анализ показывает, что туризм в России развивается по трем направлениям характерным для большинства республик, ранее входивших в состав СССР:

1. Организация рекреационно-познавательных поездок граждан России в страны дальнего зарубежья.

2. Организация шоп-туризма.

3. Организация туров для иностранцев с использованием активных способов путешествий.

Значительная часть российских туристских фирм (как и в Казахстане) занимается всеми перечисленными направлениями деятельности одновременно. Россия как туристский регион привлекает множество иностранных фирм соответствующего профиля. Так, в начале февраля 1995 г. в Санкт-Петербурге проходила международная выставка-ярмарка «Интурист-95». Эта выставка проводилась уже четвертый раз и собрала представителей около тысячи фирм из сорока стран. Помимо выставки достижений в области туристского обслуживания по программе «Интурфеста-95» проводилась ярмарка, семинары, обмен опытом. Специфика туристского бизнеса заключается в том, что конкурирующие между собой фирмы не могут обойтись друг без друга, они связаны тесным сотрудничеством в обмене клиентами, опытом обслуживания, сроками и взаимными обязательствами. Поэтому без участия в акциях типа «Интурфест» обойтись не может ни одна сколько-нибудь солидная фирма (41).

Как известно, в СССР внутренний туризм осуществлялся организациями, входившими в Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а в иностранный - Бюро молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВКЛСМ.После расчленения СССР две указанные организации объединились в Акционерное общество «ЦСТЭ – Интур», которое контролирует значительную часть российской туристской индустрии. На базе института повышения квалификации ЦСТЭ под эгидой АО «ЦСТЭ – Интур» создана Российская международная академия туризма, готовящая кадры для туристской индустрии России и ближнего зарубежья (23).

Система подготовки кадров в РМАТ вобрала в себя как российский, так и зарубежный опыт и, безусловно, интересна для подготовки туристских кадров в Казахстане. Франция - страна развитой туристской индустрии. С дорогими курортами и шикарными отелями на Лазурном берегу (Ницца, Канн, Сен-Тропез), куда активно проникает иностранный, прежде всего американский, капитал, часто соседствуют более скромные туристские юны. Помимо Средиземноморья туризм широко развит на юго-западе атлантического побережья, на берегу Северного моря, в Провансе. Круглый год привлекают туристов Французские Альпы. Гостиничное хозяйство и сервис находятся на весьма высоком уровне и приносят все большие доходы.

Однако, Франция для нас интересна не только развитой туристской инфраструктурой, но и достижениями в области образования. В настоящее время во Франции существует около 400 высших учебных заведений. В так называемом Большом Париже - 13 университетов, включая знаменитую Сарбонну. Статья расходов на образование является крупнейшей статьей расходной части бюджета.(65, 437-438).

Для подготовки менеджеров туризма в Казахстане весьма интересен опыт французского института «Карет», который находится в Парк Инолен Бордо Мериньяк (создан в январе 1990 г.). «Карет» объединяет группу из 15 экспертов-консультантов, известных своей компетенцией. Основные задачи обучения в «Карет»: привлекать к туристской карьере кандидатов с серьезными потенциальными возможностями; формировать новое поколение специалистов, обученных и призванных использовать стратегию развития туризма и способных управлять вновь созданными структурами; отбирать и обучать мужчин и женщин технике, иностранным языкам, искусству приемов, торговле, умению управлять и оживлять новые туристские концепции перед лицом новых требований рынка; быть лабораторией идей и поисков, необходимых туризму. «Карет» тесно сотрудничает с министерством туризма, региональным управлением по труду и занятости, предприятиями туристского сектора, как частными, так и со смешанной экономикой (отели, рестораны, турагенства, реабилитационные центры, парки отдыха).

«Карет» готовит управленческий и коммерческий персонал в туризме. Подготовка управленческих кадров для туризма продолжается 8 месяцев, 1365 часов, из них - 312 - на предприятии. Курс предназначается кандидатам со степенью образования ВАС+5 и профессиональным опытом не менее 5 лет. Задачей обучения является получение способности изучать профессионалов туризма, быть способным находить свое дело в обширной и постоянно меняющейся среде и своевременно продвигать экономику туризма в духе Европейского рынка; принимать опыт окружающей среды в области туристского маркетинга, экономики, финансового и эксплуатационного управления. После окончания курса выпускники имеют перспективу стать управляющими проектами, директорами или их заместителями предприятий и туристских фирм в форме частных, общественных организаций или обществ смешанной экономики.

В программу обучения управленческих кадров в туризме входят: вводные семинары (31 ч.), туристская индустрия (129 ч.), микроэкономика туристской фирмы (39 ч.), маркетинговая стратегия (94 ч.), торговая стратегия (109 ч.), финансовое и эксплуатационное управление (203 ч.), проектирование (62 ч.), управление людскими ресурсами (78 ч.), новые технологий (70 ч.), английский язык в профессиональном применении (70 ч.), журнал (дневник) процесса обучения, практическая стажировка на предприятии (312 ч.).

Коммерческий персонал в туризме проходит подготовку 8 месяцев, 1287 часов (в т.ч. 312 на предприятии). Курс предназначен для кандидатов с уровнем образования ВАС+2 и достаточным (от 2 до 3-х лет) профессиональным опытом предпочтительно в области торговли, способные провести исследования, переговоры и обеспечить контакт с коммерческими уровнями. Желательно знание двух языков, в том числе английского. Задачи обучения: быть способными придумать, предложить и продать туристские товары, приспособленные к различным рынкам для того, чтобы поддержать развитие туризма в духе европейского рынка; уметь подготовить к продаже и продать товар, обеспечивая предприятию желаемые объемы продаж и прибыль, в условиях жестокой конкуренции. После окончания курса выпускники имеют перспективу стать коммерческими атташе туристских структур, гостиничных предприятий, отелей, туристских станций и агентств.

В программу обучения коммерческого персонала в туризме входит: вводные семинары (31 ч.), организация и внешняя среда туризма (129 ч.), организация и функционирование предприятия (39 ч.), маркетинговая стратегия (172 ч.), торгово-распределительная стратегия (187 ч.), бюджетное управление (97 чаеуправление людскими ресурсами (62 ч.), новые технологии (70 ч.), профессиональное применение английского языка (70 ч.), журнал процесса обучения, практическая стажировка на предприятии (312 ч.).

Кипр находится в северо-восточной части Средиземноморья, в точке пересечения Европы, Азии и Африки. Остров является одним из самых интересных районов мира с богатой культурной историей. Древние греки, египтяне и римляне, крестоносцы, византийцы, фракийцы и турки оставили огромное наследие для восхищения современных посетителей. Кипр одарен золотыми пляжами, зелеными лесами и другими чудесами природы. Окружающая обстановка одна из самых здоровых в мире, избавленная от загрязнений и других вредных воздействий промышленных стран. Преступность почти отсутствует. Остров стал известным центром международного образования, привлекая ученых и студентов со всего региона, способствуя международному взаимопониманию.

Интерколледж, основанный в 1980 г., расположен в греческой части острова Кипр. Опрос общественного мнения, проведенный независимой исследовательской фирмой показал, что Интерколледж -самый престижный колледж на Кипре. Это учебное заведение предлагает обучение для лиц, не имеющих высшего образования в сфере бизнеса, образования, гуманитарных наук и туризма. Язык обучения английский.

Студенты Интерколледжа приезжают из 30 стран мира, в том числе из России и Казахстана. Студенческие городки (кампусы) Интерколледжа расположены в Никосии, Лимассоле и Ларнаке. Бурный рост туризма, многочисленные отели, рестораны и магазины превратили эти города в идеальные места для студентов, занимающихся в сфере туризма и гостиничного дела.

Все абитуриенты должны иметь в виду, что для нормального поступления в колледж они должны иметь официальный сертификат об окончании школы (12 лет обучения) и уровень выше, чем у половины класса, который они закончили. Абитуриенты должны представить доказательства о владении английский языком на достаточно высоком уровне (ТОЙФЛ). Бакалавров туризма (4 года обучения) готовят на отделениях «Управление отелями» и «Управление путешествиями и туризмом».

В программу обучения по специальности «Управление отелями» входят: основы машинописи, введение в менеджмент, основы бухучета, принципы микро- и макроэкономики, финансы, общественные отношения, право в бизнесе, исследовательские операции, маркетинг, игровые ситуации в бизнесе, политика в бизнесе, дипломный проект, питание в напитки, жилье, технические операции, практикум в отеле, индустрия отелей, практика письма, знания компьютера, знания по математике, факультативы по гуманитарным наукам, факультативы по общественным наукам, факультативы по иностранному языку и путешествиям.

Обучение по специальности «Управление отелями» проводится в учебных кухнях колледжа и ресторанах. Студенты проходят практику в ресторанах с полной ответственностью за выбор блюд и приготовление пищи. Летом студенты устраиваются на работу в лучшие отели Кипра.

В программу обучения по специальности «Путешествия и управление туризмом» входит: курс по основной авиалинии, путешествия и туризм, всемирная география, продажа билетов и бронирование, практика в туристском агентстве, местные туристские участки, структура туризма, организованное путешествие, введение в менеджмент, маркетинг, практика письма, факультативы по иностранным языкам, компьютеру, бизнесу, гуманитарным наукам.

Австрия имеет несколько учебных заведений, готовящих специалистов по туризму и этот опыт тоже был использован при отработке модели подготовки менеджеров туризма в Республике Казахстан.

По состоянию на 1 января 2002 г. в Республике Казахстан функционировало 32 высших учебных заведений, имеющих лицензию на подготовку студентов по специальности "Туризм". По данным Агентства РК по статистике в 2000 г. вузы Казахстана по этой специальности закончили 220 человек; в 2001 г. - 260 человек; а в 2002 г. - 423 человека. (66, 29).

Старейшим вузом республики в котором осуществлялась подготовка специалистов по туризму был Казахский институт физической культуры (с 1998 года - Казахская государственная академия спорта и туризма) имевший специализированную туристскую кафедру. История создания кафедры туризма КазАСТ, а впоследствии и самостоятельного факультета туризма по времени совпадает с созданием самого вуза. 1 января 1945 года в КазИФК была организована кафедра туризма и альпинизма во главе с В.М.Зиминым. Однако, уже после первого же учебного 1945/1946 года кафедра была расформирована.

В 50-е - 70-е годы кафедра туризма много раз воссоздавалась, реформировалась, ее функции передавались на другие кафедры и чаще всего это была кафедра лыжного спорта. В соответствии с постановлением Совета Министров страны от 11 сентября 1981 года "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" в 1983 году в институте была создана кафедра массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма, которая была призвана готовить специалистов, способных организовать и проводить массовую физическую культуру во всех звеньях физкультурного движения. Ежегодно по этой специальности осуществлялся прием студентов до 50 человек по очной и заочной формам обучения. В 1986 году состоялся первый выпуск.

Новый этап в развитии кафедры управления туризмом наступил в 1998 г., когда Постановлением Правительства РК № 1091 от 28 октября 1998 года Казахский институт физической культуры был преобразован в Казахскую государственную академию спорта и туризма. Но изменилось не только название вуза. Во исполнение Постановления Правительства приказом по Министерству образования и здравоохранения №618 от 24 декабря 1998 г. в Казахской государственной академии спорта и туризма вводились следующие специальности, имеющие отношение к подготовке туристских кадров: 0902-экономика спорта и туризма; 0618-социально-культурный сервис и туризм; 0619-международный туризм. Кроме того, был создан научно-исследовательский центр индустрии туризма, а Казахская академия образования при рассмотрении проектов научных программ предписывалась финансировать программы академии, направленные на развитие отечественного спорта, туризма и здорового образа жизни. Именно эти направления были объявлены приоритетными в послании президента РК "Казахстан - 2030".

На факультете туризма культивируются две специальности: 509002 "Туризм" и 509004 "Бытовые услуги и сервис".

Государственный общеобязательный стандарт образования РК по специальности «Туризм» предусматривает комплекс дисциплин, формирующих все необходимое менеджеру (управляющему) знания и умения. Модель подготовки студентов максимально приближена к модели деятельности менеджера современной туристско-экскурсионной структуры.

Поэтому на 3 курсе студентам предлагается выбор специализаций, которые соответствуют основным направлением современного туристского дела:

- менеджмент гостиничного бизнеса;
- менеджмент международного туризма;
- менеджмент внутреннего туризма;
- менеджмент коммерческого туризма;
- менеджмент спортивных и активных видов туризма.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.