Практика семейной психотерапии, основанной на опыте — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Практика семейной психотерапии, основанной на опыте

2017-12-12 358
Практика семейной психотерапии, основанной на опыте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отличительными особенностями дисфункциональных семей являются ригидные;заимодействия и блеклость эмоций. Такая атмосфера часто приводит к появлению ■имптомов у одного или нескольких членов семьи. В дисфункциональных семьях коммуникация осуществляется вяло, а для ролевых)жиданий характерна неопределенность (Satir, 1972). Правила взаимодействия жес-'ко определены и не меняются в соответствии со спецификой сложившейся ситуации. 1ри возникновении проблемы члены семьи продолжают придерживаться привычных 1равил и стереотипов поведения. Сатир (Satir, 1967) так описывает замкнутую сис­тему (closed system):

Главной целью семейной психотерапии, основанной на опыте, является личност­ный рост, а не редукция симптомов. Психотерапевты считают, что индивидуальный рост ослабит потребность в симптоме. Именно поэтому членам семьи рекомендуют проявлять собственную уникальность, делая творческий выбор. Кроме того, их учат видеть глубинный смысл общения друг с другом. Во-первых, каждый член семьи должен уметь полно, конгруэнтно и внятно комментировать все, что видит и слышит, ощущает и думает о себе и других в их присутствии. Во-вторых, с каж­дым надо обращаться, учитывая его уникальность, а решения следует принимать не с позиции силы, а после совместного обсуждения и в результате переговоров. В-третьих, межличностные различия должны быть легализованы и использованы для индивиду­ального роста (р. 120).

 

Поведенческая семейная психотерапия

Поведенческая семейная психотерапия ведет начало от теории социального науче-«ш (social learning theory) (Bandura, 1969), в которой оперантное обсуловливание operant conditioning) сочетается с демонстрацией социальных моделей поведения 'social modeling). Эти приемы доказали свою эффективность при работе не с семьей <ак системой, а с отдельными индивидами. Поведенческие психотерапевты усвоили 1ринщшы теории систем (Birchler & Spinks, 1980), однако используют их примени-"ельно к линейной структуре. Считается, что в основе семейных проблем лежат не­аффективные паттерны подкрепления (reinforcement), присущие взаимодействию лежду родителями и детьми или между партнерами по браку. Сторонники поведен-геского подхода практически не уделяют внимания круговым паттернам взаимодей-твия в семейной системе, которые могут способствовать сохранению проблемы.

Бихевиористы традиционно уделяли особое внимание поведению отдельных субъектов и событиям, которые инициируют, формируют и поддерживают их пове­дение. Семейные поведенческие психотерапевты также придают решающее значение тому, как отдельные члены семьи осуществляют стимульный контроль поведения, а не организационной динамике семейной системы в целом (Foster & Hoier, 1982).

Исходя из принципов оперантного обусловливания, теория социального научения рассматривает семейную дисфункцию как результат нечастого позитивного подкреп­ления членами семьи друг друга (то есть недостаточным количеством наказаний а нежелательное поведение). Зачастую один из членов семьи использует аверсивный:тимул, или наказание, для управления поведением другого члена семьи.

Первой точкой приложения теории социального научения на ранних этапах раз-1ития поведенческой психотерапии стала модификация поведения детей (Patterson, 976).

Психотерапевту необходимо было привлечь пару к созданию атмосферы поддержки желательного поведения. Прежде всего, следовало научить партнеров договариваться между собой. В связи с этим чисто оперантный подход, впервые предложенный Стюар­том (Stuart, 1969), был дополнен программами обучения супругов навыкам коммуни­кации и решения проблем (Patterson & Hops, 1972; Jacobson & Weiss, 1978). В супру­жеской диаде поведение каждого участника одновременно является предпосылкой и следствием поведения партнера.

Исходя из этого, можно выделить два основных направления поведен-еской терапии отношений: терапия проблемного поведения детей и терапия неудоветворенности браком.

Практика психотерапии: поведенческий тренинг для родителей

Главными целями проведения интервью с родителями являются идентификация проблемного поведения, оценка роли родителей в его сохранении и последующей ре­дукции

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.