Теории «Х» и «Y» Д. Макгрегора. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Теории «Х» и «Y» Д. Макгрегора.

2017-12-12 464
Теории «Х» и «Y» Д. Макгрегора. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы «школы человеческих отношений» во многом были противоположны принципам «школы научного управления». Анализ этих различий позволил американскому ученому Дугласу Мак Грегору разработать «теорию X» и «теории Y». Они отражали два типа взглядов на работников, что объясняло существование двух типов управления. Он
открыл, что понимание менеджером природы и
поведения человека очень важны при выборе стиля
действий менеджера. «Теория Х» представляет традиционный взгляд на управление, в соответствии с которым управление и контроль осуществляются авторитетом. Для организации типа X характерны следующие предпосылки.

1. Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается eе избегать.

2. Вследствие нежелания работать большинство людей только путём принуждения с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять необходимые действия и затрачивать те усилия, которые необходимы для достижения организацией своих целей.

3. Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопас­ной ситуации. Речь идёт не о естественном стремлении любого человека к безопасности, а о стремлении избегать риска и связанной с ним возможной опасности.

В противоположность теории Х теория Y имеет следующие предпосылки.

1. Выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека столь же естественно, как и во время игры или на отдыхе.

2. Нежелание работать не является наследственно присущей чертой человека. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда, их соот­ветствия или несоответствия его интересам, способностям и желаниям.

3. Внешний конт­роль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности в интересах организации, если у них развито чувство ответственности, обязательства по отношению к организации.

4. Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознагражде­нием является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации.

5. Обычный человек, воспитанный определённым образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.

Теории «Х», и «Y»,
определяли крайности, которыми менеджер пользовался
как предположениями. В реальной жизни конкретные
люди — это «ХY». Учение Макгрегора представлялоинтеграцию индивидуальных и организационных
целей,которая вела к гармонии интересов организации
и каждого ее члена.

В 50-е годы XX в. Мак Грегор сделал вывод о том, что управление типа Y гораздо эффективнее, и рекомендовал менеджерам создавать условия, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организа­ции, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей.

По мнению Д. Макгрегора, предположения «Теории Y» не являются окончательно утвержденными, они выступают скорее как своеобразное «приглашение к обновлению» общепринятой на практике традиционной «Теории Х». Макгрегор подчеркивал, то, во что верит человек как в истину, побуждает его действовать соответствующим образом. В свою очередь аналогичное поведение побуждает и других поступать так, как от них этого ожидают. Именно таким образом создаются самореализующиеся пророчества. Например, если менеджер считает своих подчиненных ленивыми и безответственными, то он создаст такую систему поощрений и наказаний, к которой работники быстро приспособятся и будут вести себя в соответствии с ожиданиями менеджера, как это предполагает «Теория Х». Принятие менеджерами предположений «Теории Y» позволит в определенной мере улучшить существующую практику производства и управления.

Сложность применения на практике «Теории Y» во многом связана с тем, что люди привыкли к тому, что ими управляют, их контролируют в рамках организации, а удовлетворить свои социальные, эгоистические потребности, а также потребность в самовыражении можно только вне организации. Причем, по мнению Макгрегора, такая установка характерна для менеджмента также как и для работника.

Д. Макгрегор выделил ряд явлений в менеджменте, согласующихся с «Теорией Y»: децентрализация и делегирование полномочий, расширение фронта работ, предполагающее объединение нескольких работ в одну и обеспечение целостности задания, соучастие и принятие принципов консультативного менеджмента.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.