Физическое развитие как биологический процесс — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Физическое развитие как биологический процесс

2017-12-10 565
Физическое развитие как биологический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровень и гармоничность физического развития – это уникальный показатель не только здоровья, на котором удается проследить сравнительно кратковременные эффекты влияния на растущий организм совокупности факторов природной и социальной среды, но и критерий эпохальных изменений биологической природы человека (Н.А. Матвеева с соавт., 1997; Ю.А. Ямпольская, 2000). Одним из наиболее актуальных аспектов возрастной антропологии является изучение сдвигов в физическом развитии от поколения к поколению («во времени») и на внутрипопуляционном уровне («в группе»). Решая свои специфические задачи, связанные с установлением закономерностей роста и развития детской части популяции, эта область знания о здоровом ребенке выступает как информационный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и поэтому занимает существенное место не только в системе биологических наук, но и в медицине (Ю.А. Ямпольская, 2000).

Вместе с тем, в литературе нет однозначного определения термина «физическое развитие». В антропологии и теории физического воспитания это понятие, являясь центральным, имеет различное содержание, так как эти дисциплины рассматривают разные комплексы физических свойств и качеств человека. Различные авторы трактуют понятие о физическом развитии по-разному. Так, В.В. Бунак (1962) дает следующее определение: «физическое развитие есть некоторая условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект, обнаруживающийся как в одномоментном испытании, так и в длительный срок». П.Н. Башкирцев (1962) под физическим развитием понимает единство морфологических и функциональных особенностей организма. В.Г. Властовский (1976) понимает под физическим развитием «комплекс морфофункциональных признаков, характеризующий возрастной уровень биологического развития организма». По мнению А.Г. Апанасенко (1985) к вопросу трактовки понятия «физическое развитие» следует подходить совершенно с других позиций. Каждый человек, как социальная единица должен рассматриваться в трех аспектах: социально-психологическом, органическом (морфофункциональном) и половом. Сводить оценку физического развития только к оценке показателей роста и веса автор считает методологически неправильным. В характеристике физического развития А.Г. Апанасенко отдает предпочтение функциональным параметрам в расчете на килограмм массы тела, в частности максимальному потреблению кислорода (МПК).

Рост и развитие – процессы взаимосвязанные, тем не менее, рост проявляется преимущественно накоплением биологической материи – это количественные преобразования. Развитие – это качественные преобразования, протекающие в организме за счет дифференцировки, приводящей к изменениям функций развивающегося организма. Задержка роста и развития организма при неблагоприятных условиях среды в один период жизни сменяется убыстрением роста при улучшении внешних условий в другой период (Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов, 1990).

Морфологическая и функциональная зрелость отдельных органов и систем наступает не одновременно. Известно, что клеточная дифференцировка и ростовые процессы зависят от разных по характеру метаболических процессов. На протяжении одного возрастного периода одни ткани интенсивно растут, другие в это же время проходят этап дифференцировки. Процессы роста и дифференцировки разделены временем, что позволяет проследить периодичность процесса. Каждый процесс состоит из фазы торможения и последующей фазы активации. Определенный этап развития направлен на достижение промежуточной цели, без которой не может быть реализован следующий этап, поэтому нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие достижению таких промежуточных целей, могут быть причиной самых тяжелых болезней развития. При этом растущий организм обладает способностью стабилизировать ход развития и возвращаться к предопределенной кривой роста даже в том случае, когда внешними факторами (экология, голод, перемена климата и т.д.) нарушена «траектория развития». Это свойство Уоддингтон (Waddington) (цит. по:Д. Харрисон с соавт., 1979) назвал канализированием или гомеорезом, т.е. поддержанием постоянства динамических характеристик в развивающихся системах, в отличие от понятия «гомеостаз», когда осуществляется поддержания постоянства в стабильных системах. Тем не менее, нарушение развития в раннем возрасте небезразличны для нормального течения последующих периодов онтогенеза и состояния здоровья ребенка.

Исследование процессов роста у человека носят либо продольный (индивидуализирующий метод), либо поперечный (генерализирующий метод) характер. Впервые продольные наблюдения проведены в 1759-1777 годах графом де Монбейяр, проследившим развитие своего сына от рождения до 18 лет, данные были опубликованы в приложении к «Естественной истории» Бюффона. Начало поперечных исследований связано с именем бельгийского ученого А.Кетле (1836). В России первые поперечные измерения детей проведены в гимназиях Санкт-Петербурга (1866), продольный метод применен впервые А.О. Карнацким (1905). С тех пор поперечными и в меньшей мере продольными исследованиями охвачено большинство территориальных и этнических групп населения Земли, благодаря чему созданы нормативы соматического развития детей (J.M.Tanner, 1962). По рекомендациям WHO в условиях стабильной популяции нормативы необходимо обновлять каждые 10 лет, а в условиях нестабильности – каждые 5 лет.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показывают, что направление и уровень физического развития определяется гено- и фенотипическими особенностями. Помимо биологических факторов играют роль социальные и экологические условия (уровень социально-экономического развития общества, бытовые и гигиенические навыки, организация физического воспитания, природные условия, образ жизни детей и их родителей и многое другое).

Известно, что генетический фактор в первую очередь обеспечивает видовую и расовую принадлежность человека, он складывается из совокупности свойств, характеризующих развивающийся организм. Установлено, что на рост тела преимущественно влияют внутренние факторы, тогда как на общее физическое развитие большое влияние оказывает совокупность внешних факторов, воздействующих как непосредственно (питание), так и опосредованно (через нервную систему) на эндокринно-обменные процессы (Т.Е. Криворученко, 1976; Д.В. Колесов, Н.Б. Сальверова,1978; М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1983). При этом, более существенно внешние факторы влияют на физическое развитие в младших возрастных периодах (В.И. Козлов, Д.А. Фабер, 1983; Г.Н. Жарова, 1987; 1990; Т.С. Копосова с соавт., 1997).

До настоящего времени нет единой концепции об соотношении физического развития и здоровья. Имеются попытки отождествления этих понятий, так как довольно часто встречается сочетание нормального уровня физического развития и хронических заболеваний, особенно в детском возрасте. Однако, объективных данных, устанавливающих связь между степенью физического развития и состоянием здоровья у взрослых, по мнению П.Н. Башкирцева, нет. Вместе с тем, давно подвержена большая подверженность инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулезу, физически ослабленных детей (А.Г. Щедрина, 1989). Современные данные о сочетании ожирения с заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются подтверждением данной закономерности (VallesM., 1997; PozzanR., 1997; А.А. Александров, В.Б. Розанов, 1998; MasuoK., 2000; C.Г. Василенко, Г.Ф. Бренштейн, 2003 и др.).

Развиваясь по четкой генетической программе, детский организм в то же время тонко реагирует на все изменения окружающей среды. Влияние факторов среды на физическое развитие может происходить на различных иерархических уровнях организма: молекулярном, клеточном, на уровне отдельных органов, физиологических систем, психики, организма в целом. Существенное влияние на процессы роста и развития оказывает сезон года, наиболее интенсивный рост наблюдается весной и летом, с марта по август (Т.С. Криворученко, 1976; А.Г. Хрипкова с соавт., 1990; Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2001).

Установлено, что проявление генетического фактора зависит от средовых воздействий по разному: в оптимальных условиях внешней среды проявление этого фактора сильнее, чем в неудовлетворительных

(Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов, 1990; Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2001).

1.2. Антропометрия как метод ……

 

Для объективной оценки уровня физического развития необходимо определить антропометрические особенности, темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик.

Антропометрия – количественный метод измерения человеческого тела. Антропометрические показатели характеризуют размеры частей тела, пределы их движений, а также силу мышц.

Антропометрическое обследование подразделяют на собственно антропометрию, изучающую измерительные признаки, и соматоскопию, связанную с оценкой степени выраженности описательных признаков (особенности осанки, формы грудной клетки, живота, ног, выраженности и распределения жировой, мышечной ткани, выраженность вторичных половых признаков).

Важным условием для проведения антропометрических определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно исследования проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении, через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую одежду.

Антропометрические измерения проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д.

Антропометрические исследования проводят по унифицированным методам, строго соблюдая технику измерений. Антропометрические показатели зависят от положения тела испытуемого. Все измерения проводят в строго определенной антропометрической стойке.

Измерение длины тела производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками, скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания по линии глаз и козелка уха.

Измерение массы тела производят на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более ±50 г.

Измерение окружности грудной клетки производят следующим способом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, у девушек под молочными железами. Разница величин окружностей грудной клетки на вдохе, выдохе отражает подвижность грудной клетки, которую называют экскурсией грудной клетки во время дыхания. Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5-9 см – средним, а если 10 см и более – высоким.

Тотальные размеры тела – это ряд наиболее общих антропометрических параметров тела, в который включают массу тела, длину тела, обхват груди (А.А. Маркосян, 1969).

Тотальные показатели считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями. По основным морфологическим характеристикам, в определенной мере, можно судить, как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм растущего и развивающегося человека.

Соотношение длины и массы являются важнейшими интегративными характеристиками морфофункционального статуса человека на протяжении всей его жизни.

Длина тела является признаком, характеризующим состояние пластических процессов в организме. Длина тела является основным маркером наследственности и скорости ростовых процессов у детей, а также непременным элементом конституционально-типологических схем. При этом масса тела в большей степени маркирует индивидуальную реактивность на сумму экзогенных воздействий. Она интегрирует в себе индивидуальные обменные процессы, особенно наглядно жировой обмен, а также всю специфику образа жизни. Усиленное развитие скелетно-мышечного компонента сомы в результате активных физических нагрузок или, напротив, ослабление этого компонента при малоподвижном образе жизни. Достижение определенного «критического» уровня массы тела, является пусковым механизмом всей постнатальной жизнедеятельности с благоприятным морфофункциональным прогнозом в дальнейшем и пусковым механизмом системы воспроизводства у девочек-подростков (наступление регул) (Т.К. Федотова, 2005).

Показатели длины и массы тела являются фундаментом скрининг-оценки физического состояния детской популяции (Ю.А. Ямпольская, 2005). Выявляемые с ее помощью отклонения в уровне значений длины и массы тела (дефицит или избыток) часто являются первыми сигналами функционального неблагополучия или определенных детских заболеваний детского организма.

Интенсивность нарастания длины тела с возрастом и дефинитивные размеры, при прочих равных условиях, обусловлены генетически.

 

Показатель силы кисти.

Показатель силы кисти - показатель процентного отношения мышечной силы к массе тела. Между массой тела и мышечной силой существует закономерность: чем больше мышечная масса, тем больше сила.

.

Показатель сильнейшей кисти в норме у мужчин составляет 65-80 %, у женщин – 48-50%.

 

Мышечный индекс. Мышечный индекс характеризует степень увеличения окружности плеча при максимальном напряжении мышц по сравнению с состоянием покоя.

МИ = (окружность плеча в напряжении (см) – окружность плеча в покое (см) ∙ 100%

 

Индекс 3,1-4,9 характеризует слабое развитие мышц;

5,0-8,0 – среднее развитие мышц;

8,1-12,0 – хорошее развитие мышц;

12,1-15,0 – очень хорошая мускулатура;

15,1 и более – отлично развитая мускулатура.

 

Коэффициент пропорциональности (КП)

 

,

где L1 – длина тела в положении стоя;

L2 – длина тела в положении сидя.

Нормальным считается, если КП = 87-92%.

 

Индекс Вервека – Воронцова, характеризует тип телосложения.

 

,

 

ИВ больше 1,35 соответствует выраженному вытягиванию или долихоморфии;

1,25-1,35 – умеренной долихоморфии;

0,85 – мезоморфии;

0,75 – 0,85 – брахиморфии;

0,75 – выраженной брахиморфии.

Долихоморфный тип телосложения характеризуется узким туловищем и длинными конечностями. Брахиморфный -0 широким туловищем и короткими конечностями. Мезоморфный тип телосложения – средний вариант размеров тела.

 

 

Физическое развитие как биологический процесс

 

Физическое развитие представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом.

Количественная оценка физического развития может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры), так и в относительных (процент возрастной нормы, центильные и сигмальные шкалы) величинах. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание.

Уровень и гармоничность физического развития – это уникальный показатель не только здоровья, на котором удается проследить сравнительно кратковременные эффекты влияния на растущий организм совокупности факторов природной и социальной среды, но и критерий эпохальных изменений биологической природы человека (Н.А. Матвеева с соавт., 1997; Ю.А. Ямпольская, 2000).

Одним из наиболее актуальных аспектов возрастной антропологии является изучение сдвигов в физическом развитии от поколения к поколению («во времени») и на внутрипопуляционном уровне («в группе»). Решая свои специфические задачи, связанные с установлением закономерностей роста и развития детской части популяции, эта область знания о здоровом ребенке выступает как информационный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и поэтому занимает существенное место не только в системе биологических наук, но и в медицине (Ю.А. Ямпольская, 2000).

Физическое развитие – биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток, межклеточных структур, прибавление с возрастом массы метаболически активных тканей, в связи с преобладанием образующих структур (ассимиляция) над разрушающимися (диссимиляция), а также увеличения числа клеток благодаря их делению. Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность или гетерохронизм.

Развитие – это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают, в первую очередь, за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Рост и развитие организма, т.е. количественные и качественные изменения, тесно связаны и обуславливают друг друга.

К фундаментальным характеристикам ростового процесса относят: непрерывность, постепенность и необратимость, цикличность, разновременность, чувствительность к экзогенным и эндогенным факторам среды, половой диморфизм.

Наследственные факторы определяют главным образом темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях окружающей среды. При нарушении этого условия реализация генетической программы роста либо существенным образом затрудняется, либо искажается.

Влияние средовых факторов на скорость роста детского организма прослеживается весьма отчетливо. Среди этих факторов выделяют питание и витаминную обеспеченность, двигательный режим и эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, влияние климатогеографических условий и др. При этом факторы окружающей среды могут замедлять или ускорять ростовые процессы, однако в целом тенденция роста достаточно устойчива.

Разнообразные неблагоприятные влияния, нарушающие индивидуальную скорость роста ребенка, могут быть впоследствии нейтрализованы феноменом «наверстывания или компенсирующего роста» (В.А. Доскин с соавт., 1997).

Индивидуальное развитие человека протекает и претерпевает изменения под влиянием двух главных взаимодействующих факторов - наследственной программы и окружающей среды (Э.М. Казин с соавт., 2003). Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Общебиологическое значение роста состоит в достижении такого уровня развития организма, который необходим для его репродукции. У человека конечная программа роста состоит в достижении не только репродуктивного, но и интеллектуального и социального совершенства. С позиций биологии и генетики рост – это генетически запрограммированный процесс увеличения массы тела, линейных и объемных размеров организма при оптимальном поступлении ингредиентов питания и благоприятных условиях окружающей среды. В геноме зародыша содержится полная генетическая программа онтогенеза, поэтапная реализация которой определяет его дефинитивный рост и, более того, весь жизненный цикл организма. Это достигается последовательным переключением, активацией или репрессией генов, контролирующих синтез структурных и функциональных белков организма. В сущности, нормальный рост подчинен закономерностям мультифакторного наследования: множество генов регулируют линейный и объемный рост, синтез гормонов и тканевых факторов роста, половых гормонов, клеточных рецепторов, а их эффекты модулируются влияниями внешней среды. Рост – программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем (П.К. Анохин, 1980).

Физическое развитие следует оценивать с помощью методик, рекомендованных к использованию в практике нормативными документами и широко используемых в научных исследованиях, гигиенической и педиатрической практике, эндокринологии (региональные модифицированные шкалы регрессии массы тела по длине тела; центильные таблицы; расчет индекса массы тела и др.). Т.е., такие, которые отражают все существующие подходы к оценке физического развития (В.Р. Кучма, с соавт.. 2008).

Одним из важнейших критериев, отражающих состояние здоровья детского населения, является физическое развитие, а данные, полученные при антропометрических обследованиях однородных групп детей, могут служить основой для популяционного мониторинга (Ю.А. Ямпольская, 1998, 2000; Л.И. Аборосимова с соавт., 1998; Е.И. Прахин, В.Л. Грицинская, 2002; И.Б. Чмиль, Л.Н. Медведев, 2002;Л.Т. Гигуз с соавт., 2003). Значимость антропометрических исследований с целью обновления стандартов и индексов для оценки состояния здоровья человека в различные возрастные периоды продекларирована Всемирной организацией здравоохранения WHO (DeOnisM., HabichJ., 1996).

Уровень и гармоничность физического развития – это уникальный показатель не только здоровья, на котором удается проследить сравнительно кратковременные эффекты влияния на растущий организм совокупности факторов природной и социальной среды, но и критерий эпохальных изменений биологической природы человека (Н.А. Матвеева с соавт., 1997; Ю.А. Ямпольская, 2000). Одним из наиболее актуальных аспектов возрастной антропологии является изучение сдвигов в физическом развитии от поколения к поколению («во времени») и на внутрипопуляционном уровне («в группе»). Решая свои специфические задачи, связанные с установлением закономерностей роста и развития детской части популяции, эта область знания о здоровом ребенке выступает как информационный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и поэтому занимает существенное место не только в системе биологических наук, но и в медицине (Ю.А. Ямпольская, 2000).

Вместе с тем, в литературе нет однозначного определения термина «физическое развитие». В антропологии и теории физического воспитания это понятие, являясь центральным, имеет различное содержание, так как эти дисциплины рассматривают разные комплексы физических свойств и качеств человека. Различные авторы трактуют понятие о физическом развитии по-разному. Так, В.В. Бунак (1962) дает следующее определение: «физическое развитие есть некоторая условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект, обнаруживающийся как в одномоментном испытании, так и в длительный срок». П.Н. Башкирцев (1962) под физическим развитием понимает единство морфологических и функциональных особенностей организма. В.Г. Властовский (1976) понимает под физическим развитием «комплекс морфофункциональных признаков, характеризующий возрастной уровень биологического развития организма». По мнению А.Г. Апанасенко (1985) к вопросу трактовки понятия «физическое развитие» следует подходить совершенно с других позиций. Каждый человек, как социальная единица должен рассматриваться в трех аспектах: социально-психологическом, органическом (морфофункциональном) и половом. Сводить оценку физического развития только к оценке показателей роста и веса автор считает методологически неправильным. В характеристике физического развития А.Г. Апанасенко отдает предпочтение функциональным параметрам в расчете на килограмм массы тела, в частности максимальному потреблению кислорода (МПК).

Рост и развитие – процессы взаимосвязанные, тем не менее, рост проявляется преимущественно накоплением биологической материи – это количественные преобразования. Развитие – это качественные преобразования, протекающие в организме за счет дифференцировки, приводящей к изменениям функций развивающегося организма. Задержка роста и развития организма при неблагоприятных условиях среды в один период жизни сменяется убыстрением роста при улучшении внешних условий в другой период (Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов, 1990).

Морфологическая и функциональная зрелость отдельных органов и систем наступает не одновременно. Известно, что клеточная дифференцировка и ростовые процессы зависят от разных по характеру метаболических процессов. На протяжении одного возрастного периода одни ткани интенсивно растут, другие в это же время проходят этап дифференцировки. Процессы роста и дифференцировки разделены временем, что позволяет проследить периодичность процесса. Каждый процесс состоит из фазы торможения и последующей фазы активации. Определенный этап развития направлен на достижение промежуточной цели, без которой не может быть реализован следующий этап, поэтому нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие достижению таких промежуточных целей, могут быть причиной самых тяжелых болезней развития. При этом растущий организм обладает способностью стабилизировать ход развития и возвращаться к предопределенной кривой роста даже в том случае, когда внешними факторами (экология, голод, перемена климата и т.д.) нарушена «траектория развития». Это свойство Уоддингтон (Waddington) (цит. по:Д. Харрисон с соавт., 1979) назвал канализированием или гомеорезом, т.е. поддержанием постоянства динамических характеристик в развивающихся системах, в отличие от понятия «гомеостаз», когда осуществляется поддержания постоянства в стабильных системах. Тем не менее, нарушение развития в раннем возрасте небезразличны для нормального течения последующих периодов онтогенеза и состояния здоровья ребенка.

Исследование процессов роста у человека носят либо продольный (индивидуализирующий метод), либо поперечный (генерализирующий метод) характер. Впервые продольные наблюдения проведены в 1759-1777 годах графом де Монбейяр, проследившим развитие своего сына от рождения до 18 лет, данные были опубликованы в приложении к «Естественной истории» Бюффона. Начало поперечных исследований связано с именем бельгийского ученого А.Кетле (1836). В России первые поперечные измерения детей проведены в гимназиях Санкт-Петербурга (1866), продольный метод применен впервые А.О. Карнацким (1905). С тех пор поперечными и в меньшей мере продольными исследованиями охвачено большинство территориальных и этнических групп населения Земли, благодаря чему созданы нормативы соматического развития детей (J.M.Tanner, 1962). По рекомендациям WHO в условиях стабильной популяции нормативы необходимо обновлять каждые 10 лет, а в условиях нестабильности – каждые 5 лет.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показывают, что направление и уровень физического развития определяется гено- и фенотипическими особенностями. Помимо биологических факторов играют роль социальные и экологические условия (уровень социально-экономического развития общества, бытовые и гигиенические навыки, организация физического воспитания, природные условия, образ жизни детей и их родителей и многое другое).

Известно, что генетический фактор в первую очередь обеспечивает видовую и расовую принадлежность человека, он складывается из совокупности свойств, характеризующих развивающийся организм. Установлено, что на рост тела преимущественно влияют внутренние факторы, тогда как на общее физическое развитие большое влияние оказывает совокупность внешних факторов, воздействующих как непосредственно (питание), так и опосредованно (через нервную систему) на эндокринно-обменные процессы (Т.Е. Криворученко, 1976; Д.В. Колесов, Н.Б. Сальверова,1978; М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1983). При этом, более существенно внешние факторы влияют на физическое развитие в младших возрастных периодах (В.И. Козлов, Д.А. Фабер, 1983; Г.Н. Жарова, 1987; 1990; Т.С. Копосова с соавт., 1997).

До настоящего времени нет единой концепции об соотношении физического развития и здоровья. Имеются попытки отождествления этих понятий, так как довольно часто встречается сочетание нормального уровня физического развития и хронических заболеваний, особенно в детском возрасте. Однако, объективных данных, устанавливающих связь между степенью физического развития и состоянием здоровья у взрослых, по мнению П.Н. Башкирцева, нет. Вместе с тем, давно подвержена большая подверженность инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулезу, физически ослабленных детей (А.Г. Щедрина, 1989). Современные данные о сочетании ожирения с заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются подтверждением данной закономерности (VallesM., 1997; PozzanR., 1997; А.А. Александров, В.Б. Розанов, 1998; MasuoK., 2000; C.Г. Василенко, Г.Ф. Бренштейн, 2003 и др.).

Развиваясь по четкой генетической программе, детский организм в то же время тонко реагирует на все изменения окружающей среды. Влияние факторов среды на физическое развитие может происходить на различных иерархических уровнях организма: молекулярном, клеточном, на уровне отдельных органов, физиологических систем, психики, организма в целом. Существенное влияние на процессы роста и развития оказывает сезон года, наиболее интенсивный рост наблюдается весной и летом, с марта по август (Т.С. Криворученко, 1976; А.Г. Хрипкова с соавт., 1990; Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2001).

Установлено, что проявление генетического фактора зависит от средовых воздействий по разному: в оптимальных условиях внешней среды проявление этого фактора сильнее, чем в неудовлетворительных

(Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов, 1990; Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2001).

1.2. Антропометрия как метод ……

 

Для объективной оценки уровня физического развития необходимо определить антропометрические особенности, темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик.

Антропометрия – количественный метод измерения человеческого тела. Антропометрические показатели характеризуют размеры частей тела, пределы их движений, а также силу мышц.

Антропометрическое обследование подразделяют на собственно антропометрию, изучающую измерительные признаки, и соматоскопию, связанную с оценкой степени выраженности описательных признаков (особенности осанки, формы грудной клетки, живота, ног, выраженности и распределения жировой, мышечной ткани, выраженность вторичных половых признаков).

Важным условием для проведения антропометрических определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно исследования проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении, через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую одежду.

Антропометрические измерения проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д.

Антропометрические исследования проводят по унифицированным методам, строго соблюдая технику измерений. Антропометрические показатели зависят от положения тела испытуемого. Все измерения проводят в строго определенной антропометрической стойке.

Измерение длины тела производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками, скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания по линии глаз и козелка уха.

Измерение массы тела производят на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более ±50 г.

Измерение окружности грудной клетки производят следующим способом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, у девушек под молочными железами. Разница величин окружностей грудной клетки на вдохе, выдохе отражает подвижность грудной клетки, которую называют экскурсией грудной клетки во время дыхания. Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5-9 см – средним, а если 10 см и более – высоким.

Тотальные размеры тела – это ряд наиболее общих антропометрических параметров тела, в который включают массу тела, длину тела, обхват груди (А.А. Маркосян, 1969).

Тотальные показатели считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями. По основным морфологическим характеристикам, в определенной мере, можно судить, как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм растущего и развивающегося человека.

Соотношение длины и массы являются важнейшими интегративными характеристиками морфофункционального статуса человека на протяжении всей его жизни.

Длина тела является признаком, характеризующим состояние пластических процессов в организме. Длина тела является основным маркером наследственности и скорости ростовых процессов у детей, а также непременным элементом конституционально-типологических схем. При этом масса тела в большей степени маркирует индивидуальную реактивность на сумму экзогенных воздействий. Она интегрирует в себе индивидуальные обменные процессы, особенно наглядно жировой обмен, а также всю специфику образа жизни. Усиленное развитие скелетно-мышечного компонента сомы в результате активных физических нагрузок или, напротив, ослабление этого компонента при малоподвижном образе жизни. Достижение определенного «критического» уровня массы тела, является пусковым механизмом всей постнатальной жизнедеятельности с благоприятным морфофункциональным прогнозом в дальнейшем и пусковым механизмом системы воспроизводства у девочек-подростков (наступление регул) (Т.К. Федотова, 2005).

Показатели длины и массы тела являются фундаментом скрининг-оценки физического состояния детской популяции (Ю.А. Ямпольская, 2005). Выявляемые с ее помощью отклонения в уровне значений длины и массы тела (дефицит или избыток) часто являются первыми сигналами функционального неблагополучия или определенных детских заболеваний детского организма.

Интенсивность нарастания длины тела с возрастом и дефинитивные размеры, при прочих равных условиях, обусловлены генетически.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.