Применение ИКТ в начальной школе — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Применение ИКТ в начальной школе

2017-12-09 369
Применение ИКТ в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Применение ИКТ в начальной школе

Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Под использованием «информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.

В начальной школе (1 класс) у ребят должно сформироваться представление, что школьный компьютер – это техническое средство, используемое в условиях коллективного обучения в процессе живого общения с детьми и учителем, но ни в коем случае не в качестве альтернативы учителю или одноклассников. Компьютер может использовать учитель для демонстрации учебного материала путём проектирования на экран, если это нагляднее, интереснее для детей, лучше для восприятия, чем использование мела, доски или учебных плакатов. Такие компьютерные демонстрации являются способом передачи знаний, которые обязательно должны быть закреплены путём живого общения учителя с детьми и детей между собой.

Компьютер, как средство обучения на различных уроках, использую через работу с мультимедийными энциклопедиями, а так же как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, через создание мультимедийных презентаций к уроку. Цель мультимедийных презентаций – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Приступая к созданию мультимедийного пособия необходимо ответить на ряд вопросов. Эффективно ли будет использование разработанного мультимедийного продукта в учебном процессе? Какие требования предъявляются к мультимедиа-изданиям? Каким конкретным требованиям должно удовлетворять разрабатываемое пособие с учётом психолого-педагогического подхода, т.е. какова основная его цель, структура, интерфейс, с учётом возрастной категорией пользователей этого продукта.

Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал.

Мультимедийные пособия можно использовать как на этапе объяснения нового материала, так и в процессе его закрепления и повторения, а также проводить воспитательные мероприятия.

Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.

Формы использования ИКТ.

Использование электронных учебников

Использование мультимедийных презентаций

Использование ресурсов сети Интернет, в том числе виртуальных лабораторий

Использование интерактивной доски

Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)

Использование ЦОРов, ЭОРов

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения ОМС

Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий для ученика:

ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

делает занятия интересными и развивает мотивацию.

предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Таким образом,

если процесс обучения опирается на современные основополагающие положения философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания, развития.

если выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у школьников в процессе обучения;

если разработаны дидактические и методические аспекты оптимального использования средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, способствующие повышению уровня познавательного интереса школьников;

если организация процесса обучения в начальной школе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий учитывает возрастные особенности школьников, исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития;

если выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного интереса у школьников и на их основе в процессе обучения осуществляется диагностирование уровней его развития, это будет способствовать развитию творческих способностей школьника, формированию познавательного интереса при изучении окружающего мира.

Чем меньше возраст детей, тем чаще они проявляют застенчивость, испытывают страх перед незнакомыми взрослыми, легко отвлекаются от выполнения тестовых заданий. Длительные тесты могут быстро утомить ребенка, что приведет к утрате интереса.

Большие трудности при тестировании детей и подростков создает тревожность. Влияние этого фактора изучалось многими психологами. Например, рассматривалась взаимосвязь результатов тестирования с уровнем тревожности и мотивацией достижения. Было выявлено, в частности, что показатели интеллектуальных тестов и тестов школьных достижений находятся в обратно пропорциональном отношении с тревожностью. Для того чтобы контролировать возможное влияние этого фактора в процессе диагностического обследования, разрабатывались опросники, направленные на выявление отношения обследуемого к ситуации тестирования.

На детей в большей степени, чем на взрослых, оказывают влияние личностные особенности экспериментатора, его возраст, внешний вид, поведение во время тестирования, а такaie многочисленные ситуативные факторы. На результаты тестирования могут существенно повлиять особенности помещснпя, в котором проводится обследование, присутствие других людей, случайные помехи, попытки родителей «подготовить» ребенка к тестированию, имеющийся у ребенка прошлый опыт общения с психологами.

Важное значение имеет также то отношение к проблеме одаренных детей, их выявлению и обучению, которое складывается в обществе и отражается в средствах массовой информации. Необходимо учитывать, что такие социальные факторы оказывают существенное влияние не только на родителей, но и на детей. Так, семилетний мальчик, рыдающий перед комнатой, в которой проходило обследование, объяснил свой страх следующим образом: «Я очень боюсь неправильно ответить, ведь тогда меня не возьмут в хорошую гимназию для умных детей и отправят в плохую школу для дураков».

Известно, что умственное развитие ребенка, его творческие способности существенно зависят от особенностей школьного и семейного воспитания и обучения. Уровень развития способностей не является фиксированным и меняется как спонтанно, так и в результате активных целенаправленных воздействий.

Как правило, связь между результатами тестирования и практической деятельностью носит чисто формальный, статистический характер, диагноз, по сути, сливается с прогнозом, а оцениваемые особенности психики рассматриваются как стабильные, что закрывает вопрос об их совершенствовании и возможной коррекции. В работах этих авторов последовательно внедряется, а также теоретически и экспериментально обосновывается принцип коррекционности в психодиагностике, имеющий большое прикладное значение. Одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем it этой области психологической теории и практики связана с поиском критериев эффективности коррекционной работы. В работах К.М.Гуревпча и его сотрудников предпринимается попытка построения тестов, которые позволят реализовать принцип коррекционности. Предполагается, что правильный выбор направления коррекции должен сказаться на результатах тестирования. В качестве примера может послужить коррекционная программа, тесно связанная со школьным тестом умственного развития (ШТУР).

Подростковый кризис

В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса», который является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется: в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и

Факторы, влияющие на подростковый кризис:

Внешние факторы Внутренние факторы
Состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).  

 

Когнитивные процессы

К числу основных когнитивных процессов относятся память, внимание, мышление.

Память — запоминание, сохранение, последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обес­печивающее его особо ясное отражение.

Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительно­сти человеком в ее существенных связях и отношениях.

Оценка образного мышления

Для проведения исследования потребуются наборы из пяти картинок, на каждой из которых изображены четыре предмета; секундомер и прото­кол для регистрации ответов;

Тест Замбачавицене.

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Эмоциональная сфера-

Проективные методики: рисунок «Человек», «ДДЧ», «Несуществующее

животное», «Человек под дождем», «Кактус».

Проективные: хенд-тест, тест тревожности Филлипса, метод экспертных

оценок.

Коррекционно-развивающая работа:

Психофизиология- моторные задания, упражнения на развитие памяти,

мышления, внимания;

библиотерапия, сказкотерапия (умение рассуждать, система отношение, усвоение моральных норм);

массаж, релаксации, сенттерапия, куклотерапия, игротерапия;

тренинговые занятия (развитие коммуникативных навыков, стрессоустойчивость,фототерапия);

психологические клубы, секции;

индивидуальные консультации.

 

 

1.9. Охарактеризуйте основные методы психологической диагностики(тестирование, опрос, проективные, беседа, наблюдение), используемые в образовательной организации.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задач, рисование, рассказ по картине и др.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок (например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку-отношение к определенной социальной группе).

Проективные - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк говорил о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств: «Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опраши

По форме оно бывает следующим:
- свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
- стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
- частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).ваемым).

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

влияние наблюдателя на объект наблюдения;

влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

 

1.10. Охарактеризуйте особенности взаимодействия участников образовательного процесса, построенного с учетом принципов профессиональной этики.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Ученик»

Цель: Установление и сохранение этических норм и правил поведения учителя и ученика

Учитель должен:

Профессиональный уровень

· Строить свои отношения с учеником на основе уважения к личности.

· Обеспечить ученику высокое качество и комфортность обучения.

· Осуществить индивидуальный подход к ученику с учетом его психосоматических особенностей.

· Нести ответственность за охрану жизни и здоровья ученика, защищать его от всех форм физического и психического насилия.

· Любить ученика независимо от ситуации, в которой он находиться

Ученик должен:

· Быть трудолюбивым, любить семью, школу, окружающую природу и Родину.

· Беречь свое здоровье и здоровье окружающих тебя людей.

· Уважать достоинство учителя.

· Пользоваться правом на доступ к информации, способствующей своему развитию.

· Участвовать в создании положительного имиджа школы.

· Беречь и ценить имущество школы.

· Быть положительным примером в поведении для других.

· Прислушиваться к советам и рекомендациям учителя.

· Уметь корректно выражать свое мнение и мысли.

· Знать, что нет лучшего вложения, чем инвестиции в себя.

· Следить за своим внешним видом, быть опрятным и аккуратным.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Родитель»

Цель: Сотрудничество семьи и школы в воспитании, образовании, развитии детей, при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип приоритета школы в обучении детей.

2. Принцип ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся в рамках педагогического процесса. Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия.

4. Принцип адекватного поведения учителя при установлении им контактов с родителями учащихся:

· Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.

· Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причем педагогическая целесообразность при этом велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задумываться, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Учитель»

Цель: Укрепление престижа учителя в глазах социального окружения.

· Педагоги поддерживают имидж компетентного, доброго, любящего детей специалиста. Прививают любовь и уважение к культурному наследию и богатой истории петербургской школы.

· Педагоги работают над созданием высококлассного имиджа школы, используя максимум творческого и интеллектуального потенциала.

· Педагоги создают деловой стиль взаимоотношений в педагогической среде.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Администрация»

Социальная ответственность

Администрация допускает к работе профессионально-компетентных работников, информирует общественность о профессиональном уровне педагога (образование, категория, стаж). Педагог должен знать нормативно-правовую базу педагогической деятельности.

Корпоративная ответственность.

Дошкольный возраст (3-7лет)

Обоснуйте роль коллектива в развитии и формировании личности. Раскройте основные положения теории коллектива в педагогике, понятия о коллективе как объекте и субъекте воспитания. Охарактеризуйте динамику групповых процессов, этапы и уровни развития детского воспитательного коллектива. Назовите основные условия его развития.

С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами"'. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Н.К-Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А-Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом. В.А-Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

 

Виды проектов в школе

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках биологии, географии, химии, физики, МХК, истории, обществознании. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т.д.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо​вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об​ращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Еще один вид проектной деятельности – это межпредметные и надпредметные проекты, которые разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков. Проектная деятельность предметного и метапредметного характера выполняется учащимися по их свободному выбору, носит развивающий, личностный характер.

 

Этапы проведения проекта

Подготовительный или вводный (погружение в проект).

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т. д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

Поисково-исследовательский этап.

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планированию.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Трансляционно-оформительский этап.

3.1. «Предзащита проекта».

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение даты и места;

3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео - и фотосъемка и проч.);

3.3.3. стендовая информация о проекте.

Заключительный этап.

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Цели проектной деятельности:

- Совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;

- Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;

- Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;

Задачи проектной деятельности:

- Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности;

- Вовлечение в творческое проектирование новых его членов;

- Расширение области тематического исследования в проектной деятельности;

- Совершенствование электронной формы проектов;

- Поиски новых направлений и форм творческого проектирования;

- Расширение границ практического использования проектных работ учащихся;

- Укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно – образовательной сфере;

- Активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.

 

2. 23. Раскройте содержание известных Вам концепций и моделей школьной психологической службы. Перечислите виды деятельности психолого образования и раскройте содержание каждого из них.

Ответ: Существует несколько концепций деятельности школьной психологи­ ческой службы. Наиболее известные из них - это концепция И. В. Дуброви­ной и концепция Л. М. Фридмана.

С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе - воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. - организация, по­ строение и проведение этого процесса на основе современных психолого-пе­дагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.Школьный психолог является членом пед.коллектива и напрямую уча­ствует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое само­ управление. Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога:

1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов;

2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей;

3) изучение процесса личностного развития учащихся;

4) оценку воспитанности учащихся.

Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья - человечность индивида - понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полно­ ценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психо­логической службы образования. Основное средство достижения указанной цели - создание психолого-педагогических условий, способствующих полно­ ценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каж­дого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей - их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.

Основные направления деятельности

Работа психологической службы осуществляется по следующим ос­новным направлениям.

Психопрофилактическая работа - работники психологи­ческой службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родите­лям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптаци­онный период;- проводят обследование детей в плане их подготовленности к школь­ ному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подго­товке к школе;- участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармони­ческого развития в процессе школьного обучения;- проводят психологическое обследование детей при переходе из на­чальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителя­ ми, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;- ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;- организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного рас­крытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способ­ностей;- ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в пе­дагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми;- консультируют педагогов, воспитателей и других работников обра­зовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личност­ных проблем;- способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональ­ной деятельности педагогов; осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллек­тива

Психодиагностическая работа - работники психологиче­ской службы решают следующие конкретные задачи: - проводят в случае необходимости психологическое обследование ре­бенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам; - проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; - проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам; выявляют психологические причины нарушения общения; - совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

Развивающая и психокоррекционная работа - направление предп


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.