Методы сбора социальной информации. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методы сбора социальной информации.

2017-12-10 377
Методы сбора социальной информации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации характеристик исследования.

Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Когда объект исследования сравнительно невелик и есть возможности изучить его целиком, то этот объект тождествен генеральной совокупности.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социологических объектов, которая подлежит изучению в пределах программы ЭСИ.

Но часто сложное исследование невозможно (большой объект) или в нём необходимости, поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка, или вторичная совокупность.

Вторичная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.

В программе должно быть четко указано:

1. Каков объект эмпирического исследования.

2. Является исследование сплошным или выборочным.

3. Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.

Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом выборки). Существует рад процедур осуществления выборки.

4. Необходимо указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени.

5. Что является основой выборки (список, картотека, карта, ПК, отчеты)?

6. Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

По показателям, характеризующим эффективность выборки, её можно разделить на 3 группы:

1. Наиболее эффективные

2. Средние

3. Низкоэффективные.

Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и не может считаться достоверным, и его результатам нельзя доверять.

Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Например: если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. Документы должны быть с реквизитами.

Так, при использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты.

В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих»кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами 3 уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность; 2) эксперты группы Б — находящиеся на равном должностном уровне; 3) эксперты группы В — находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного — исполнителя, сотрудника и товарища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов сбора информации необходимо учитывать ряд следующих моментов:

1. Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных.

2. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче.

3. Надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:

1. Позволяет оперативно получить фактографические данные о, предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2. Эта информация носит объективный характер, но есть некоторые ограничения:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов

б) часть этой информации устаревает

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников.

Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Однако в большинстве случаев необходимо прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д.

Под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время, как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов.

Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент.

Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия.

Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы:

а) контролируемое и неконтролируемое

б) включенное и невключенное

в) полевое и лабораторное

г) случайное и систематическое и т. д.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос.

Опрос предусматривает

1. Устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов

2. Регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

По формам и условиям общения социолога с респондентом различают письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы:

1. По месту жительства

2. По месту работы

3. В целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.)

4. Очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону)

5. Групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев:

1. Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

2. Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.

3. Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

4. В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Связи взаимодействия - процесс, в котором люди действуют и используют, воздействия друг на друга, механизм соц. взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в соц. общности или в обществе в целом, вызываемыми этими действиями. Влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Соц. отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и соц. группами. «Общество», как утверждают сторонники системного подхода, «это не суммирование, а целостная система, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое качество». Названное системным качеством - это особое качественное состояние, в котором общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, т.е. общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Общество нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Каждый индивид рождается, застает определенную систему связей и отношений и в процессе социализации включается в неб. Целостной системе присуще множество связей, взаимоотношений, отношений. Наиболее характерными являются: коррелятивные связи взаимодействия и отношения, включающих в себя координацию и субординацию элементов. Координация - определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, которая обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, не одинаковое значение элементов в целостной системе. В результате, общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни одного исключенных в неё элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств соц. система имеет определенную самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

54. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщении, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит, в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.

2. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.

3. Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Если определенную часть информации извлекается из документальных источников, то используется 2 основных метода анализа документов:

1. Неформализованный (традиционный). Основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования (как правило, документ исследуется целиком).

Основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т. п.).

2. Формализованный (контент-анализ). Рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Процедура исследования, основанная на технике контента-анализа, состоит из 18 операций.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.

Ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания.

Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.