Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Современная западная социология. Общая характеристика.

2017-12-10 336
Современная западная социология. Общая характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Современный этап развития знаменуется созданием академической соц\гии. Она ориентирована на решение познавательных и практических проблем и опирается на эмпирические факты. Один из вариантов классификации современных течений предложил Монсон-4 подхода и получения и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Главный признак класса -отношение к средствам производства; отношение собственности (владение или не владение) определяют роль классов в организации труда; в системе власти — господствующие и подчиненные, их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм подразделяет классы на основные и не основные:

ОСНОВНЫЕ - являются те классы, чье существование непосредственно вытекает из господствующей в данной общественно-экономической формации экономических отношений.

НЕ ОСНОВНЫЕ - это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

Помимо классов в обществе есть структурные элементы, именуемые общественными слоями или «прослойками».

Социальные слои - это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и таким образом не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми и межклассовыми.

Таким образом, социальная структура не всегда совпадает с классовой структурой, и марксизм выдал схему горизонтального расслоения общества. Надо включить в эту схему политические, духовные и иные связи и отношения. Сегодня социологи включают в понятие классы такой термин как социальные интересы.

Интересы • это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они сознательно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе.

В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности тех или иных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе процесса социального сравнения (процесс происходит непрерывно), т.е. сопоставление жизненного положения других социальных групп. Среди интересов есть коренные социальные интересы, которые отражают наличие у крупных социальных объединений жизненно важных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение. СОВРЕМЕННАЯ - КЛАССЫ - это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Социальные слои - это объединение людей на основе частных интересов.

У всех классов есть определенная программа деятельности, которая соответствует коренным интересам. Класс осознает себя как класс в момент появления его политической партии.

По мнению М.Вебера классы - это группы людей, с примерно одинаковыми жизненными шансами, интересами ценностными ориентациями, общность экономического положения, которое отличает их друг от друга и способствует возникновению классовых конфликтов.

Вебер признавал экономическую основу разделения классов, но в отличии от К.Маркса считал, что классовая принадлежность определяется не только контролем над средствами производства, но и профессиональными и классовыми различиями. Вебер в систему классов ввел понятие статуса. Социальное неравенство зависит от уважения и престижа, полученных индивидом в обществе. Статус характеризует объективные возможности индивида добиться жизненного успеха, и одновременно субъективную основу социального положения. При определении статуса большое значение имеет сопоставление своего социального положения с социальным положением других групп. Следующий важный компонент неравенства по Веберу -политическая власть. Человек благодаря богатству и престижу может достичь вершин власти, но обладание богатством и престижем само по себе не идентично обладанию властью.

На веберовском понимании классов основываются преобладающие в науке современные концепции и трактовки. Так немецкий социолог Дарендорф, автор «конфликтной концепции» выделяет классы как группы, имеющие общие властные интересы, а классовый конфликт определяется характером власти.

В 70-90гг. на Западе широкое распространение получили концепции, выделяющие рыночные отношения в качестве детерминанты социальных общностей.

Английский.социолог А.Гидденс полагает, что классы из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами. Основным показателем классовой принадлежности являются рыночные возможности индивидов и групп, определенные владением собственностью, профессиональной компетентностью, образованной и квалификацией, и физической рабочей силой. Это позволяет выделить 3 класса в современном классовом обществе:

- высший

- средний

- низший.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.