Комиссар Совета Европы по правам человека — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Комиссар Совета Европы по правам человека

2017-12-10 519
Комиссар Совета Европы по правам человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во второй половине 90-х годов XX в. Совет Европы пришел к выводу о необходимости более тесного единства своих членов в обеспечении и дальнейшей реализации на практике прав человека и основных свобод и совершенствовании методов деятельности в данной сфере.

Решением встречи глав государств и правительств государств-членов Совета Европы, прошедшей в октябре 1997 года в Страсбурге, было предусмотрено введение нового поста Комиссара по правам человека. Комитет Министров на своей 104-й сессии в Будапеште в мае 1999 года принял Резолюцию (99) 50 «О Комиссаре Совета Европы по правам человека», в соответствии с которой учреждалась названная должность.

Парламентская Ассамблея Совета Европы на своем заседании 21 сентября 1999 года избрала первого Комиссара по правам человека. Им стал Альваро Хиль-Роблес (Испания). Срок его полномочий - 6 лет без права последующего переизбрания.

Круг ведения и функции

Комиссар занимает несудебный пост и не подменяет собой другие институты Совета Европы по правам человека, в том числе и Европейский Суд по правам человека. Он призван, в первую очередь, содействовать осуществлению информационно-просветительской деятельности в области прав человека в государствах-членах Совета Европы.

В функции Комиссара входит содействие совершенствованию законодательства в области прав человека в государствах-членах Совета Европы. Он может выявлять возможные недостатки в законодательстве, несоответствие национальных норм нормам Совета Европы, и оказывать помощь в устранении таких недостатков.

Комиссар оказывает содействие деятельности национальных омбудсменов (по терминологии разных стран - Уполномоченный, Защитник, Комиссар) или аналогичных институтов в области прав человека.

При осуществлении своих функций Комиссар независим и должен быть беспристрастным. Он представляет ежегодный доклад Комитету Министров и Парламентской Ассамблее и может представлять свои рекомендации, заключения и доклады по конкретным вопросам, в частности, по итогам поездок в проблемные регионы.

Комиссар, НПО, жалобы

В своей работе с общественностью Комиссар по возможности прибегает к помощи и сотрудничает со структурами по правам человека в государствах-членах. Там, где такие структуры отсутствуют, Комиссар призван поощрять их создание. Он может давать консультации и предоставлять информацию по вопросам защиты прав человека и предотвращения нарушений прав человека.

Представителям НПО и частным лицам важно уяснить, что Комиссар не принимает к рассмотрению жалобы на нарушения прав человека.

ОБСЕ и права человека

 

Права человека - традиционное табу в отношениях между Востоком и Западом в эпоху «холодной войны» - стали в силу Заключительного акта узаконенным предметом диалога. Исходя из предпосылки, что международные отношения должны включать в себя «человеческое измерение», т.е. приносить пользу на уровне конкретного человека и отношений между людьми, обязательства в этой области стали вопросами законного беспокойства всех участвующих государств и не относились больше к исключительно внутренним делам какого-либо государства-участника.

Хотя Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выражает лишь политическую волю государств-участников и не является международным договором в юридическом смысле этого слова,- как уже было замечено выше, - народы Европы напрямую были затронуты Хельсинкским процессом.

Благодаря СБСЕ большое число гуманитарных проблем, относящихся к контактам на основе семейных связей, воссоединению семей, бракам между гражданами различных государств и тому подобное, было решено положительно.

Сотни граждан СССР и Восточной Европы сформировали в конце 70-х годов независимые группы контроля за реализацией Заключительного акта и требовали от властей соблюдения взятых ими на себя обязательств. СБСЕ, таким образом, стало инструментом для обеспечения прав человека при параллельном сотрудничестве в других, более традиционных областях.

Человеческое измерение, изначально задуманное как общие политические рамки отношений между государством и личностью, в дальнейшем включило в себя определенные обязательства и механизмы контроля за их выполнением.

Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения уникальны, так как они идут намного дальше защиты прав человека и основных свобод, включая помимо этого содействие развитию правового государства и созданию демократических институтов. Тот факт, что все решения основаны на консенсусе, означает, что ни одно государство-участник не может требовать, чтобы какие-то из взятых обязательств не относились к нему.

Принцип VII Заключительного акта Хельсинки устанавливает, что государства-участники обязуются «уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Этот принцип раскрывается и дополняется в так называемой «третьей корзине» (Сотрудничество в гуманитарных и других областях).

В этом разделе Заключительного акта государства выразили свое убеждение, что «развитие в области культуры и образования, более широкое распространение информации, контакты между людьми и решение гуманитарных проблем будут содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами».

Для достижения этой цели было сформулировано 25 стандартов по широкому кругу вопросов, включая воссоединение семей, свободу передвижения, улучшение условий для туризма, улучшение распространения, доступа и обмена информацией, а также расширение сотрудничества и обменов в области культуры и образования.

Включение в Акт этих обязательств было одним из главных достижений Хельсинкского процесса. Права человека и основные свободы никогда прежде не становились предметом прямых переговоров между Востоком и Западом. Более того, СБСЕ связало улучшение отношений между государствами-участниками с соблюдением ими на своей территории прав человека.

Обязательства и руководящие принципы Заключительного акта рассматривались и совершенствовались на последующих встречах. Встречи в Мадриде и Вене имели особое значение для человеческого измерения. Сейчас установлен двухгодичный цикл проведения совещаний ОБСЕ по рассмотрению выполнения, посвященные вопросам человеческого измерения. Кроме того, встречам на высшем уровне предшествуют конференции по обзору, где значительное внимание уделяется этим вопросам.

На Венской встрече (4 ноября 1986 г.-19 января 1989 г.) было решено созвать Конференцию по человеческому измерению СБСЕ, с целью рассмотрения прогресса в области человеческого измерения.

Конференция состояла из трех совещаний - в Париже (30 мая - 23 июня 1989 г.), Копенгагене (5-29 июня 1990 г.) и Москве (10 сентября - 4 октября 1991 г.) По итогам Копенгагенского и Московского совещания были приняты документы, содержащие новые обязательства в области человеческого измерения.

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. был первым в своем роде, столь широко рассматривающим человеческое измерение. Он остается наиболее важным источником обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения.

Им установлено, что защита и поощрение прав человека - одна из основополагающих целей правления и что признание этих прав является основой свободы, справедливости и мира. Документ упоминает множество прав человека и основных свобод, которые никогда прежде не рассматривались формально в контексте СБСЕ (то есть, право на мирные собрания и демонстрации, право на мирное использование своей собственности, права ребенка), а также включает далеко идущие положения, касающиеся национальных меньшинств, обязательств по выборам.

Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. стал еще одной вехой в эволюции обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения. В нем категорически и окончательно заявлено, что обязательства, принятые СБСЕ в области человеческого измерения, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Это обязательство было подтверждено на Встрече на высшем уровне в Хельсинки (1992 г.) и на уровне министров в Копенгагене (1997 г.) Московский Документ также усилил человеческое измерение, введя несколько новых обязательств (таких как поддержка демократически избранного правительства в случае его свержения или попытки свержения, защита прав человека в условиях чрезвычайного положения).

Таким образом, к началу 1990-х годов СБСЕ располагало весьма обширным каталогом обязательств в области человеческого измерения и хорошо разработанным набором механизмов по поощрению и рассмотрению их соблюдения. Однако, события, подобные распаду бывшей Югославии и Советского Союза, вынудили государства-участники пересмотреть роль СБСЕ в области человеческого измерения.

Одним из аспектов этого процесса было создание нескольких учреждений, предназначенных для содействия соблюдению и мониторинга обязательств в области человеческого измерения: Бюро по свободным выборам (впоследствии Бюро по демократическим институтам и правам человека), Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации.

Государства-участники также решили расширить прежние обязательства в области человеческого измерения, обратившись к некоторым новым проблемам. Среди таких проблем - агрессивный национализм, расизм, шовинизм, ксенофобия и антисемитизм, тяжелое положение европейских рома и синти (цыган), миграция (особенно в странах СНГ), роль средств массовой информации в демократическом обществе и проблемы пола.

Человеческое измерение стало также интегрироваться в деятельность ОБСЕ на местах, позволяя Организации играть более активную роль в содействии правам человека и основных свобод.

Все эти изменения внесли существенный вклад в укрепление прав и свобод человека в целом на Европейском континенте. Отдельные государства-участники также были побуждены перевести свои политические обязательства в правовые нормы национального законодательства и совершенствовать правоприменительную практику в области прав человека.

Вместе с тем, важно понимать, что ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами. Одновременно это не лишает НПО возможностей обращения в структуры ОБСЕ и привлечение ее внимания к фактам (ситуациям) нарушения прав человека в той или иной стране и объединения усилий для обеспечения прав человека.

В рамках Содружества Независимых Государств как региональной

организации взаимодействия постсоветских стран имеются свои –

региональные документы, закрепляющие неотъемлемые права и

свободы человека, - Декларация глав государств-участников СНГ о

международных обязательствах в области прав человека и

основных свобод 1993 года, Конвенция о правах и основных

свободах человека 1995 года, Конвенция об обеспечении прав лиц,

принадлежащих к национальным меньшинствам, 1994 года. В

Конвенции о правах и основных свободах человека нашел

отражение перечень всех основных прав и свобод человека: право

на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство всех

перед судом, право на уважение личной и семейной жизни, право

на неприкосновенность жилища и тайну переписки, право на

свободу мысли, совести и вероисповедания, свободное выражение

своего мнения. Кроме того, здесь закреплены также и некоторые

гражданские права – право на свободу мирных собраний и свободу

ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в

таковые для защиты своих интересов; право принимать участие в

управлении и ведении государственных дел как непосредственно,

так и через свободно избранных представителей, право голосовать

и быть избранным на выборах, право допускаться в своей стране

на общих условиях равенства к государственной службе. В ст. 14

Конвенции охраняются трудовые права: каждый человек имеет

право на труд и защиту от безработицы. Особенностью Конвенции является то, что отдельной статьей предусмотрены права

работающих женщин, в соответствии с которой стороны,

подписавшие Конвенцию, обязаны:

1) предоставлять оплачиваемый отпуск, достаточное пособие по

социальному обеспечению или пособия из общественных фондов

для женщин, которые берут отпуск до и после родов на срок,

предусмотренный национальным законодательством,

2) считать незаконным, если предприниматель уведомляет какую-

либо женщину об увольнении во время ее отсутствия в связи с

отпуском по беременности или когда срок уведомления истекает во

время ее отсутствия,

3) обеспечивать, чтобы матери, кормящие своих грудных детей,

имели достаточно свободного времени для этой цели,

4) регулировать прием женщин на работу в ночную смену в

промышленности,

5) регулировать использование труда женщин на подземных горно-

рудных работах и соответственно на других видах работы, которые

не подходят для них по причине опасности, вредности для

здоровья или тяжести.

В общих чертах Конвенция повторяет Европейскую Конвенцию,

международные пакты о гражданских и политических правах и

некоторые другие акты в сфере прав человека. Конвенцию не

подписали пять государств: Азербайджан, Казахстан,

Туркменистан, Узбекистан, Украина.

В соответствии с Конвенцией об обеспечении прав лиц,

принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 года, особой

защитой должны обеспечиваться лица, постоянно проживающие на

территории одной стороны и имеющие ее гражданство, которые по

своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или

традициям отличаются от основного населения данной стороны.

Каждая из сторон, подписавших Конвенцию, гарантирует лицам,

принадлежащим к национальным меньшинствам, гражданские,

политические, социальные, экономические, культурные права и

свободы, а также обязана принимать меры для недопущения на

своей территории какой-либо дискриминации граждан по признаку

их принадлежности к национальному меньшинству. Конвенцию не

подписали Туркменистан и Узбекистан.

Для обеспечения реализации указанных Конвенций, в рамках

Содружества создана Комиссия по правам человека. В

соответствии со ст. 33 Устава СНГ, Комиссия по правам человека

является консультативным органом Содружества и наблюдает за

выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя

государствами-членами в рамках Содружества.

Однако опыт существования Комиссии показал неэффективность

ее деятельности. Многие участники СНГ поэтому, не возлагая

больших надежд на Комиссию и механизм защиты прав человека в

рамках СНГ, присоединяются к иным механизмам – Европейскому

Союзу, Организации Объединенных Наций.

Насущным был и остается вопрос гражданства лиц, проживающих

на территории СНГ и имеющих гражданство СССР. Лица, не

принявшие после распада СССР гражданство той страны, на

территории которой они проживают, сталкиваются со многими

проблемами при обращении к органам власти. Так,

законодательство России о гражданстве идет по пути ужесточения

правил получения гражданства Российской Федерации. И те лица,

которые не оформили гражданство до введения новых правил,

обязаны выполнить множество требований для того, чтобы стать

полноправным гражданином РФ.

Многие неурядицы у тех, кто хочет получить российское

гражданство из числа жителей стран СНГ и Балтии, связаны с тем,

что в большинстве этих государств не признается право двойного

гражданства. Выход видится в наращивании усилий для

заключения со странами ближнего зарубежья межгосударственных

соглашений, регулирующих вопросы правового положения

граждан. Еще в 1996 году в рамках Содружества была принята

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства

гражданами государств-участников СНГ1. Она предусматривает,

что каждое государство-участник Конвенции предоставит своим

гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию

любой из Договаривающихся сторон, упрощенный порядок выхода

из гражданства, а также предоставит пребывающим на постоянное

жительство на ее территорию гражданам любой их

Договаривающихся сторон право приобрести гражданство в

упрощенном порядке при наличии одного из следующих условий:

1) если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из

договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР,

проживал на их территориях до декабря 1991г. и проживает

постоянно до вступления в силу данной Конвенции,

2) при наличии у заявителя близкого родственника – супруга

(супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том

числе усыновленного), сестры, брата, деда, бабушки, внучки или

внука – постоянно проживающего на территории

Договаривающейся стороны приобретаемого гражданства и

являющегося ее гражданином.

Такой порядок распространяется на граждан Договаривающихся

сторон, независимо от срока проживания на территории страны

приобретаемого гражданства.

Полномочные органы государств-участников осуществляют

регистрацию приобретения гражданства и выхода из него в

упрощенном порядке в срок не более трех месяцев.

Одними из самых острых в странах СНГ являются проблемы

беженцев, перемещенных лиц, другие формы недобровольного

перемещения лиц, проблема возвращенцев. На Международной

конференции по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ,

состоявшейся в Женеве, была принята Программа действий,

разработана совместная стратегия УВКБ ООН и Международной

организации по миграции, одобрен перечень приоритетов по

каждой из стран СНГ. Программа действий предусматривает

стратегию деятельности мирового сообщества по решению

проблем беженцев и мигрантов. В ней указаны причины кризиса,

даны характеристики его последствий для международной

безопасности. Признавая, что проблемы и перспективы государств

СНГ будут и впредь зависеть в первую очередь от них самих,

УВКБ, Международная организация по миграции и ОБСЕ

обязались помочь странам СНГ претворить в жизнь указанную

программу действий. В странах СНГ самой многочисленной

является российская диаспора, которая осталась за пределами

России в результате распада СССР. Государства, граждане

которых оказываются в подобных ситуациях, обязуются оказывать

помощь и поддержку своим соотечественникам, живущим за

рубежом. При этом государства исходят из того, что

соотечественники должны иметь свободу выбора страны

проживания и гражданства, а страны их постоянного проживания

несут ответственность за обеспечение всего комплекса

гражданских, политических, экономических, социальных и

культурных прав этих лиц. Однако не смотря на заявления о столь

высоких мотивах, на практике, как правило, отсутствуют реальные

механизмы реализации мер поддержки.

На заседании Совета глав государств СНГ 10 февраля 1995 года

было принято Решение о создании Межгосударственного фонда

помощи беженцам и вынужденным переселенцам и утверждено

положение о нем1. Задачами фонда были провозглашены:

- аккумулирование финансовых и материальных средств для

оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам,

- распределение средств между государствами-участниками

Соглашения, принимающими беженцев и вынужденных

переселенцев, в целях организации их переселения и

обустройства,

- содействие государственным органам и общественным

организациям государств-участников Соглашения в защите

гражданских, экономических и социальных прав беженцев и

вынужденных переселенцев,

- пропаганда идей милосердия, справедливости,

привлечение внимания общественности к проблемам беженцев и

вынужденных переселенцев.

Как можно увидеть из задач фонда, посредством подобной

деятельности устранить или каким-либо образом эффективно

решить проблему не возможно.

Иной не менее важной сферой в рамках СНГ является проблемы

охраны труда. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в

области охраны труда 1994 года, стороны обязались осуществлять

согласованную деятельность по следующим направлениям:

1) установление требований охраны труда к машинам,

механизмам, другой продукции производственного назначения,

новым веществам, материалам, технологиям,

2) создание более эффективных средств индивидуальной и

коллективной защиты, современных материалов для их

изготовления, осуществление обязательной сертификации

оборудования и средств защиты,

3) разработка и реализация межгосударственных программ и

технических проектов, совместное проведение важнейших научно-

исследовательских работ,

4) организация подготовки и повышения квалификации

кадров,

5) совершенствование порядка расследования и учета

несчастных случаев на производстве, а также возмещение вреда,

причиненного работникам увечьем, профессиональным

заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с

исполнением ими трудовых обязанностей,

6) участие в расследовании несчастных случаев и причин

профессиональных заболеваний, происшедших с гражданами

государств-участников данного Соглашения во время их работы в

других государствах-участниках,

7) содействие регулярным контактам и консультациям между

органами государственного управления охраной труда, надзора и

контроля в этой области, а также соответствующими научно-

исследовательскими организациями.

Для реализации указанного Соглашения стороны создали рабочие

группы экспертов. Через Консультативный совет по труду,

миграции и социальной защите населения государств СНГ

стороны на безвозмездной основе обмениваются информацией о

состоянии охраны труда, о различных мероприятиях, проводимым

по проблемам охраны труда.

Стороны признают дипломы, свидетельства, удостоверения и

другие документы об образовании работников, их квалификации и

допусках к выполнению работ повышенной опасности, выданные

государственными и иными уполномоченными на то органами

других сторон.

В 1994 году Советом глав правительств стран СНГ было принято

Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на

производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне

государства проживания1. Согласно Соглашению, расследование

каждого несчастного случая проводится в порядке,

устанавливаемом соответствующими нормативными актами сторон

по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного

случая. Данное Соглашение распространяется на предприятия,

учреждения и организации сторон независимо от форм

собственности, а также на физических лиц, с которыми работник

состоит в трудовых отношениях. Расследование тяжелых,

групповых, а также со смертельным исходом несчастных случаев

проводится с обязательным участием представителя

работодателя.

Для случаев, предусмотренных данным Соглашением, установлена

единая форма акта о несчастном случае на производстве.

Предприятие, на котором произошел несчастный случай, обязано

оформить указанный акт. Оно также обязано организовать

оказание пострадавшему первой медицинской помощи,

амбулаторное или при необходимости стационарное лечение,

госпитализацию. В случае смерти работника предприятие-

работодатель информирует об этом дипломатическое или

консульское представительство стороны постоянного проживания

работника с предоставлением материалов по факту смерти и

оказывает содействие родственникам пострадавшего в перевозке

тела и личного имущества умершего, а также в других

необходимых случаях. Отдельными соглашениями определяется

порядок возмещения вреда, причиненного работнику в связи с

несчастным случаем на производстве. Между странами

Содружества (кроме Грузии, Молдовы, Туркменистана) существуют

договоренности о социальных и правовых гарантиях

военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их

семей. Здесь устанавливается порядок выплаты компенсации в

случае гибели военнослужащих, их погребения и пр. подобные

вопросы.

В порядке двустороннего сотрудничества между странами-

участницами СНГ заключено множество договоров.

В области высшего образования возьмем пример сотрудничества

России и Армении (Соглашение от 11.01.1993г.1). Здесь

подтверждено равноправие всех высших учебных заведений,

входящих в национальные системы образования, независимо от

языка обучения. Лица, постоянно проживающие на территории

одной из сторон и имеющие гражданство другой стороны, имеют

право получить на этой территории высшее образование на всех

уровнях, а также ученые степени и звания на условиях,

установленных для граждан государства, на территории которого

они постоянно проживают. Россия и Армения согласились

принимать в свои высшие учебные заведения граждан другой

стороны по ее направлению. Стороны не препятствуют

индивидуальному приему граждан другой стороны в свои высшие

учебные заведения на основе конкурса по правилам

соответствующего учебного заведения. Стороны содействуют

установлению и развитию прямых связей между вузами и

научными организациями высшей школы, получению и обмену

научной информацией, разработке совместных программ в области

высшего образования, установлению и расширению контактов в

сфере организации производственной практики студентов,

приглашению специалистов для чтения лекций и руководства

научной работой.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области

аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей

квалификации от 27.06.1995г.2, Россия и Армения обязались

обеспечить сопоставимость основных требований к соискателям

ученых степеней в национальных государственных системах

аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей

квалификации. Стороны создают равноценные условия для

проведения защит диссертаций соискателями одной страны в

советах по присуждению ученых степеней на территории другой

страны. Каждая из сторон признает на своей территории

квалификационные документы государственного образца о присуждении ученых степеней, выдаваемые соответствующим

органом другой стороны. Однако такое признание не влечет

безусловного распространения на их обладателей прав,

установленных сторонами на своих территориях для обладателей

национальных квалификационных документов.

Обязанность сторон соблюдать права человека

предусматривается также в Договорах о дружбе, сотрудничестве и

взаимной помощи. Так, в соответствии с договором между

Российской Федерации и Казахстана, гражданам этих государств

гарантировано право выбирать гражданство государства

проживания или приобрести гражданство другой стороны; не

допускается ущемление и дискриминация прав национальных

меньшинств. По Соглашению о военной службе граждан РФ в

Вооруженных Силах Республики Казахстан по контракту и их

статусе от 20.01.1995г.1, Казахстан гарантирует, в соответствии со

своим внутренним законодательством, предоставлять льготы и

социальные гарантии военнослужащим-гражданам России и

членам их семей на период прохождения военной службы по

контракту, при увольнении с военной службы и выборе постоянного

местожительства на территории Республики Казахстан.

Между сторонами также был подписан Меморандум об основных

принципах решения вопросов, связанных с гражданским и

правовым статусом граждан одного государства, постоянно

проживающих на территории другого. Приобретение гражданства

одной из сторон происходит в упрощенном порядке

соответствующего гражданства. В соответствии с Меморандумом,

стороны предоставляют гарантии безвизовых поездок граждан

обоих государств без взимания каких-либо пошлин, регистрации и

других административных ограничений, за исключением случаев

правонарушений и выезда в третьи государства.

Для реализации указанного Меморандума стороны подписали

Договор о правовом статусе граждан Российской Федерации,

постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и

граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на

территории Российской Федерации. В соответствии с Договором,

гражданин одной из сторон сохраняет правовую связь со страной

гражданства и пользуется покровительством и защитой обоих

сторон.

Согласно Соглашению между Российской Федерацией и

Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23.12.1993г.1, каждая из сторон признает за своими

гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства,

гражданство другой стороны. Дети, каждый из родителей которых

состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обеих сторон,

приобретают с момента рождения гражданство обеих сторон. До

достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут

выбрать им гражданство одной из сторон путем отказа от

гражданства другой стороны в форме совместного письменного

заявления.

Отдельное внимание уделено вопросу соблюдения прав человека

при переселении с территории одного государства СНГ на

территорию другого государства СНГ. В соответствии с

Соглашением о регулировании процесса переселения и защите

прав переселенцев от 23.12.1993г., за переселенцами признается

право:

- вывезти из государства выезда все движимое имущество,

находящееся в их собственности, за исключением запрещенного

законом государства выезда,

- распорядиться по своему усмотрению имуществом,

являющимся его собственностью,

- переводить денежные вклады и активы, размещенные в

банковских учреждениях государства выезда, в банковские

учреждения государства въезда.

Стороны содействуют приватизации жилья из государственного,

муниципального жилищного фонда переселенцам, получившим

разрешение на переезд.

Россия и Туркменистан обеспечивают освобождение переселенцев

и членов их семей от ограничений на ввоз и вывоз своего личного

имущества, а также от таможенных пошлин, налогов, связанных с

этим сбором.

Для обеспечения права каждого на въезд и выезд из страны

проживания страны-участницы предусмотрели в Договоре о

создании Экономического союза СНГ 1993 года установление

безвизового режима передвижения для граждан стран, входящих в

Экономический союз. Кроме того, здесь получили свое закрепление

гарантии от дискриминации по национальному или любому другому

признаку. Стороны Договора ввели взаимное признание

документов об образовании и квалификации, приняли

обязательства в области страхования, пенсионного обеспечения и

регулирования миграции.

Несмотря на огромное количество принятых в рамках СНГ актов и

соглашений для обеспечения прав человека, проблема прав

человека в странах-участницах Содружества все же остается

острой.

Так, в Молдавии имеется проблема дискриминации по языковому

признаку. Здесь фактически существуют два языка – молдавский и

русский. На русском языке разговаривают около 40% населения

(немолдован), да и некоторая часть молдаван считают русский

язык своим родным. В Республике Молдова к моменту

возникновения приднестровского конфликта жили около 13 %

русских. В начале 1990-х годов наблюдалось ущемление прав

русскоязычного населения, проводились кадровые чистки по

национальному признаку. Грубейшей дискриминацией по

языковому признаку является проведение аттестации кадров на

уровень знания государственного – румынского языка. Такая

аттестация грозит массовым увольнением людей немолдавской

национальности – только за то, что они еще не овладели

румынским языком.

В ходе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта,

читай: обеспечения военной безопасности стран-участниц

конфликта, создавались ситуации нарушения прав человека. Так, в

августе 1992 года на границе между Россией и Азербайджаном и в

прилегающих к ним районах возникла возможность установления

режима государственной границы между Россией и

Азербайджаном. Установление такого режима могло бы затронуть

судьбы людей, проживающих на территории ряда районов

Республики Дагестан и Азербайджанской Республики, и нарушить

существующие родственные и иные связи населения по обе

стороны границы. Однако, учитывая обращение Совета министров

Республики Дагестан и достигнутые договоренности с

Правительством Азербайджана относительно статуса пограничных

войск и совместной охраны границы бывшего СССР,

Правительство России решило не устанавливать режим

государственной границы с Азербайджаном. По взаимной

договоренности на российско-азербайджанской границе стали

осуществляться только меры таможенного контроля.

В то время, как укоренившийся в сознании группы людей,

представляющих государственную власть, советский менталитет

не позволяет развивать демократические принципы, вопросы

регламентации межгосударственных отношений решаются исходя

из личных, а порой и семейных интересов правителей государства

на постсоветском пространстве, что непосредственно сказывается

на состояние прав человека в этих странах.

Кроме того, правительства государств, входящих в Содружество,

не готовы к добросовестному исполнению взятых на себя

обязательств. Об этом может свидетельствовать, к примеру, отказ

Украины исполнить решение Европейского суда по правам

человека. На настойчивое требование мирового сообщества

выполнить международно-правовое обязательство правительство

Украины высказало несогласие с решением Суда и намерение

обжаловать его.

В СНГ как региональной системе отсутствует реальное

обеспечение прав и свобод граждан государств Содружества

независимо от национальных и иных различий в то вермя, как

Правительствами неоднократно высказывались намерения

всемерно способствовать выражению, сохранению и развитию

этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности

всех народов, населяющих эти страны. В рамках СНГ отсутствует

эффективный реально действующий механизм защиты прав и

свобод человека.

Ограничение прав и свобод человека.

Почти все права и свободы человека могут быть ограничены для

обеспечения государственной безопасности. Рассмотрим случаи

такого ограничения на примере реализации свободы человека на

передвижение.

Всеобщая декларация ООН в числе прочих прав человека

называет право «каждого человека свободно передвигаться и

выбирать себе местожительство в пределах каждогго государства»

(ст. 13) в качестве задачи, к <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.39 с.