Форма современного коллективного самосознания — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Форма современного коллективного самосознания

2017-12-10 394
Форма современного коллективного самосознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элементы национализма:

1) Существование нации

2) Нация как высшая ценность

3) Суверенное право нации на самоопределение

4) Первичность нации в государствообразующем процессе

5) Национальная самоидентификация

6) Солидарность

7) Всеобщее образование (зачастую этот элемент образуют нацию)

Формы национализма

· Гражданский: государственный, либеральный

· Этнический: культурный, политический

В литературе сложилось деление национализма на два основных типа – государственный или гражданский (совокупность идеологий и практик, направленных на создание и сохранение гражданской нации) и этнический (этнокультурный) – совокупность идеологий и политических практик, направленных на создание и сохранение нации. Классификация условна: 1) предполагает нормативную дихотомию – противопоставление «хорошего» гражданского национализма «плохому» этническому. 2) эта классификация непродуктивна для анализа реальных националистических движений и идеологий. Последние несут в себе множество составляющих, в силу чего отнести их к одному из двух затруднительно. 3) существование собственно «гражданского» национализма, в котором полностью бы отсутвовало представление о культурной или культурно-исторической основе нации, невозможно представить. Даже в Северной Америке националисты исходят из представления о нации как о целостности, формируемой общностью происхождения, следовательно, их нужно отнести к сторонникам «этнического» национализма.

1. Гражданский национализм: основан на признании нации как политической и территориальной общности. В гражданскую нацию входят все люди, которые являются гражданами данной страны. Их объединяет равный правовой статус, приверженность общим ценностям.

· Государственный – главной целью провозглашается укрепление и поддержание могущества государства

· Либеральный – акцент на либеральных ценностях. Утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, по отношению к которым национализм занимает подчиненное положение

2. Этнический национализм: рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, основанную на единстве происхождения, общей истории и культуры. Его сторонники полагают, что нация является фазой развития этноса.

· Культурный – определяет нацию исходя из общности языка, традиций, культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию ее культурной и общественной жизни

· Политический – этнонация должна создать свой политический организм – национальное государство этнической нации

3. иные виды национализма:

· Сепаратистский (по отношению к государству задача отделения от существующего государства)

· Реформистский – придание уже существующему государству более национальный характер

· Ирредентистский (ирредентизм) – объединение нескольких государств или присоединение части одного государства у другому.

· Шовинизм (воинствующий, агрессивный национализм) – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. Произошло от имени солдата наполеоновской армии Николя Шовена, который боготворил Наполеона и считал его во всем правым.

· Расизм – совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике находит свое выражение в политике расовой дискриминации. Фактически, расизм сближается с этнонационализмом (например, этнорасизм)

· Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей национальной принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Представления о сущности патриотизма у разных людей разное. Представление о патриотизме – трепетное отношение к Родине. Виды: 1) полисный патриотизм – существовал в разных городах-государствах, 2)имперский – поддерживал чувства лояльности к империи и ее правительству, 3) этнический – в основании чувства любви к своему этносу, 4) государственный – чувство любви к государству, 5) квасной патриотизм (ура-патриотизм) – гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу

· Фашизм – обобщенное название специфических крайне правых политический движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа. Основные черты фашистской идеологии: 1)радикальный национализм, 2)этатизм (культ государства), 3) корпоративизм (общество организуется по сословиям – корпорациям), 4) милитаризм, культ насилия 5) элементы популизма 6) часто вождизм

15. Современные теории национализма

(по лекции)

Исследования национализма начинаются в 1920-х – 1930-х (хотя отдельные работы, например, Э.Ренана, относятся к концу XIX) Особенно активно проблемы национализма исследуются последние 30 лет.

Первыми исследователями национализма в 1920-е -1950-е были К. Хайес, Х. Кон, К. Дойч (выделение множества типологий национализма, иногда по совершенно различным основаниями, а также преимущественное внимание к процессам модернизации)

К.Хайес (1928).исследование национализма как идеологии и политического движения начались в 1920-30-е. Хайес выделил 6 типов национализма(но типы выделены не по единому основанию): гуманистический (Руссо), якобинский (М. Робеспьер), традиционный (Э. Берк), либеральный (И. Бентам), интегрирующий (Б. Муссолини, К. Победоносцев), экономический

К. Дойч (попытался включить исследование национализма в универсальную «теорию коммуникации» - не очень успешно) – Коммуникативная теория. «Национализм и социальная коммуникация» - исследование вопроса распространения и воспроизводства идеологии национализма. Пришел к выводу, что только возникающая в современном мире система коммуникаций может привести к созданию гомогенного культурного общества, а впоследствии нации. Он рассматривал как в ходе модернизации общества посредством СМИ мобилизуется все население.

Х. Кон «Идея национализма» 1944, «Национализм: его смысл и история» 1982 оказались более влиятельными для последующего развития национализмоведения. Выделены западный (рациональный) и восточный (иррациональный) национализм. Западный: гражданский, признает права человека, пример: Франция. Восточный: национализм в Германии и восточные страны, склонность к насилию и угнетению.

Э.Геллнер. Ему принадлежит определение национализма как требования о совпадении политических (государственных) и национальных (культурных) границ: Национализм – прежде всего политический принцип, требующий, чтобы политические и национальные единицы совпадали, а управляемые и управляющие принадлежали к одному этносу (Сергеев: антиимперский принцип). Национализм – соединение политики и культуры. Современный национализм возник на сломе старых традиционных структур, с началом индустриализации. В традиционном обществе – империи, в современном – нации.

Начиная с 1970-х к теориям национализма начинают проявлять интереснеомарксисты (Т.Нейри, М. Хетчер – использовали теорию внутреннего колониализма) и конструктивисты (Б.Андерсон, Э. Хобсбаум, +ЛиаГринфилд). Эта эпоха началась с 1983 – вышли в свет работа Э. Геллнера «Нации и национализм», «Воображаемые сообщества» Б. Андерсона и сборник статей Э. Хобсбаума и Т. Рэйнджера «Изобретение традиции». Эти работы радикально изменили исследовательскую ситуацию. После них стало невозможно писать о национализме так, как о нем писали раньше. Без явной илди скрытой отсылки к этим авторам (в виде развития их идей или отталкивания от них) сегодня не обходится ни одно серьезное сочинение о национализме. В течение 1980-90-х формируется междисциплинарное национализмоведение, вклад в которое вносят социология, политология, социальная и культурная антропология, политическая экономия, история культуры и сравнительное литературоведение. При этом самих исследователей редко удается отнести к одной из этих дисциплин: большинство из сознательно строят свою работу как междисциплинарную.РоджерсБрубейкер, ЭтьенБалибар, ХомиБхабха, ИммануилВаллерстайн, Катрин Вердери, Фредерик Джеймисон, Майкл Манн, Парта Чаттерджи, Томас Эриксен – лишь несколько представителей разных областей знания, работы который оставили заметный след в изучении национализма в последние 2 десятилетия.

Т.Нейри (по печатным лекциям он Том Нейрн) (шотландец). Принадлежит последовательное развитие мысли, согласно которой появление национализма обусловлено наложением экономического неравенства на культурные различия. Когда угнетаемые ощущают, что угнетатели отличны от них в этническом или культурном (расовом, языковом, конфессиональном) отношении, их реакцией неизбежно становится национализм. Но если бы содержание исследования Нэйри сводилось к этому, оно умещалось бы в концепцию» внутреннего колониализма» - между тем это неверно (печатные лекции). Исходный постулат Нэйри – неравномерное развитие (вполне созвучен основному тезису теории капиталистической миросистемы И. Валлерстайна). По Нейри, так же как и по Валлерстайну, истоки националистических движений следует искать в механизмах действия мировой политической экономии. Национализм возникает, по Нейри, либо как реакция запаздывающих обществ на экономическое и политическое угнетение со стороны более развитых, либо как сопротивление передовых обществ силам, тянущим их назад. Агент, носитель этого движения – средний класс и, в частности, интеллектуалы. Самый эффективный способ мобилизовать на борьбу массы – аппеляция к надклассовой, национальной солидарности. Если в распоряжении «классических» наций-государств (Англия, Франция, Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды) – такие институты как армия и система образования, то у запаздывающих стран подобных институтов нет, поэтому их поведение может разворачиваться по 2 сценариям: создать такие институты (путь Германии, Италии и Японии) или попытаться опереться на массы (путь восточноевропейских стран). В отличие от М. Хечтера, Т. Нейри ведет речь не только об отстающих регионах, но и о регионах с «относительным сверхразвитием» (франкофонная часть Голландии в 19 веке, Богемия в Австро-Венгрии, Шотландия в Великобритании, Баскония и Каталония в Испании и др).

Теория внутреннего колониализма Т.Нейри – возникновение национализма этнических меньшинств в сложившихся национальных государствах неравномерным развитием и внутренним колониализмом (на примере Великобритании) «Малое прекрасно». Ныне метрополии – ядро бывших колониальных империй, которые лишились «внешних» колоний. Но у них продолжают существовать «внутренние» колонии – кельтская периферия (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия). Национализм – форма сопротивления этнических меньшинств угнетению и дискриминации со стороны «внутренней метрополии» - Англии. У каждого из этих национализмов свои особенности: шотландский национализм – экономический, валлийский – лингвистический, ирландский – исторический.

Для Нейри как марксиста принципиальное значение имеет вопрос, почему в западных странах не наблюдается роста классовой солидарности. Приходит к выводу, что имеет место сочетание 2 факторов (применительно к Великобритании). 1) удачное приспособление политики правящих элит к требованиям рабочего класса, 2) долгосрочный консервативно-либеральный коненсус, в который кооптированы и потенциально радикальные интеллектуалы (поэтому некогда революционно настроенные популистские движения выродились в «умеренный», «толерантный» и «конституционный» национализм). В то же время за пределами Великобр. – в Индии, Пакистане и других бывши британских колониях – налицо рост национализма (радикальным требованиям масс периферии и полупериферии не удается приспособиться с помощью «конституционный» преобразований).

Б. Андерсон известен концепцией «воображаемых сообществ» - национализм как особый принцип структурирования социальной реальности, получившей в современную эпоху повсеместное распространением «печатного капитализма». Нация, по Андерсену, - продукт творчества, воображения людей; разновидность человеческих сообществ. Пример: Креолы(потомки европейцев в Америке) рьяно отстаивали национальность в Латинской Америке, так как чувствовали свою неполноценность. Воображаемость нации указывает исключительно на то обстоятельство, что каждый из составляющих ее индивидов лично не знает и никогда не узнает всех остальных ее членов, что не мешает ему мысленно с ними соотноситься.принцип организации социальной реальности, пришедший на смену религиозному и династическому принципам. Идея нации в Новое время стала играть ту же роль, какую в Средние века играла христианская вера: она позволяла людям объединяться в культурно-политические сообщества.

Типы национализма по Андерсену: 1) «креольский национализм» (исторически первый конец 18 – начало 19в) – местные политические элиты, которые с одной стороны отличны от аборигенного населения, с другой – страдали от непризнания элитами метрополии. 2)лингвистический. В основе – убеждение о том, что сущность нации – в уникальном своеобразии ее языка. Характерен для стран Центральной и Восточной Европы, где развитие идет не от государства к нации, т.е. не от политического единства к единству языка и культуры, а напротив от нации – к государству, т. е. о культурной, прежде всего языковой, общности к политическому единству. В этих регионах нация – сознательный проект. 3)официальный – национализм имперского государства, которое пытается превратить многонациональное население империи в единую нацию. Классические примеры официального национализма – три последние империи Европы, разрушенные 1 мировой войной: Россия, Турция, Австро-Венгрия.

Э. Хобсбаум. Национализм не следствие политики национального государства, а в политико- идеологическая программа, направленная на его создание и опирающейся на «изобретение» и массовое производство национальных традиций.

В 1990-е интерес к проблемам национализма сохранялся. В то же время выходят работы Э. Смита, стремящиеся в той или иной мере реабилитировать понятие этнического национализма.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.