Нормы физиологических потребностей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Нормы физиологических потребностей

2017-12-10 332
Нормы физиологических потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основном потребности нашего организма мы можем ощутить без посторонней помощи. Например, мы точно почувствуем голод, жажду нехватку воздуха и усталость. Однако существуют такие физиологические потребности, в которых наш организм нуждается ежедневно, но мы чувствуем это только когда дефицит веществ приводит к болезни. Чтобы этого избежать, достаточно знать суточные нормы физиологических потребностей организма:

· потребность в воде – около 1,5 л/сутки;

· потребность в энергии – 2900 ккал/сутки;

· потребность в белке – 36-87 г/сутки;

· потребность в жирах – 60-154 г/сутки;

· потребность в углеводах – 257-586 г/сутки;

· потребность в пищевых волокнах – 20 г/сутки.

Удовлетворение физиологических потребностей – основное жизненное занятие человека. Исходя из потребностей, мы планируем свой бюджет. Только после их удовлетворения мы начинаем планировать расходы на другие нужды. Зачастую в современном обществе статус богатства нередко зависит от того, сколько человек тратит на питание. Но сам процесс заработка денег негативно отражается на потребностях в отдыхе и почти гарантирует стресс для организма. Наша жизнь зависит от наших потребностей, равно как и наши потребности зависят от нашей жизни. Не оставляйте свои потребности без внимания, иначе когда-нибудь вам просто не хватит сил заработать деньги для их удовлетворения.

 

15. Биологическая потребность человека – вода.

Каждый из нас прекрасно понимает, что вода является важнейшим ресурсом. Без воды человек может прожить всего лишь несколько дней. Проблема доступности воды в мире обостряется. По оценке экспертов Организации Объединенных Наций уже к 2025 г. не менее 52 стран мира с населением более 3 млрд. человек будут жить в условиях дефицита питьевой воды.

Дефицит воды может выступать также одной из причин возникновения продовольственной проблемы, поскольку до 70% расхода воды используется именно на сельскохозяйственные нужды.

Россия является одной из наиболее богатых водными ресурсами стран. По объему речного стока наша страна занимает второе место в мире после Бразилии.

Располагая огромными водными ресурсами, мы не всегда их рационально используем. Кроме того, на наиболее развитые и наиболее заселенные центральные и южные районы Европейской части России, где, как известно, сосредоточено около 80% населения, приходится лишь 8% водных ресурсов.

Однако острый дефицит воды ощущается не только по причине неравномерного распределения водных ресурсов, но и в связи с поистине варварским их загрязнением бытовыми и промышленными стоками. Сегодня в России 45% наземных и 25% подземных источников питьевой воды не соответствуют санитарным нормам.

Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены, например, вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.

Централизованные системы водоснабжения имеют 99% городов, 83% поселков городского типа и около 22% остальных населенных пунктов. Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находится 23 тысяч 650 коммунальных и 41 тысяча 702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок – 18%.

В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируется концентрации, превышающие ПДК, по 7 веществам 1 класса опасности, 44 веществам 2-3 классов опасности и 9 веществам 4 класса опасности. На 17 территориях Российской Федерации отмечается загрязнение питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1-2 классов опасности, превышающее норму, от 2 до 5 раз.

В связи с повсеместным загрязнением источников питьевого водоснабжения, несовершенством либо отсутствием устройств водоподготовки в системах питьевого водоснабжения не менее 50% населения страны потребляет некондиционную воду. Эта часть населения ежедневно подвергает риску своё здоровье.

Сегодня в стране ежегодно образуется около 20 млрд. км куб сточных вод. При этом водозабор из всх источников составляет более 42 млрд. км куб.

В результате безответственного отношения к сохранению водного ресурса в течение последних 10-15 лет были созданы условия, в том числе и законодательные, для свободного использования подземных вод – стратегического ресурса жизнеобеспечения, – при которых объемы изъятия этой воды превысили их ресурсы.

На территориях (от Ленинградской области до Иркутской), где подземные воды являются основным или единственным источником питьевого водоснабжения, в водоносных горизонтах продолжают формироваться крупные депрессионные воронки. Площади некоторых из них составляют более 4 млн. гектаров, а снижение уровня воды в центре таких воронок составляет от 25 до 130 м (Московская область и г. Москва, части Владимирской, Калужской, Тверской, Орловской, Брянской, Белгородской областей, Краснодарского края, Республик Адыгея, Дагестан и Калмыкия, Ставропольского края, Республик Мордовия, Башкортостан, Пензенской, Томской, Новосибирской, Кемеровской и Иркутской областей, Республики Алтай). Указанные параметры снижения уровней подземных вод свидетельствуют об истощении ресурсов пресных подземных вод, о реальной угрозе лишения прав граждан на доступ к воде, их права на жизнь и хозяйственную деятельность.

Из приведенного можно сделать тревожный вывод о том, что прогрессирующее загрязнение водных объектов вредными веществами, а также истощение ресурсов подземных вод, активизированные пороками системы государственного управления водными объектами, противоречиями и изъянами в законодательстве является реальной угрозой национальной безопасности России, здоровью её граждан, дальнейшему ухудшению демографической ситуации в стране.

Профессионалы-водники считают, что первопричиной кризисного состояния водных объектов и водных ресурсов является безответственность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, порожденная Законами Российской Федерации «О недрах», «Об охране окружающей среды», и особенно Водным кодексом Российской Федерации.

Этот базовый законодательный акт был навязан стране, отвергнув замечания и предложения российских специалистов. В итоге, мы имеем Водный кодекс, губительный для водного хозяйства России.

Водный кодекс создал правовую основу для проведения в стране водохозяйственной политики, которая вместо решения задач обеспечения потребностей населения и экономики в водных ресурсах и услугах, решения проблем качества воды, защиты от вредного воздействия вод, охраны природы, и т.д., делает акцент на обслуживание узкокорыстных частных интересов российского и зарубежного бизнеса.

Вызывает удивление, например, позиция Министра регионального развития РФ, изложенная на пленарном заседании 3-го Международного форума «Чистая вода», 6 ноября 2012 года. Рассматривая роль государства в ЖКХ, он заявил: «На современные формы управления коммунальной инфраструктурой – долгосрочную аренду и концессию – перешли пока только 37% всех водоканалов. Все остальные – по-прежнему находятся в муниципальной собственности». Министра обязаны были ознакомить с данными Организации Объединённых Наций о том, что 90% населения в мире пользуются государственными услугами в секторе водоснабжения и водоотведения, в том числе, в США – 86%, в странах ЕС – 80%.

Недавним подтверждением правильности такого курса стала информация об успешном выполнении одной из ключевых «Целей Развития Тысячелетия ООН» (ЦРТ ООН) в сфере водоснабжения и санитарии.

В 2000 году ООН приняла решение: 2015 году – уменьшить вдвое число людей на планете, не имеющих доступа к питьевой воде и санитарии. Более 1 млрд. человек. не имели доступа к водоснабжению и более 2 млрд. человек – услугам санитарии.

В 2002 году в Иоганнесбурге на Всемирном Форуме по Устойчивому Развитию было заявлено о ключевой роли частного сектора в достижении этой цели.

Однако в 2012 году ООН представляет доклад с иными результатами работ по указанной проблеме. Неожиданным является следующее:

а) Удалось досрочно достичь ЦРТ ООН в области водоснабжения;

б) Не оправдал надежд частный сектор. Указанные цели были достигнуты, благодаря ключевой роли государства. В этой связи даже Всемирный банк пришёл к выводу: «Участие частника в создании водной инфраструктуры разочаровало – он, вопреки надеждам, играет значительно менее важную роль в финансировании создания инфраструктуры в городах. Это явилось неожиданностью на фоне того большого внимания, которое уделялось и продолжает уделяться частнику в стратегиях по мобилизации финансирования для создания инфраструктуры…».

Пример: Даже в самом нищем, проблемном регионе мира – суб-Сахели Африки – государство оплачивает 80% всех расходов в сфере водоснабжения и санитарии (данные 2010 года). Указанная ключевая роль государства характерна для всей Африки.

России было бы полезно использовать опыт США в этой области. В 1972 году, с принятием «Закона о Чистой Воде» в США был осуществлён переворот в менталитете общества и власти, которые осознали ключевую роль чистой воды для жизнеобеспечения страны. Законом была одобрена и начата реализация грандиозной Программы борьбы с загрязнением вод посредством строительства предприятий водоподготовки и очистных сооружений.

Успех Программы стал возможен благодаря применению двух ключевых инструментов:

- Создано правительственное Агентство по Охране Окружающей Среды, которое включило в Программу обязательное достижение следующих двух целей: а) ликвидацию всех источников точечного загрязнения; б) достижение такого качества вод, которое удовлетворяет требованиям рыбоводства, а также безопасному и комфортному пребыванию людей на природе. В основу своей деятельности Агентство заложило директивные методы, обеспечивая контроль и руководство ходом реализации Программы.

- Руководство США обеспечило значительное финансирование её выполнения. За 20 лет федеральное правительство выделило на эти цели 112,6 млрд. долларов только на строительство очистных сооружений. Правительства штатов также выделили 72 млрд. долларов. Вклад частного сектора в реализацию Программы также был значительным.

Мировой опыт свидетельствует о том, что невозможно решить ключевые проблемы водного сектора и связанные с ними проблемы экономики и охраны природы без разработки и внедрения инноваций в этих областях. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Китая, Евросоюза и США.

В этой связи предлагаем:

- Минрегиону РФ, Минприроды РФ и другим заинтересованным министерствам и ведомствам изучить опыт Китая, США и Евросоюза в указанной области;

- Президенту РФ дать поручение, опираясь на мировой опыт, разработать и реализовать под патронажем президента РФ «Федеральную стратегию в области науки и технологий для решения проблем водообеспечения и качества воды в России». Обосновать это предложение резким ухудшением качества водных ресурсов в мире, воздействующих на жизнеспособность стран, и беспрецедентными мерами в экономически развитых странах, направленными на разработку и внедрение в водное хозяйство инновационных технологий.

- Под объединённым руководством Минрегиона РФ, Минприроды РФ и других основных министерств и ведомств, определяющих водную политику России, разработать (по примеру Китая) «План Внедрения Технологических Достижений для Рационального Использования и Охраны Вод».

Не могу не отметить, что действующим Водным кодексом Российской Федерации не урегулирована ни одна из множества проблем водопользования и охраны водных объектов. Некоторые из них оказались в лабиринте неразрешимых противоречий, так как законодатели не учли, что природная вода находится в непрерывном движении, что вода – ресурс возобновляемый, но весьма уязвимый, что водные ресурсы ограничены.

Например, государственная система управления использованием и охраной водных объектов, состоящая ранее из трёх федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с этим Кодексом доведена до 86 органов исполнительной власти, которых 83 органа государственной власти субъектов РФ. Спрашивается: «Можно ли найти крайнего в таком хаосе управленческих решений в области использования и охраны водных объектов в пределах речного бассейна?». «Какой результат может принести указанная система управления в такой ответственной области природопользования?».

Главное, в Водном кодексе Российской Федерации отсутствуют механизмы рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов, В нем имеется ряд сомнительных положений и пробелов.

Приведение Водного кодекса Российской Федерации в соответствие с законами природы, опытом человеческой цивилизации по разумному использованию и охране источников питьевого водоснабжения, нацеленных на восстановление качества воды в них и предотвращение истощения водных ресурсов – одна из главных задач Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в текущем году.

Среди основных проблем использования водных ресурсов водоемов и рек - это устаревшие водоемкие технологии, высокий уровень потерь воды при транспортировке и недостаток эффективных законодательных и экономических механизмов стимулирования внедрения и применения водосберегающих технологий.

Среди проблем использования подземных вод - нарушение режима использования их ресурсов, бурение скважин на воду без разрешения и без проектов, бесконтрольный забор воды из таких скважин.

Такая анархия в использовании подземных вод уже привела к истощению их ресурсов, к необходимости принятия экстренных мер по сокращению объемов забора этих вод с единственной целью – не допустить полного исчерпания их запасов и связанного с этим процессом загрязнения этих вод.

Для решения этой проблемы возможно потребуется строительство групповых водозаборов… Для ее решения, естественно, будут привлекаться или создаваться новые ВОДОКАНАЛЫ!

Как видите, уважаемые коллеги, проблему создать очень легко, а решить ее очень тяжело и накладно.

Сегодня Водное хозяйство России преимущественно экстенсивно, т.е. происходит увеличение объёма вовлекаемых водных ресурсов.

В целом для сохранения водных экосистем необходима модернизация очистных сооружений, предотвращение деградации малых рек и исключение истощения ресурсов подземных вод и их загрязнения. И эти мероприятия должны быть законодательно обеспечены.

В настоящее время утвержден основополагающий документ по развитию водного хозяйства России - Водная Стратегия России до 2020 года. В этой стратегии закреплены базовые принципы в области использования и охраны водных объектов. В Стратегии также определены принципы сохранения водных экосистем и условия для взаимодействия участников водных отношений.

На реализацию мероприятий, предусмотренных Водной стратегией России, и решение других водохозяйственных проблем нацелена федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350.

Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса этой Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:

- ликвидация дефицитов и повышение рациональности использования водных ресурсов;

- защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

- развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов;

- сокращение негативного антропогенного воздействия на состояние водных объектов и их экологическая реабилитация.

В результате реализации Программы предполагается обеспечить:

- строительство новых водохранилищ и реконструкцию гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения - 72 единицы;

- строительство и реконструкцию сооружений инженерной защиты и берегоукрепление протяженностью около 1,7 тыс. километров;

- строительство и реконструкцию объектов по очистке сточных вод и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения - 225 единиц;

- экологическую реабилитацию водных объектов, включая санитарные расчистки русел рек - 4,3 тыс. километров;

- приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности – 2,4 тыс. единиц;

- открытие новых и модернизацию существующих гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети – 3,6 тыс. единиц.

Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 523,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 291,6 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 108,6 млрд. рублей, средства внебюджетных источников - 123,2 млрд. рублей.

Затраты на проведение НИОКР и нормативно-правовое сопровождение Программы составят 4, 03 млрд. рублей.

Программой предусматривается, что привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Программы будет осуществляться через механизм софинансирования региональных целевых программ из средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям Программы.

Привлечение средств внебюджетных источников на реализацию Программы планируется осуществлять в рамках реализации проектов по капитальному строительству и модернизации комплексов очистных сооружений и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения с использованием механизма субсидирования с покрытием части платежей по процентам за пользование заемными средствами за счет бюджетных средств в объеме трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России.

Но, вообще говоря, основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", указах Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", Экологической доктрине Российской Федерации.

В развитие данных мер 27 мая 2010 года было проведено заседание президиума Государственного совета по экологии, на котором были рассмотрены направления развития государственной политики в сфере охраны окружающей среды. В рамках реализации решений, принятых по итогам заседания, Минприроды России были разработаны Основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды, а также подготовлен пакет законопроектов.

Ряд законопроектов из этого пакета находятся в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Их принятие создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на совершенствование системы нормирования воздействия выбросов, сбросов и размещения отходов производства и потребления, построенного на принципах наилучших доступных технологий, внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Данные законопроекты находятся в высокой степени готовности, и их принятие будет способствовать не только достижению целей охраны окружающей среды, но и одновременно модернизации промышленности в стране.

Одним из таких законов является закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий".

Законопроект предусматривает сроки и порядок перехода промышленных предприятий на так называемые наилучшие доступные технологии и основывается на комплексном подходе к регулированию охраны окружающей среды. По сути, этот законопроект является одним из первых шагов гармонизации российского природоохранного законодательства с европейским. В первую очередь с таким документом, как Директива Совета Европейского Союза от 24 сентября 1996 года «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Вам всем хорошо известно, что существующая сегодня в России система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. В течение нескольких десятков лет данная система доказала свою природоохранную эффективность, хотя и не без недостатков. Весь смысл вносимых изменений заключается в том, чтобы сформулировать дополнительные положения законодательного плана, которые стимулировали бы хозяйствующих субъектов на внедрение новейших природосберегающих технологий и снять некоторые излишние административные барьеры.

Законопроектом предлагается разделить предприятия на группы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Этот момент очень важен, и я на нем хочу особо обратить ваше внимание. Из более чем 3 млн. хозяйствующих субъектов России, оказывающих то или иное воздействие, только немногим более 10 тыс. из них наносят ощутимое воздействие на окружающую природу. На их долю приходится примерно 99% выбросов и сбросов. В отношении остальных предприятий предусматривается не ужесточение требований, а снятие административных барьеров, мешающих их развитию, и им в этом смысле будет работать проще и легче. Таким образом, 2 млн. 700 тысяч предприятий Российской Федерации будут переведены на декларирование их воздействия на окружающую среду. 290 тысяч предприятий с умеренным воздействием перейдут на установление нормативов по факту сбросов и выбросов. Остальным придется переходить на принципы наилучших существующих доступных технологий. Этот принцип взят за основу нормирования воздействия на окружающую среду экологически опасных предприятий во всех развитых странах мира.

Таким образом, еще раз подчеркну, что с учетом мирового опыта в основу новой системы нормирования положен принцип наилучших доступных технологий, которые представляют собой оборудование и технологии, отвечающие последним достижениям науки, с минимальным уровнем загрязнения окружающей среды и при этом экономически доступны для субъектов предпринимательства.

Законопроектом будут установлены конкретные сроки перехода на новейшие технологи, не исполнение которых повлечет серьезные штрафные санкции за нанесение вреда окружающей среде.

Прохождение законопроекта проходит очень трудно. В первом чтении он был принят еще в 2011 году, т.е. почти два года назад. Правительство, внося данный законопроект в Думу, не согласовало заранее, с так называем предпринимательским сообществом, все болевые точки. Прежде всего, это сроки перехода на новые технологии, что определяет финансовые затраты предприятий. Сегодня те, кто наносит самый большой ущерб природе – нефтяники, газовики, металлурги, горняки, стеной встали против законопроекта, доказывая, что у них нет средств для перехода на современные технологии. Идут непрерывные совещания в Минприроды, на уровне вице-премьеров, но особого прогресса пока не наблюдается.

Второй важный сдерживающий фактор – возможность приобрести необходимое оборудование. Отечественное машиностроение фактически в значительной степени разрушено. Придется закупать импортное. И снова вопрос упирается в средства.

Так что на сегодня трудно прогнозировать сроки окончательного принятия данного законопроекта, и в каком виде он увидит свет тоже не ясно. Будет ли он полноценным или пустышкой выхолощенной, поживем – увидим.

Кроме того, предстоит большая работа по внесению изменений в Водный кодекс и ряд других законов. Назрела необходимость комплексного изменения Водного кодекса в целях устранения имеющихся пробелов и внутренних противоречий в его тексте, а также приведения в соответствие с нормами других федеральных законов. Работа такая ведется, подготовлено несколько законопроектов на данную тему. Их принятие позволит укрепить законодательную базу в области обеспечения рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также защитить права граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ к водным объектам.

 

 

16. Биологическая потребность человека - пища.

 

 

17. Здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.


Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума[1].

Недавно возникшее мировое спортивное направление Street Workout и ставит своей основной целью достижение здорового образа жизни (борьба с табакокурением, алкоголем, наркотиками и игровой зависимостью и др.).

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[2], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности[3].

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[4].

Элементы здорового образа жизни [править]

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них[5] считают базовыми:

· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);

· отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

· здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

· движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (м., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

· личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;

· закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы[5] также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи[6] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование здорового образа жизни [править]

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях[3]:

· социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

· инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

· личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

 

 

18.Загрязнение почвы, воздуха, воды.

Проблема экологии городских территорий приобретает в настоящее время все большую актуальность. По экспертным оценкам, уже около половины человечества проживает в городах, а к 2050 г. этот показатель возрастет до 70% и превысит 80% в промышленно развитых странах.

В России численность городского населения составляет 72,8%, а на северо-западе страны, где из-за природных условий практически невозможно заниматься сельским хозяйством, достигает 92%. Согласно докладу ООН «Распределение населения, урбанизация, внутренняя миграция и развитие» (апрель 2008 г.) Россия входит в список 25 наиболее урбанизированных стран мира, занимая в нем шестое место.

Процесс урбанизации в России проходил весьма неравномерно, был связан с различными экономическими и политическими событиями в жизни страны и наиболее интенсифицировался в последние 100 лет.

Например, в начале XVIII в., в период реформ Петра I, новые города (Санкт-Петербург, Петрозаводск) появились на северо-западе, а также на Урале (Екатеринбург), где началось интенсивное развитие металлургии. В XIX в. новые города (Владикавказ, Владивосток и др.) были основаны в присоединенных к стране районах. В конце XIX в. при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали возник Новониколаевск (ныне Новосибирск) – самый молодой из городов-миллионеров России, крупнейший в азиатской части страны.

Интенсивным ростом городов ознаменовались 30-е годы XX в., когда крупное промышленное строительство первых пятилеток не только привело к возникновению ряда новых городов и поселков (например, Магнитогорска, Комсомольска-на-Амуре), но и дало мощный стимул к разрастанию старых поселений. В результате рядом с новыми заводами выросли новые промышленные районы – Кузбасс, Южный Урал и др.

Следующим по значимости этапом роста городов страны стал период Великой Отечественной войны и восстановления промышленности, когда в результате перебазирования экономического потенциала южных и западных районов на Урал и в Западную Сибирь там были созданы новые обширные промышленные районы.

В послевоенное время, во второй половине XX в., фактором, стимулировавшим возникновение новых городских поселений, стало освоение природных ресурсов, в основном на севере и востоке страны (Нижневартовск, Мирный); создание закрытых центров оборонной промышленности и наукоградов, строительство крупных промышленных и энергетических объектов.

В результате, если по переписи 1897 г. в городах проживало лишь 13% населения, то к 1920 г. этот показатель повысился до 18%, к концу 30-х годов – до 34%, к 1958 г. – до 50%.

Таким образом, показатели жизни именно городского населения, в том числе такие определяющие лицо страны, как продолжительность здоровой жизни и состояние здоровья, оказывают решающее влияние на уровень их в масштабе государства.

На конгрессе Всемирной ассоциации мегаполисов (1987 г.) отмечалось, что крупнейшие города, являясь центрами сосредоточения интеллектуальных и культурных ценностей, предоставляя большие возможности для развития здравоохранения и т.п., сталкиваются в своем функционировании со значительными трудностями и что город, который раньше считался основным двигателем экономического и социального прогресса, скорее является его тормозом. Это подтверждается быстрым ухудшением условий жизни городского населения, связанным с недостаточным развитием инфраструктуры, экономическим кризисом, ростом безработицы и финансовых трудностей, нарушением экологического равновесия и социальным неравенством. Рост городского населения, начиная со второй половины XX в., был настолько стремительным, а концентрация и интенсификация производственной и непроизводственной деятельности такой высокой, что окружающая среда многих городов мира уже не в состоянии удовлетворять биологические и социальные потребности их жителей.

Так, характеризуя лишь экологический аспект урбанизации, отметим, что крупный город изменяет почти все компоненты природной среды: атмосферу, растительность, почву, рельеф, грунты, подземные воды и даже климат. Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеряется с весьма значительным продвижением в естественных условиях по широте, причем изменение одних условий вызывает изменение других. Горожане получают на 15% меньше солнечных лучей летом и на 30% зимой, на 10% больше осадков, на 10% больше облачных дней, на 30% больше тумана летом и на 100% зимой.

Города дают 80% всех выбросов в атмосферу и 3/4 общего объема загрязнений; все города мира ежегодно выбрасывают до 3 млрд т твёрдых отходов, свыше 500 млрд м3 промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд т аэрозолей; загрязняющее и тепловое воздействие больших городов и агломераций прослеживается на расстоянии около 50 км; города изменяют естественные ландшафты, формируя антропогенный ландшафт.

Понимание глубины воздействия процесса урбанизации на природу и человека в последние десятилетия существенно изменилось. Это показывает, например, значительное расширение понятия «загрязнение». Так, к загрязнителям, приводящим к деградации экосистем и снижению качества среды обитания, стали относить любой природный и антропогенный физический агент, химическое соединение, или биологический вид, который попадает в неё или возникает в ней в количествах, выходящих за рамки своего обычного наличия – предельных естественных колебаний или среднего природного фона в рассматриваемое время.

Выделение экологических и сопряженных с ними вопросов, имеющих наиболее важное значение для городов, дает семь блоков взаимосвязанных факторов:

1. Проблемы, обусловленные чрезмерными нагрузками на литосферу города и ее поверхность: изменение рельефа; изменение структуры водосборных бассейнов; изменение свойств литосферы; нарушение целостности, образование карстовых пустот в результате строительных работ.

2. Проблемы, связанные с нагрузками на ландшафт: деградация природного ландшафта в городе; деградация природного ландшафта в пригородных зонах, обусловленная чрезмерной посещаемостью лесных и рекреационных зон, отчуждением земель под свалки, коттеджные поселки и автомагистрали; недостаток зеленых массивов и мест отдыха; болезни растений, обусловленные изменением состава почв, загрязнением атмосферы и гидросферы, необходимость создания оптимального «городского» видового состава растительности.

3. Проблемы, связанные с водоснабжением: значительные изменения водного баланса; чрезмерная эксплуатация водных ресурсов и связанные с ней изменения гидрологической и гидрогеологической обстановки; влияние на окружающую среду искусственных водоемов; влияние хозяйственной деятельности на состояние поверхностных питьевых источников и охрана их от загрязнения; взаимовлияние поверхностных и подземных вод, изменение качества водоисточников.

4. Проблемы, связанные с загрязнением атмосферы: кислотные осадки; «остров тепла»; запылен


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.