Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

2017-12-10 366
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Кафедра «Педагогики»

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_____________ В.Г. Прокошев

«____»_______________2011 г.

 

Рабочая программа

дисциплины

 

«Педагогика»

 

Направление подготовки: 03.03.00. – Психология

 

Профиль подготовки:

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: очная

 

 

Семестр Трудоем-кость зач. ед,час. Лек-ций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
  3 зач.ед.         экзамен
Итого           экзамен

 

 

Владимир 2012 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ,

используемые при изучении дисциплины «Педагогика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОЕЙ РАБОТЫ ПО ВОСПРИЯТИЮ И УСВОЕНИЮ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

Наверное, ни один из Вас не мыслит обучение в университете без лекций. На лекционные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы, которые обеспечивают целостное понимание основных закономерностей развития педагогической культуры, закладывают научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы. Однако многие ли из Вас задумывались над тем, как грамотно организовать свою работу по восприятию и усвоению лекционного материала, как из пассивного слушателя стать деятельным участником увлекательнейшего процесса постижения историко-педагогической культуры? А ведь существует ряд достаточно простых правил, с которыми мы хотели бы Вас познакомить.

Как научиться слушать

1.Приведите в порядок рабочее место, пусть ничто не отвлекает внимание.

2.Настройтесь на восприятие материала, примите удобную позу. Помните: когда расслаблено тело расслабляется и внимание.

3.Вникните в формулировку темы лекции.

4.Осознайте поставленную цель.

5.Изучите план лекции.

6.Обращайте внимание на интонацию изложения материала преподавателем, следите за повторами в его рассказе - таким образом преподаватель выделяет главные, существенные мысли.

7.Старайтесь представить услышанное.

8.Сопоставляйте услышанное с уже имеющи­мися знаниями.

9.Выделите в лекции основные мысли, поло­жения, объедините их вокруг темы лекции.

Как научиться записывать с голоса

1.Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте высказываемую им мысль до конца и поймите ее.

2.Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3.Не старайтесь записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывайте второстепен­ные слова, те, без которых не теряется главный смысл.

4.Сокращайте слова, некоторые из них обозна­чайте значками. После сокращений оставляйте ме­сто, чтобы закончить запись дома.

5.Старайтесь писать быстро (не менее 120 букв в минуту).

6.Если в лекции встречаются непонятные места - оставьте место в тетради, после лекции уточните их у преподавателя и запишите.

7.Используйте общие правила написания кон­спекта (соблюдайте отступы, делайте выделения и т. д.).

8.Расставьте знаки препинания, допишите текст, подчеркните главное и пр.

Правила записи текста

1.Запись должна быть компактной, убори­стой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость.

2.В тексте необходимо применять выделе­ния и разграничения:

· подчеркивание и отчеркивание (для выделе­ния заголовков и подзаголовков, выводов, от­деления одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать черни­лами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (только не следует превращать текст в пест­рые картинки);

· отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

· пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);

· нумерацию;

· выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).

Со временем у вас выработается своя систе­ма выделений.

3.При записи текста необходимо пользовать­ся сокращениями.

 

Не менее важно научиться запоминать прослушанное или прочитанное. Для этого также существуют специальные приемы.

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1.

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ

СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

План:

Педагогика как область гуманитарного знания. Педагогика как наука. Объект. Предмет. Функции педагогики как науки.

ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ

Задание №1.

Изучите V раздел учебно-методического пособия Психолого-педагогическое образование: Технологический аспект: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Селиверстовой Е.Н., Романовой Л.А., Зобкова В.А., Филатовой О.В. – Владимир, 2001. – С.132-152.

Выпишите основные общепсихологические и педагогические принципы, которыми необходимо руководствоваться при организации педагогического исследования.

Задание №2.

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2008.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для вузов. – М., 2007.

4. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.

6. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

7. Психолого-педагогическое образование: Технологический аспект: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Селиверстовой Е.Н., Романовой Л.А., Зобкова В.А., Филатовой О.В. – Владимир, 2001.

 

ЛЕКЦИЯ 2.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

План

1. Образование человека и культура. Различные подходы к пониманию сущности образования.

2. Понятие содержания образования. Основные идеи, лежащие в основе педагогической теории содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.

3. Характеристика структурных элементов в составе содержания образования.

1. Образование человека и культура. Различные подходы к пониманию сущности образования.

Социокультурная природа образования. Образование как процесс и результат целенаправленной и специально организуемой социализации человека.

Образование как педагогический феномен. Образование как «формирование образа» (И.Г.Песталоцци). Педагогический процесс как специально стимулируемое движение от целей образования к его результату. Информационные и ценностные смыслы образования. Образование как становление культуросообразной личности. Образование, обучение и воспитание в их единстве и своеобразии. Образование как единство обучения и воспитания.

Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы: от когнитивной – к гуманистической, от понимания сущности образования как передачи знаний, умений и навыков – к пониманию образования как становления опыта саморазвития, созидательности и духовности личности. Разнообразие вариантов проявления современного педагогического процесса. Гуманизация и гуманитаризация как важнейшие характеристики современной образовательной ситуации.

Гуманизация образования как особая философия образования, как усиление субъектных начал в образовании. Ребенок и взрослый как субъекты образовательного процесса.

Гуманитарный подход как педагогическое мировоззрение. Гуманитаризация как «очеловечивание», как акцентирование общекультурных начал в образовании. Гуманитаризация как приоритет духовности и созидательности в образовании. Гуманитаризация как обращение к человеческой сущности образования, побуждающего человека к «авантюре саморазвития» (Э.Фромм).

Инновационность как механизм развития современного образования. Сущность и пути осуществления инновационной деятельности в сфере образования. Традиции и инновации в образовании.

Основные понятия: образование, культура, педагогический процесс, воспитание, обучение, педагогическая парадигма, гуманизация и гуманитаризация образования, личность как субъект образования, инновации в образовании.

2. Понятие содержания образования. Основные идеи, лежащие в основе педагогической теории содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.

Содержание образования как средство развития личности. Содержание образования и базовая культура личности. Содержание образования как педагогическая интерпретация сформированного обществом социального заказа к образованию, как педагогическое выражение целей образования. Знаниево-центрированный и личностно-ориентированный подходы к пониманию сущности содержания образования. Социокультурный характер содержания образования.

Концепция содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина как проявление современного личностно-ориентированного подхода к пониманию сущности образования. Структурные элементы содержания образования и основания их выделения. Качественная характеристика структурных элементов, составляющих содержание образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов содержания образования. Целостность содержания образования как единство обучения и воспитания. Различные уровни рассмотрения содержания образования: уровень общего теоретическо­го представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Основные понятия: содержание образования; структурные элементы содержания образования; знания; умения и навыки; опыт творческой деятельности; опыт ценностного отношения к действительности; уровни содержания образования.

3.Характеристика структурных элементов в составе содержания образования

Качественная характеристика структурных элементов, составляющих содержание образования.

Схема анализа элементов содержания образования:

1) сущность (что такое?);

2) функция в составе содержания образования;

3) условия реализации элементом своей образовательной функции;

4) особенности механизма освоения;

5) связи с другими элементами.

Знания как элемент содержания образования.

Умения и навыки как элемент содержания образования.

Опыт творческой деятельности как элемент содержания образования.

Опыт эмоционально-ценностных отношений как элемент содержания образования.

Основные понятия: содержание образования, структурные элементы содержания образования, знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт ценностного отношения к действительности, уровни содержания образования.

 

ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ

Задание № 1

Ориентируясь на список рекомендуемой учебной литературы, а также используя справочно-энциклопедическую литературу по педагогике, выпишите различные определения понятия «образование» и проведите их сравнительный анализ.

Подумайте, почему существуют различные подходы к пониманию сущности образования. В чем состоят эти различия?

Задание №2

Изучите материал:

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2008.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для вузов. – М., 2007.

4. Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие для вузов. – М., 2008.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2004.

6. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009.

7. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.

9. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

10. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 /Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. (На кафедре есть электронный вариант)

ЛЕКЦИЯ 3.

План

ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ

Задание №1.

Задание № 2.

Ориентируясь на учебную и справочно-энциклопедическую литературу, выпишите различные определения процесса обучения. Проведите сравнительный анализ имеющихся в литературе определений по отношению к определениям, данным на лекции.

Задание №3.

Изучите списки приёмов обучения, соответствующих общедидактическим методам обучения (Методические рекомендации к семинарским и лабораторно-практическим занятиям по курсу «Педагогические теории, системы и технологии». – Ч.1. Владимир, 1998; Е.Н. Селиверстова От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. – Владимир, 2008).

Согласны ли Вы, что приведенные приемы обучения действительно выражают педагогическую сущность соответствующих методов обучения. Продолжите списки, подобрав приемы обучения, специфичные для профилирующих в Вашем обучении предметов.

ЛЕКЦИЯ 4.

План

ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ

Задание №1.

Используя рекомендованную учебную литературу, раскройте содержание перечисленных принципов обучения (в рамках каждой из названных дидактических систем).

Задание № 2.

Уточните свои представления по вопросу о связи обучения и интеллектуального развития школьников, используя материалы книги: Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976. – С.168-174.

Составьте краткий конспект.

Эти материалы содержатся также в учебном пособии: Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.193-261.

Задание №3.

Изучите содержание книг:

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М., 1997 (2002). Раздел «Дидактика», параграф «Основные дидактические концепции». Режим доступа: http://pedagogik.mgou.ru

2. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1979.

3. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2004. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/37489/

4. Селивёрстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009. или Селивёрстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. Учебное пособие. – Владимир, 2008.

5. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. Раздел II. (электронный вариант – на кафедре, печатный – в библиотеке).

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5.

План

1. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Содержание воспитания как формирование базовой культуры личности.

Содержание воспитания как формирование базовой культуры личности.

Содержание воспитания как совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. Базовая культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Ценностные отношения как отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Ценности воспитания как объекты, явления, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают поэтому как нормы, как должное.

Содержание воспитания как формирование базовой культуры личности (В.А.Сластенин).

Содержание воспитания как совокупность умственного, физического, трудового, нравственного, политехнического, эстетического воспитания и подготовка человека к трем главным социальным ролям: гражданин, семьянин, работник (И.П.Подласый).

Содержание воспитания как процесс восхождения ребенка к культуре и к собственной индивидуальности (П.И.Пидкасистый, Б.Т.Лихачев).

Нравственное воспитание и мировоззрение школьников. Нравственное воспитание как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Содержание и средства нравственного воспитания школьников.

Гражданское воспитание молодежи. Понятие гражданского воспитания и его содержание. Средства воспитания. Воспитание патриотизма и правовой культуры.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Экономическое воспитание учащихся. Профессиональная ориентация. Система профориентации. Краткая характеристика основных компонентов этой системы. Профессиональное самоопределение учащихся.

Эстетическое воспитание школьников. Сущность и содержание эстетического воспитания школьников. Средства воспитания. Эстетическая культура личности и ее основные компоненты.

Физическое воспитание молодежи. Задачи и содержание физического воспитания. Физическая культура школьника. Формирование здорового образа жизни школьников. Задачи полового воспитания школьников.

Основные понятия: содержание воспитания как формирование базовой культуры личности (В.А.Сластенин); содержание воспитания как совокупность умственного, физического, трудового, нравственного, политехнического, эстетического воспитания и подготовка человека к трем главным социальным ролям: гражданин, семьянин, работник (И.П.Подласый); содержание воспитания как процесс восхождения ребенка к культуре и к собственной индивидуальности (П.И.Пидкасистый, Б.Т.Лихачев).

ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ

Задание №1.

Используя рекомендованную учебную литературу, раскройте содержание перечисленных принципов воспитания.

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аринина О.Н., Романова Л.А. Начинающему классному руководителю: учеб.- метод. Пособие. – Владимир: ВГПУ, 2003.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М., 1997 (2002). Режим доступа: http://pedagogik.mgou.ru

3. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 2000.

4. Педагогика: учеб. пособие; под общ. ред. П.И. Пидкасис­того. – М.: Педагогич. общество России, 2008.

5. Педагогика: учеб.; под общ. ред. Л.П. Крившенко. – М., 2009.

6. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс: учеб.: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2004.

7. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие / В.С. Селиванов; под общ. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.

8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Слас­тенин. – М.: Академия, 2008.

9. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щур­кова. – М.: Педаго­гическое общество России, 1998. – 44 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Другой, хорошо знакомой вам формой организации учебного процесса, являются семинарские занятия. Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих педагогических идей, теорий, систем, направлений в истории педагогики, формированию аналитических умений на основе сравнительных характеристик различных педагогических концепций и моделей. На семинарах вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей эволюции педагогической культуры. Подготовка к семинарам способствует формированию не только рефлексивной и научно-информационной культуры, но и культуры учебного труда в целом. И вновь мы предлагаем вам ряд советов по организации самостоятельной работы, которыми вы можете воспользоваться при подготовке к семинарским занятиям.

О семинарском занятии и подготовке к нему

Напоминаем: слово «семинар» в переводе с латинского означает «рассадник». В общепринятом смысле семинар означает такую форму организации учебной работы, когда его участники знакомят друг друга с итогами своей самостоятельной работы.

В чем заключается подготовительная работа участников семинара? - С выбора темы: рекомендуется выбрать ту тему, которая покажется вам менее других понятной, т.е. более трудную, чтобы самому разобраться до конца в ней.

Самостоятельно (или с помощью преподавателя) составляется библиография (список литературы) к выбранной теме. Доступная литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.

Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, разнообразно пользоваться индуктивным и дедуктивным способами изложения, аргументированно отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владение устной речью.

Способам и умениям выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего - заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от 10 до 15 мин.). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.

Устное выступление( лекция, доклад, подготовка к ответу на семинарском занятии )

«Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все то, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней. Материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами…»

(Д.С.Лихачев)

Как подготовить аннотацию

Аннотация (от лат. Annotatio – замечание) – краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Если в реферате статья сокращается в 3-4 раза, а большие тексты, книги в 10-20 и более раз, то аннотация – это текст из 3-5 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация - своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги, ее направленность, научные позиции автора и т.д.

Аннотация имеется почти в каждой книге, обычно она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги. Бывает и такая аннотация, где характеристика книги сочетается с элементами ее оценки.

Этапы работы:

1.Устно выделите основные идеи автора (авторов). Соотнесите их с соответствующей трактовкой в рекомендованном учебнике или учебном пособии, а также с собственной позицией по данному вопросу.

2.Решите, кого мог бы заинтересовать этот материал. Если в задании не рекомендован конкретный адресат информации, определите его самостоятельно.

3.Продумайте содержание аннотации. Подберите выразительные средства для повышения его стимулирующего потенциала.

4.Выберите адекватную форму аннотации (реклама, призыв, глашатайство, игра-интрига, угадай-ка, презентация и др.).

5.Письменно оформите аннотацию.

Примеры аннотаций

· В романе "Эмиль, или О воспитании" изложены педагогические идеи Жана Жака Руссо, выдающегося мыслителя-педагога 18 столетия. В книге предпринята попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду цели, задачи воспитания и обучения, их содержание и методы. Педагогические высказывания Руссо, с которыми вы познакомитесь в книге, пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку и заботой о его всестороннем и природосообразном развитии.

· Дело преобразования современного ему общества Жан Жак Руссо, наиболее выдающийся мыслитель-педагог 18 столетия, не мыслил вне решения проблемы формирования нового человека. Ее постановке и посвящен педагогический роман "Эмиль, или О воспитании" (1762). В основу книги положена мысль, заключенная в первой ее фразе: "Все выходит чистым из рук творца, все портится в руках человека". Руссо предлагает проект воспитания согласно "естественному порядку вещей". Основной принцип воспитания - естественное развитие ребенка, следование его природе. "Наблюдайте природу и следуйте тем путем, который она намечает для вас", - пишет автор книги. Только природа воспитает в людях чувства гуманности, гражданственности, человеколюбия; только следование ей поможет достигнуть конечной цели воспитания - дать обществу полезного гражданина.

Эссе, или наука размышлять

Эссе (франц. Essai – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественно-публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Жанр эссе помогает научиться размышлять, дает возможность подумать обо всем на свете, именно через этот жанр работы Вы выходите на актуальную проблему, имеете возможность увидеть альтернативные подходы в решении одной и той же проблемы.

Эссе по работе Джона Локка "Мысли о воспитании"Глава "Побои" (Локк Дж. Мысли о воспитании: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]; сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. С. 172-173.)

О возможности взаимоотношений детского и взрослого мира люди рассуждали во все времена. Методов поддержать дисциплину у ребенка, наверное, в педагогике немало: всевозможные наставления, беседы, личный пример и т.д., но часто возникает сложнейшая проблема подмены (во многих семьях) духовной связи материальной зависимостью детей от взрослых, а хуже – рукоприкладством. Джон Локк писал о том, что "метод воздействия наказанием … не требует ни усилий, ни много времени", но "является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания". Взрослые играют огромную роль в воспитании, в рождении и привитии в душах будущих новых людей таких черт, как гуманность, доброта, отзывчивость и внимание к окружающим. Но если взрослый пользуется постоянным методом наказания, такой род "…рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги; но как только этот страх отпал и ребенок, в отсутствие наблюдающего глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности, которая … нисколько не изменяется, а напротив, становится …сильнее …и обычно прорывается с еще большей силой". Много еще у нас таких взрослых, которые формально – отцы, воспитатели, в жизни же реально – только производители своей смены. Полное пренебрежение к запросам личности ребенка "порождает … отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить". "Как легко наблюдать, - писал Дж. Локк,такое явление, что дети, которым раньше нравились те или другие вещи, начинают их ненавидеть, видя, что из-за этих вещей они подвергаются побоям и мучениям!" Метод физического наказания – это и полное пренебрежение к элементарным правилам человечности, равнодушие. Мне думается, что именно в результате "использования" взрослыми наказания в качестве метода воспитания появляются, в самом прямом смысле слова, их смена: вначале это – дельцы, карьеристы, спекулянты, хулиганы; затем они формируются или в молчалиных нашего времени, или идут "на дно". И то, и другое – огромная опасность, колоссальный тормоз в движении к прогрессу, к счастью. Случается, что "строгость, доведенная до крайней степени, берет верх и приводит к исцелению от ранее прорывавшейся наклонности", но результат получается еще хуже: взрослый мир породит слабоумное, пришибленное существо, душевно пришибленное. И в этом трудно не согласиться с великим педагогом 17 века. В зависимости от того, кто дает первый урок жизни и каким он будет, находится судьба, жизнь человека – целого мира. И от того, синяками ли будет заляпан чистый, ко всему восприимчивый и чувствительный внутренний мир начавшего складываться человека, зависит, будет ли трагедией, ломкой души, а затем и тупомозглым существованием жизнь данного человека, а значит жизнь всего общества.

Вот такие мысли возникли у меня в ходе чтения одной из глав великого Локка.

СЕМИНАР № 1

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТАНОВЛЕНИЕ

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ ЛИЧНОСТИ

(Разработан д.п.н., проф. Селиверстовой Е.Н.)

4 часа

Задачи:

-подвести студентов к пониманию сути кризиса современной школы и путей его преодоления;

-подвести студентов к осмыслению меняющегося содержания понятия «образование»;

-осмыслить культурологический подход как методологическую основу современной педагогической мысли.

Опорные теоретические понятия:

культура

образование, обучение, воспитание

индивид, субъект, личность, индивидуальность

ученик как субъект отношений и деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Философия образования о кризисе современной культуры и кризисе образования. Современная концепция содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) как педагогическая основа для преодоления кризиса в образовании. Современное понимание сущности образования.

2. Сущность личностного подхода в образовательном процессе. Личностная позиция педагога на уроке: сущность и способы её выражения.

3. Гуманизация и гуманитаризация образования как важнейшие характеристики современного образования. Направления гуманизации и гуманитаризации образования.

· Задания

для самостоятельного осмысления и

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

В. В. Краевский

СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В ДИДАКТИКЕ

 

Специфика представления учебных предметов с по­зиций того или иного подхода – культурологического, личностно-ориентированного или компетентностного – определяется общей трактовкой содержания образования, характеризующей данный подход. По-видимому, было бы целесообразно с целью определения такой специфики провести черту не между каждым из упомянутых трёх подходов, а между ними, взятыми вместе, с одной сторо­ны, и знаниевым, а с другой – предмето-центристским. Истоки принципиального различия между этими двумя группами лежит в глубоком расхождении векторов дви­жения образования в целом. Выбор между ними детерми­нирован целым комплексом факторов не только собст­венно педагогического, но и более общего – философско­го, социального, идеологического, методологического, психологического порядка.

В первом приближении этот выбор зависит от общей мировоззренческой ориентации и связан с ответом на во­прос: что признаётся первичным и что вторичным - пер­вичен человек, обладающий правом и возможностью уст­ройства государства в своих интересах, или же первично государство, в лице своих функционеров подчиняющее себе человека? Иными словами: государство для человека или человек для государства? Следующий вопрос: как следует понимать образование - процесс целенаправлен­ной социализации - как адаптацию человека к сущест­вующей социальной структуре или как такое включение его в эту структуру, которое даёт ему возможность и способность не только действовать адекватно существующей ситуации, но и изменять её?

Социализация не сводится к адаптации, если у чело­века возникает личностная ориентация, обусловленная формированием у него эмоционально-личностных отно­шений. Наличие такой ориентации - непременное усло­вие подготовки подрастающего человека к жизни в граж­данском обществе. Гражданская позиция не существует вне позиции личностной.

Ввиду многозначности понятий, связанных с этой областью представлений, необходимо разобраться в де­финициях и дать, согласно правилам логики научного из­ложения, явное и ясное определение основных понятий.

Прежде всего, возникает необходимость соотнесения представлений о типе общества, в котором осуществляет­ся социализация индивида, и характером самой социали­зации. Гражданское общество, вызревающее по мере эко­номического и политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа, пред­ставляет собой закономерный этап, высшую форму само­реализации человека. Оно основано на развитых формах самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном соче­тании публичных (государственно-общественных) и ча­стных (индивидуально-личностных) интересов при опре­деляющем значении последних и при безусловном при­знании в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод. Гражданское общество открыто для изменений и инноваций. Этим оно отличается от традиционалистского общества, видящего свои идеалы в прошлом и противя­щегося развитию.

Принципиально отличаются друг от друга люди в том и в другом обществе. Член гражданского общества - лич­ность, которая понимается как цель самой себя, как суще­ство, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими. В таком обществе поведение человека определяется его собственными ин­тересами, и на него ложится ответственность за все дей­ствия. Он превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем законные интересы других людей.

Антипод гражданского общества – общество тради­ционалистского типа, предполагающее сосуществование индивидов. Индивид есть часть целого и существует вви­ду целого, в то время как личность о


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.