Методические указания по выполнению РГР — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методические указания по выполнению РГР

2017-12-10 170
Методические указания по выполнению РГР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания по выполнению РГР

 

Содержание расчетно-графической работы

 

Расчетно-графическая работа состоит из следующих разделов:

1. Исходные данные.

2. Анализ исходной технико-экономической информации и описание проблемной ситуации.

3. Выявление и формулировка проблем, подлежащих решению.

3.1. Оценка и анализ внешней среды предприятия.

3.2. Исследование производственного потенциала.

3.3. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами.

Выводы.

4. Разработка и оценка альтернативных решений выявленных проблем.

4.1. Формулировка целей.

4.2. Построение дерева решений.

4.3. Выбор и обоснование альтернативных решений.

4.3.1. Заполнение матриц предпочтений.

4.3.2. Количественная оценка альтернатив.

4.4. Выбор основных вариантов решения.

5. Выбор решения.

5.1. Экономическая оценка вариантов решения.

5.2. Выбор окончательного решения.

6. Организация выполнения решения.

 

2.2 Индивидуальное задание

 

Индивидуальное задание выдается студенту в «открытой» форме, т.е. излагается общая задача, требующая решения. Исходные технико-экономические данные дополняются, при необходимости, информацией, полученной на основе расчетов и (или) логических выводов, а также произвольно сформулированными данными.

Выбор варианта задания назначается руководителем расчетно-графической работы.

Исходные данные, представленные в таблицах 1, 2, 3 Приложения 1, являются условными и носят учебный характер. Студент может использовать для выполнения работы данные конкретного предприятия по согласованию с преподавателем.

 

Предприятие № 1

На лесопильном предприятии производится продукция следующего вида: пиломатериалы хвойные и пиломатериалы лиственные. Изготовление продукции осуществляется по заказам и контрактам, в том числе экспортные пиломатериалы. Предприятие является закрытым акционерным обществом (ЗАО) и владеет уставным капиталом в размере 1,5 млн. руб. Предприятием в банке взят кредит в размере 300 млн. руб. под модернизацию производства. Технико-экономические показатели работы предприятия за два квартала текущего года представлены в табл. 1 Приложения 1. Требуется разработать перспективный план развития предприятия на следующий год.

 

Предприятие № 2

Колбасный цех мясоперерабатывающего комбината выпускает два вида полуфабрикатов – «А» и «Б», которые используются в дальнейшем для производства колбасы на данном предприятии, а также являются сырьем для продукции другого мясоперерабатывающего предприятия, входящего в состав акционерного общества. Предприятие является филиалом акционерного общества открытого типа (АО), которое владеет уставным капиталом в размере 30 млн. руб. Задолженность по выплате кредита, полученного в банке в прошлом году, составляет 100 тыс. руб. Технико-экономические показатели работы предприятия за два квартала текущего года представлены в табл. 2 Приложения 1. Требуется разработать перспективный план развития предприятия на следующий год.

 

Предприятие № 3

Ткацкий цех камвольного комбината выпускает ткань двух видов: костюмная и драп, которая используется для производства костюмов на данном предприятии и продается на сторону. Предприятие является закрытым акционерным обществом (ЗАО) и владеет уставным капиталом в размере 25 млн. руб. В прошлом году в ткацком цехе была произведена реконструкция и было установлено современное оборудование. Технико-экономические показатели работы предприятия за два квартала текущего года представлены в табл. 3 Приложения 1. Требуется разработать перспективный план развития предприятия на следующий год.

 

Анализ исходной технико-экономической информации и описание проблемной ситуации

 

Анализ информации можно считать началом процесса принятия управленческого решения. Эта информация поступает к работникам управленческого аппарата, которые определяют совокупность условий, из которых возникли определенные проблемы для предприятия. Формулируются причины возникновения тех или иных проблем, т.е. описывается проблемная ситуация, которая требует вмешательства в процесс производства и (или) управления, и принятия определенных мер разрешения проблем.

В таблице 1 приведены исходные данные, на основе которых выполнены примеры возможного подхода к анализу исходной информации.

Пример

Исходные данные по производству продукции представлены в табл.

Таблица 1 - Исходные данные по производству ткани

 

Вид продукции Выпуск продукции, тыс. кв. м. Объем реализации, тыс. кв. м. Обеспеченность кадрами, % Производственная мощность, шт. Прибыль, тыс. руб.
2 кв. 3 кв. 2 кв. 3 кв. 2 кв. 3 кв. 2 кв. 3 кв.
костюмная                 1,5
драп               0,6 0,5

Анализ технико-экономической информации позволяет сделать следующие выводы:

Объем реализации ткани «Костюмной» и «Драп» меньше объема производства как во 2-м, так и в 3-м квартале, причем костюмной ткани реализовано как во 2-м квартале, так и в 3-м квартале больше, чем драпа Это означает, что необходимо увеличение объема реализации выпускаемой продукции.

Обеспеченность трудовыми ресурсами позволяет полностью загрузить действующее оборудование.

Уровень производственных мощностей превышает существующие объемы производства как во 2-м, так и в 3-м кварталах. Это означает, что производственные мощности загружены не полностью, и предприятие имеет значительный резерв по увеличению объемов производства.

Величина прибыли на 1 тыс. кв. м. изготовленной продукции составляет:

2 квартал по костюмной ткани 4 / 15 = 0,267 т. руб.

по ткани драп 0,6 / 12 = 0,050 т. руб.

3 квартал по костюмной ткани 1,5 / 15 = 0,100 т. руб.

по ткани драп 0,5 / 12 = 0,042 т. руб.

Проведенные расчеты свидетельствуют о том, что прибыль, полученная в 3-м квартале, значительно снизилась по сравнению со 2-м кварталом, особенно с учетом незначительного объема реализации костюмной ткани.

 

Пример

Результаты анализа позволяют сформулировать следующие проблемы, требующие решения:

1. Проблема уменьшения прибыли и снижения объема реализации продукции требуют проведения маркетингового исследования, которое позволит определить устойчивость спроса на продукцию и перспективы ее производства.

2. При устойчивом спросе возникнут проблемы увеличения объемов реализации продукции и дальнейшего роста объемов ее производства.

3. Неустойчивость спроса создаст проблему рассмотрения целесообразности выпуска данной продукции и перехода на выпуск марок фанеры, пользующихся устойчивым спросом. В случае принятия решения о прекращении производства продукции возникнут проблемы использования освобождающегося оборудования, а также высвобождения кадров.

 

Выявленных проблем

 

Каждая из выше перечисленных проблем имеет одно или несколько решений. Например, проблема «Снижение объема реализации» может иметь следующие решения:

- снижение цены на продукцию;

- расширение ассортимента;

- улучшение организации труда и управления;

- повышение качества продукции и т.д.

Решение любой из проблем должно быть направлено на достижение главной цели предприятия. Как известно, любое действующее предприятие, в конечном счете, стремится к достижению максимальной или гарантированной прибыли.

В некоторых случаях может сложиться впечатление, что проблема не имеет решения. Тогда следует уточнить, что исключает решение. Скорей всего такой причиной является несоответствие имеющихся у предприятия возможностей установленным и, возможно, завышенным целям.

Выход из такого положения – это поиск путей расширения возможностей предприятия, т.е. решение проблемы, или – корректировка завышенной цели.

Формулировка целей

 

Выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческого решения. В соответствии с выбранной целью формируются планы действий организации, прогнозы, ее стратегия и тактика, оцениваются результаты принятых решений.

Непосредственное влияние на выбор цели оказывает определение приоритетов, которых придерживается организация, ее руководители. Приоритеты позволяют выявить те направления деятельности, которые на предприятии в данный момент считают наиболее важными и которые стремятся реализовать в первую очередь.

Цели могут быть траекторные и точечные. Траекторные, или, как еще их называют, качественные, направляющие, определяют общее направление, в котором должно измениться состояние управляемого объекта. Например, цель «увеличение прибыли» – лишь направление, в котором предприятие стремится изменить прибыль. Точечные или количественные цели формулируются управленческими работниками предприятия как стремление достичь вполне определенного результата. Например, обеспечить прибыль в размере 50 млн. руб.

При выполнении данной работы могут формулироваться как качественные, так и количественные цели.

Обычно формулируется генеральная цель предприятия, затем подцели более низких уровней, выполнение которых необходимо обеспечить для достижения генеральной цели. В зависимости от проблемной ситуации каждому уровню, начиная с высшего уровня, могут принадлежать несколько целей.

Построение дерева решений

 

Для того чтобы разрешить выявленные проблемы, необходимо построить «дерево целей (решений)». «Дерево целей» представляет собой модель системы целей, в которой цели более низкого уровня в совокупности определяют возможность достижения цели более высокого уровня. «Дерево целей» может быть представлено графически, что рекомендуется сделать для большей наглядности, или может быть записано в виде последовательности формулировок с соответствующей системой нумерации. В данной работе дерево целей обязательно должно быть представлено в виде последовательной записи всех пронумерованных целей, определенных для каждого уровня.

При этом должен соблюдаться принцип соподчиненности целей по уровням в зависимости от последовательности их достижения. Подцели различных уровней дерева называют также путями соответствующих уровней. При движении от наиболее высокого уровня к более низкому уровню цели все более дифференцируются и конкретизируются, приобретая на самом низком уровне характер конкретных задач (технических, технологических, экономических) или организационных мероприятий.

В наиболее общем виде все цели (пути) могут быть распределены по уровням в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Основные уровни и характер целей

 

Уровень Характер целей
  Общая (генеральная цель)
  Важнейшие подцели
  Наиболее эффективные подходы к достижению важнейших целей
  Укрупненные целевые решения, направление исследований
  Нерешенные технические и др. задачи, организационные мероприятия.

 

В расчетной работе должны быть сформулированы подцели не менее чем 4-х уровней. Для некоторых проблем число подцелей может быть меньше. В этом случае характер подцелей может соответствовать ниже стоящему уровню. Дерево целей для решения проблем предприятия в рассматриваемом ранее примере будет иметь следующий вид:

Генеральная цель – обеспечение гарантированного размера прибыли.

Пути 1 уровня:

1. Увеличение объема реализации деталей.

2. Загрузка неиспользованных производственных мощностей.

Пути 2 уровня:

1.1. Повышение качества продукции.

1.2. Улучшение работы службы сбыта.

1.3. Изучение спроса на продукцию.

2.1. Расширение ассортимента продукции.

2.2. Сдача оборудования в аренду.

2.3. Использование оборудования на кооперативных началах.

Пути 3 уровня:

1.1.1. Улучшение работы оборудования.

1.1.2. Входной контроль сырья.

1.1.3. Повышение квалификации рабочих.

1.1.4. Повышение уровня организации труда и управления.

1.1.5. Улучшение условий труда.

1.2.1. Повышение квалификации работников службы сбыта.

1.2.2. Создание группы маркетинга.

1.3.1. Изучение опыта организации сбыта на предприятиях-конкурентах.

1.3.2. Изучение возможностей расширения рынка сбыта продукции.

1.3.3. Определение возможностей снижения цены на продукцию.

1.3.4. Проведение рекламной кампании.

2.1.1. Изучение технологии изготовления новой продукции.

2.1.2. Изучение возможностей действующего оборудования по выпуску новой продукции.

2.1.3. Изучение рынка поставщиков сырья для новой продукции.

2.1.4. Повышение квалификации рабочих.

2.2.1. Изучение возможности сдачи оборудования в аренду.

2.2.2. Определение условий гарантированного эффекта аренды оборудования.

2.3.1. Изучение возможности работы на кооперативных началах.

2.3.2. Определение условий гарантированного эффекта кооперации.

Пути 4 уровня

1.3.3.1.Установление возможностей снижения цен на сырье.

1.3.3.2.Установление возможностей снижения затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.

и т.д.

 

Выбор решения

 

6.1. Экономическая оценка вариантов решения

 

Получив ряд альтернативных решений необходимо оценить каждое из них по требуемой величине затрат. В данной работе не требуется точно просчитывать затраты на каждое решение. Они могут быть оценены ориентировочно с использованием данных индивидуального задания, дополненных произвольно. Для удобства и наглядности сравнения вариантов решений данные о затратах представляются в виде таблицы, пример которой представлен в табл.15. После определения требуемой величины затрат необходимо оценить, достаточно ли у предприятия финансовых средств.

Источниками финансовых средств могут быть:

- собственные средства;

- средства инвесторов;

- банковский кредит.

Методические указания по выполнению РГР

 

Содержание расчетно-графической работы

 

Расчетно-графическая работа состоит из следующих разделов:

1. Исходные данные.

2. Анализ исходной технико-экономической информации и описание проблемной ситуации.

3. Выявление и формулировка проблем, подлежащих решению.

3.1. Оценка и анализ внешней среды предприятия.

3.2. Исследование производственного потенциала.

3.3. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами.

Выводы.

4. Разработка и оценка альтернативных решений выявленных проблем.

4.1. Формулировка целей.

4.2. Построение дерева решений.

4.3. Выбор и обоснование альтернативных решений.

4.3.1. Заполнение матриц предпочтений.

4.3.2. Количественная оценка альтернатив.

4.4. Выбор основных вариантов решения.

5. Выбор решения.

5.1. Экономическая оценка вариантов решения.

5.2. Выбор окончательного решения.

6. Организация выполнения решения.

 

2.2 Индивидуальное задание

 

Индивидуальное задание выдается студенту в «открытой» форме, т.е. излагается общая задача, требующая решения. Исходные технико-экономические данные дополняются, при необходимости, информацией, полученной на основе расчетов и (или) логических выводов, а также произвольно сформулированными данными.

Выбор варианта задания назначается руководителем расчетно-графической работы.

Исходные данные, представленные в таблицах 1, 2, 3 Приложения 1, являются условными и носят учебный характер. Студент может использовать для выполнения работы данные конкретного предприятия по согласованию с преподавателем.

 

Предприятие № 1

На лесопильном предприятии производится продукция следующего вида: пиломатериалы хвойные и пиломатериалы лиственные. Изготовление продукции осуществляется по заказам и контрактам, в том числе экспортные пиломатериалы. Предприятие является закрытым акционерным обществом (ЗАО) и владеет уставным капиталом в размере 1,5 млн. руб. Предприятием в банке взят кредит в размере 300 млн. руб. под модернизацию производства. Технико-экономические показатели работы предприятия за два квартала текущего года представлены в табл. 1 Приложения 1. Требуется разработать перспективный план развития предприятия на следующий год.

 

Предприятие № 2

Колбасный цех мясоперерабатывающего комбината выпускает два вида полуфабрикатов – «А» и «Б», которые используются в дальнейшем для производства колбасы на данном предприятии, а также являются сырьем для продукции другого мясоперерабатывающего предприятия, входящего в состав акционерного общества. Предприятие является филиалом акционерного общества открытого типа (АО), которое владеет уставным капиталом в размере 30 млн. руб. Задолженность по выплате кредита, полученного в банке в прошлом году, составляет 100 тыс. руб. Технико-экономические показатели работы предприятия за два квартала текущего года представлены в табл. 2 Приложения 1. Требуется разработать перспективный план развития предприятия на следующий год.

 

Предприятие № 3

Ткацкий цех камвольного комбината выпускает ткань двух видов: костюмная и драп, которая используется для производства костюмов на данном предприятии и продается на сторону. Предприятие является закрытым акционерным обществом (ЗАО) и владеет уставным капиталом в размере 25 млн. руб. В прошлом году в ткацком цехе была произведена реконструкция и было установлено современное оборудование. Технико-экономические показатели работы предприятия за два квартала текущего года представлены в табл. 3 Приложения 1. Требуется разработать перспективный план развития предприятия на следующий год.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.