Современная концепция управления. Сущность, принципы, задачи и методы управления. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Современная концепция управления. Сущность, принципы, задачи и методы управления.

2017-12-10 248
Современная концепция управления. Сущность, принципы, задачи и методы управления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция №1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1. Современная концепция управления. Сущность, принципы, задачи и методы управления.

2. Функции управления на горном предприятии.

3. Структура управления горным предприятием.

4. Формы оперативного управления горным предприятием.

Структура управления горным предприятием.

Характерной особенностью управления в условиях рынка является то, что в рыночных условиях акцент делается, в основном, на экономические методы управления, в то время как командно-административная система основывается на организационно-распорядительных методах.

Кроме этого, в условиях функционирования административно-командного хозяйственного механизма роль руководителя была четко определенной. Его задача заключалась в том, чтобы распределить работу, установить и подготовить стандарты, следить за дисциплиной работы. Все другие решения принимались вышестоящими руководителями.

Совсем другая ситуация в условиях рынка. Деятельность руководителя в рыночных условиях зависит от определенных факторов, на которые он должен уметь адекватно реагировать и принимать соответствующие решения. Итак, он должен быть инициативным, решительным в принятии тех или других решений, должен уметь пойти на умный риск, уметь обнаруживать и предупреждать конфликтные ситуации в коллективе.

Рассмотрим типовую структуру управления угольным предприятием, которая приведена на рис. 1.1.

Основными руководителями на шахте и ее участках являются: директор, главный инженер - первый заместитель директора, начальник участка (цеха), горный мастер и бригадир.

Директор действует от лица шахты, представляет ее во всех организациях и учреждениях согласно закону, распоряжается и осуществляет руководство по таким направлениям: организация эффективного использования производственных фондов и другого имущества, кадров, развитие техники, усовершенствование технологии производства и повышение качества продукции.

 


Рисунок 1.1 – Типовая организационная структура управления угольным предприятием

 


Первый заместитель директора - главный инженер руководит разработкой производственной программы, несет ответственность за ее выполнение, принимает участие в мероприятиях по внедрению новой техники и технологии работ, рациональной организации работы, следит за эффективным использованием машин и механизмов, несет ответственность за экономное использование материалов, электроэнергии, топлива, за состояние техники безопасности.

Заместитель директора по производству осуществляет руководство участками по добыче угля, подземного транспорта, поддержания и ремонта горных выработок и подземных путей, участком монтажа и ремонта горного оборудования, а также технологического комплекса на поверхности.

Он отвечает также за усовершенствование технологии добычи угля, внедрение новой техники, комплексной механизации и безопасное ведение горных работ.

Заместитель директора по экономике возглавляет экономическую службу шахты, обеспечивает разработку планов, внедрение прогрессивных форм организации работы, мероприятий по улучшению эффективности производства.

Основными структурными подразделениями шахты являются участки и цеха.

Всеми работами на участке (в цехе) руководит начальник, который лично отвечает за результаты его работы. Он является организатором внедрения на участке новой техники, передовой технологии и прогрессивных методов организации работы. Несет ответственность за выполнение плановых задач и качество продукции на своем участке.

Лекция №1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1. Современная концепция управления. Сущность, принципы, задачи и методы управления.

2. Функции управления на горном предприятии.

3. Структура управления горным предприятием.

4. Формы оперативного управления горным предприятием.

Современная концепция управления. Сущность, принципы, задачи и методы управления.

В условиях рынка вопросы управления, его усовершенствования приобретают особое значение и важность.

Основоположником управления в рыночных условиях считается американский инженер Ф. Тейлор. Предложенная им рационализация работы и производственных отношений на предприятии позволила коренным образом изменить организацию и управление, а значит, и эффективность производства.

Ф. Тейлор рассматривал управление как «искусство знать точно, что нужно сделать и как это сделать наилучшим и наиболее дешевым способом».

Наука управления за последние десятилетия достигла значительно больше, чем за весь предыдущий период своего развития.

Процессы, которые происходят сегодня в теории и практике управления, называются «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением западного общества в информационную стадию. На смену старой рационалистической концепции управления приходит новая неформальная, которую принято называть информационной.

Суть рационалистической концепции заключается в том, что успех фирмы или предприятия зависит от рациональной организации производства, снижения затрат за счет использования внутрипроизводственных резервов, повышения эффективности использования производственных ресурсов, т.е. от внутренних факторов. Фирма или предприятие рассматриваются как закрытая система, цель и задачи которой являются стабильными в течение продолжительного периода. Основная цель такой фирмы (предприятия) - углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу, решающее значение имеет контроль.

Информационная концепция. В ее основе лежит ситуационный подход к управлению. Фирма (предприятие) рассматривается как живой организм, как открытая система, и главная предпосылка ее успеха лежит вне нее. Успех связывается с тем, насколько успешно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, социально-политическую, научно-техническую) и приспосабливается к ней.

Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее строение системы управления является ответом на разные влияния внешней среды.

Реализацией этого нового подхода стало стратегическое управление, которое предусматривает учет будущих состояний среды в разработке стратегии развития фирмы или предприятия.

В рыночных условиях необходимо руководствоваться следующими принципами:

- четким разделением труда;

- соблюдением дисциплины и порядка;

- полномочиями и ответственностью;

- использованием мотивации высокопроизводительной работы;

- обеспечением равной справедливости для всех;

- уверенностью в постоянности и стабильности работы;

- соблюдением взаимоотношений с сотрудниками в соответствии с иерархической лестницей;

- поощрением к инициативе.

Изучение опыта экономически развитых стран мира показывает, что своим успехом они во многом обязаны новой системе управления производством, соблюдению вышеупомянутых принципов.

Обобщая разнообразные определения управления производством, можно дать такое ему определение: управление - это система организации коллективной работы, эффективного использования ресурсов, концентрации усилий на постоянном повышении качества работы персонала предприятия.

Можно дать еще такое определение процесса управления: управление - это система мер воздействия на коллективы людей с целью обеспечения наиболее эффективного решения задач, которые стоят перед ними.

Задачи управления:

- определение конкретных целей развития предприятия (фирмы);

- разработка стратегии развития предприятия (фирмы) - стратегических задач и путей их решения;

- определение необходимых ресурсов и источников;

- стимулирование работы персонала путем создания лучших условий труда и установления высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективной деятельностью предприятия (фирмы), координирование работы всех подразделений.

Согласно мотивационной характеристике в составе методов управления выделяют три группы:

1. Экономические методы управления. Они объединяют все методы, с помощью которых осуществляется влияние на экономические интересы коллективов и отдельных их членов. Это влияние осуществляется материальным стимулированием отдельных работников и коллективов в целом.

2. Организационно-распорядительные методы. Они направлены на использование таких мотивов трудовой деятельности, как чувство обязанности, ответственности, в том числе административной. Эти методы отличаются прямым характером влияния: любое распоряжение, приказ подлежат немедленному выполнению.

3. Социальные методы. Они основываются на использовании социального механизма, который действует в коллективе (неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе и т.п.).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.