Тема 11.Избирательное право и избирательные системы в РФ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 11.Избирательное право и избирательные системы в РФ



Методические указания:Студентам необходимо усвоить понятия выборов в РФ.

При рассмотрении вопроса надо дать понятие избирательной системы и избирательного права ,показать их связь и значение. Избирательное право и избирательная система в широком смысле, практически идентичны. Однако в узком смысле слова избирательная система - это система конституционных правоотношений в процессе организации и проведения выборов; из этих отношений складывается порядок формирования выборных органов. Избирательное право в узком смысле слова - это система правовых норм, закрепляющих и регулирующих соответствующие правоотношения, т.е. избирательную систему. Существует также субъективное понятие избирательного права. Это право конкретного физического лица на участие в выборах. Оно может быть только активным, т.е. правом избирать, либо и активным, и пассивным, т.е. правом не только избирать, но и быть избранным.

Студенты должны детально остановиться на принципах: всеобщее, равное, прямое, тайное, свободное, добровольное, а также состязательность, принцип территориальной организации выборов и др. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам). Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но существуют избирательные цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет 1 голос, причем устанавливаются равные нормы представительства, т.е. организуются равные по численности избирателей избирательные округа. Исключаются какие бы то ни было преимущества одних избирателей или кандидатов перед другими. Свобода выборов означает, что все избиратели и кандидаты участвуют в выборах лично и на строго добровольной основе. Абсентеизм, т.е. нежелание участвовать в выборах, законом не преследуется. Выборы являются прямыми: избиратели непосредственно голосуют за кандидатов любого уровня, включая парламентский и президентский. Этим прямые выборы отличаются от многостепенных (когда сначала избирается нижестоящий орган, а он уже, в свою очередь, образует орган вышестоящий) и косвенных (когда избирается коллегия выборщиков, а она избирает соответствующее лицо).Тайна голосования исключает внешнее наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя .Следует рассмотреть и иные принципы.



Избирательное право РФ допускает организацию выборов и определение их результатов с использованием как мажоритарной, так и пропорциональной систем. Мажоритарная система включает две разновидности: систему абсолютного большинства и систему относительного большинства, необходимо подробно остановится на их характеристике. Также подробно охарактеризовать пропорциональную систему, обратив внимание на изменения избирательного законодательства в части формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Студентам следует усвоить, что подготовка и проведение выборов - достаточно сложный процесс. Прежде всего, избиратели должны быть зарегистрированы и включены в избирательные списки. Совокупность избирателей страны называется "электорат" (избирательный корпус). Работу по организации выборов проводят, в основном, избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружные комиссии, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.



Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов РФ определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательная комиссия в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Нормативно-правовые акты:

 

Конституция РФ 1993г ( в ред. 30.12.2008г).

Федеральный закон от 12.06 2002 г. №67-ФЗ ( в ред.25.07.2011г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// СЗ РФ .2002, N 39, ст. 3642, 2011, N 11, ст. 150

Федеральный закон от 10 января 2003 г. №20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // СЗ РФ. 2003. №2. Ст.172.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. ( 25 07.2011г) в ред. №51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". СЗ РФ 2006, N 29, ст. 3124, 2011, N 31, ст. 4703

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. №15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.С.Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова" // СЗ РФ. 2003. №44. Ст.4358.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. №10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. №47. Ст.4968.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области" // СЗ РФ. 2006. №27. Ст.2970.

 

Рекомендуемая дополнительная литература.

1.Конституционное право России : учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина ; под ред. Н.А. Михалевой. - М. : Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М. : Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 327

5.Карпов, Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации / Н. Н. Карпов // Юстиция. - 2008. - № 4. - С. С. 87-93

6..Комарова, В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России / В. В. Комарова // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.