Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-12-09 | 458 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С общественным мнением важно работать не только во время конфликта или кризиса, но и до, и после них: «Исследования показывают, что на людей оказывают влияние не реально происшедшие события, а восприятие данных событий через призму СМИ, а также собственных предположений, знаний, пола, национальности и традиций. Ещё один важный фактор: от кого получена информация, имеет ли она моральную ценность, достоверна ли она. В итоге организациям необходимо быть подготовленными, знать своё оружие, общество, заранее позаботиться о хорошей репутации путём установления долгосрочных высококачественных связей с общественностью, осуществления общественной деятельности и реализации стратегий по связям с общественностью».[99]
В учебнике «Управление общественными отношениями» под ред. В.С. Комаровского определяется несколько направлений работы PR-службы по подготовке компании к возможным конфликтам.[100]
Первым направлением является прогнозирование конфликта. В процессе реализации практически любого проекта – политического, экономического, культурного и пр. – важно иметь в виду такие этапы, как: «ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СЛОЖНОСТИ (исследование, формирование баз данных по проблемам, вокруг которых в перспективе возможен конфликт) - ТЕСТИРОВАНИЕ ОПАСНОСТИ (проверка конфликтных гипотез) - НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА (разработка коммуникационной стратегии, создание и распределение соответствующих информационных потоков)».[101]
Второе направление – работа на положительную репутацию организации. «Под репутацией понимается общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо или чего-либо, основанное на конкретном опыте».[102] Репутация – это стратегический фактор, позволяющий строить долгосрочные планы, искать и находить поддержку на всех уровнях делового и общественного окружения: от рядовых потребителей до представителей государственной власти. Если у организации уже сложилась положительная репутация, то в конфликтной ситуации у нее есть запас прочности, который можно поэксплуатировать. Люди быстрее и на более долгий срок поверят в силы организации, если она уже или ещё авторитетна для них.
|
Третьим направлением является поддержание дружественных отношений с представителями средств массовой информации. Если отношения со средствами массовой информации ранее строились на доброжелательной основе, то они на первых порах помогут организации справиться с ситуацией, дав сочувственные комментарии.
Четвёртое направление – внутренняя готовность работников организации противостоять конфликту. В процессе прогнозирования и подготовки к возможным конфликтам отдельного внимания заслуживает работа с руководителями, первыми лицами и сотрудниками организации.
Можно выделить и пятое направление в деятельности службы по связям с общественностью – это поддержание определенного уровня сотрудничества. До конфликта стороны находятся в нейтральных взаимоотношениях, а, возможно, и сотрудничают друг с другом. При наметившихся разногласиях с партнёром необходимо стремиться поддерживать хотя бы минимальный уровень конструктивного взаимодействия.
Авторами данной работы предлагаются следующие правила по развитию сотрудничества:
o правило согласия заключается в вовлечении возможного оппонента в совместное дело; в создании условий, способствующих возникновению общих интересов;
o правило эмпатии предполагает умение входить в положение другой стороны, показывая, что понимаешь их трудности. На практике метод выражается в доброжелательности, в высказывании сочувствия и готовности оказать партнёру помощь;
o правило сохранения репутации партнёра исключает неуважение отношение к другой стороне;
|
o правило взаимного дополнения акцентируетвозможность использования сильных сторон двух партнёров в совместной работе для получения взаимовыгодного результата;
o правило исключения всякого рода дискриминации фиксирует недопустимость подчёркивания различий между партнёрами или какого-либо превосходства одного из них;
o правило разделения заслуг состоит в том, чтобы не забывать делить общие заслуги (результаты коллективного труда) на всех участников работы, даже если большая часть их принадлежит кому-либо одному. Этот метод позволяет избежать зависти, обид и других негативных моментов, провоцирующих конфликт;
o правило «психологического поглаживания» представляет собой требование осуществлять постоянную и последовательную деятельность по поддержанию хорошего настроения, положительных эмоций, для чего используются самые разные поводы. Этот метод позволяет снимать напряжение, вызывает чувство симпатии и затрудняет возникновение конфликта.[103]
Эти же правила действуют и в отношениисотрудников организации. Специалисты по связям с общественностью должны также заботиться о состоянии внутренней среды своей организации, поскольку внутренние взаимоотношения могут породить конфликты и неэффективную работу как внутри организации, так и вне нее. Прежде всего, они должны изучать социальные потребности сотрудников организации, чтобы вовремя давать соответствующие рекомендации руководителю ведомства. Знать и учитывать социальные потребности подчинённых для руководителя на практике означает: организовывать работу подчиненных так, чтобы она позволяла им общаться; создавать в организации «дух единой команды»; проводить с подчинёнными периодические совещания; не стараться разрушать существующие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба; создавать условия для активности членов организации вне её рамок.
Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко и В.И. Сперанский разработали «механизмы социальной регуляции», применение которых может способствовать предупреждению внутренних конфликтов.[104]
Как известно, многие организации создают специальные корпоративные кодексы, которые могут называться по-разному, например, Положение о персонале, Устав принципов и морально-этических ценностей и т.д. При введении новых норм в корпоративный кодекс может возникнуть конфликт. В данном случае следует воспользоваться методом выгодного контраста, который заключается в сознательном завышении норм и их дальнейшем постепенном «опускании». Эффект принятия норм достигается благодаря выгодному для них контрасту с первоначально завышенными нормами. В данной ситуации может найти применение также метод компаративной регуляции. Человеку нелегко принять нормы, если они выражены в абстрактных предписаниях. Этот процесс заметно облегчается, когда они воплощаются в живых примерах и образцах; при этом нормы обретают жизненную полноту, практическую наглядность и убедительность.
|
Конфликты во внутренней среде организации могут возникнуть также при введении новых технологий (автоматизации, роботизации или компьютеризации и т.д.) в силу того, что эти изменения могут восприниматься некоторыми сотрудниками как угрожающие их работе. Чтобы избежать такой реакции, необходимо применять метод просвещения и пропаганды. Можно, например, создать профессиональные комитеты работников для изучения новых процессов или предложить сотрудникам ознакомительное посещение и учёбу на курсах.
Конфликты могут появиться и при становлении новой организации. В этой ситуации будет действенным метод ритуализации, то есть направленное введение и закрепление ритуалов, поощрение соответствующего им поведения. Чем больше в организации традиционно ритуальных элементов, тем больше «само собой разумеющегося» и меньше конфликтов.
В предотвращении конфликтов между новыми сотрудниками и старым коллективом целесообразным может оказаться метод коммуникативной адаптации, направленный на информирование человека о ситуациях, в которые он включается, и о людях, с которыми он вступает во взаимодействие. Руководитель коллектива должен также представить нового сотрудника его коллегам, иначе между ними могут сложиться отношения взаимной подозрительности, неприятие и, в конечном итоге, конфликт.
В случае возникновения конфликта в организации и его последующего успешного урегулирования необходимо применить метод формализации норм, то есть их письменной или устной фиксации с целью предотвращения последующих конфликтов, вызванных теми же причинами.
|
Для своевременного обнаружения напряжённости между сотрудниками может использоваться метод коммуникативного усиления, основанный на повышении интенсивности коммуникативных контактов, чтобы сотрудники постоянно находились «на виду». Так, «в организациях в ряде стран введена так называемая плантационная система: не отдельные кабинеты, а невысокие передвижные перегородки между группами работников».[105]
В условиях конфликтной ситуации Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко и В.И.Сперанский предлагают применять следующие «механизмы социальной регуляции»:
Метод коммуникативного включения предполагает установление и расширение непосредственных контактов конфликтующих сторон, так как личное знакомство с оппонентом облегчает взаимодействие и достижение взаимопонимания.
Метод коммуникативной «мобилизации» -этосоздание для сторон условий для мобилизации их коммуникативных ресурсов и выхода из коммуникативного кризиса в случае, если контакты между ними установлены.
М етод прямого воздействия нацелен на урегулирование конфликта между руководителем и подчинённым или группой подчинённых. Он основан на прямом, непосредственном предъявлении требований. Однако требования выражены в такой форме, чтобы они воспринимались как следствие объективно существующей ситуации.
М етод психологического воздействия предназначен для того, чтобы уменьшить сопротивление конфликтующих сторон, сделать их более уступчивыми. Этот метод включает в себя следующие средства:
o апелляцию к авторитету;
o эффект группового мнения и воздействия;
o демонстрацию возможных негативных последствий в случае непринятия определённого решения.[106]
В заключение необходимо отметить, что арсенал описанных в литературе технологий и приемов управления конфликтами не является исчерпывающим: реальная практика конфликтного взаимодействия часто не вписывается в разработанные схемы и расширяет возможности поиска новых стратегий и решений. Кроме того, применение этих технологий требует гибкости, творческого подхода, должно быть адекватным реальной конфликтной ситуации.
Поэтому чтобы осуществить выбор системы практических действий, с помощью которой можно обеспечить эффективную коммуникацию конфликтующих сторон и достичь желаемого завершения конфликта, специалистам по связямс общественностью необходимо обладать конфликтологической компетентностью.
Она характеризуется:
- наличием конфликтологических знаний, обусловливающих системное видение конфликта и представление о многовариантности стратегий его регулирования и разрешения;
|
- владением всем многообразием технологий и конкретных методов управления конфликтными ситуациями;
- умением грамотно с профессиональной точки зрения оценивать роль конфликта в идентификации противоречий и проблем, его возможности способствовать развитию организации, сохранению и упрочению её позитивного имиджа (и репутации), а также повышению узнаваемости организации и степени предпочтения конкурентам;
- способностью в соответствии с прогнозируемыми перспективами развития конфликта определять адекватные стратегии воздействия на конфликтное поведение и осуществлять деятельность, направленную на реализацию конструктивных форм конфликтного взаимодействия и минимизацию деструктивных;
- наличием навыков формирования доброжелательной коммуникации с различными группами общественности: партнерами, оппонентами, журналистами, представителями властных структур и др. как одного из важнейших условий актуализации конструктивного потенциала конфликта и успешного его разрешения.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите понятия «управление конфликтом», «предупреждение конфликта», «регулирование конфликта», «разрешение конфликта». Выделите характерные признаки, отличающие обозначаемые ими явления.
2. Какие виды деятельности включает в себя управление конфликтами?
3. Какова, по мнению Р. Дарендорфа, роль регулирования конфликтов?
4. От каких условий, согласно Р. Дарендорфу, зависит успешное регулирование конфликтов?
5. Раскройте соотношение понятий «кризис» и «конфликт».
6. На что нацелена деятельность PR-специалиста в процессе регулировании конфликтов? Что является предметом этой деятельности?
7. Какие функции выполняют PR-специалисты в управлении конфликтными ситуациями?
8. Что такое институциализация конфликта?
9. Какой смысл вкладывает А.Н. Чумиков в понятие «легитимизация конфликта»?
10. Определите понятие «структурирование конфликта».
11. Какие требования предъявляются к информационным сообщениям, распространяемым PR-структурами в конфликтных ситуациях?
12. Что представляет собой информационное противоборство и какова его роль в управлении конфликтами?
13. Перечислите и охарактеризуйте конкретные приемы, используемые PR-специалистами в процессе управления конфликтами.
14. Опишите основные направления деятельности специалистов по связям с общественностью по профилактике конфликтов.
15. Какими правилами должен руководствоваться PR-специалист для поддержания определенного уровня сотрудничества конфликтующих сторон?
16. Каковы составляющие конфликтологической компетентности PR-специалиста?
17. Какова роль успешной коммуникации в условиях конфликта?
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………………. 3
Глава первая. Проблема конфликта в истории философской
и социологической мысли ……………………………………………..…5
Глава вторая. Современные социологические концепции конфликта ………………………………………………………………… 16
Глава третья. Природа социального конфликта ……………..24
Глава четвертая. Проблема типологии конфликта ………….32
Глава пятая. Процесс и динамика конфликта ………………..36
Глава шестая. Человеческий фактор в конфликте …………..41
Глава седьмая. Конструктивные модели разрешения
конфликтов: конфликтологический подход …………………………53
Глава восьмая. Связи с общественностью в регулировании
и предотвращении конфликтов ………………………………………..74
Надежда Николаевна Васина
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебное пособие
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!