Современная публицистика в годы ВОВ. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Современная публицистика в годы ВОВ.

2017-12-09 284
Современная публицистика в годы ВОВ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К концу 1930-х годов все очевиднее стан.угроза войны. Жур.должна была подг.народ к возм-му нападению врагов. Кол-во газет резко возр.(к40 г- около 9т, 2,5 вых.в нац.сов.респ)возрос и объем вещания Центр.радиост. Воскр.номера газет за 22 июня 1941 года. не предвещали никакой беды. А 24 июня 1941 г.созд-ся Совинформбюро, (краткое изложение военно-операт.сводок.) Через неделю после нач.войны в ред. Центр.газ.и на Всесоюз.радио созд.военные отделы. Жур-ка д/б. поднимать боевой дух сов.народа.Закр.гражд.изд.,появ.воен.(5 центр.газ. и 25жур.для Сов.армии и ВМФ: "Красная звезда" и "Красный флот" объед.в своих ред.круп.сов.пис. - А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, К.М.Симонова, Б.Л.Горбатова и др,затем.шла фронт.печать, вых.на передовой, подпольная и партиз.пресса, выпуск. в тылу у врага.(в начале войны типогр.способом изд.более 20газ, то к 44 г.их стало около270). До ок.48 года предприн.попытки печ.газ. для солдат и офицеров нем.армии. Но потом их замен.листовки, воззвания, плакаты.Вместе с перестройкой СМИ шел процесс созд.фронт.кор-ой сети. Блест.образцы публ.воен.лет принад.таким фронт.кор-ам, как Шолохов, Б..Полевой, А..Фадеев. Право иметь пост.корреспондентов на фронте пред.Совинформбюро, ТАСС, ред.г. "Правда", "Известия", "Красная звезда", "Красный 'флот", "Ком.правда", Всесоюз. радиокомитету и тем респ., обл.газ, на тер.к-ых прох.воен. действия.Работа не прекр.и во время обороны гор: в Москве, Одессе, Севаст, Ленинграде, Сталинграде. Гл. задача идеол.и мас-пол.работы -чтобы каждый сов.чел. глубоко понял лич.ответс.за судьбу Родины и внес макс. вклад в общую борьб.Очень важно было пробудить нац.гордость в рус. чел. Публ.ст. А.Н. Толстого "Родина", "Мы сдюжим!", "Рассказы Ивана Сударева" обращ.к самым сокр-ым патр.чувствам.Но не менее важно было и превратить чувство любви к нац.святыням в ненависть к врагу. Свою гл.задачу И.Г. Эренбург видел как раз в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи публ-та "О ненависти", "Киев", "Одесса" и др.обостряли это чувство ненависти, показывая зверства захватчиков. Цикл памфлетов Эрен."Бешеные волки" рис.образы фаш.главарей, начиная с.Гитлера. Искл-ая разоблачит.сила его ТВ-ва была напр.на то, чтобы вселить в сознание людей увер.в правоте. К. Симонов иначе подходит к созд.образов сов.солдата. Если И.Г.Эренбург чаще всего пиш.статьи, то К.М.Симонов -очерки. Его задача - раскрыть дух армии. Его произв.строятся на детал.опис.дух.мира чел. Сим.был свид-ем многих реш.битв и писал о них: "В Керченских каменоломнях", "Осада Тернополя", "На старой Смоленской дороге" и др. Огр. роль - кинодокументалистика. Уже в нач.ВОВ на фронт выехало более ста съем. групп кинохроники. ("Ленинград в борьбе","Разгром немецких войск под Москвой,"Битва за Севастополь", "Победа на юге", "Освобождение Советской Белоруссии", "Освобожденная Чехословакия", "Югославия", "Берлин" и мн.др) и фотопуб-ка( лит.-худ. жур"Фронтовая ил-ция" и "Фотогазета).Публиц-ми стан-сь все виды искусства.

С началом вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР фашистская пропаганда обрушила на советских людей всю свою мощь – сотни журналов, газет, брошюр, книг. В ход было пущено кино, радио, громкоговорящие установки и другие средства пропаганды.

Война сразу же изменила весь облик советской печати, более чем в два раза сократилось число даже центральных га­зет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Значительно сократилось число местных изданий. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, паевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооружен­ных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронто­вых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригад­ных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу фага. Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За советскую Украину», «Большевистская правда», «Витебский рабочий», «В бой за Родину!» Из партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины».

Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс» литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный военной поры журнал, имевший тираж 250 тыс. экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро входила оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Одновременно из Саратова на украинском языке вела пе­редачи радиостанция им. Т. Шевченко, в составе которой актив­но сотрудничал писатель и публицист Ярослав Галан. На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков госу­дарств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий — «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Но­вый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немец­ком, «Новая жизнь» на польском языках.

. Веру в нашу победу в сердца советских людей вселял каждый из тысячи трехсот номеров «Правды», изданных в годы Великой Отечественной. Газета нередко являлась трибуной деятелей партии и меж­дународного коммунистического движения: М.И. Калинина, В.А. Карпинского, Е.Д. Стасовой, Димитрова, Тольятти, Тореза, Активно сотрудничали в ней лучшие представители совет­ской литературы: Михаил Шолохов – «Они сражались за Родину», Борис Горбатов – «Непокоренные», Константин Симонов – «Русские люди». Яркую страницу в историю советской печати периода Оте­чественной войны вписали «Известия». Двести сорок известин­цев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» ста­ла общежитием военных корреспондентов, которые на рассве­те выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы сдать материал в номер.

Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севасто­поля, Сталинграда рассказывала «Комсомольская правда». Ре­гулярно публиковала газета полосы писем с фронта и на фронт. За время войны таких полос вышло свыше ста. Специальные номера газеты были посвящены Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Александру Матросову.

Правдиво отражая трудовые достижения в тылу, советские журналисты успешно использовали многие формы массовой работы, появившиеся еще в годы первых пятилеток. Особенно эффективной была деятельность выездных редакций. Около 30 выездных редакций «Правды» и около 40 «Комсомольской прав­ды» действовали на строительстве домен. В возрождение города-героя внесла свой вклад и выездная редакция «Комсомолки», возглавлявшаяся известным фельетонистом С. Нариньяни, в состав которой входил также известный поэт Семен Гудзенко

Достойно в годы Великой Отечественной войны была про­должена традиция издания красочных сатирических «Окон РОСТА», по примеру которых советские художники и поэты не­замедлительно приступили к выпуску «Окон ТАСС». Всего за годы войны их издано около 1,5 тысяч. Вслед за московскими «Окна ТАСС» появились в Ленинграде и дру­гих городах. Неизменными авторами «Окон ТАСС» были ху­дожники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соко­лов), П. Соколов-Скаля, В. Дени, М. Черемных, М. Савицкий, Г. Нисский, поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, С. Кирсанов

В историю советской литературы и публицистики навсегда вошло имя Алексея Толстого.

Боевой патриотической направленностью насыщена публицистика писателя в годы Великой Отечественной войны. В его статьях и очерках превалирует тема Родины, в них – высокохудожественное, всестороннее раскрытие сущности русского характера. Эта публицистика раскрывает великие исторические заслуги нашей Родины перед человечеством, ее лучшие традиции, заслуги народа, создавшего непревзойденные истори­ческие памятники культуры, давшего миру выдающихся деятелей науки, литературы и искусства; она обличает врагов цивилизации, душителей всего светлого, гонителей свободы, апостолов мрака и бесправия – германских фашистов.

Вдохновляющая роль в битвах с врагом статей "Что мы защищаем*, "Родина", "Нас не одолеешь", "Мы должны выстоять", "Москве угро­жает враг" и многих других выступлений писателя, опубликованных в "Правде", "Красной звезде" и других газетах.

Теме патриотизма, любви к своему народу, борьбы за светлое буду­щее с мраком фашизма, победы в этой борьбе посвящена и статья "Ро­дина". Это – историко-публицистическая статья, но при том насыщенная историческими сравнениями, сопоставлениями из прошлого нашей Родины, а также примерами из фольклора, пафос ее заключается в том, чтобы как можно лучше, глубже раскрыть само понятие – Родина, во имя ко­торой и ради которой идет священная борьба советского народа.

Статья наполнена народными образами, сравнениями, заимствованными из богатого русского фольклора.

В статьях А.Толстого главная тема – патриотизм, национальная гордость, постоянное подчеркивание того, каким емким представляется понятие Родина, как прекрасно наше любимое Отечество, и это вдохновляюще действовало на советских воинов, читающих пламенные строки одного из замечательных советских писателей и публицистов.

Статьи, очерки, памфлеты Ильи Эренбурга – это оперативные мобилизующие отклики на каждое значительное событие незабываемой эпохи. Он пишет о фронте, о тыле, о героизме советских воинов и подвигах тружеников, о советском патриотизме, о зверствах фашистов. Он разоблачает чудовищные планы и злодеяния гитлеровцев на советской земле, «семи своими выступлениями в печати он воспитывает ненависть к вра­гу и вселяет в сердца народов, в сознание каждого бойца чувство бес­пощадной мести к фашистским оккупантам.

Созданные И. Эренбургом сатирические портреты фашистских вояк убедительно раскрывают человеконенавистническую сущность фашизма. Его публицистика насыщена обилием фактов, историческими литератур­ными параллелями, лирическими интонациями. При этом важно подчер­кнуть мастерство сатирического обобщения, что давало ему возможность особенно убедительно бичевать не только фашизм как систему со все­ми его гнусными пороками и омерзительными делами, но и конкретных носителей фашистской идеологии, фюреров больших и малых, палачей кровавого гитлеризма.

За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфле­тов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., от­крывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лица­ми» и «мутными глазами»(«Адольф Гитлер», «Доктор Геббельс») В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писа­теля: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холод­но», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фа­шистов под советской столицей По короткой энергичной фразе безошибочно угадывалось авторство его статей.

Широк диапазон литературно-публицистической деятельности в годы Отечественной войны Константина Симонова. Он автор широко известной пьесы "Русские люди"; замечательного стихотворения "Жди меня" и ря­да других литературно-художественных произведений прозы и поэзии, его перу принадлежат многочисленные фронтовые корреспонденции, очерки и рассказы.

Использование эффекта авторского присутствия, документализм, правдивый показ событий, лирические интонации, изобилие ярких диалогов, раскрытие психологии сражающихся воинов – все это очень характерно для публицистики Константина Симонова.

Фронтовые корреспонденции К. Симонова примечательны, например, тем, что они дают реальную картину боев, причем это не только хро­никерская запись событий, но и художественное описание их.

Тридцать очерков, рассказов, вошедших в книгу "Фронт", были опубликованы в 1941-1945 гг. на страницах "Красной звезды" или "Правды".

Очерки и рассказы К.Симонова "Третий адъютант", "Русское серд­це", "Бой на окраине", "Зрелость", "В высоких Татрах", "На старой Смоленской дороге", "Ночь под Белградом", "Старшина Ерещенко", "Полковник Сабуров" и многие другие, запечатлели многообразную фронтовую жизнь, суровые бои, участников героических сражений на всех этапах Великой Отечественной войны.

Потрясающие факты зверств фашистских преступников, которые приводил в своих газетных выступлениях К.Симонов, вызывали у читателей неукротимую ненависть к врагу, побуждали советских людей к беспощадной мести за эти злодеяния.

Трудно переоценить значение фронтовых корреспонденции, очерков, зарисовок К. Симонова. Его яркое и правдивое слово всегда призывало к новым боевым подвигам, к возвеличению славы советского оружия, и тех, кто является его носителем.

 

Советская печать в годы ВОВ

Начало войны 22 июня 1941 г. (если кто не знает)

22 июня в 12-00 Центральное радио передает правительственное сообщение о нападении Германии на СССР.

24 июня создается Совинформбюро. Основная задача – краткое изложение военно-оперативных сводок. За время войны обнародовало 2373 различных материалов о ходе военных действий и жизни в тылу, проводило пресс-конференции для советских и зарубежных корреспондентов. Через неделю после начала войны в газетах и на радио созданы военные отделы.

Сокращение гражданской печати (прекращение выхода некоторых изданий, сокращение объема «Правды» и др.), развертывание сети военных газет: фронтовые издания в армиях, дивизиях, бригадах и т. д., освещение войны в центральной прессе («Красная звезда»); создание подпольной и партизанской прессы («За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и др.).

Была попытка издания газет, рассчитанных на разложение противника, но надежды на успех не оправдались и в 1942 г. их издание было прекращено. Вместо этого листовки и прокламации.

Выход газет на оккупированных территориях: на Западной Украине и в др. местах.

Создание новых радиопередающих центров, увеличение вещания на местных языках (украинском, белорусском и др.).

Создание фронтовой корреспондентской сети. Право иметь корреспондентов на фронте имели редакции центральных газет, Совинформбюро, ТАСС, Всесоюзному радиокомитету и газетам тех областей и республик, на территории которых велись боевые действия. Главная задача прессы в годы ВОВ – всестороннее освещение жизни на фронте и в тылу, героизма и мужества солдат.

Сатирические материалы в центральной прессе (Кукрыниксы и Маршак в «Правде») и юмористические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника. К апрелю 1942 г. таких изданий было 17. Но они не выполнили возложенных на них задач и поэтому 5 октября 1942 г. их издание было прекращено. Вместо них большими тиражами выпускались листовки, прокламации. В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. Перестали выходить «Черная металлургия», «Машиностроение», «Уголь», «Нефть», «Легкая промышленность» и др., сокращались тиражи и объемы, как центральных, так и местных газет. «Правда», издававшаяся на шести полосах, с 30 июня 1941 г. стала выходить на четырех полосах. Республиканские, краевые и областные газеты выпускались 5 раз в неделю на двух страницах: районные газеты, объем которых сокращался до двух полос, переводились на еженедельный выпуск. В краях и областях прекращалось издание комсомольских газет. Освещение молодежной проблематики возлагалось на партийные газеты. В 1942 г. в стране насчитывалась 4561 газета, в то время как в предвоенном 1940 г. издавалось 8806 газет. Разовый тираж с 38,4 уменьшился до 18 млн. экз.[9] Среди документов, способствовавших быстрым темпам строительства фронтовой прессы, были директивы государственных и военно-политических органов: «О мобилизации журналистских кадров в военную печать», «Об организации партийно-политической работы в условиях войны», «О работе военных корреспондентов на фронте»[10] и др. В 1942 г. издавалось 13 фронтовых газет. Они выходили не только на русском языке, но и на языках других народов СССР. Иногда на одном фронте издавалось до 6 газет на национальных языках – дивизионных, армейских, фронтовых.

 

Билет №45


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.