Роль и место телевидения в системе массовой информации в современных условиях. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Роль и место телевидения в системе массовой информации в современных условиях.

2017-12-09 289
Роль и место телевидения в системе массовой информации в современных условиях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История(31г.опытное ТВ) Нач.с 60гг.ТВ(общесоюзное) развив.опереж.темпами и сегодня по мн.показ.выдвин.вперед.Специфика воз-ла на пересечении возм-ей Р и кино.Тв сигнал несет одновр.звуко- и видео-инф.Плюсы:облад. выс.ст. операт-ти (эффект присутствия),у зр.задейств.важ.рецепторы восприятия инф.(одноврем. и в единстве).Просмотр в своб время.ТВвещание в опр.ст. принудит-но.Невозм.отложить просматр-ие,избир-ть,отбор. Совр.ТВ включ.в себя разновид-ти, к-рые доп-ют типологич.признаки(антенное телевидение, спутниковое, кабельное, кассетное или титровое). Все большее распр.в мире получает и так наз.компьютеровидение - своеобразное соединение телеэкрана с ЭВМ. Оно открывает пути стереотелевидению, виртуальной реальности и дуплексномуТв. Если с первыми двумя разновид.мы чуть-чуть знакомы, то дуплексное ТВ- дело недалекого будущего. Оно пред. собой двустороннее телевизионное общение, при к-ом зрители непосредственно участвуют в происх.на экране. Телевидение — один из элементов системы средств массовой информации. От радио телевидение унаследовало организацию, финансовую основу, принципы программирования, от кино — его язык и творческие основы создания телепередач. Радио и кино дали телевидению и первые его творческие кадры. Развитие телевещания не могло не повлиять на всю систему средств массовой информации в целом. Телевидение заставило печать и радио заново выверить свои возможности, свои сильные и слабые стороны, сферу своей уникальности. Расширение всей системы СмИ привело к изменению связей между ее элементами. Развитие телевидения с его уникальными репортажными возможностями повлекло за собой увеличение доли тематической информации в прессе, вызван рост специализированных газет и журналов. Информационная телепрограмма обращена одновременно к самым различным группам зрителей, тогда как в печати прослеживается более узкое разделение материалов. В то же время знакомство с телеинформацией усиливает стремление человека прочитать в прессе об увиденном на телеэкране. Радио, которое одно время было потеснено развитием телевидения, также вновь обрело свои силы и опять нашло свое место в системе СИИ. Сила радио - в его вездесущности, в том, что оно распространяет свое влияние на те слои населения, которые еще не охвачены другими средствами массовой информации. Радиосообщение принимается в любых условиях. Радио не требует такой полной концентрации внимания, как печать и телевидение. Каждое новое средство массовой информации распространяется быстрее своих предшественников. Если печати, чтобы стать массовой, потребовались века, то телевидение в считанные годы завоевало многомиллионную аудиторию. до появления письменности один человек мог общаться со многими только в том случае, если эти многие находились рядом, видя и слыша друг друга. Письменность, а затем печать позволили более эффективно хранить и передавать накопленный человеческий опыт как во времени, так и в пространстве. Однако отсутствие технических средств хранения, тиражирования и передачи устной речи препятствовало использованию ее в процессе массового общения, хотя потребность в таких средствах всегда была. Первым таким средством стало радио. Телевидение позволяет увидеть говорящего человека и передает устную речь в ее естественном проявлении. Тем самым оно сделало следующий шаг на пути превращения устной речи в инструмент массового общения. В жизни каждого человека телевидение играет определенную роль. Телевидение стало главным средством массовой информации. Просмотру телепрограмм зрители уделяют больше времени, чем всем остальным средствам массовой информации вместе взятым. Влияние телевидения на все стороны духовной и общественной жизни постоянно растет. Распространяя свои программы сразу в масштабе целой страны’, регионов, а нередко и значительной части земного шара, телевидение стало в наши дни мощным инструментом культурной интеграции, объединения масс людей вокруг тех или иных социальных норм и духовных ценностей.

2. Декабристские идеи в русской журналистике первой трети 19 века. Период деятельности декабристов, в том числе журналистской, охватывает почти 10 лет. Она начинается с создания “Союза спасения” и является следствием законотворческой бездеятельности царской власти после победы в войне 1812 года, которую выиграл народ ценой многих лишений и жертв. Организационная и пропагандистская работа декабристов строилась первоначально вокруг литературных обществ, в том числе и тайных. Главное из этих обществ - Вольное общество любителей российской словесности. Его членами были Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович, Кюхельбекер, Тургенев, Вяземский, Сомов и другие. Они готовили агитационные произведения для тайного распространения среди солдат. Для агитации дворян распространяли рукописные неисправленные цензурой тексты произведений Пушкина и Грибоедова. Однако использовали и легальные пути – подцензурную печать. Писали для журналов критические и исторические статьи, в которых высказывали попутно свои суждения. В 1811 г. цензурный комитет ужесточает правила и проводит “цензурную ревизию” изданных книг и периодических изданий. Ее цель – “обуздание печати”. Запрещается писать о крепостном праве и даже упоминать о нем. Приходилось говорить намеками. С деятельностью декабристов связаны журналы “Сын отечества” (1816-1825), “Соревнователь просвещения и благотворения” (1818-1825), “Невский зритель” (1820-1821) и альманахи “Полярная Звезда” (1823-1825), “Мнемозина” (1824-1825) и “Русская старина” (1825). А.А.Бестужев был одним из активных авторов, писавшим для легальных изданий. Он строил свои статьи как литературно-критические обозрения. Первая статья Бестужева - об историческом развитии русской словесности “Взгляд на старую и новую словесность России”. Декабристы стремились подготовить общественное мнение России к социальным переменам, используя литературные журналы, альманахи. Их литературный штаб - Вольное общество любителей российской словесности. Они приобщались к участию в периодических изданиях – “Мнемозина”, “Невский зритель”, “Соревнователь просвещения и благотворения”. Издавали свой альманах – “Полярную звезду”. Восстание декабристов, как известно, провалилось. Главные организаторы – казнены, участники – сосланы. И наступила расплата для всего общества. Цензура и ее ужесточение после декабрьского восстания. После восстания декабристов был усилен контроль за “направлением умов”, Николай I учредил особую полицию – жандармов (“вооруженная инквизиция” по Герцену). Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение. Его возглавил А.Х.Бенкендорф. Усилилась цензура – было предписано. Запрещалось печатать статьи о современной политике и рассуждения, в которых заметны мысли “о происхождении законной власти не от бога” и излагаются взгляды, противные христианской религии. Особый контроль был учрежден за периодическими изданиями, запрещалось печатать “места из сочинений или переводов, имеющие двоякий смысл. Этот устав называли “чугунным” и говорили, что даже “Отче наш». Недовольство публики привело к принятию нового устава в 1828 г. Он запрещал публично обсуждать дела политические и государственные. В связи с запретами цензуры русская журналистика развивалась в русле научно-литературных интересов. Нужно было немало изобретательности русским журналистам – Пушкину, Полевому, Белинскому, чтобы обсуждать в печати вопросы политической жизни. Они прибегали к иносказаниям, намекам, “эзопову языку”. Но возникали и новые газеты, которые издавали “благонадежные издатели”. Греча-1ое изд.,где прослеж.1-ые прогр.устан.дек(:против самодер., креп.права,за всв.предприн.,гласность,св.вероиспов).В поисках истины или, наоборот, в желании ее скрыть газ.и жур.того времени пестрили матер.о выступл.на Сенат.площади. И быть может, сами того не ведали, что стан-сь частью декабр.дела. Ведь выступ.против консерв.политики прав-ва рус.офицеры полагали, что именно лит, журн-ка будут способ-ть переменам в об-ве. Буд. декабристы посвящ.себя жур-ке. Уже с 1818 года "Вольное общество» (.Рылеев,.Кюхельбекер, Глинка, Корнилович и др, вып. Жур. "Соревнователь просвещения и благотворения", дожив.до 1825 года.Тираж 200-300 экз, распр.среди образ.дворянства -образец лег. публ-ки декабр.Особ-ть жур-ки декабристов -все свои худ.произ-ия, - будь то "Думы».Рылеева или критич.ст Сомова, - наполняли публиц-ю.Жур. «Невский зритель»(ян1816-июнь1821)ежемес.1-ый изд.-Сниткин,затем-Кругляков и т.д.Особ.вним. к вопр.соц.истории,экономики и педагогики.Но самым замеч.изд.дек.стал альманах "Полярная звезда ", выхв 1823 - 1825 г. Изд.Рылеев и Бестужев. Вышло всего три книжки.Первая сост.из двух отделов: прозы и стихов. В альманахе 1823 учас: Бестужев, Глинка, Греч,.Корнилович, Булгарин, Борат, Вязем, Глинка, ЖукКрылов, Пушкин. Огр.успех "Полярной звезды" принес солидприбыль м. И в 1824 вышла 2 книжка, в к-рой.Бестужев публ "Взгляд, на руск.словесность в течение 1823 года(самый бедный)". Третья книжка по идейной насыщ-и превосх первые. "Взгляд на рус.словесность в теч1824 и н1825 годов" Бестужева, к-ым открыв"Ползвезда"1825 года, уже не столько лит-критич, сколько политич.выст-е. Истинной поэзией провозгл.лишь свободолюбивая. Критик-декабрист хотел бы видеть всю лит. во главе освоб-го движения.Что интересно, все обзоры лит-ры Бестужев проводит через призму жур-ки. Он разбирает вых.в то время изд, делая в их адрес дерзкие замеч. Так декабристы через лит., через публ-ку пытались форм-ть общ.мнение.Но одно дело – лег.изд, где приходилось что-то недоговаривать и маскировать. И др – нелег.рев.публ.В поддержку прокламаций декабристы выпустили спец.солд.разговорники. Один из них написан Муравьевым "Любопытный разговор", а др- "Православный катехизис" Муравьева-Апостола.Так дек-ты через нелег.формы публ-ки готовили прост.народ, к рев.переменам

Билет №17

1 Роль и место радиовещания в СМИ в современных условиях. Специфику каждого из СИИ необходимо рассматривать по крайней мере по четырем позициям: по способу осуществления, выразительным средствам, качествам канала, характеру потребления информации (аудиторные характеристики). Радиовещание следует прежде всего сравнивать с телевидением: оба этих СМИ по своей природе ближе друг к другу, чем к газете. Появление телевидения поставило ряд серьезных проблем, в первую очередь перед радио, и разрешение лежит в значительной степени именно в области специфики каждого из средств. Специфичность каждого канала связана с присущими ему возможностями осуществления: печатное слово, фотографии для печати, звук для радио, звук и изображение для телевидения. Радио по своей природе акустическое средство, рассчитанное на аудирование, то есть на одновременное слушание и понимание информации. Радиовещание осуществляется только в звуке и это ограничение составляет его специфику. С этим фактом связаны специфические особенности радио, в первую очередь его выразительные средства. Устная речь присуща и телевидению, но там она всегда подкрепляется изображением и поэтому имеет свои особенности. Радиоречь должна и донести до слушателя самую разнообразную информацию, и оказать эмоциональное воздействие. Радиоречь нельзя свести ни к какому виду речи, она своеобразна и неповторима. Радиоречь по своей природе диалогична, она всегда предполагает собеседника — радиослушателя. В этом ее сила и огромные возможности воздействия на аудиторию. Радио ведет разговор с каждым в отдельности и с миллионами сразу. Оперативность — присущее радио свойство, одна из главных его характеристик. Вопрос об оперативности однозначно решается аудиторией: это основное требование аудитории к радио, ко всем его передачам и в то же время самое ценное его качество. Требование оперативности обязательно по отношению ко всем типам программ. Оперативность радио имеет несколько аспектов. Во-первых, это сама возможность незамедлительной передачи материалов. В этом радио уверенно опережает газеты и часто телевидение. Во-вторых возможность незамедлительного потребления радиосообщений. Радио как один из каналов СМИ обладает некоторыми ограничениями, связанными с его природой. Прежде всего это одномоментность передач, их необратимость во времени. Жизнь передачи продолжается только в сознании слушателя. Разумеется, передачи записываются с эфира, сохраняются в специальных архивах, лучшие из них повторяются. Но все это уже специальные действия, не характерные для массового потребления продукции радиовещания. Порядок передач, чередование их частей и фрагментов строго фиксированы, слушатель не в состоянии их изменить — обратная ситуация по отношению к номеру газеты или журнала. Эти ограничения требуют и особого режима потребления радиопередач: более фиксированного внимания, интенсивного осмысления, запоминания, поскольку к тексту вернуться нельзя и зрительная память не используется. Специфика радио постоянно видоизменяется вместе с развитием этого средства массовой информации. Некоторые черты развития специфики радио: 1) Практика вещания выявляет новые возможности (формы, жанры, методы). 2) Изменяются технические возможности. З) Изменяется аудитория, ее требования, характер слушания. Между радиовещанием, телевидением и печатью складываются свои взаимоотношения. Долгое время считалось, что телевидение поглотит радио. Огромные возможности телевидения, повышенный интерес к нему со стороны общества, телевизионный бум давали право ставить вопрос таким образом. Радио тем не менее не потеряло ни своего места, ни своего значения, хотя и претерпело определенные изменения.

2. Зарождение и становление в Мордовии периодической печати на национальных языках (1918-1930гг.) Нац. Газеты Мордовии создавались при специф-их трудностях, во-первых отсутствовала письменность, неоднородным был язык коренного населения, не было административного гос. образов-ия. Не было ни одной губернии, в кот. мокша и эрьзя составляли бы больш-во населения. Инициатива создания газеты на родном яз. проявили мордов. коммунисты в симбирской губернии. Они на заседании 5 июля 1920 приняли постановление о немедленном издании мордов. полит-ой газеты. 15 июля в Симбирске увидела свет нац. газета «Восход солнца» (чистямо). Организатором ее были работники отдела нац. меньшинств при симбирском ГУБкоме РКПБ. Возглавили редакцию Арапов, Катаев, Праксин. Газета была небольшого формата, 2 полосной, вых-ла 1-2 р. в месяц. Тираж – 300-500 экз. бесплатно распростр-сь среди морд-го населения Самарской, Пензенской, Симбирской губернии. Рассылалась по воинским частям для красноармейцев из мордвы. Знакомила чит. с соб., кот. происходили в стране, писала о жизни и работе мордвы, о вырождающейся нац. культуре. Отделы – последние известия, трудовая сводка, у наших друзей. Вопрос о развитии прессы на мокшанском, эрзянских яз. обсуждался на 1 всерос. съезде коммунистов мордвы (10 июня 1921 в Самаре). Было избрано центр-ое бюро мордовской секции ЦК РКПБ, кот. впоследствии проводила работу по развитию издат-го дела на родном яз. 24 сент. 1921 в Москве начин. выходить газета «Красная звезда» (якстере тешете). Редакцию возглавил Евсевьев. Печатное издание было общемордовским, газета расп-сь на всей тер-ии страны, где жила мордва. В создании газеты учавст-ли Окин, Желтов, Завалишин, поэты и прозаики Бухарев, Егоров, Чесноков. В ред-ию стали поступать письма из сел и деревень, авторы выражали признательность создателям газ. Проблемы в газ. были актуальны, о них рассказ-сь просто и доходчиво, на родном яз. разъяснялась политика правит-ва. Газ. призывала мордву к новой жизни, выступала за повсеместное укрепление сов. власти, призывала к активному участию в социалистическом переуст-ве общ-ва. Дальн. разв-е нац. печати. Больш. работа проводится партийными коммунистами губерний, где жила основная масса мордвы. С 4 дек. 1921 начин-т вых-ть газ. Саратовской губернии «Красный пахарь» (редакцию возглавил Маринин, ред-р Сурдин). Еженедел-ая. «Новая деревня» (од веле) – орган петровского обкома Саратовской губернии, там же вых-т газ. «Красная деревня». 1926 «Новая жизнь» в Новосибирске. «Красная Зв,» издавалась на мокше и эрзе, все остальные на эрзе. Печатного издания на нац. яз. ждали в Пензе (300000 мордвы). Появилась «Трудовая правда» - вовлечение мордвы в социальное строительство, воспитание масс в духе советской идеологии. 1 мая 1924 вых-т в Пензе «Новая деревня», ред-р Московкин, раб-л Кузьмин, Шишканов. К 1925 газ. имела более 100 корреспондентов сельских и рабочих.

Билет №18

1. Репортаж и интервью как информационные жанры. Особенности репортажа определяются задачей, стоящей перед автором, и назначением данной жанровой формы. В репортаже определяющим остается описание атмосферы мероприятия. Рассказ о соб. сопровождается повествованием о его участниках. Иногда журн-т не упоминает о себе, но дает читателю понять, что был свидетелем соб. репортаж предст-т собой оперативную форму эмоционального, наглядного изображения реальных фактов их динамике. Автор - непременный свидетель. Проблемный репортаж – образное повествование перерастает в общественно значимую проблему, требующую своего решения. Пробл. реп. хар-ся тем, что в их основе лежит определенный негативный факт. Познавательный реп. сообщает чит-лю что-то новое, интересное, расширяет его кругозор, они ведутся из музеев, школ, лабораторий. Событийный реп. – его основа – общественно значимое соб. Интервью позволяет охарактеризовать внутренний мир чел., его убеждения, привычки. Интервью-монолог - ответы определенного лица на вопросы, предложенные корреспондентом в преамбуле материала. Инт-диалог - равноправные партнеры, участниками диалога чаще всего становятся профессионалы в какой-либо отрасли, вместе рассуждают. Инт-беседа - вопросы отличается своей нацеленностью на получение конкретного ответа. Инт-полилог – максим. кол-во собеседников с одной стороны или с другой.

2.Народническая публицистика Г.Успенского: идейные и творческие искания. Успенский (Глеб Иванович) - известный писатель. Родился 14 ноября 1840 г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палаты государственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях. Поступил сначала в Петербургский университет, по юридическому факультету, потом перешел в московский, но по недостатку средств не мог окончить курса и вышел из университета в 1863 г. В это время умер его отец, и семья осталась без всяких средств. Успенский был вынужден усиленно заниматься литературной работой, к которой он обратился еще в бытность свою студентом, сотрудничая в журнале Колошина "Зритель", где в 1862 г. напечатан был его первый рассказ: "Старьевщик". В 1864 - 1865 гг. в "Русском Слове" появилось, за подписью Успенского, несколько рассказов из быта мелкого чиновничества, не попавших ни в одно собрание его сочинений. Литературная известность Успенского начинается с 1866 г., когда в "Современнике" явились его очерки: "Нравы Растеряевой улицы". Продолжение этих очерков печаталось в "Женском Вестнике" 1867 г. В том же году несколько очерков Успенского появилось в "Деле", а начиная с 1868 г. он стал печатать свои произведения почти исключительно в "Отечественных Записках", лишь изредка помещая мелкие вещи в других изданиях, например ("Санкт-Петербургские Ведомости", 1876 - письма из Сербии, "Русские Ведомости", 1885 - письма с дороги). После прекращения "Отечественных Записок" Успенский был сотрудником сначала "Северного Вестника", затем "Русской Мысли". В начале 1893 г. его постигла душевная болезнь, положившая конец его литературной деятельности. Последнее его произведение - небольшая сказка - напечатано в "Русском Богатстве" того же года. Литературную деятельность Успенского можно разделить на два периода. В первом - приблизительно до конца 70-х годов - Успенский является преимущественно бытописателем разного мелкого городского люда - мастеровых, мещан, маленьких чиновников и т. п. "обывателей", с их ежедневными нуждами и тревогами в борьбе за существование и с их смутными порываниями к лучшей жизни. Во втором периоде своей деятельности Успенский является представителем так называемого "народничества", избирая предметом своих изучений и очерков почти исключительно различные стороны деревенской жизни. Развитие и содержание этой деятельности Успенского вполне отвечало характеру и интересам русского общества 60-х и 70-х гг. Успенский по своему происхождению сам принадлежал к этой среде, сам жил ее жизнью и с детства вынес на себе все ее горести и лишения. Одаренный от природы отзывчивым сердцем, он уже в ранней юности глубоко прочувствовал всю тяжесть, а нередко и безвыходность этих темных существований, изобразителем которых он явился в первых своих произведениях. В первом своем более крупном произведении: "Нравы Растеряевой улицы" Успенский явился правдивым изобразителем жизни того мелкого серого люда, к которому он присмотрелся у себя на родине - его нравов и понятий, дикого невежества и горького пьянства, ничтожества, бессилия. Успенский обратился к этой новой жизни. Вторая половина 70-х гг., когда Успенский возвратился в Россию из заграничной поездки, также оставившей свой след в том, что он называл своей "душевной родословной", характеризуется в нашей литературе развитием так называемого "народничества". Это было время, когда впервые получило ясную формулировку сознание "неоплатного долга" интеллигенции народу, послышались призывы "в деревню" и началось "хождение в народ", отразившееся в литературе расцветом "мужицкой" беллетристики. Деревенская жизнь повернулась к Успенскому своей оборотной стороной; он увидел в ней господствующее стремление - "жрать", которое разрушает все нравственные понятия. Таким образом, поиски идеала в деревне привели Успенского к заключению, что "воля, свобода, легкое житье, обилие денег, мужику причиняет только крайнее расстройство, до того, что он делается вроде свиньи". В установившемся веками общинном укладе сельской жизни он видит корень всей народной нравственности, а вторжение в общинный быт индивидуализма признает гибельным. В этом духе написаны им "Власть земли" и другие позднейшие очерки из народного быта. Умер в 1902 году.

Билет № 19


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.