В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизниобщества.
Эффективность Конституции как фактора социальных изменений зависит от ее способности отразить и способствовать проявлению назревших потребностей общественной жизни.
С этой точки зрения российское советское общество 1987—1990 гг. стояло перед глубокой социальной трансформацией, которая требовала:
· демонтировать однопартийную систему и открыть простор политическому плюрализму, который неизбежно привел бы к созданию многопартийной системы;
· параллельно с демонтажем системы партийного руководства восстановить дееспособность органов государственной власти, советов, которые в тот период выполняли в значительной степени декоративные функции;
· ликвидировать очевидные проявления бюрократизма в общественной жизни (номенклатурные привилегии, неподконтрольность чиновников, кабинетный способ принятия важнейших государственных решений);
· в экономической сфере — создать предпосылки для возникновения и соревнования различных форм собственности;
· защитить ростки частной инициативы и частного предпринимательства;
· ликвидировать позорные проявления диктата и тоталитаризма в духовной сфере. Создать предпосылки для формирования плюрализма мнений, идеологического плюрализма, свободы научного творчества и интеллектуальной свободы;
· признать факты грубейших нарушений прав человека и ликвидировать почву для подобных нарушений в будущем;
· осуществить глубокую демократизацию федеративного устройства государства, разгрузив верхние этажи власти и передав полномочия и ответственность вниз. Первые годы горбачевской «перестройки» были уникальным периодом для начала реформ. Общество было настроено на реформы, ждало и торопило их. К сожалению, результат оказался во многом отличным от ожиданий.
6. Понятие и предмет науки Конституционного права.
Наука Конституционного права – это система знаний об устройстве государства, положения в нем человека, закрепленных в нормах Конституционного права, и об отношениях, складывающихся между государственными структурами, общественными институтами и гражданином в сфере конституционного регулирования.
В предмет Конституционного права как науки включаются:
1. Конституционное право как отрасль;
2. история становления конституционных институтов;
3. практику реализации конституционных институтов на современном этапе;
4. анализ достоинств и ошибок законодателя;
5. анализ недостатков в реализации конституционно-правовых норм;
6. обоснование конкретных мер, направленных на исправление существующей ситуации.
Система науки – это обособленная внутренней логикой упорядоченная совокупность самостоятельных теоретических комплексов и логическая связь между ними.
Система науки включает в себя следующие знания:
1. об отрасли права;
2. о сущности Конституции, этапах ее развития, особенностях структуры и особенностях ее содержания;
3. основы Конституционного строя;
4. взаимодействие государства и личности, права и свободы человека;
5. о государственном и административно-территориальном устройстве;
6. о системе органов государства и местного самоуправления.
Функции науки Конституционного права – это основные направления воздействия науки на действующие норма и общественные отношения.
Функции науки Конституционного права:
1. аналитическая;
2. познавательная;
3. регулятивная;
4. прогностическая;
5. идеологическая;
6. охранительная;
7. коммуникативная.
Источники Конституционного права как науки представляют собой нормативные и документальные средства, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся:
1. источники Конституционного права как отрасли права;
2. исторические источники;
3. монографии, сборники, диссертации, доклады и другие научные труды ученых;
4. комментарии к законам;
5. труды российских ученых в учебниках, в учебных пособиях и учебных курсах;
6. Словари, справочники;
7. Опыт государственного строительства, в том числе судебные решения;
8. Акты общественных объединений – это любые решения общественных объединений, уставы.