Организация жизни монастырей и монашества — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация жизни монастырей и монашества

2017-12-13 204
Организация жизни монастырей и монашества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В течение всех лет Синодальным отделом по монастырям и монашеству проведено 23 собрания наместников и игумений ставропигиальных монастырей для обсуждения актуальных вопросов монастырской жизни в свете задач, поставленных перед монастырями Архиерейским Собором, Священным Синодом, Святейшим Патриархом Кириллом.

 

Архиерейский Собор 2013 года поручил отделу «при поддержке Учебного комитета разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях, с учетом их возможностей» (п.26 Постановлений).

Во всех женских ставропигиальных монастырях, а также в ряде епархиальных монашеских обителей проводятся образовательные курсы для монашествующих. В течение 2016 года члены коллегии отдела при посещении епархиальных монастырей знакомились с опытом организации процесса образования монашествующих. В основном образовательные курсы проводятся в двух формах:

1) При епархиальных семинариях по заочной форме обучения;

2) В монастырях по очной форме (занятия ведут священнослужители, имеющие богословское образование, служащие в данных монастырях или поблизости).

В некоторых монастырях образование монашествующих ограничивается духовными беседами игумений с насельницами и чтением за трапезой.

Отделом проводятся коллегиальные собеседования с кандидатами от ставропигиальных монастырей на хиротонии, монашеские постриги и принятие в монастырь. За отчетный период Святейшему Патриарху Кириллу представлены 1011 комплектов документов кандидатов на постриги, хиротонии, принятие в число насельников ставропигий, организовано 206 коллегиальных собеседований с кандидатами.

В ставропигиальных монастырях было совершено 50 пресвитерских, 52 диаконских хиротоний монашествующих; 14 пресвитерских, 14 диаконских хиротонии клириков; 10 постригов в великую схиму, 233 монашеских, 192 иноческих пострига.

 

Священный Синод утвердил «Положение о взаимодействии Синодального отдела по монастырям и монашеству с епархиальными монастырями» (журнал №94 от 21 октября 2016 года). Документ регламентирует организацию стажировки кандидатов в благоустроенных ставропигиальных и епархиальных монастырях. Монастыри, в которых проходило наибольшее количество стажировок: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь – 24; Оптина пустынь – 23.

С 2013 года рассмотрено 226 дел в отношении епархиальных монастырей, проведено 138 собеседований с кандидатами на должность игумена (игумении). Членами коллегии совершено 68 поездок в монастыри. По их итогам представлены на рассмотрение Священного Синода материалы для принятия решений о преобразовании приходов и подворий, об открытии и переносе монастырей.

Ежегодно председатель отдела посещает все ставропигиальные монастыри. В каждом монастыре совершается Божественная литургия и проводится беседа с насельниками обители.

 

Ведомство курирует направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, на мероприятия съезжается до трехсот монашествующих Русской Православной Церкви.

В 2014 и 2016 гг. организованы собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. В 2014 году оно было посвящено теме «Преподобный Сергий Радонежский — возродитель традиций общежительного монашества на Руси» (приняли участие 150 игуменов и 205 игумений). В 2016 году оно было приурочено 1000-летию присутствия русских монахов на Святой горе Афон, а также 150-летию со дня рождения преподобного Силуана Афонского (участвовали 553 монашествующих, в том числе 27 архиереев, 338 наместников и настоятельниц монастырей, насельники монастырей, представители научного сообщества, – всего 622 человека).

В 2016 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялось собрание епархиальных ответственных за монастыри. На собрании присутствовало 90 участников из 83 епархий. Было заслушано тридоклада, после которых развернуласьширокая дискуссия.

 

В рамках своей уставной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями от 13 июля от 2015 года) № 73-Φ3» отдел организует работу по оказанию содействия ставропигиальным монастырям в сохранении монастырских ансамблей, находящихся в собственности или пользовании.

Во взаимодействии с Финансово-хозяйственным управлением ежегодно производится формирование единой заявки по реставрационным мероприятиям в федеральную целевую программу «Культура России 2012-2018 гг.». В партнерстве с «Единой службой заказчика Московской Патриархии» налажена система сбора и анализа проектно-сметной документации по объектам культурного наследия, предлагаемым к включению в план организационно-финансовых мероприятийв рамках федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.».В каждом из 33 ставропигиальных монастырей назначены ответственные за организацию мероприятий по сохранению памятников истории и культуры.

Для решения сложных вопросов в области сохранения объектов культурного наследия отдел организует совместные встречи со специалистами в области реставрации и охраны культурного наследия, а также представителями государственных органов охраны памятников. В 2015 годудля монашествующих было организовано участие в курсах обучения древлехранителей Патриаршего совета по культуре с получением сертификатов.

Во исполнение п.25 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года о необходимости проведения общецерковного обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующихе» отдел при участии комиссия Межсоборного Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества провел свыше пятнадцати расширенных заседаний отдела с участием членов комиссии и игуменов и игумений ставропигиальных монастырей.

Актуальные вопросы, вызывавшие наибольшее количество разных отзывов, обсуждались на собрании игуменов и игумений в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 2014 году. Затем была подготовлена новая редакция документа. После проведения общецерковных дискуссий в епархиях и интернете он был рассмотрен на Пленуме Межсоборного Присутствия в январе 2017 года и рекомендован к рассмотрению на Архиерейском Соборе.

 

Отдел, обобщив опыт приема паломников в ставропигиальных монастырях с учетом особенностей их местоположения и численности, разработал документ «Рекомендации по развитию паломнической деятельности монастырей Русской Православной Церкви» (во исполнение п.27 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года ). Отдельные предложения проекта вошли в Положение о монастырях и монашествующих».


Религиозное образование и катехизация

 

В соответствии с пп. 31 и 32 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года, давшего положительную оценку введению штатных единиц помощников благочинных по различным направлениям деятельности и обратившему внимание на необходимость специальной подготовки для сотрудников благочиний и приходов, отдел продолжил работу по формированию условий для получения профильного образования такими сотрудниками. Требования к квалификации предполагают освоение программы подготовки катехизаторов, которая реализуется в образовательных организациях, имеющих представление Русской Православной Церкви.

В 155 российских епархиях несут служение не менее 1245 помощников благочинных и 4188 помощников настоятелей по религиозному образованию и катехизации. В 49 епархиях существуют катехизаторские (богословские) курсы епархии без представления Русской Православной Церкви на право реализации программы подготовки церковных специалистов, на которых обучается не менее 2078 человек.

 

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее – стандарт), и Положение о деятельности воскресных школ (для детей) на территории Российской Федерации (далее – положение), регулирующие деятельность воскресных школ, впервыеутверждены Священным Синодом в конце 2012 года. Впоследствии в них были внесены изменения (журнал №16 от 9 марта 2017 года).

В период 2013 – 2016 гг. отдел проводил мероприятия на общецерковном и региональном уровнях, направленные на планомерный переход воскресных школ на новые стандарты образования. Поездки в епархии, состоявшиеся в 2013 – 2014 гг., а также общение в дистанционном режиме показали, что документы в большинстве епархий были изучены и приняты к исполнению.

До 1 декабря 2016 года во всех епархиях Российской Федерации должна была пройти аттестация воскресных школ. Многие воскресные школы привели в порядок документацию, смогли привлечь дополнительные ресурсы для повышения качества учебно-воспитательной деятельности. Отдел составил сводный общецерковный реестр воскресных школ (для детей).

Общее количество воскресных школ (групп) сегодня на территории России – 5962. Центров духовно-нравственного воспитания – 16. Воскресные школы имеются в 40% российских приходов.

 

Невысокий показатель обусловлен расположением значительного количества храмов в сельской местности, где в связи с малым количеством или отсутствием детей нет условий для появления воскресной школы. При приписных, крестильных храмах и часовнях зачастую также нет воскресной школы. Кроме того, в епархиальных реестрах не отражалась бессистемная работа с детьми (стандартее не регламентировал).

В соответствии с ранее действующей классификацией 71% от общего числа воскресных школ в России были определены как учебно-воспитательные группы и 29% как воскресные школы.Критерием различия «воскресная школа» и «воскресная группа» является количество воспитанников. До десяти воспитанников – это воскресная группа, свыше десяти – воскресная школа. Очевидно, если воспитанников в школе крайне мало, то сложно выстраивать какие-то жесткие рамки курсов. Необходимо быть максимально гибкими в возможностях проведения занятий. Стандарт для этого открывает все возможности.Для учебно-воспитательных групп характерно более частое расположение в сельских населенных пунктах (селах, поселках, хуторах): 60% учебно-воспитательных групп находятся в сельской местности, 40% – в городах. Для воскресных школ характерна друга ситуация: 73% находятся в городах, 27% – в селах.

Общее количество воспитанников в российских воскресных школах всех типов по состоянию на 2017 год – 169 256 человек. Сверх того в реестрах воскресных школ нескольких епархий было указано количество детей старше 16 лет: всего 1650 воспитанников. Больше всего детей приходится на епархии, расположенные в Центральном федеральном округе – свыше 70 тыс. человек. Меньше всего в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах – около 3,8 тыс. детей.

 

 

Возможности приходов в материально-техническом плане оказали серьезное влияние на распределение по типам воскресных школ. В первую очередь это касалось зданий, где проходит работа с детьми. Согласно статистике:

· 26% воскресных школ всех типов располагается в собственном отдельном здании воскресной школы;

· 12% – арендуют помещения для занятий (школы, центры творчества).

· 62% – пользуются приспособленным помещением, которое не имеет отдельных учебных помещений: в подавляющем большинстве случаев это храмы, иногда дома причта.

 

Оказание поддержки в нормировании деятельности воскресных школ для детей происходило также на международном уровне. Отдел начал взаимодействие с профильными структурами Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, Митрополичьих округов стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. Проведено анкетирование с целью ознакомления с опытом в сфере деятельности воскресных школ и других направлений религиозного образования.В январе 2017 года в рамках направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Религиозное образование в странах СНГ и Балтии», на котором был затронут вопрос деятельности воскресных школ.

 

В соответствии с п.21 Постановлений Архиерейского Собора 2013 годаотдел приступил к созданию Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ по дисциплинам стандарта.

Началась подготовка рукописей, издание учебных пособий, их апробация. Однако анализ их пилотного применения показал необходимость корректировки подходов к созданию комплекта. Образована Межведомственная рабочая группа для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий Единого учебно-методического комплекта с участием специалистов Управления делами Московской Патриархии, синодальных учреждений, педагогов и разработчиков учебников.

В настоящее время усилия сосредоточены на определении структуры технического задания Единого учебно-методического комплекта и ключевых принципов ведения занятий по Закону Божию в воскресных школах. Методология образовательной деятельности в воскресных школах должна предполагать отход от классической школьно-учебной системы, в основе которой лежит фронтальный метод преподавания, и переход к проблемно-ориентированному образованию в контексте Священного Писания и Священного Предания.

Катехизация детей и подростков в приходах, реализующийся в первую очередь через организацию работы воскресных школ (для детей), включает вопросдуховно-нравственного воспитания подростков 12-16 лет.

С целью создания комплексной программы по работе с подростками весной 2015 года в отделе состоялась межведомственная встреча для обсуждения возможных направлений работы с подростками в Церкви. В Едином учебно-методическом комплекте для воскресных школ в обновленной редакции стандарта воспитанники воскресных школ 14-17 лет отнесены к отдельной возрастной категории, даны общие рекомендации по построению работы с подростками.

 

Одна из основных задач, стоящая перед отделом, – взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации с целью координации преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах и деятельность в области распространения лучшего опыта преподавания этого предмета.

Сотрудники ведомства приняли участие в подготовке примерных основных образовательных программ по «Основам православной культуры» и ряду гуманитарных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта в составе Рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации. Позиция Русской Православной Церкви последовательно отстаивалась в составе рабочей группы Министерства образования и науки.

Председатель и сотрудники отдела регулярно принимают участие в заседаниях Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», а также рабочей группы по определению подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий.

В рамках поездок сотрудников отдела в епархии ведется изучение состояния епархиальной работы по поддержке преподавания православной культуры в светской школе, налаживаются контакты с представителями регионального педагогического сообщества, помогающие лучше понимать внутрирегиональную ситуацию, а также передаются новейшие из наличествующих в распоряжении сотрудников сектора методические материалы для учителей «Основ православной культуры».

По итогам поступающих отчетов и выводов, сделанных при посещении епархий, готовятся таблицы сравнения процентного выбора «Основ православной культуры» в федеральных округах с данными за 2012/2013 – 2016/2017 учебные годы процент выбора «Основ православной культуры» в большинстве епархий повышается. Снижение процента выбора может происходить по следующим причинам:

· отсутствие конструктивного диалога между епархией и региональными органами управления образованием;

· недостаточное взаимодействие епархиального отдела с синодальным отделом;

· ухудшение взаимоотношений епархии и образовательных структур области в связи со сменой руководства области, прекратившего конструктивно сотрудничать с епархией;

· отсутствие актуальной нормативно-правовой (договорной) базы взаимодействия епархии и местных органов управления образованием;

· низкий кадровый потенциал (отсутствие достаточного количества образованных священников, которые могли бы на должном уровне взаимодействовать со школами);

· низкий интерес к вопросам религии со стороны населения;

· слабое взаимодействие епархии с региональным родительским сообществом.

 

Повышению интереса к изучению основ православной культуры содействуют такие мероприятия, как проведение олимпиад школьников по «Основам православной культуры». Главным организатором подобной Общероссийской олимпиады, которая входит в список государственных предметных олимпиад по профилю «Теология» и имеет второй уровень по оценке Российского совета олимпиад школьников, является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Отдел принимает участие в подготовке и проведении регионального и финального этапов, оказывает информационную поддержку.

Специалисты ведомства также оказывают организационную поддержку и принимают участие в работе жюри финального этапа Межрегиональной культурно-образовательной олимпиады школьников «Свеча России». Олимпиада организована гимназией во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова г.Москвы при информационной поддержке городского методического центра Департамента образования города Москвы.

 

Обеспечение методическими материалами преподавателей «Основ православной культуры» и иных предметов с православным компонентом происходит за счет постоянного пополнения базы методических материалов по православному образованию и размещения их на сайте отдела.

Создан реестр программ и учебных пособий по «Основам православной культуры». На сайте отдела приведен список учебных пособий по предмету с краткой аннотацией (http://pravobraz.ru/napravleniya/opk/). Выложены в открытом доступе отзывы специалистов ведомства на учебные пособия по «Основам православной культуры», не прошедшие экспертизу и не рекомендованные отделом к использованию в образовательном процессе. Ситуация с появлением новых учебников по «Основам православной культуры» – предмет постоянного мониторинга сотрудников отдела, однако составление перечня учебных пособий по «Основам православной культуры» представляется затруднительным в силу большого количества региональных, авторских учебно-методических разработок, подчас нуждающихся в существенных исправлениях.

 

Повышение качества программ подготовки учителей «Основ православной культуры» ведется в том числе во взаимодействии с Федеральным институтом развития образования и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Ассоциацией учителей православной культуры в г.Москве. Создано Всероссийское методическое объединение учителей по «Основам религиозных культур и светской этики» и «Основам духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которого разработан ряд нормативных документов, касающихся вопросов развития преподавания «Основ православной культуры». Данную работу курирует научно-методический кабинет отдела.

В отношении подготовки учителей «Основ православной культуры» по программе бакалавриата «Культура конфессий», отдел в рабочем порядке проинформировал епархии о возможности взаимодействия с региональными вузами по данной программе, поскольку Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает, что этот вопрос относится к уровню субъектов Российской Федерации.

В подготовке учителей «Основ православной культуры» участвуют представители епархий, располагающихся в региональных центрах. Епархиальные специалисты (священнослужители и миряне) выступают с тематическими лекциями в рамках светских курсов повышения квалификации. Количество часов церковного участия может варьироваться от одного-двух до нескольких десятков или даже сотен. В настоящее время в епархиях России осуществляют свою работу следующие типы курсов повышения квалификации:

· массовые 72-часовые курсы сразу по шести модулям;

· углубленные 72-часовые курсы по «Основам православной культуры» первого уровня;

· углубленные 144-часовые курсы по «Основ православной культуры» второго уровня;

· одно- или двухлетние программы профессиональной переподготовки педагогов «Основ православной культуры» (на базе кафедр теологии и духовных семинарий).

· полноценная подготовка учителей «Основ православной культуры» на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В некоторых епархиях действуют смежные формы курсов – повышение квалификации учителей проходят на базе церковных площадок с широким привлечением светских специалистов из региональных педагогических вузов.

Иной распространенной формой участия епархий в повышении профессионального уровня учителей, в которую вовлечены и небольшие епархии, является организация обучающих семинаров на базе епархиальных образовательных центров. В качестве таковых могут выступать как методические кабинеты епархиальных отделов религиозного образования, так и православные школы и духовно-просветительские центры. Как правило, такие семинары проводятся с периодичностью один-два раза в месяц, на них педагоги получают методическую и консультативную поддержку со стороны церковных коллег.

По данным анкетирования, проведенном отделом летом 2016 года, в епархиях ведут работу 130 консультативных центров. Условно можно выделить следующие формы организации подобных площадок.

1) Центры на базе духовных семинарий и кафедр теологии светских университетов. Всего насчитывается 19 подобных центров, из которых можно особо выделить центры при Московской духовной семинарии и академии, Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии, Николо-Угрешской семинарии г.Москвы, Ставропольской, Томской и Хабаровской семинариях, кафедрах теологии Белгородского, Липецкого и Курского государственных университетов.

2) Площадки на базе православных школ и гимназий. Несмотря на кажущуюся очевидность указанной формы работы, отделом зафиксировано не более 17 таких центров, что на порядок меньше количества православных общеобразовательных учреждений в России. Таким образом, указанная форма поддержки учителей имеет серьезный и до настоящего момента незадействованный потенциал для своего развития. В пользу подобной формы работы говорит и то, что в данном случае к проведению консультаций привлекаются непосредственно православные педагоги, а не преподаватели семинарий, ориентированные на иную целевую аудиторию.

3) Взаимодействие с педагогами при епархиальных духовно-просветительских центрах (их насчитывается 78). Ряд таких центров функционирует непосредственно при методических кабинетах епархиальных отделов, а некоторые выделены в самостоятельные епархиальные подразделения.

4) Консультативные центры четвертого типа организованы на базе крупных воскресных школ для взрослых (16 центров). По сути, форма их работы во многом схожа с предыдущим пунктом – крупные воскресные школы, пусть и без получения специального статуса духовно-просветительного центра, де-факто являются таковыми.

В начале повсеместного преподавания курса в 2012/2013 году в регионах преобладали 72-часовые совмещенные курсы повышения квалификации по всем модулям, а число консультативных центров не превышало двух десятков, то сейчас существует широкая вариативность церковного участия в повышении квалификации и консультативной поддержке учителей «Основ православной культуры». В качестве перспективы развития системы подготовки учителей «Основ православной культуры» и религиозных культур целесообразен отход от краткосрочных курсов повышения квалификации в сторону подготовки учителей по программам бакалавриата курса «Культура конфессий» в педагогических вузах России.

 

Наиболее проблемным для большинства епархий остается вопрос взаимодействия епархий с региональным родительским сообществом в рамках выбора модулей «Основ религиозных культур и светской этики». Епархии предпринимают следующие попытки по выстраиванию диалога с родителями:

1) участвуют в организации малых родительских объединений на базе приходов;

2) способствуют созданию крупных православных родительских объединений регионального уровня;

3) взаимодействуют с уже существующими, внешними по отношению к Церкви, светскими родительскими объединениями;

4) проводят открытые культурно-просветительские проекты, популяризирующие «Основы православной культуры», приглашают к участию в них родителей и учащихся.

Как минимум в трети епархий на территории Российской Федерации под взаимодействием с родителями понимается не более чем ежегодное участие духовенства в родительских собраниях по выбору модулей курса. В качестве перспективы развития работы с родительским сообществом на ближайшие годы можно назвать постепенное расширение сети крупных региональных православных общественных организаций, занимающихся вопросами образования с их дальнейшим объединением во всероссийское православное родительское движение, а также расширение сети православных приходских родительских объединений.

 

Во исполнение п.22 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года о необходимостипродолжить работу по включению занятий духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования отделом подготовлена нормативно-методическая база, позволяющая реализовывать предметы духовно-нравственной направленности по выбору родителей в дошкольных образовательных организациях.

Поступившие от епархий ответы говорят о том, что в большинстве епархий создается реестр муниципальных дошкольных образовательных организаций, готовых внедрять духовно-нравственный компонент в образовательные программы. Таковых насчитывается от 10 до 40%% от общего количества муниципальных дошкольных образовательных организаций.

В октябре 2014 года в епархии направлены «Рекомендации по разработке региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций». Включение занятий духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования ежегодно обсуждалется в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

Развивается особое направление дошкольного образования – семейные детские сады. Программа профессиональной переподготовки «Теории и технологии дошкольного образования», позволяющая родителям создавать семейные детские сады, реализуется на базе педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 2014 года.

Планируется увеличение количества как государственных и муниципальных детских садов, реализующих православный компонент дошкольного образования (таковых насчитывается около двухсот), так и православных детских садов. Кроме того, важно содействовать появлению православных групп в муниципальных и государственных дошкольных образовательных организациях.

Для формирования реестра православных групп в муниципальных и государственных детских садах и понимания спектра проблем и перспектив в указанной сфере будет проведен мониторинг деятельности православных дошкольных учреждений в епархиях Российской Федерации. Его итогом должны стать методические рекомендации по включению в дошкольные образовательные организации православного компонента образования.

 

Поддержание работы системы православного образования, повышение качества образовательной деятельности православных образовательных организаций достигается посредством конфессиональной аттестации и научно-методической поддержки таких организаций. Выдаются конфессиональные представления, затем школы, гимназии, центры образования (до 2015 года – и дошкольные образовательные организации) вносятся в реестр, размещенный в открытом доступе и постоянно обновляемый на сайте отдела.

С 2013 по июль 2017 гг. аттестацию прошли 233 организации. На основании действующего реестра летом 2016 года составлены интерактивные карты православных школ и гимназий по следующим локациям: Москва, Московская область, Российская Федерации. Для каждой школы приведена фотография, сведения о наличии конфессионального представления, информация о директоре школы, количестве обучающихся, а также контактные данные.

Наиболее высокий уровень жизнедеятельности православных образовательных организаций, организации православного уклада школ, итоговых показателей по ЕГЭ и ГИА (образовательный ценз) отмечается там, где образовательные организации находятся под пристальным вниманием епархиальных архиереев:

· Белгородской епархии (2 детских сада),

· Городецкой епархии (2 православных школы),

· Екатеринбургской епархии (1 гимназия),

· Калининградской епархии (1 гимназия),

· Калужской епархии (1 гимназия),

· Красноярской епархии (2 гимназии),

· Липецкой епархии (1 православная школа),

· епархия г.Москвы (6 школ),

· Нижегородской епархии (4 гимназии),

· Рыбинской епархии (2 православных школы),

· Санкт-Петербургской епархии (2 школы),

· Тверской епархии (2 школы).

К сожалению, сложно увидеть динамику развития православных школ последовательно по годам (ежегодная оценка качества образования возможна только по количественным показателям, введенным в отчет образовательной организации), поскольку невозможно ежегодное посещение образовательных организаций сотрудниками ведомства (на сегодня в реестре отдела зарегистрировано 212 организаций). Однако отделом оказывается постоянная консультативная помощь православным образовательным организациям.

Повышение квалификации директоров православных образовательных организаций, в частности, было организовано в рамках занятий курса «Менеджмент в образовании», проходящих в соответствии с договором отдела и Институтом международных социально-гуманитарных связей. Необходимость организовать подготовку магистров в сфере управления образованием для системы православного образования обусловлена изменениями в российском законодательстве и введения стандарта православного компонента общего образования.

Научно-методическая поддержка православного образования заключается, в первую очередь, всодействии разработке учебно-методических комплектов по основным учебным предметам православного компонента общего образования и обеспечении православных образовательных организаций современными учебно-методическими пособиями.

 

В 2015 году разработана программа курсов повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в формате 35 академических часов. Курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия прошли в 2016 году (приняли участие 48 человек), в 2017 году (приняли участие 54 человека).

 

Во исполнение п.38 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года отделу совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению поручено организовать повышение квалификации руководителей, педагогов и других сотрудников церковных приютов. В сентябре-декабре 2014 года проведены курсы для 103 человек из 20 епархий.

Кроме того, директора педагоги и воспитатели церковных приютов регулярно участвуют в семинарах и курсах повышения квалификации, организуемых отделом, а также в совещании директоров православных образовательных организаций в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

 

Важной задачейотдела является совершенствование нормативно-правовой базы православного образования. За 2013 – 2017 гг. были разработаны следующие документы:

· Поправки, предложения Русской Православной Церкви в 102 нормативных акта (работа начата в 2012 г.) в связи с вступлением в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

· «Положение о церковной общественной аккредитации образовательных организаций»;

· «Положение об общественной аккредитации Русской Православной Церкви педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры»;

· «Положениео порядке проведения экспертизы примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, направленных на получение обучающимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви».

Документы утверждены председателем отдела, получили положительную оценку Министерства образования и науки Российской Федерации и были им рекомендованы в качестве образцов для иных конфессий.

Созданы документы, касающиеся деятельности православных образовательных организаций:

· «Программа реализации "Стандарта православного компонента общего образования – документ, позволяющий школам обозначить план долгосрочных действий для реализации Стандарта православного компонента общего образования"»;

· «Положение о духовном попечителе православной образовательной организации»;

· «Типовой Устав частной общеобразовательной организации, учрежденной религиозной организацией»;

· изменения и дополнения в ранее принятый «Стандарт православного компонента общего образования» с целью приведения церковных документов в соответствие с ныне действующим федеральным законодательством;

· новая редакция «Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций»;

· «Положение о контроле в сфере реализации программы православного компонента начального общего, среднего (полного) общего образования для образовательных организаций Российской Федерации в рамках "Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви"»;

· «Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным компонентом»;

· «Квалификационные требования к профессиональной деятельности лиц, занимающих руководящие должности в сфере православного образования».

 

Разработаны документы, регламентирующие реализацию православного компонента дошкольного образования:

· «Примерная программа реализации православного компонента дошкольного образования»;

· «Православный компонент дошкольного образования (в новой редакции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования);

· «Рекомендации по организации системной работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному во


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.