Работа Высшего Церковного Совета — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Работа Высшего Церковного Совета

2017-12-13 172
Работа Высшего Церковного Совета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В межсоборный период 2013-2017 гг. состоялось 31 заседание Высшего Церковного Совета.

 

  • В 2013 году состоялось 6 заседаний (7 марта, 12 апреля, 18 апреля, 21 июня, 4 сентября, 22 ноября);
  • в 2014 году — 5 заседаний (26 февраля, 30 апреля, 17 июня, 19 сентября, 13 ноября);
  • в 2015 году — 6 заседаний (17 февраля, 29 апреля, 25 июня, 9 сентября, 23 ноября, 10 декабря);
  • в 2016 году — 6 заседаний (23 марта, 13 апреля, 16 июня, 25 августа, 31 октября, 29 декабря);
  • в 2017 — 8 заседаний (17 февраля, 4 апреля, 11 мая, 13 июня, 25 июля, 30 августа, 12 октября, 23 ноября).

 

В общей сложности в рамках указанных заседаний было заслушано и обсуждено 483 доклада и сообщения. За межсоборный период (2013-2017 гг.) Высшим Церковным Советом были приняты или одобрены — 47 документов. [1]

 

В своих вступительных словах на открытии заседаний Высшего Церковного Совета, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл касался следующих тем:

  • ситуации на Украине и положении Украинской Православной Церкви, темы преодоления конфликта на юго-востоке Украины;
  • вопросов религиозного и светского образования, их значения и критериев оценки работы в этой сфере, вопроса духовного воспитания, отношений Церкви и школы, Церкви и науки;
  • информационной деятельности Русской Православной Церкви и расширения ее присутствия в социальных сетях;
  • развития диалога Церкви и культурного сообщества;
  • миссии среди молодежи;
  • развития института военного духовенства;
  • пастырской работы с лицами, находящимися в заключении и вышедшими из мест заключения;
  • организации работы с казачьим сообществом;
  • развития работы с мигрантами;
  • церковной миссии на Дальнем Востоке;
  • вопроса обучения регентов в учебных заведениях Русской Православной Церкви;
  • темы осмысления и борьбы с явлением терроризма;
  • празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира;
  • празднования Дня Победы и участия духовенства в инициативе «Бессмертный полк»;
  • вопроса передачи Исаакиевского собора;
  • работы Межсоборного присутствия;
  • 100-летия событий 1917 года,

а также отдельных вопросов, включенных в повестку дня текущего заседания.

 

В рамках заседаний Высшего Церковного Совета были заслушаны и обсуждены доклады и сообщения:

 

по смежным для нескольких синодальных учреждений направлениям деятельности:

 

  • о замещении должностей помощников благочинных в епархиях по катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работе;
  • об организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
  • о порядке организации повышения квалификации сотрудников епархиальных отделов по всем направлениям церковной деятельности;

 

по направлению деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви:

  • об издании корпуса документов Русской Православной Церкви

 

по направлению деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви:

 

  • о разработке единого образовательного стандарта, программ, учебных планов и перечня учебных пособий и иных документов для бакалавриата духовных учебных заведений.
  • о подготовке учебников для бакалавриата духовных учебных заведений;
  • о подготовке предложений по оптимизации внеучебных послушаний для учащихся МДС;
  • о деятельности индивидуальных наставников в духовных учебных заведениях;
  • о разработке новой методологии проведения семинаров для бакалавриата духовных учебных заведений;
  • о специальном учебном курсе о новейших актах Русской Православной Церкви;
  • о методических рекомендациях по организации семинаров и руководству письменными работами студентов в духовных учебных заведениях;
  • о включении в учебные планы духовных учебных заведений экологической тематики;
  • о подготовке методических указаний по проведению экзаменов в в духовных учебных заведениях;
  • о о нормативах времени для расчета учебной и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава Московской Духовной академии;
  • об учебных званиях и штатных должностях в духовных учебных заведениях;
  • об организации системы дистанционного образования в семинариях;
  • о церковной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций;
  • о подготовке и ходе аккредитации духовных академий;
  • о повышении квалификации священнослужителей;
  • о подготовке Церковно-образовательного стандарта по специальности «регент церковного хора, преподаватель»;
  • об объемах господдержки, выделяемой вузам, входящим в систему православного духовного образования;
  • о повышения квалификации преподавателей духовных учебных заведений;
  • о порядке размещения выпускных квалификационных работ обучающихся духовных учебных заведений в электронно-библиотечной системе и проверке на объём заимствований;
  • о порядке поступления лиц, окончивших обучение в образовательных центрах подготовки церковных специалистов, в высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви;
  • об унификации системы поступления в духовные школы и повышения качества итоговой аттестации духовных школ;
  • о преобразовании духовных училищ в центры дополнительного образования или в духовные семинарии;
  • о рейтинге высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви;
  • о воспитательном процесс в духовных учебных заведениях;
  • о распределении выпускниковдуховных учебных заведений;

 

по направлению деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата:

  • о попечительской комиссии и кассе взаимопомощи в епархиях;
  • о формировании базы проектно-сметной документации по строительству храмов и об использовании этой базы епархиями;
  • о формировании реестра церковного имущества;

 

по направлению деятельности Синодального отдела по монастырям и монашеству:

 

  • об организации образовательных курсов для монашествующих;

 

по направлению деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

 

  • о Положении о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации;
  • о подготовке учебно-методического комплекса по курсу Закона Божьего для воскресных школ;
  • об организации занятий духовно-нравственной направленности в системе дошкольного образования;
  • о приходской работе с подростками 12-16 лет;
  • о развитии практики лицензирования воскресных школ в качестве центров дополнительного образования;
  • о популяризации подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в рамках преподавания в образовательных учреждениях, а также в рамках внеклассных занятий;
  • об учреждении православными религиозными организациями детских садов;

 

по направлению деятельности Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

  • о деятельности церковных приютов;
  • о церковном социальном добровольческом служении;
  • о выведении операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования (ОМС);

 

по направлению деятельности Синодального миссионерского отдела:

  • о создании «дорожной карты» деятельности епархиальных миссионерских отделов;
  • о создании независимой неправительственной организации для работы по адаптации мигрантов;

по направлению деятельности Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами

  • о «Положении о военном духовенстве Русской Православной Церкви»

по направлению деятельности Синодального отдела по делам молодежи:

 

  • о взаимодействии с епархиальными молодежными отделами, методическому содействию инициативе на местах, мониторингу молодежной работы в епархиях;
  • о проведении экологических акций и привлечению к участию в них волонтеров;
  • об изучения молодежных субкультур;
  • о создании и развитии молодежных движений на уровне епархий и приходов;
  • о проведении общецерковного конкурса молодежных проектов, конкурса на лучшего специалиста по молодежной работе;
  • о миссии среди студенческой молодежи;

 

по направлению деятельности Синодального информационного отдела, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

  • о едином информационном пространстве Русской Православной Церкви;
  • о работе, касающейся попечения о православной печатной и электронной периодике;
  • об организации телетрансляций встреч Святейшего Патриарха с участниками фестиваля «Вера и слово» и с православной молодежью;
  • о развитии миссии в социальных сетях;
  • о развитии деятельности Правозащитного центра Всемирного русского народного собора;
  • о передаче Церкви объектов религиозного назначения;
  • об участии церковных учреждений в образовательной работе с мигрантами;
  • о создании церковно-общественной экологической организации;
  • о проведении экологических акций;
  • о создании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта;

по направлению деятельности Синодального отдела по тюремному служению:

  • о замещении должностей помощников начальников территориальных УФСИН по работе с верующими и деятельности таких помощников;
  • о методических указаниях для священников, участвующих в ресоциализации заключенных;
  • о возвращении Русской Православной Церкви недвижимости тех монастырей и храмов, которые находятся в оперативном управлении ФСИН
  • о заключении между исправительными учреждениями Русской Православной Церкви соглашений, регулирующих использование тюремных храмов;
  • о подготовке текста соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви с ФСИН;
  • о создании в отдельных многоконфессиональных регионах России неформальных рабочих групп из представителей традиционных религий при помощниках начальников территориальных УФСИН по работе с верующими;

 

по направлению деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством:

 

  • о сотрудничестве с нереестровыми казаками;
  • о «Положении о войсковом казачьем священнике»;
  • о подготовке «Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества»

 

по направлению деятельности Патриаршего совета по культуре:

 

  • об участии Церкви в государственных мероприятиях, посвященных 100-летию Первой мировой войны;
  • об издании пособий для епархий, монастырей и храмов по использованию объектов культурного наследия церковного назначения;
  • о создании программы курсов для представителей епархий по сохранению и реставрации памятников церковного искусства и архитектуры;
  • о составлении внутрицерковного реестра объектов культурного наследия;
  • о «Положении о должности епархиального древлехранителя»;
  • о подготовке Пособия «Церковный древлехранитель»;
  • о программе создания исторических парков «Россия — моя история» в регионах Российской Федерации и участии в ней епархий;

 

по направлению деятельности Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации:

 

  • о порядке внутрицерковного профессионального контроля и сопровождения проектов реставрации и храмоздательства в митрополиях и епархиях;
  • об экспертизе проектов реставрации и храмоздательства в митрополиях и епархиях

 

по направлению деятельности Межведомственной координационной группы попреподаванию теологии в вузах:

 

  • о признании ВАК теологии в качестве научной дисциплины и присуждении ученых степеней по ней;
  • о создании Экспертного совета по теологии;
  • о формировании общецерковного диссертационного совета по теологии;
  • о порядке признания Русской Православной Церковью дипломов кандидата или доктора теологии, выданных в порядке, уставленном системой государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации;
  • о создании при Межрелигиозном совете России специальной экспертной группы для консультирования Минобрнауки РФ в отношении потребностей в области теологического образования;
  • об увеличении бюджетных мест для обучения студентов теологии в государственных вузах;
  • о ходе работы над Положением и Регламентом о епархиальных советах по теологическому образованию;
  • о работе по координации развития научной деятельности в Русской Православной Церкви;

 

В рамках заседаний Высшего Церковного Совета также обсуждались следующие доклады и сообщения:

 

  • о разработке общецерковной программы памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине убиения первых новомучеников Церкви Русской;
  • о работе над Катехизисом;
  • по различным вопросам, касающимся светского законодательства о религиозных объединениях;
  • о деятельности Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы и ходе работы по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма;

 

Часть заседаний Высшего Церковного совета была посвящена выбору тем Международных Рождественских образовательных чтений и обсуждению сроков их проведения, обсуждению планов и отчетов Синодальных учреждений, оптимизации документооборота.


Духовное образование

 

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует 56 учебных заведений, в которых обучаются 13 746 студентов.

 

С 2013 года рабочей группой в составе ведущих специалистов Учебного комитета, Общецерковной аспирантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Православного Свято-Тихоновскогогуманитарного университета под руководством митрополита Волоколамского Илариона осуществлялась разработка Единого учебного плана.

15 февраля 2015 года Высший Церковный Совет утвердил примерный учебный план по направлению подготовки «Теология» для бакалавриата и график его введения, а с сентября 2015 года всем учебным заведениям Русской Православной Церкви было предписано реализовывать образовательную деятельность в соответствии с Единым учебным планом.В том же году Учебным комитетом проведено два общецерковных обучающих семинара с использованием дистанционных технологий по вопросам перехода на Единый учебный план. Материалы опубликованы на портале Учебного комитета.

Ежегодно Учебным комитетом проводится систематическая работа по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства и постановлениями органов церковного управления учебно-методической документации, локальных нормативных актов, а также по повышению эффективности образовательного процесса в учебных заведениях, входящих в систему Учебного комитета.

Установление стандарта происходит не только в подготовке будущих пастырей. В марте 2016 года на базе Санкт-Петербургской духовной академии состоялся общецерковный семинар, в ходе которого опытом работы поделились педагоги Регентского отделения этой академии. На итоговом круглом столе участники семинара приняли решение о формировании рабочей группы по созданию церковных стандартов высшего и среднего профессионального духовного образования подготовки регентов. Рабочая группа, взяв за основу опыт и предложения Регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии, разработала пакет документов, необходимый для перехода на стандарт, позволяющий регентским школам получать государственную лицензцию, а в перспективе — аккредитацию. Представленный пакет документов принял Высший Церковный Совет, внеся в него необходимые поправки, и передал его на утверждение Священного Синода. Священный Синод утвердил образовательную как программу подготовки служителей Русской Православной Церкви по специальности «Регент церковного хора, преподаватель», так и все сопутствующие документы (журнал №61 от 29 июля 2017 года).

Учебный комитет проводит семинары для преподавателей, направленные на обмен опытом, а также оказание методической поддержки по введению Единого учебного плана.

 

Во исполнение п. 17 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года на рассмотрение Священного Синода уже в 2013 году были представлены предложения по оптимизации деятельности духовных учебных заведений, а также итоговый рейтинг, разработанный по результатам инспекционных проверок, на основе которого учебные заведения были поделены на четыре группы. Тогда Священный Синод в частности постановил (журнал № 79 от 16 июля 2013 года):

«6. Высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений.

7. Духовным училищам, готовящим кадры духовенства, предоставить трехлетний срок для преобразования в духовные семинарии, либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы, причем, в случае такого решения епархиального архиерея, процесс преобразования училища в такой центр может быть начат уже в 2014 году».

Рейтинг высших духовных учебных заведений дважды обновлялся (в 2015 и 2016 гг.), совершенствовалась и уточнялась система оценки его параметров.Учебным комитетом регулярно проводились выездные инспекционные проверки высших духовных учебных заведений, изучались предоставляемые ими статистические отчеты. Каждая семинария проверяется не реже одного раза в три года. За период 2013 – 2017 гг. в общей сложности проведено более 65 инспекций.

Священным Синодом три духовных училища преобразованы в духовные семинарии: Вологодское (журнал №135 от 25 декабря 2014 года), Омское (журнал №20 от 15 апреля 2016 года) и Саранское (журнал №41 от 4 мая 2017 года).

По итогам анализа данных, представленных священноначалию в связи с обновлением рейтинга учебных заведений в декабре 2016 года, Священный Синод выразил благодарность ректорам и администрации Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Саратовской, Коломенской, Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Казанской, Сретенской и Кузбасской духовных семинарий. Особо отмечены усилия руководства следующих духовных семинарий, приведшие к существенному улучшению их образовательной деятельности в последних и повышению их рейтинга: Оренбургской, Кузбасской, Ставропольской, Барнаульской, Екатеринодарской и Перервинской духовных семинарий(журнал №13от 9 марта 2017 года).

 

22 ноября 2013 года Высший Церковный Совет утвердил «Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации». Практику наставничества, которая на тот момент существовала в Московской духовной академии, было решено распространить на все учебные заведения Русской Православной Церкви. Индивидуальное наставничество заключается в том, что помощник отрабатывает со студентами навыки, необходимые для успешной учебы. Введение индивидуального наставничества – попытка найти новый формат, создать атмосферу, в которой студент будет совершенствовать образовательные способсности.

В 2014 и 2015 гг. в Московской духовной академии состоялись общецерковные семинары для индивидуальных наставников. Информация, которая может быть полезна наставникам (методики ведения занятий, примеры занятий и прочее), размещена в блоге «Индивидуальный наставник». Также для поддержания системы индивидуальных наставников создан сайт http://in-nastavnik.ru/, который регулярно обновляется.

Сегодня система индивидуальных наставников введена во всех высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. На каждого наставника приходится группа от 7 до 14 человек.

 

Как уже упоминалось выше, 16 июля 2013 года Священный Синод поручил в течение трех лет преобразовать все духовные училища в соответствии со своими образовательными возможностями либо в семинарии, либо в центры подготовки приходских специалистов.

Запросы на преобразование в духовные семинарии представили следующие учебные заведения: Владивостокское, Владикавказское, Вятское, Брянское, Новгородское, Омское, Саранское духовные училища. Во всех них побывали члены инспекционных проверок Учебного комитета. По их результатам Владивостокскому, Владикавказскому, Вятскому, Брянскому и Новгородскому училищам рекомендовано преобразоваться в центры подготовки церковных специалистов, а на базе Омского и Саранского училищ созданы семинарии.

Согласно поручению Священного Синода (журнал №63 от 15 июля 2016 года): Брянское, Владивостокское, Вятское, города Гусь-Хрустальный, Новгородское, Псковское, Сыктывкарское, Чебоксарское, Челябинское и Читинское духовные училища — должны усвоить наименования духовных центров подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. В качестве исключения Владикавказскому духовному училищу следовало переоформить свое наименование на «Владикавказское духовное училище по подготовке церковных специалистов» с осуществлением в нем деятельности на основании типового устава для духовных центров подготовки церковных специалистов, однако позднее, по просьбе епископа Владикавказского и Аланского Леонида Священный Синод упразднил Владикавказское духовное православное училище (журнал №67 от 29 июля 2017 года).

 

Магистратура как форма обучения в системе Учебного комитета появилась в 2010 году. Являясь вторым уровнем высшего образования, магистратура призвана готовить кадры для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности, удовлетворять кадровую потребность Церкви в высококвалифицированных специалистах.

В 2016-2017 учебном году в десяти духовных учебных заведениях реализуются 25 магистерских программ. Наибольшее количество магистрантов обучаются по традиционным для отечественных духовных школ направлениям: историческому, богословскому, церковно-практическому и библейскому. Откликаясь на требования времени, семинарии открывают профили различных направленностей.

 

Профили подготовки магистров, реализуемые в духовных учебных заведениях

Учебные заведения Профили подготовки
1. Московская духовная академия Православное богословие. Библеистика. История Церкви. Церковно-практические дисциплины. Греческая христианская литература. Русская духовная словесность. История и теория церковного искусства.
2. Санкт-Петербургская духовная академия Православное практическое богословие. Православное догматическое богословие и патрология. Православная библеистика. История христианской Церкви.
3. Белгородская духовная семинария Миссиология.
4. Казанская духовная семинария История Церкви. Православное богословие и религиозная философия.
5. Николо-Угрешская духовная семинария Богословие. История Русской Православной Церкви.
6. Нижегородская духовная семинария Религиозная философия.
7. Пензенская духовная семинария Педагогика русской религиозной мысли.
8. Самарская духовная семинария Систематическое православное богословие. История Русской Церкви.
9. Сретенская духовная семинария Пастырское богословие. Христианское учение о государстве и обществе. Церковно-славянский язык: история и современность.
10. Тобольская духовная семинария Церковная история. Миссиология.

Распределение студентов по направлениям магистратур

Во исполнение п.18 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года и в соответствии с решениями Архиерейского Совещания 2015 года и Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал №1) утверждено Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Оно действовало вплоть до утверждения Священным Синодом Положения о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (журнал №78 от 22 октября 2015 года).

Распределением выпускников занимается Комиссия по распределению выпускников под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, начавшая свою работу в марте 2015 года.

 

Во исполнение решений Архиерейских Соборов создаётся система дистанционной трансляции лекций. Для бесплатного доступа к системе были подключены 36 семинарий и восемь духовных училищ. Создан сайт для дистанционного обучения по адресу: www.uchkomportal.ru и приобретено необходимое программное обеспечение.

Система позволяет вести видеотрансляции. Избраны и проведены трансляции курсов лекций лучших преподавателей Московской духовной академии, а также сделаны записи в архив с доступом для зарегистрированных в системе пользователей (их более 300, это администрация, преподаватели, студенты духовных образовательных организаций; сотрудники синодальных и епархиальных отделов; клирики Русской Православной Церкви). За 2013-2014 гг. и 2014-2015 гг. состоялись свыше 400 трансляций по более чем 20 предметам бакалавриата и магистратуры для всех семинарий.На данный момент процесс видеотрансляций завершен, в то же время архив трансляций остается востребованным пользователями.

 

Было принято решение об использовании созданной системы в «обратном режиме». С летней сессии 2012-2013 учебного года проводится дистанционный контроль итоговых аттестаций во всех духовных семинариях и академиях, что дает большой объем информации и данных по уровню реального образования в духовных учебных заведениях, позволяет проводить значительную коррекционную работу по исправлению недостатков.

В соответствии с поручением Высшего Церковного Совета от 9 сентября 2016 года в Учебном комитете 8 ноября 2016 года состоялся «Общецерковный дистанционный семинар по созданию системы дистанционного обучения в образовательном процессе духовных учебных заведений и вопросам использования системы “антиплагиат” для выпускных квалификационных работ в рамках реализации Единого учебного плана».

 

17 февраля 2017 года на заседании Высшего Церковного Совета был представлен доклад с презентацией о проекте создания системы дистанционного образования и справкой о необходимых финансовых вложениях. Учебным комитетом после обширного аналитического изучения рынка и проведения сравнительных тестов программного обеспечения была рекомендована наиболее бюджетная система дистанционного обучения, которая полностью способна решить поставленную задачу. Данная система уже около десяти лет используется Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, а также другими российскими вузами.

Необходимо создать единый портал дистанционного обучения на базе Учебного комитета, пользуясь которым в дальнейшем любая семинария сможет перевести свой заочный сектор на заочно-дистанционное обучение с принципиально новыми современными решениями относительно традиционных схем обучения на заочном секторе. Будут доступны следующие элементы обучения: интерактивное регулярное онлайн-обучение, взаимодействие с преподавателями своих семинарий, система оценки обучения, электронный доступ ко всему необходимому учебному материалу по курсу бакалавриата, регулярное тестирование, написание эссе и необходимых работ, онлайн-семинары, качественный контроль за обучением в течение учебного года за студентами со стороны учебного заведения и иные традиционные функции систем дистанционного образования, давно развитых в системе светского образования. Вместе с этим, прохождение итоговых аттестаций и экзаменов должно быть очным.

17 марта 2017 года утверждено необходимое финансирование проекта с ежегодным отчетом в Московскую Патриархию о реализации всех этапов работ. Общий срок создания полноценной системы дистанционного образования по курсу бакалавриата составит четыре года, за которые предполагается внедрение материала по четырем курсам бакалавриата.

Права на загруженные авторские курсы переходят Учебному комитету. Комплекс курсов составляет единый архив платформы и будет доступен для учащихся.

 

Во исполнение решений Архиерейских Соборов создаётся система повышения квалификации священнослужителей. Священным Синодом утверждено «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви», график его апробации (журнал №119 от 27 декабря 2016 года). Документ предписывает клирикам Русской Православной Церкви проходить повышение квалификации не реже одного раза в семь лет.

С целью регламентации деятельности Учебным комитетом разработаны:

· «Порядок получения представления на организацию и проведение курсов повышения квалификации клириков Русской Православной Церкви»;

· примерный учебный план курсов повышения квалификации;

· примерный календарный график проведения Курсов повышения квалификации;

· примерные учебные программы по дисциплинам обязательного блока.

 

Священный Синод поручил«Учебному комитету организовать на своей базе, а также в регионах, регулярные курсы повышения квалификации преподавателей духовных учебных заведений»(журнал №79 от 16 июля 2013 года). Во исполнение данного решения Учебным комитетом проведены следующие мероприятия:

· мониторинг профессорско-преподавательского состава духовных учебных заведений и университетских кафедр теологии;

· разработана пилотная программа действий по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава духовных учебных заведений и университетских теологических подразделений на 2015-2017 гг.;

· сформированы учебно-методические группы по разработке содержания программ повышения квалификации по трем предметным областям: Священному Писанию, литургике и церковной истории, действующие при Учебном комитете и федеральном учебно-методическом объединении по теологии;

· проведены семинары по педагогике и иностранному языку.

Пилотный этап внедрения системы повышения квалификации преподавателей богословских дисциплин рассчитан на 2015-2017 гг. Предварительные итоги апробации:

ü при Учебном комитете созданы учебно-методические группы преподавателей Священного Писания, литургики и церковной истории;

ü силами созданных групп проведены первые семинары для предметников соответствующей области;

ü разрабатывается программа повышения квалификации преподавателей богословских дисциплин систематического цикла.

Внедрение штатно-окладной системы направлено на приближение учебных заведений Русской Православной Церкви к требованиям государственного законодательства о высших учебных заведениях и повышение эффективности системы нормирования и оплаты труда преподавателей.

В феврале 2015 года Высшим Церковным Советом утверждено типовое «Положение о нормативах времени на учебную, учебно-методическую и иные нагрузки профессорско-преподавательского состава».В основу расчета доли ставки каждого преподавателя был положен принцип подсчета объема учебной годовой нагрузки для профессорско-преподавательского состава на основании только аудиторной (горловой) нагрузки, в которую вошли часы, отводимые на

· проведение лекций;

· практических занятий;

· руководство выпускной квалификационной работой;

· прием зачетов и экзаменов.

Архиерейский Собор 2013 года, ознакомившись с ходом введения в благочиниях и на приходах должностей сотрудников по катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, постановил поручить профильным синодальным отделам при поддержке Учебного комитета продолжить уже начатое создание системы образования для помощников благочинных и настоятелей в области религиозного образования и катехизации, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (п.32 Постановлений).

Священный Синод учредил Межведомственную рабочую группу для координации работы по открытию образовательных центров по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности в составе председателей профильных синодальных структур и Учебного комитета Русской Православной Церкви(журнал №26 от 12 марта 2013 года).

Межведомственная рабочая группа подготовила проект «Положения о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, которое регулирует условия и порядок организации подготовки приходских специалистов по направлениям церковного служения» (утверждено Священным Синодом, журнал №102 от 2 октября 2013 года).

Положение предполагает, что обучение специалистов по катехизации, миссионерскому, молодежному и социальномуслужениям в епархиях может осуществляться на различных площадках (академия, семинария, специально созданный центр и иные). Документ предусматривается возможность освоения программ в образовательных учреждениях других епархий, а также посредством дистанционного обучения.

По данным на 20 июня 2017 года Межведомственной комиссией при Учебном комитете проведены 27 заседаний, шесть инспекционных поездок и одобрены 35 заявок образовательных организаций на получение церковных представлений на ведение образовательной деятельности по подготовке церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы из 29 епархий.

Церковное представление образовательных организаций имеют: две духовные академии, восемнадцать духовных семинарий, пять вузов, два духовных училища, восемь образовательных центров.

 

В рамках своей уставной деятельности Учебный комитет оказывает духовным семинариям консультативную, методическую и юридическую помощь при самостоятельной подготовке учебных заведений к лицензированию, аккредитации и проверкам Рособрнадзора.

Сотрудники ведомства осуществляют мониторинг изменения законодательства и пополнение тематическим нормативно-методическим материалом раздела официального портала Учебного комитета. Степень готовности к прохождению лицензирования определяется на основании «Отчета о самообследовании» семинарий.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.