Что представляет собой политическая система общества? Каковы её структурные элементы? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Что представляет собой политическая система общества? Каковы её структурные элементы?

2017-12-13 512
Что представляет собой политическая система общества? Каковы её структурные элементы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основания и ресурсы власти

Важнейшими факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под «основаниями власти» понимают фундамент, на котором базируются источники власти, а именно - социальные, экономические, юридические, административно - силовые, культурно – информационные.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления самой власти и ее оснований(нормативные, организационные, поощрительные, принудительные).Ресурсы власти — это скрытые, неочевидные возможности, способности, силы власти, которые могут проявиться в жизни в определенных условиях.

Таким образом, если основания власти – это ее база, фундамент, то ресурсы власти – ее потенциал и технологии.

Ресурсы бывают самыми разнообразными, в принципе, любые предметы, вещи, свойства могут стать основой подчиняющегося воздействия. Например, физическая сила, ум, важная информация, организация. Однако не все возможные средства воздействия на объект являются ресурсами власти, поскольку многие из них не контролируются субъектом и не доступны ему. Вещи становятся ресурсами власти только в отношении определенных объектов.

В соответствии со сферами жизнедеятельности можно выделить следующие основания власти:

- Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта, природными ресурсами, золотым запасом, устойчивостью национальной валюты, внедрением в экономику научно-технических достижений. К экономическим ресурсам относятся активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность государства. Наиболее универсальным экономическим ресурсом были и остаются деньги. Без них в современном обществе нельзя ни овладеть властью, ни успешно ею распоряжаться.

- Социальные основания власти – социальные группы и слои, на которые власть опирается. Социальные ресурсы – образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, должности, т.е. главные рычаги, при помощи которых власть способна изменять социальный статус индивидов, обеспечивая их поддержку существующего режима.

- Юридические основания власти – совокупность законов, на основании которых сформирована власть и опирается в практической деятельности и, прежде всего, основной закон – конституция. Юридические ресурсы – инструкции, указы, постановления правительства, постановления судебных и исполнительных органов.

- Административно-силовыеоснования – совокупность властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Административно-силовые ресурсы – армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой.

- Культурно-информационныеоснования власти включают в себя систему организаций, сохраняющих культурный потенциал страны, СМИ, Интернет. Культурно-информационные ресурсы включают духовные ценности, знания, информацию, которые благодаря новейшим технологиям становятся приоритетной ценностью

Ресурсы:

- Демографические ресурсы – это многонациональный ресурс, который производит другие ресурсы.

- Поощрительные ресурсы – материальные и социальные блага, с помощью которых власть стимулирует определенные слои населения и политиков.

- Нормативные ресурсы – средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти.Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.

Главным признаком политической власти по отношению к другим ее разновидностям выступает то, что она призвана востребовать все многообразие ресурсов, не только принудительных и правовых, но и экономических, социальных, культурно-информационных, демографических и других.

 

Что представляет собой политическая система общества? Каковы её структурные элементы?

Ответ на данный вопрос следует начать с раскрытия самого термина «политическая система». Политическая система представляет собой совокупность упорядоченных и взаимозависимых структурных элементов, таких как партия, государство, политические нормы, символы, ценности политической культуры и т. д., а также их всецелое проникновение друг в друга, суть отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть или оказывается влияние на неё.

Политическая система характеризуется:

· политической идеологией;

· политической культурой;

· политическими нормами, традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции:

· конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

· адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

· мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

· охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

· внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

· консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

· распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Обязательность решений государства для граждан позволяют ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Основные структурные элементы политической системы выделяют как подсистемы:

· организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

· нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

· коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом, осуществляет свою работу как внутри системы, так и с внешними структурами других государств;

· культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Организационно-институциональная подсистема

Политическая организация — организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт — более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.

Коммуникативная подсистема

К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно — от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

· определение перспективных направлений социального развития;

· оптимизация движения общества к своим целям;

· распределение ресурсов;

· согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

· разработка норм и правил поведения членов общества;

· контроль над выполнением норм, законов и правил;

· обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

 

 

Основания и ресурсы власти

Важнейшими факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под «основаниями власти» понимают фундамент, на котором базируются источники власти, а именно - социальные, экономические, юридические, административно - силовые, культурно – информационные.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления самой власти и ее оснований(нормативные, организационные, поощрительные, принудительные).Ресурсы власти — это скрытые, неочевидные возможности, способности, силы власти, которые могут проявиться в жизни в определенных условиях.

Таким образом, если основания власти – это ее база, фундамент, то ресурсы власти – ее потенциал и технологии.

Ресурсы бывают самыми разнообразными, в принципе, любые предметы, вещи, свойства могут стать основой подчиняющегося воздействия. Например, физическая сила, ум, важная информация, организация. Однако не все возможные средства воздействия на объект являются ресурсами власти, поскольку многие из них не контролируются субъектом и не доступны ему. Вещи становятся ресурсами власти только в отношении определенных объектов.

В соответствии со сферами жизнедеятельности можно выделить следующие основания власти:

- Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта, природными ресурсами, золотым запасом, устойчивостью национальной валюты, внедрением в экономику научно-технических достижений. К экономическим ресурсам относятся активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность государства. Наиболее универсальным экономическим ресурсом были и остаются деньги. Без них в современном обществе нельзя ни овладеть властью, ни успешно ею распоряжаться.

- Социальные основания власти – социальные группы и слои, на которые власть опирается. Социальные ресурсы – образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, должности, т.е. главные рычаги, при помощи которых власть способна изменять социальный статус индивидов, обеспечивая их поддержку существующего режима.

- Юридические основания власти – совокупность законов, на основании которых сформирована власть и опирается в практической деятельности и, прежде всего, основной закон – конституция. Юридические ресурсы – инструкции, указы, постановления правительства, постановления судебных и исполнительных органов.

- Административно-силовыеоснования – совокупность властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Административно-силовые ресурсы – армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой.

- Культурно-информационныеоснования власти включают в себя систему организаций, сохраняющих культурный потенциал страны, СМИ, Интернет. Культурно-информационные ресурсы включают духовные ценности, знания, информацию, которые благодаря новейшим технологиям становятся приоритетной ценностью

Ресурсы:

- Демографические ресурсы – это многонациональный ресурс, который производит другие ресурсы.

- Поощрительные ресурсы – материальные и социальные блага, с помощью которых власть стимулирует определенные слои населения и политиков.

- Нормативные ресурсы – средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти.Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.

Главным признаком политической власти по отношению к другим ее разновидностям выступает то, что она призвана востребовать все многообразие ресурсов, не только принудительных и правовых, но и экономических, социальных, культурно-информационных, демографических и других.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.