Как вести медитаторов по пути — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Как вести медитаторов по пути

2017-12-13 279
Как вести медитаторов по пути 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существуют два способа руководить медитаторами:

 

1. Вести через успокоение

2. Вести через постижение


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

 

ПРОДВИЖЕНИЕ МЕДИТАТОРОВ ПО ПУТИ: УСПОКОЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Медитация на успокоение рассматривается в семи аспектах:

 

1. Как овладевать успокоением

2. Поведение и поза

3. Метод концентрации на объекте

4. Ментальные образы пригодные для достижения покоя

5. Как сохранять спокойное состояние

6. Этапы реализации успокоенного ума

7. Цель реализации успокоения

 

 

КАК ОВЛАДЕВАТЬ УСПОКОЕНИЕМ

 

Приступая, следует знать о необходимых условиях медитации успокоения, в частности, метод обнаружения мешающей тупости или чувственного побуждения и метод их устранения. Эти наставления ранее были даны в общем разъяснении успокоения и постижения. Место медитации должно быть тихим – не посещаемое часто другими – в течение дня и еще менее шумным ночью, быть там, где имеются подходящие вода, пища и другие необходимые условия. Пока работают решительно над реализацией, находятся в уединении, двигаться медленно и осторожно, словно выздоравливающий. Оставляя все те вещи, которые вызывают физические и ментальные отвлечения внимания, следует контролировать чувства и эмоции, наблюдать за поведением с бдительностью и умеренно питаться. Вести себя по-другому, значило бы превратить реализацию внутреннего успокоения в весьма трудную задачу. Атиша комментирует:

 

Как бы усердно ни старался медитировать на успокоении,

Если отсутствуют необходимые условия,

Спокойного погружения не реализовать,

Даже за тысячу лет!

 

 

ПОВЕДЕНИЕ И ПОЗА

 

Наропа сказал, что в искусном положении тела заключается жизненно важное качество медитации. Данным медитативным орденом рекомендуется [сперва], если желают достичь внутреннего успокоения, овладеть умением управлять физическим телом. Искусное управление телом поможет, в относительном смысле, пробудить внутреннюю реализацию. Принимая так называемую семеричную медитационную позу, медитатор (1) садится на мягкое сидение, ноги в ваджрной позе[178], или если он не может сделать так, то в позе бодхисаттвы[179]; (2) руки в позе созерцания, у живота и примерно около пяти сантиметров ниже пупка, [обратная сторона] правой руки помещается на открытой ладони левой руки, два больших пальца подняты вверх, касаясь друг друга; (3) спина выпрямлена, позвоночник вертикален таким образом, что придает жесткость всему телу; (4) руки в локтях выпрямлены снизу до плеч, не сгибаются; (5) подбородок чуть прижат вниз так что шея слегка наклонена; (6) кончик языка дотрагивается до верхнего неба, в то время как зубы едва соприкасаются, губы слегка закрыты; и (7) глаза спокойно глядят в пространство чуть-чуть дальше кончика носа, глазные яблоки неподвижны. Эти семь положений называются «семь аспектов Будды Вайрочаны» из-за одинаковой их природы. Некоторые говорят, что губы и зубы должны быть в более естественном положении, но предпочтительнее вышеописанная поза. Кроме этого, восьмым аспектом может быть сделана модуляция дыхания, как на этом настаивает Камалашила в двух своих Бхаванакрамах. При этом вдыхают и выдыхают мягко без усилия, даже не ощущая этого. Не следует пыхтеть, не следует дышать тяжело или с напряжением.

«Ваджрамала» советует:

 

Держи руки ровными, опущенными вниз,

Язык касается неба,

Зубы и губы в расслабленном положении,

Глаза устремлены в пространство рядом с носом.

 

Мастер Пагме Дордже также напоминает:

 

Сидите в ваджрной позе на удобной подушке,

Две ладони держите в позе созерцания,

Тело держите прямо, в то время как шею – немного склоненной.

 

Наропа объясняет:

 

Теперь надлежит описать жизненно важные аспекты тела.

[Спинной позвоночник] должен быть прямым,

Как бусы нанизанные на тростник;

[Шея] должна быть слегка наклонена;

[Тело] должно быть выпрямлено вертикально, как дикая лилия;

Руки вытянуты и параллельны

[Как бы образуя] квадратный узел;

Ладони в медитативной позе

Должны давить [на место ниже пупка].

Ноги должны быть скрещены, как линии на шахматной доске.

 

Таким образом он определяет позу как выпрямленный спинной позвоночник, подогнутая шея, жесткое тело, выпрямленные руки и поза созерцания для ладоней[180], тогда как [скрещения ног] подобного линиям на шахматной доске надлежит добиваться некоторым особым упражнением.

Что касается цели или пользы от этих жизненно важных положений тела, то изливающаяся (effusive) энергия контролируется позой со скрещенными ногами, тепловая энергия – давлением на пупок, распространяющаяся энергия – выпрямлением спинного позвоночника и вертикальным положением тела, жизненная энергия – выпрямлением плеч, ладоней и локтей, и восходящая энергия – малым наклоном шеи и касанием неба языком[181]. Раз способен контролировать эти фундаментальные энергии в теле, сможешь автоматически получить контроль над всеми вторичными энергиями. Последние особенно хорошо можно контролировать неподвижным пристальным взглядом. Благодаря этим положениям вся нервная система, энергии и «просветляющий дух»[182] [т.е., созидательный элемент, семенная жидкость] могут быть оживлены и стабилизированы в соответствующих им плоскостях. Сказано, что в результате всего этого элементы тела достигнут гармонии, комплекция будет величественной, и хорошее, спокойное погружение возникнет естественно, поскольку [медитативной позой] успокаиваются беспорядочные мысли. Ум будут меньше одолевать тупость или страсть. С ясностью проявиться осознавание.

Противоположные результаты произошли бы в случае неправильных положений тела. Если тело склоняется в право, [ум] притянется к чувственным объектам, не смотря на первоначальное спокойствие. Если тело наклоняется влево, [умом] завладевает беспорядочное мышление, даже если он и был изначально успокоен. Если тело согнуто вперед, ум возбуждается, даже если и был изначально ясен. Если тело отклонится назад, [умом] овладевает сильное рассеяние, даже если он сперва был ясен и расслаблен. Если фокус глаз смещается, появляется зрительное сознание форм, вызывающее таким образом появление скачущих мыслей. Эти наставления пришли от мастеров данного медитационного ордена. «Шравакабхуми» поясняет пользу:

 

Благодаря этим положениям тела вскорости появятся совершенная легкость,

Они защитят от физического истощения, и придадут больше сил и выносливости.

Они отличаются от поз, принятых догматиками или нашими противниками[183].

Если испытал эти позы,

Будешь доволен.

Это были позы принятые Буддой и его последователями.

Медитаторы должны привыкать к ним.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.