Высокая мобильность трудовых ресурсов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Высокая мобильность трудовых ресурсов

2017-12-13 226
Высокая мобильность трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди становятся более мобильными, потоки миграции – стремительными и разветвленными. Решения о переезде определяются теперь не только появлением новых рабочих мест в связи с возникновением новых производств, но и целой совокупностью социальных, экономических и личностных факторов.

В современном быстроменяющемся мире города априори участвуют в конкурентной борьбе не только за привлечение новых ресурсов, но и за сохранение существующих. Пассивная выжидательная позиция приводит к оттоку квалифицированных кадров и молодежи, постепенной деградации инфраструктур, а также к выведению бизнесом средств на территории с более благоприятными условиями. Основные методы достижения положительных результатов в конкурентной борьбе – улучшение качества жизни и создание инвестиционной привлекательности.

Важнейшим условием конкурентоспособности города становится умение сохранять и развивать имеющийся потенциал жителей города, а также привлекать в город новых людей, сохранять связи и капитал, накопленные теми, кто уехал из города.

Демографическая ситуация

В России сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве городов. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в условиях ожидаемого экономического роста может в перспективе создать дефицит рабочей силы. В то же время происходит увеличение доли населения пенсионного возраста, что может привести к дополнительной нагрузке на трудоспособное население.

Рост общественного капитала

Общественный капитал, представляя собой совокупность связанных между собой индивидуальных капиталов, является основой для стратегического планирования городов. В новой экономике при доступности практически любой информации и знаний, сетевых социальных связях и отношениях между людьми общественный капитал приобретает особое значение.

Многократно возрастает значимость каждого индивидуального капитала в рамках сообщества. Индивидуальные стратегии людей начинают оказывать существенное влияние на развитие всего общества и на характер общественной среды.

В этой связи развитие города становится не просто суммарным результатом реализации планов своих жителей, но получает дополнительный импульс от синергетического эффекта, которым обладает общественный капитал.

6. Трансформация городов. Ключевым трендом становится гуманизация городов: город – для человека, а не для производства. Потребители постиндустриального общества формируют новые запросы к городской среде: развитое информационно-коммуникационное пространство, доступ к информации и передачи данных в любом месте и в любое время, круглосуточный доступ к сервисам, гибкая организация рабочего времени и рабочего места, открытые коммуникативные площадки для творчества и образования, широкий и разнообразный спектр возможностей и пространств для самореализации, появление и развитие гибридных форматов и культурно-образовательно-деятельностных платформ (хакерспейсов, коворкингов, антикафе), мобильность, новые типы коммерческой недвижимости, развитие «третьих мест» (играющих важную роль в развитии гражданского общества), разнообразие досуга, комфортные условия для жизни и доступное жилье, комфортная городская среда, рекреационная территория.

7. «Устойчивое развитие территорий». Принципы устойчивого развития активно внедряются в сферу градостроительства и территориального планирования. Термин «устойчивое развитие территорий» зафиксирован в Градостроительном кодексе России: «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущегопоколений». Основные принципы устойчивого развития территорий: минимальное воздействие на окружающую среду строительства и использования объектов; экологически чистые технологии; ценность природных систем; переход на возобновляемые источники энергии; увеличение местного производства; «больше ходить и меньше ездить». Основные положения устойчивого развития территорий: гуманная этажность строительства жилых объектов (не более 5 этажей), удобная транспортная инфраструктура, легкая доступность центров услуг, застройка по принципу многофункциональных ячеек с зелеными дворами, отделение деловых кварталов с высотным строительством от жилых районов, приоритет общественного транспорта, экологичного транспорта, велотранспорта, планирование парковочных мест с привязкой к демографическому и экономическому развитию территории и на основании достоверных расчетов, большое внимание благоустройству территории и формирование доступных рекреационных зон (искусственные водоемы, набережные, парки, аллеи), планировка промплощадок с учетом макроэкономических перспектив, использование локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале, внутридомовых энергосберегающих технологий, создание эффективных систем водоснабжения и водоотведения (рециркуляция, очистка сточных вод), раздельный сбор твердых бытовых отходов и рециркуляция вторичных ресурсов, переработка мусора, согласование архитектурного облика зданий с особенностями местного ландшафта, национальными архитектурными традициями, создание общественных, коммуникативных пространств и социальной инфраструктуры для образовательного, культурного, творческого и духовного развития здорового общества с учетом всех возрастов, развитие местной малой и микроэкономики.

8. «Новый урбанизм» ‑ переосмысленная концепция пространственного развития и градостроительства, основная идея которой гуманизация и деунификация городской среды, подразумевающая соответствие принципов ее развития потребностям жителей и формирование компактного города (или района) в противоположность автомобильным пригородам и монофункциональным «спальным районам» российских городов. Новые принципы градостроительства: переход от территориального расширения и экспансии на прилегающие территории с приращением новых земель к разнообразию типов застройки и функций на компактных территориях, к размещению всех необходимых видов услуг в пределах пешей/велосипедной доступности, к формированию общественных многофункциональных пространств как фокусов притяжения жителей, комплексному благоустройству и реконструкции освоенных территорий, к формированию новых центров роста внутри существующей застройки. Смена приоритета условий для личного автотранспорта на приоритет эффективного и экологичного общественного транспорта, и в первую очередь электротранспорта. Приоритет рекреационных зон и водных объектов, которые становятся основным конкурентным преимуществом современных и будущих городов. Основные принципы «нового урбанизма»: пешеходная доступность, комфортная соединенность зон, многофункциональность и разнообразие, качество архитектуры и городского планирования, традиционная структура соседства, высокая плотность, «зеленый» транспорт, «устойчивое развитие», качество жизни. Совокупность проблем, вызванных процессами урбанизации, проблем как сугубо городских, так и человеческой цивилизации в целом, активизирует во многих странах поиск подходов к экообустройству жизни и их внедрению в городскую среду. Эти проблемы стали стимулом для формирования в общественном сознании новых образов городской жизни и систем жизнеобеспечения, а также подходов в целом к созданию городов на основе экологических принципов (экогородов).

К таким проблемам относятся: проблема чрезмерных выбросов в атмосферу вредных веществ (углекислого газа и других); расчетное исчерпание мировых запасов углеводородов (нефти и газа) в обозримом будущем за счет чрезмерной их добычи и использования как топлива; усиление глобальной конкуренции; процесс урбанизации; проблемы населения (как в плане перенаселения, так и демографического спада, в частности, социокультурный аспект этой проблемы связан с идеологией потребления; проблема продовольствия, которая имеет как количественные параметры (недостаток/переизбыток в разных частях мира), так и качественные параметры (качество сельхозпродукции); и другие.

9. Агломерационное развитие и внутриагломерационное сотрудничество. Особенностью современного постиндустриального развития городов является формирование мегаполисов, т.е. соединение нескольких городских агломераций в единое пространство, а также мультиполисов – соединение нескольких городов в единое агломерационное пространство. Практически все крупные города являются центрами существующих или потенциальных городских агломераций. Эффективное и правильно организованное управление развитием агломерации обладает большим потенциалом получения синергетических эффектов для территории. Для России процессы агломерационного развития территорий и управления ими являются относительно новыми, еще не выработаны эффективные механизмы агломерационного управления. В развитых странах накоплен опыт «мягкого» регулирования агломерационных процессов, основанных на взаимовыгодных кооперационных связях между муниципальными образованиями. Среди вызовов агломерационного развития региональных городов особенно выделяется проблема транспортной системы: необходимость развития дорожной сети и скоростного транспорта, отвечающего при этом требованиям современного постиндустриального общества.

10. Затяжной характер мирового экономического кризиса.

В различных регионах мира со второй половины 2008 года наблюдаются экономические кризисы различного происхождения и масштабов. Россия адаптировалась к перманентному кризису мировой экономики, демонстрируя стабильность макроэкономической ситуации. В то же время наметилась устойчивая тенденция спада инвестиционной активности, а европейский кризис напрямую сказывается на снижении спроса на продукцию крупнейших предприятий города. Выход предприятия видят в снижении внутренних издержек, расширении рынков сбыта и в развитии отечественного рынка.

11. Имидж территории. Во внешней среде Березовский городской округ, зачастую, представлен, как город, большая часть территории которого состоит из промышленной зоны. В то же время, экспертное сообщество и гости отмечают полное несоответствие внешнего имиджа реальному положению дел с точки зрения качества жизни населения, развития территории и экономики. Для дальнейшего развития необходима реализация политики, направленной на изменение восприятия Березовского городского округа как гражданами, так и во внешней среде.

 

2.6.Внутренние условия развития

Конкурентоспособность Березовского городского округа среди референтных городов

В целях наиболее точного самоопределения и позиционирования Березовского городского округа во внешней среде в Стратегии определён круг городов, значимых для Березовского городского округа в сравнительном отношении, сопоставимых с ней по ряду основных параметров.

Для выделения референтных городов относительно Березовского городского округа были определены следующие основания: численность населения; агломерационный характер расселения; местоположение; промышленная градообразующая основа. Анализ перечисленных оснований позволил выделить в качестве референтных следующие города: Кирово-Чепецк Кировской области, городской округ Лысьва, Краснокамск Пермского края, городской округ Чапаевкс Самарской области, городской округ Троицк Челябинской области, городской округ Минусинск Красноярского края, городской округ Высьва Нижегородской области, муниципальное образование Томский район Томской области, Сарапул Ижевской области [3].

На основе разработанной методики ранжирования выбранных городов по ключевым показателям социально-экономического развития был спрогнозирован уровень конкурентоспособности на основе экстраполяции сложившихся трендов до 2030 г.[4]

Экстраполяция сложившихся трендов имеет для Березовского городского округа положительную тенденцию, что указывает на перспективный рост конкурентоспособности города.

Вместе с тем сводный рейтинг Березовского городского округа имеет существенные внутренние различия. Методика ранжирования по уровню конкурентоспособности исходила из предварительного сведения ранга по трем группам показателей («Социум», «Уровень жизни», «Экономика»). И если по группе показателей «Экономика» сложившиеся темпы роста имеют положительную динамику, то по группам показателей «Социум» и «Уровень жизни» наблюдается резко негативная тенденция, обусловливающая для Березовского городского округа слабые позиции по отношению к референтным городам.

Из полученных данных следует, что к 2016 году в Березовском городском округе сформировались значения экономических показателей на среднем уровне; при этом показатели, отражающие уровень жизни и социальные характеристики, снизились. И если сложившиеся к 2016 году тренды развития экономики позволяют в будущем ожидать роста их значений, то по большинству показателей, характеризующих уровень социального развития, при сохранении сложившихся темпов их изменений конкурентоспособность Березовского городского округа останется на уровне нижней трети референтных городов.

Поскольку показатели, непосредственно обеспечивающие комфортность проживания человека, имеют негативные прогнозы по сравнению с другими городами, то Березовского городского округа начнет проигрывать конкуренцию за квалифицированный человеческий капитал.

Учитывая, что в перспективе ведущую роль в развитии экономики будет все в большей степени играть человеческий фактор, это значит, что экономическое развитие Березовского городского округа будет подвержено критическому риску за счет значительного ухудшения человеческого капитала.

Таким образом, на основе прогноза можно сделать заключение о необходимости уделения особого внимания качеству городской среды, вкладыванию средств в развитие человека, в интеллектуальные и творческие технологии, наряду с продолжением инвестиционной поддержки промышленных производств. Необходимо найти баланс между поддержкой прежнего курса на инвестиции в индустриальные технологии и вложениями в развитие креативных пространств и творческой среды города, в коммуникационное пространство и его модерирование, что является ключевой тенденцией развития современных городов при переводе их на постиндустриальный путь развития.

 

Стратегический анализ внутренней ситуации развития Березовского городского округа

Анализ ситуации с развитием городского округа был разносторонне проведен по следующим аспектам жизнедеятельности:

1. Историко-культурные этапы и особенности развития Березовского городского округа.

2. Территориально-земельный комплекс Березовского городского округа и его организация (месторасположение, современная пространственная организация и зонирование территории), с учетом вхождения Березовского городского округа в Екатеринбургскую агломерацию.

3. Характеристики населения и местных сообществ Березовского городского округа.

4. Гуманитарный потенциал и социокультурная среда жизни населения Березовского городского округа (образование, здравоохранение, культура и досуг, физкультура и спорт, социальная защита, безопасность и правопорядок).

5. Основные сферы деятельности и их организация, сложившаяся структура экономики в Березовского городского округа.

6. Инфраструктура жизнедеятельности в Березовском городском округе (инженерная, транспортная, связи и коммуникаций, деловая, финансовая, информационная, социальная, рекреационная и др.).

7. Экологическая ситуация и качество жизни населения в Березовского городского округа.

8. Система местного самоуправления в Березовского городского округа и управление его развитием.

 

Рис. Оценка возможностей и ограничений развития по основным сферам жизнедеятельности городского округа

 

По результатам стратегического анализа всех сфер жизнедеятельности городского округа были процедурно выявлены (рис.) внутренние и внешние возможности и ограничения развития по каждой сфере жизнедеятельности. При этом для более углубленного анализа отдельные сферы были разбиты на подсферы; таким образом, выявление возможностей и ограничений проведено для базовых сфер жизнедеятельности городского округа.

Основное внимание было уделено выявлению принципиальных, стратегически значимых внутренних и внешних возможностей и ограничений, характеризующих текущее состояние каждой из сфер и намечающих прогрессивные либо регрессивные тенденции в их развитии.

Выявленные ключевые возможности и ограничения развития по каждой сфере деятельности были оценены по 10-балльной шкале городскими экспертами.

Территориально-земельный комплекс и недвижимость

Внутренние и внешние возможности, характеризующие территориально-земельный комплекс Березовского городского округа, вполне сбалансированы между собой. С одной стороны (внешние возможности), удачное географическое расположение (природное и экономическое) и положение в системе расселения, в том числе как одного из ядер Екатеринбургской агломерации, находят «отражение» внутри городского округа (внутренние возможности).

При этом наиболее существенные внутренние ограничения во многом являются следствием сложившейся территориально-пространственной организации городского округа (ограниченность территориального роста; мозаичность, разорванность городской застройки при наличии значительного количества ветхого, аварийного и недостроенного жилья; ведение очаговой хаотичной застройки при отсутствии последовательной градостроительной политики). Менее значимые в целом внешние ограничения в большей мере связаны с несовершенством нормативно-правового регулирования в вопросах землепользования в городах и отсутствием государственной политики по развитию городских агломераций.

Экология, природные условия и ресурсы

Сфера экологии, природных условий и ресурсов, в соответствии с экспертными оценками, является одной из главных для развития городского округа. Внутренние и внешние экологические возможности Березовского городского округа оценены высоко и имеют примерно одинаковую силу. Внутренние возможности представлены следующими характеристиками: разнообразие рельефа и ландшафтов, наличие открытых водных ресурсов, пригодных для рекреационных целей; значительные площади лесов в границах городского округа; функционирование систем мониторинга состояния атмосферного воздуха, воды, почв; усилия по созданию рекреационно-экологического каркаса городского округа; наличие элементов экологического образования, воспитания и просвещения.

Внешние возможности заключаются главным образом в разнообразии благоприятных ландшафтных и природно-климатических условий и наличии в Свердловской области месторождений ресурсов.

Самыми существенными являются внутренние ограничения экологической сферы среди широкого спектра которых отмечены: устаревание технологий очистки различных сред (воды, газа) и работы с отходами (захоронение, а не переработка, неполноценный охват территории городского округа системой удаления ТБО); высокая степень разных видов загрязнения (воздуха, почв, электромагнитного, шумового); деградация уникальных городских ландшафтов (парков, оврагов, прудов); неэффективная организация экологического контроля.

Значительно более слабые внешние ограничения связаны с несовершенством законодательной базы и крайней недостаточностью бюджетных средств для реализации мероприятий в сфере охраны окружающей среды, а также с необходимостью учета особенностей проявления умеренно-континентального климата (с существенной разницей между зимними и летними среднемесячными температурами и величинами осадков) при строительстве, укладке дорожного полотна, ремонте фасадов зданий, уборке улиц (в связи со значительными пылевыми загрязнениями, привносимыми со стороны южных степей).

Транспорт и логистика

Сфера транспорта и логистики является одной из самых значимых для Березовского городского округа. Внешний потенциал развития характеризуется самой высокой оценкой и обусловлен выгодным расположением городского округа на международных транспортных путях с наличием автомобильного транспорта; расположением, обеспечивающим перспективы становления Березовского городского округа как крупного транспортно-транзитного узла на одном из стыков запада и востока, севера и юга (в географическом центре между евразийскими столицами, в центральной части Свердловской области).

Внутренние возможности транспортной сферы городского округа заключаются в наличии развитой улично-дорожной сети и системы муниципального пассажирского транспорта, обеспечивающих транспортную связность всех территорий городского округа.

Внутренние ограничения связаны с недостаточной пропускной способностью улично-дорожной сети, что грозит близостью транспортного коллапса, низким качеством дорожного покрытия, острой нехваткой оборудованных мест для стоянки автомобилей, неоптимальным расположением и недостаточной протяженностью улиц, высоким уровнем износа подвижного состава муниципального транспорта, разобщенностью систем управления городским пассажирским транспортом и организации дорожного движения.

Внешние ограничения оказывают меньшее влияние и заключаются в ограничении транспортных возможностей Березовского городского округа, недостаточной обеспеченностью транспортно-логистической инфраструктурой и недостаточной включенностью Березовского городского округа в международные и межрегиональные транспортные коридоры (особенно в пределах Екатеринбургской агломерации).

Местное самоуправление

Основное влияние на деятельность местного самоуправления, по оценкам экспертов, оказывают внешние обстоятельства. Наибольшее позитивное значение имеют внешние процессы, среди которых выделяются взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению актуальных проблем жизнедеятельности городского округа (главным образом инфраструктурных).

При этом спектр внешних ограничивающих обстоятельств остается пока также значимым и связан главным образом с недостаточно слаженным взаимодействием муниципального и регионального уровней управления; наличием конкурентной борьбы муниципальных образований в пределах Свердловской области вместо взаимообогащающего сотрудничества; а также с упущенными Березовского городского округа в последние годы возможностями по привлечению федеральных финансовых средств и управленческих инструментов для своего развития.

Не менее значимое сдерживающее влияние на процесс развития городского округа оказывают внутренние ограничения, определяемые следующими обстоятельствами: отсутствием «прозрачного» механизма использования бюджетных средств; отсутствием (до настоящего времени) совокупности стратегических документов по развитию городского округа; недостаточно эффективной деятельностью институтов общественных слушаний, общественной экспертизы, общественных советов.

При этом в качестве позитивных тенденций отмечены такие внутренние возможности, как открытая политика органов местного самоуправления Березовского городского округа в обсуждении насущных вопросов жизни города; включение местных сообществ в разработку и реализацию Стратегии развития городского округа; введение новых принципов формирования бюджета на основе программ, обеспечивающих увязку стратегического и бюджетного планирования.

Население

По оценке экспертов наибольший контраст выявлен среди внутренних характеристик населения городского округа. Высокие внутренние ограничения в первую очередь связаны с демографическими тенденциями (регрессивная половозрастная структура, старение населения, уменьшение числа женщин фертильного возраста, снижением численности трудоспособного населения), оттоком высококвалифицированных кадров и кадровым дефицитом в отраслях, требующих значительной профессиональной подготовки, а также с дифференциацией среднемесячных доходов горожан.

В этой связи внутренние преимущества (значительное снижение уровня безработицы за последние годы, прогнозируемый при существующих тенденциях как минимум до 2025 года) выглядят слабо.

В определенной мере негативная демографическая ситуация компенсируется внешними возможностями (при их достаточно высокой оценке – в основном за счет притока мигрантов, в том числе студенческой молодежи, обусловленного удачным географическим положением и высоким общим уровнем развития Березовского городского округа.

При этом отмечены и существенные внешние ограничения, обусловленные постепенным падением привлекательности Березовского городского округа для жизни и трудоустройства в результате отставания в развитии по сравнению с городами- спутниками агломераций Российской Федерации, а также ощутимой конкурентной борьбой за квалифицированные кадровые ресурсы с г.о. Верхняя Пышма, ростом уровня напряженности, связанной с межнациональными конфликтами с мигрантами из регионов Северного Кавказа.

Общественная безопасность, гражданская и социальная защита

В сфере общественной безопасности, гражданской и социальной защиты в качестве наиболее значимых выделены внутренние сложности, среди которых отмечены недостаточность контроля за мигрантами, сокращение численного состава МВД, дальнейшая алкоголизация населения.

В то же время внутренние возможности этих сфер оцениваются как весьма низкие, что выражается в готовности городского округа к ликвидации чрезвычайных ситуаций и соблюдению общественного порядка (наличие отдела в администрации и комиссии по противодействию коррупции, единой системы социальной поддержки, добровольных формирований жителей по охране порядка).

Оценка внешних возможностей и ограничений по рассматриваемой сфере более сбалансирована. Внешние возможности характеризуются усилением деятельности в сфере антинаркотической политики на федеральном и региональном уровнях (наличие законодательства, специализированных служб, программ), а также предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Среди внешних ограничений отмечено отсутствие подразделений по борьбе с организованной преступностью, несовершенство законодательства в сфере ГО и ЧС.

Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и рекреация

Возможности и ограничения по сфере здравоохранения, спорта, рекреации и туризма являются довольно сбалансированными между собой. Внешний достаточно сильный потенциал формируется за счет благоприятных ландшафтных и климатических факторов для развития различных видов туризма и рекреации; сильных позиций Березовского городского округа в процессе формирования туристического кластера Свердловской области; а также за счет возможности привлечения финансовых средств в рассматриваемые отрасли, благодаря участию в федеральных и областных целевых программах и национальных проектах.

Не менее значимый внутренний потенциал характеризуется значительным историко-культурным потенциалом городского округа, представляющим ценность как для горожан, так и для туристов.

Наибольшее влияние на развитие рассматриваемой сферы оказывают внутренние ограничения, представленные совокупностью следующих обстоятельств: недостаточное число и неравномерность размещения по территории округа физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных площадок, усугубляемые высокой степенью износа материальной базы существующих спортивных объектов; высокая степень износа большей части зданий и сооружений лечебных учреждений.

Внешние ограничения характеризуются наименьшей степенью влияния на процессы развития в городском округе и проявляются в виде значительной конкуренции со стороны соседних городов и регионов, где сложился более благоприятный туристический имидж и инфраструктура; значительных сложностей в области нормативно-правового регулирования сферы здравоохранения; постепенного разрушения системы спортивного воспитания в России в целом.

Образование и культура

Ключевые возможности и ограничения в сфере образования и культуры сосредоточены внутри городского округа, в то время как внешние обстоятельства имеют меньшее значение. В качестве наиболее острых проблем экспертами выявлены следующие внутренние ограничения: редуцирование развивающих и просветительских функций культуры до функции организации досуга для населения; отсутствие в городском округе целенаправленной политики по сохранению историко-культурного наследия и развитию культуры; значительная дифференциация школ по инфраструктуре и уровню качества образования.

Внешние ограничения, хотя и оценены меньшим баллом, имеют при этом общезначимый характер: усиление позиций массовой культуры, упрощение художественного вкуса молодежи; несовершенство нормативно-правового регулирования сферы культуры; необоснованное введение Болонской системы ввиду несоответствия ее требованиям системы образования в России.

Существенные внутренние возможности обретаются благодаря богатому историко-культурному наследию, в том числе сложившимся связям культур разных народов; значительному спектру услуг дополнительного образования; ощутимому культурному уровню, сформировавшемуся в Березовском городском округе к настоящему времени.

Внешние возможности имеют наименьшую оценку и характеризуются перспективами, приобретаемыми Березовского городского округа за счет участия в международных проектах, интеграции березовских образовательных учреждений в международное образовательное пространство.

Экономика

Внешние и внутренние возможности экономического развития Березовского городского округа, по оценкам экспертов, выглядят достаточно сбалансированно. При этом внешние экономические возможности задаются выгодным экономико-географическим положением, в том числе близостью к крупным промышленным центрам, поставщикам сырья и материалов; инвестиционной привлекательностью Березовского городского округа для инвестиций,возможностью участия самарских предприятий в формировании региональных кластеров, а также перспективным участием Березовского городского округа в проекте «Самоцветное кольцо Урала».

Внутренние возможности представлены, прежде всего, многоотраслевой структурой экономики и наличием на территории городского округа предприятий и производств межрегионального значения, а также потенциалом для формирования в Березовского городского округа инновационно-внедренческого, фармакологического и IT– кластеров.

Внутренние и внешние ограничения также набрали почти одинаковое число баллов и при этом существенно превалируют над возможностями. Ключевыми внутренними ограничениями являются: низкая производительность труда на значительной части промышленных предприятий; недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры; низкая доля инновационно активных предприятий; тенденция сжатия бизнеса и перевода активов в другие регионы вкупе с высоким уровнем теневого сектора; недостаточность инвестиционной и финансовой инфраструктуры.

В качестве наиболее существенных внешних ограничений отмечены упущенные Березовским городским округом в последние годы организационные и финансовые возможности для развития важных направлений экономической деятельности в сравнении с референтными городами; ограниченные возможности развития бизнеса, определяемые общеэкономической ситуацией (налоги, инфляция, последствия кризиса и т.п.); конкуренция с Верхней Пышмой за средства областного бюджета, трудовые и прочие ресурсы; негативный информационный фон об инвестиционном климате Березовского городского округа.

Основные сферы деятельности

Березовский городской округ обладает значительным внешним потенциалом в сфере производства товаров и услуг; выгодном географическом положении городского округа; наличии в регионе сырьевых ресурсов; возможностях использования различных видов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Внутренние возможности развития сферы производства и услуг немного уступают внешним, но имеют высокое значение, которое заключается в сохранении с советского времени значительного промышленно-производственного потенциала с дифференцированной структурой производства; наличии на территории городского округа предприятий и производств межрегионального значения; значительном потенциале инновационного развития промышленных предприятий, что усиливается сложившимися производственными традициями.

Внутренние ограничения также весомы и проявляются в высокой степени физического и морального износа применяемых технологий и оборудования; низкой доле инновационно активных предприятий; отсутствии эффективных отраслевых объединений предпринимателей в Березовском городском округе.

В то же время внешние ограничения оказывают заметно меньшее влияние и характеризуются высокой зависимостью базовых промышленных предприятий городского округа от внешних участников, государственной промышленной политики, а также от состояния отрасли экспорта энергоносителей. Немаловажное значение имеет также несовершенство нормативно-правового регулирования сферы производства и услуг.

Обеспечивающая инфраструктура

В целом по сфере обеспечивающей инфраструктуры (деловой, финансовой, информационно-коммуникационной, инфраструктуре связи) ограничения превалируют над возможностями. При этом самую низкую экспертную оценку имеют внешние возможности, представленные трендом увеличения объема внешних инвестиций в обеспечивающую инфраструктуру; возможностью предоставления финансовых услуг в ряде соседних регионов и в странах постсоветского пространства; активным внедрением в Березовском городском округе передовых западных банковских, маркетинговых и правовых методов работы.

Внутренние возможности, имеющие также невысокий балл, характеризуются развитой инфраструктурой связи, телекоммуникаций, финансового и делового секторов (банки, инвестиционные, страховые, риэлторские компании); наличием широкого спектра финансово-кредитных услуг в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства; обеспеченностью доступными офисными площадями класса А и Б;развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой.

Более проявленными по отношению к возможностям являются внутренние и внешние ограничения, набравшие одинаковое число баллов. При этом внутренние ограничения связаны с отсутствием выставочных и форумных площадок регионального уровня; слабой инфраструктурой генерации и поддержки реализации проектов во всех сферах деятельности, усугубляемой организационно-правовыми сложностями развития бизнеса (слабая согласованность различных ведомств, обилие административных барьеров); ориентацией инвестиционной инфраструктуры на обслуживание непроизводственных секторов; недостаточным уровнем развития консалтинговых, маркетинговых агентств, аудиторских предприятий.

Внешние ограничения обусловлены процессами монополизации рынков крупными игроками; слабыми возможностями внешнего долгосрочного кредитования; значительной подверженностью рынка деловой инфраструктуры влиянию общих экономических процессов (особенно кризисного характера).

Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство

По мнению экспертов,


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.