Тема 1. Психология как наука — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 1. Психология как наука

2017-12-13 159
Тема 1. Психология как наука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Методические указания для студентов очной формы обучения

 

Составители:

С.В. Чирков

О.А. Жученко

О.В. Кубашева

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 159.9+37(078)

ББК 88+74я73-9

П 86

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 2 от «25» июня 2013 г.

 

Рецензенты:

О.Г. Долговых — канд. пед. наук, доцент кафедры ЭТСХП

С.Н. Уваров — канд. ист. наук, доцент, зав. кафедры отечественной истории, социологии и политологии

 

 

Составители:

С.В. Чирков – канд. пед. наук, доцент кафедры философии

О.А. Жученко – старший преподаватель кафедры философии

О.В. Кубашева – старший преподаватель кафедры философии

 

 

П 86 Психология и педагогика: методические указания для студентов очной формы обучения / Сост. С.В. Чирков, О.А. Жученко, О.В. Кубашева. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 45 с.

 

 

Методические указания составлены на основе ФГОС ВПО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология и педагогика».

Указания содержат методические рекомендации для студентов, список литературы для подготовки к семинарским занятиям, тематику лекционных и семинарских занятий, темы для докладов и творческих проектов, задачи и практические задания, вопросы к зачету, словарь основных терминов, балльно-рейтинговую систему оценки компетенций студентов.

Методические указания рекомендованы для студентов очной формы обучения направлений подготовки бакалавра.

 

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013

© Чирков С.В., Жученко О.А., Кубашева О.В., сост., 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................................................................................. 8

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.......................................................... 13

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................... 14

ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ...................................................... 34

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ...................................................................................... 43

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................. 44


 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Психология и педагогика» является важным элементом в подготовке бакалавров.

Изучение психологии способствует приобретению навыков самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в производственной и социальной сфере, а именно: правильно организовывать коммуникацию, используя полученные компетенции как в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя, так и в личной жизни.

Актуальность изучения «Психологии и педагогики» состоит в необходимости развития познавательных процессов, способностей, коммуникабельности, адекватной самооценки, саморегуляции, рефлексии, получения знаний и применения на практике методов воспитания и обучения вследствие повышенных требований к личностной и профессиональной компетентности человека, предъявляемых современным обществом.

Цель изучения данной дисциплины:

· формирование компетенций в области психологии и педагогики, которые войдут органичными частями в структуру будущей профессиональной деятельности,

· повышение общей и психолого-педагогической культуры,

· повышение мотивации в изучении указанных наук,

· вырабатывание навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности.

При изучении психологии и педагогики необходимо решить задачи:

- сформировать компетенции личностного самосовершенствования;

- овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы личности, вопросы общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития;

- развить способность решать социально-психологические проблемы, возникающие в малых и средних группах (коллективах, семьях и т.п.), за счет приобретения умений разрешать конфликты в различных сферах деятельности;

- ознакомить с основными научными школами психологии и педагогики;

- научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии;

- усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, контроля его результатов;

- усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

- сформировать навыки подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

- повысить мотивацию студентов к изучению психологии и педагогики за счет интерактивных методов обучения и развития их психических познавательных процессов.

Психологическая культура и педагогическая компетентность студентов, сформированная на лекционных и практических занятиях, является составной частью в структуре их профессиональной компетентности.

В процессе обучения студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

Ø ОК-1: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и культурном развитии;

Ø ОК-5: владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

Ø ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

Ø ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

Ø ОК-12: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

Ø ОК-13: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· место психологии и педагогики в системе научного познания;

· основные категории и понятия психологической науки;

· современные теории личности;

· основы социальной психологии: психологию межличностных отношений, психологию средних и малых групп;

· общее и индивидуальное в психике человека;

· основы теории мотивации;

· систему образования в России и мире;

· основные принципы и методы воспитания;

· виды и формы обучения.

Студент должен уметь:

· применять знания на практике;

· учитывать в деятельности индивидуально-психологические особенности личности;

· поддерживать психическое здоровье;

· развивать познавательные процессы;

· анализировать внутренний мир, критически относиться к себе, развивать достоинства и устранять недостатки;

· устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения;

· разрешать конфликтные ситуации в трудовом коллективе и семье;

· управлять собственной мотивацией.

Студент должен владеть:

· понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук;

· навыками развития познавательных процессов;

· навыками самоанализа и самопознания;

· механизмами рефлексии и интерпретации собственного психического состояния;

· техникой и приемами общения;

· навыками самовоспитания и самообучения;

· способами саморегуляции.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется:

· Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, написать сообщение преподавателю.

· Перед лекцией прочитать соответствующую часть данных указаний, продумать вопросы, которые Вас интересуют.

· После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги и выделив соответствующие Интернет-ресурсы, выбрать наиболее интересующий Вас раздел для чтения и изучения.

· Выяснить в словаре данных указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов.

· Усвоить основные закономерности развития личности.

· При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.

· Принимать активное участие в семинарских занятиях, для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной деятельности в условиях коллективного труда.

· Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.

· Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне.

· Подготовиться к сдаче зачета по выделенным в указаниях вопросам и литературе.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Аминов, И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2008. — 301 с.

2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 294 с.

3. Волкова, А. И. Психология общения: учеб. пособие / А. И. Волкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 441 с.

4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 351 с.

5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. — М.: Проспект, 2009. — 437 с.

6. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. — 689 с.

7. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 603 с.

8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. — М.: Проспект, 2008. — 397 с.

9. Краснов, А.Н. Общая психология: учеб. пособие / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 382 с.

10. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации / Л. М. Крыжановская. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2009. — 194 с.

11. Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 254 с.

12. Лучинин, А.С. История психологии: учеб. пособие / А.С. Лучинин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 401 с.

13. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2009. — 459 с.

14. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 639 с.

15. Общая психология: учебное пособие / сост. Е. И. Рогов. – Ростов н/Д.: МарТ, 2008. — 550 с.

16. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, 2010. — 714 с.

17. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. — М.: ЭКСМО, 2008. — 223 с.

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 705 с.

19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л. Д. Столяренко. — Изд. 10-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 686 с.

20. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л.Д. Столяренко. — М.: Питер, 2012. — 591 с.

21. Тихомиров, О.К. Психология: учеб. для вузов / О.К. Тихомиров. — М.: Высш. образование, 2009. — 538 с.

22. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: учеб. пособие / К. Г. Юнг. — М.: Флинта: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: Прогресс, 2010. — 330 с.

Дополнительная литература

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2011. – 811 с.

3. Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. — М.: Либроком, 2010. — 368 с.

4. Зимбардо, Ф. Д. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться / Ф.Д. Зимбардо. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.

5. Козлов, Н.И. Книга для тех, кому нравится жить. Психология личностного роста / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2009. — 346 с.

6. Крюкова, М. А. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие / М.А. Крюкова. — М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 63 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

8. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 322 с.

9. Пиз, А. Новый язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2011. – 416 с.

10. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. Реана А.А. — М.: АСТ, 2010. — 661 с.

11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с.

12. Шрайнер, К. Как снять стресс: 30 способов улучшить самочувствие за 3 минуты / К. Шрайнер. – М.: Прогресс, Университет, 1993. – 282 с.

Периодическая литература

1. Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология.

2. Вопросы психологии.

3. Высшее образование в России.

4. Психологический журнал.

Интернет-ресурсы

· Тесты по психологии и педагогике: учебно-методическое пособие / Сост. О.А. Жученко. - Ижевск: ИжГСХА, 2009. – 56 с.

· www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко)

· www.azps.ru

· www.fictionbook.ru

· http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· www.koob.ru

· www.psychology.net.ru

· www.tdu.ru

· www.univertv.ru

 

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Модуль 1. Введение в психологию

1. Психология как наука.

Модуль 2. Психология личности

2. Введение в психологию личности.

3. Психические свойства.

4. Эмоционально-волевые процессы и состояния.

5. Особенности психических познавательных процессов.

Модуль 3. Социальная психология

6. Психология общения.

7. Психология малых групп.

Модуль 4. Основы педагогики

8. Педагогика как наука.

9. Обучение и воспитание: принципы и методы.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Словарь основных терминов

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — учение, согласно которому человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

ЗООПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая поведение и психологию животных.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психические явления и поведение человека с целью предупреждения, диагностики и лечения разных болезней.

Наблюдение – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике предполагает целенаправленную, систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика является предметом психологии.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

ПСИХОАНАЛИЗ — учение, созданное З.Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных психических заболеваний.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консультирование, профессиональное обучение и организацию труда.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления со стороны человека различными объектами: государственными организациями, людьми, экономическими и техническими системами и т.п.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

эксперимент – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике заключается в заранее запланированной деятельности экспериментатора по изучению психолого-педагогических явлений в процессе естественного или искусственного их развития, функционирования.

Словарь основных терминов

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

КОМПЕНСАЦИЯ — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

ЛИЧНОСТЬ — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции.

МОТИВ – побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение потребностей.

МОТИВАЦИЯ — сложное объединение движущих сил поведения: потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов.

Навык – сознательное действие человека, доведенного до автоматизма.

ОПЕРАЦИЯ — компонент деятельности, представляющий собой ряд актов, связанных друг с другом определенным образом, направленных на достижение результата.

Потребность – объективная нужда в чем-либо, что находится вне организма и необходимо для его функционирования.

ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

САМООЦЕНКА — это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

САМОСОЗНАНИЕ — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – качество личности, проявляющееся в нравственной зрелости, активной жизненной позиции.

СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности.

УМЕНИЕ— способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УСТАНОВКА— готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Словарь основных терминов

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.

ЗАДАТКИ — органические, наследственно закрепленные предпосылки к развитию способностей.

ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Меланхолик – тип темперамента, характеризующийся слабым, неуравновешенным типом нервной системы.

Направленность личности – психическое свойство личности, определяемое мировоззрением, системой потребностей, преобладающих мотивов и выражающееся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, стремлениях к активной деятельности для их достижения.

ОДАРЕННОСТЬ — совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия формирования у него определенных психических функций и видов деятельности.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

ТАЛАНТ— высокая степень одаренности, обеспечивающая достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ — динамические характеристики психической деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

ФЛЕГМАТИК – тип темперамента человека, характеризующийся сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.

Характер – совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования на жизненные обстоятельства.

Холерик – тип темперамента, характеризующийся сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы.

ЭКСТРАВЕРСИЯ— обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

Словарь основных терминов

АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

ВОЛЯ— психический процесс человека, проявляющийся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Настроение – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

СТРАСТЬ— сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

СТРЕСС — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

ЭМОЦИИ— элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Словарь основных терминов

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

АДАПТАЦИЯ приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

Внимание – психический познавательный процесс, направленный на улучшение деятельности и имеющий свои характеристики.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого на основе имеющихся знаний, представлений, накопленного опыта создаются новые образы, идеи.

Восприятие — психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов, явлений в целом. Завершается формированием образа.

ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть способность адаптироваться к окружающей среде.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (IQ) — числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без переработки информации. Мгновенная память действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мышление – процесс опосредствованного отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия, операции или задачи.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

ОЩУЩЕНИЕ— психический познавательный процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений свойств окружающего мира.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании жизненного опыта.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Познавательные психологические процессы– психологические процессы, обеспечивающие познание человеком окружающего мира. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, речь, воображение.

Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

РЕЧЬ — психический познавательный процесс обмена мыслями посредством языка.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

1. Понятие и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык общения.

2. Виды, приемы, стили общения. Правила эффективного общения.

3. Эмоциональные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество.

Основные термины и понятия: коммуникация, интеракция, социальная перцепция, коммуникативные барьеры, аттракция, невербальные и вербальные средства общения, дружба, любовь, вражда, одиночество.

Персоналии: Г.М. Андреева, Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Д. Майерс, А. Пиз, Э. Фромм, Т. Шибутани.

Словарь основных терминов

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕНИЯ — относящийся к звуковой человеческой речи, к словам.

Взаимоотношения межличностные– субъективно отражаемые отношения между людьми, проявляющиеся в виде межличностных установок, взглядов, переживаний и других психологических явлений, возникающих в процессе совместной деятельности людей.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — не связанные с языком, речью. К ним относятся мимика, жесты, интонация, пространство, паузы и т.д.

ОБЩЕНИЕ – сложный процесс установления контактов между людьми, возникающий в процессе совместной деятельности.

ЭМПАТИЯ — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Словарь основных терминов

Авторитет (лат. власть, влияние) – общепризнанное неформальное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих; высокий статус личности в группе, коллективе.

АНТИПАТИЯ — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, социальной группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

КОНФОРМНОСТЬ — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

ЛИДЕР — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

МАЛАЯ ГРУППА — немногочисленное объединение людей, члены которого непосредственно контактируют и имеют общую цель (от 2-3 до 30-40 человек).

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Антоним конформности.

РОЛЬ — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта.

СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.

СТАТУС— положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Словарь основных терминов

КОМПЕТЕНЦИЯ — совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы и обеспечивающих осуществление определенных профессиональных функций.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — личностная характеристика. В нее может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.

ПЕДАГОГИКА —наука о воспитании и обучении человека.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ порождает эмоциональные оценки или переживания, волевые действия. Педагогическое взаимодействие реализуется через взаимоотношения в общении между педагогом и учащимся.

Педагогическое мастерство – высокий уровень профессиональных умений и навыков в управлении обучением, воспитанием и развитием личности, характеризуется достижением высоких стабильных результатов в знаниях обучающихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Словарь основных терминов

Воспитание – процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю людей в целях формирования у них мировоззрения.

Деловая игра – форма обучения, в которой моделируется будущая практическая деятельность обучаемых.

Индивидуальный подход – принцип обучения и воспитания людей, предполагающий организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности, условий жизни и других факторов.

КОЛЛОКВИУМ — форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах, представляющий собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов.

МОДУЛЬ — часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется рубежный контроль знаний студентов.

Обучение – процесс вооружения личности знаниями, умениями, навыками под руководством преподавателя при активной деятельности учащегося.

Принцип воспитания – исходные руководящие положения, на основе которых осуществляется воспитание детей.

САМООБРАЗОВАНИЕ – образование, получаемое самостоятельно, вне учебного заведения, без помощи обучающего.

Самовоспитание – отражает целенаправленную сознательную деятельность человека по формированию и по преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек.

ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выберите из списка свойства, характерные д


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.