Воронова Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры периодической печати, — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Воронова Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры периодической печати,

2017-12-13 264
Воронова Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры периодической печати, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воронова Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры периодической печати,

Предисловие

Учебная газета «Журналист» может выходить в нескольких модулях:

  1. Ежедневный новостной выпуск, (формат А-3. 4 полосы), учебная газета, издаваемая на втором курсе.
  2. Еженедельная газета (формат А-4, 16 полос), учебная газета, издаваемая на третьем курсе (в группах, выбравших профиль «Периодическая печать»).
  3. Тематические газеты (предусмотрены в рамках тематических образовательных модулей).
  4. Спецвыпуски, подготовленные отдельными подразделениями факультета (кафедрами, отделениями и центрами).
  5. Спецвыпуски, посвященные различным факультетским событиям;
  6. Спецвыпуски, посвященные различным социально-значимым событиям событиям;
  7. Спецвыпуски, подготовленные в рамках различных внешних проектов факультета (в рамках сотрудничества с другими вузами и организациями, в рамках образовательных, конкурсных программ и т.д.)
  8. самодеятельные спецвыпуски, подготовленые студентами. выпускниками факультета и т.д.
  9. Информационные спецвыпуски со списками выпускников или студентов 1 курса и т.п.

 

Отчетность

Текущий контроль включает не только оценку работы студентов по подготовке собственных материалов, в рамках часов самостоятельной работы, для газеты/выпуска, но также его участие в производственном цикле, выполнение им той или иной профессиональной роли, умение работать в команде. По результатам работы над выпусками газеты, радиопрограммы, телевизионного и сетевого информационного продукта предусмотрен экзамен. Оценка будет складываться из оценок преподавателей, проводивших эти интенсивные тренинги.

Концепция газеты

Миссия газеты «Журналист»

Формат газеты - А3 на 4 полосах.

По учебному графику и техническим условиям возможен только новостной формат и небольшой объем газеты. Фактически за 2 месяца (сентябрь-октябрь) предполагается выпуск 24 газет на дневном и вечернем отделениях.

Дни верстки газеты: вторник, четверг, суббота.

Соблюдается строгий график. Для каждой группы выделен определенный день.

 

Содержание и структура издания

Используются преимущественно полосные рубрики. В зависимости от содержания номера и предпочтений преподавателя и группы могут быть выбраны рубрики из предлагаемого перечня.

Есть 3 типа полосных рубрик:

А) Определяющие уровень охвата событий: Мир, Страна, Город, Университет, Факультет.

Б) Тематические: Политика, Экономика, Общество, Культура, Спорт, Образование, Происшествия, Развлечения, Календарь, Технологии, СМИ и т.д.

В случае необходимости могут быть предложены и другие рубрики, но вышеперечисленные являются основными, определяющими ее тематический профиль.

В) Жанровые и другие: Главное, Репортаж, Интервью, Фоторепортаж, Эксклюзив, Прямая речь, В блогах, Цитата дня и т.п.

Материалы в жанровом отношении по преимуществу представляют собой новостные заметки (краткие и расширенные), лишь в порядке исключения могут быть предложены тексты репортажные, событийные интервью, мини-опросы, мини-рецензии. Нужно помнить, что объем номера ограничен, а каждый студент должен стараться сделать собственную публикацию.

 

Желательно придерживаться следующих принципов построения текстов на полосах:

• выделять «гвоздевой» материал (самый значимый; с самой хорошей фотографией и т.п.);

• стремиться к тому, чтобы основные тексты дополнялись небольшими справочными материалами, связанными с темой, раскрывающими событие с другой стороны и т.п. Можно давать к новостям врезки типа «Прямая речь», «В блогах», где новость комментируется экспертами или участниками события.

 

Особенности дизайна

Знаков на полосе: 15 400 (без учета заголовков, фотографий и врезок)

С учетом иллюстраций и заголовков – в среднем на полосе около 8 000 знаков.

Расстановка частей текста в документе:

заголовок (без точки в конце), лид (с точкой), автор (имя, фамилия), текст.

На первой полосе газеты располагается, как правило, один главный материал с хорошей крупной фотографией (новость дня) и несколько небольших новостей. Над логотипом газеты выносится анонс самого привлекательного материала с указанием страницы, где он расположен (кроме первой), — это своего рода указание на «гвоздь» номера. В логотип выносится картинка, связанная с этим материалом, - рисунок или символ (не фотография)[3].

Вторая, третья и четвертая полосы обязательно имеют полосные рубрики, например, это могут быть «Политика», «Общество», «Культура», но могут быть и другие рубрики из предлагаемого перечня в зависимости от концепции конкретного номера и выбранных студентами тем.

На четвертой полосе внизу располагаются выходные данные, где указаны в том числе номер группы, перечислены фамилии всех студентов, принимавших участие в выпуске, с указанием их должностей в редакции и фамилия преподавателя — выпускающего редактора.

Иллюстрации рекомендуются оригинальные (фотографии, сделанные авторами материала, отсканированные афиши, программы мероприятий, рисунки студентов и т.п.). Фотографии должны быть высокого качества.

Более детально особенности макета газеты и требования к сдаваемым материалам прописаны в «Технических требованиях». Студенты и преподаватели могут познакомиться с ними в редакции.

Газета выходит в цвете (фотографии и иногда заголовки).

 

Организация работы редакции

Обучение журналистике по интенсивным методикам ведут преподаватели кафедры периодической печати, которые осуществляют и предварительную теоретическую подготовку студентов. Так как каждая группа заранее знает дату выхода своего номера, то его особенности, возможные основные темы, информационные приоритеты и предполагаемые темы отдельных публикаций каждого студента, источники информации, необходимые фотоиллюстрации и т.д. могут быть обсуждены заранее на семинарских занятиях. Предварительная работа предполагает выявление актуальной повестки дня, подходящей для данного типа СМИ, поиск интересных информационных поводов. Приветствуется инициатива студентов!

Выбираются (или назначаются преподавателем группы) главный редактор номера, зам. главного редактора, ответственный секретарь, редакторы отделов/направлений/полос, бильдредактор, корреспонденты, «свежая голова», корректор и т.д.

Рассматриваются также принципы подачи материалов, можно посмотреть предыдущие номера, подумать о внешнем виде номера. Но окончательно вопрос о макете номера решает верстальщик. Предусмотрена возможность предварительной консультации с ним.

Преподаватель группы — выпускающий редактор.

Накануне дня выпуска газеты

16.30 - 18.30 - сбор студентов в редакции (здание бывшей типографии).

Планерка.

Задачи: 1) Ознакомиться с техническими требованиями к подготовке номера.

2) Планирование номера. Определение главной и второстепенных тем номера. Работа с анонсами (их можно получить в редакции). Коррекция и разработка предложенных студентами заявок. Окончательное распределение заданий и обязанностей. Обсуждение возможных источников информации, возможных иллюстраций. Выход или выезд на объект части корреспондентов (если есть информационный повод). Работа на телефоне, с документальными материалами, сообщениями информационных агентств, поиск новостей в Интернете.

3) Необходимо договориться о примерном порядке сдачи полос на верстку. Сдача полос в день выпуска идет по графику в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00. Как правило, полоса с самыми свежими новостями сдается последней. Должны быть назначены ответственные за сдачу полос.

4) По итогам дня должен быть готов план-проспект номера: расписаны предполагаемые рубрики, указано, кто и на какую полосу готовит текст, указаны примерно темы и кто отвечает за сдачу полос. План-проспект с утра должен быть представлен верстальщику.

День выпуска газеты

Следует помнить, что не только каждый студент, но и вся группа в целом, редактор номера, выпускающий и главный редакторы ответственны за качество газеты.

9.30 Планерка. Редактор номера еще раз уточняет обязанности всех участников. Группа знакомится с анонсами и в случае необходимости вносит коррективы в план номера. Ответственный секретарь после планерки предоставляет верстальщику план-проспект номера.

9:30 - 11:30 - работа в редакции и на объектах, сбор и проверка информации. Сбор информации: работа с источниками: наблюдение, интервью с ньюсмейкерами, работа с документами, поиск информации в Интернете. Проверка информации и поиск альтернативных источников.

10:00 - 14:00 – расшифровка записей, набор и редактирование текстов. Оперативная индивидуальная (авторская) работа над текстами. Набор, редактирование собственных материалов при консультации преподавателя. Работа в команде над новостной подборкой/тематической полосой. Выбор и обсуждение фотографий и другого иллюстративного материала, в т.ч. графики и инфографики. Поиск недостающих фотографий в Интернете. Цифровая обработка и редактирование фотографий.

Важно не упустить свежие новости дня!

10:00 - 14:00 – редактирование текстов преподавателем. Проверка материалов, предназначенных для публикации на соответствие требованиям, предъявляемым к журналистским текстам (точность, достоверность, информационный баланс, наличие ссылок на источники, использование адекватных языковых и изобразительных средств и др.). Литературное редактирование и форматирование текстов.

11:00 - 15:30 – работа над макетом газеты. Подготовка макетов полос в соответствии с техническими требованиями и стилистикой стандарт-макета. Засыл на верстку.

12.00, 13.00, 14.00, 15.00 сдача полос на верстку

14.00 – 16.00 – черновая верстка полос газеты

13.00 – 16.00 – Вычитка и корректура номера. Подписание номера в соответствии с намеченным дедлайном. Тираж.

14:00 - 16:00 - подготовка подборки «горячих» новостей

Информационная поддержка

Газета «Журналист» выходит при поддержке информационных агентств. Поступающие в редакцию анонсы ИТАР-ТАСС, информационных мероприятий других организаций дают возможность студентам своевременно о них узнавать и освещать их «из первых рук». Поддержку оказывают и агентство "Фото ИТАР-ТАСС» - возможен предварительный заказ двух фотографий из их каталога (технология описана в «Технических требованиях» в редакции).

Газета тесно связана с сайтом факультета журналистики МГУ, все вышедшие номера выкладываются в разделе «Мультимедиа. Пресса». Материалы газеты, связанные с жизнью факультета, могут быть в развернутом варианте предложены и редакции сайта (в таком случае в газете делается ссылка на сайт). Редакция сайта должна быть проинформирована о таком совместном информационном выступлении заранее.

Аккредитация

Так как выпуск газеты осуществляется в учебных целях, то студенты могут быть официально аккредитованы от газеты «Журналист» только на мероприятия информационного характера, проводимые партнерами факультета журналистики — (РИА «Новости», Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Союз журналистов и т.д., - с ними имеется договор у отдела практики факультета).

Удачной работы! Некоторые номера газеты — в Приложении

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:

Гуревич С. М. Номер газеты: учеб. пособие. – М., 2002.

Кузнецов Г. В. Так работают журналисты. – М., 2000.

Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие. – М., 2010.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – 2-е изд. – М., 2010.

Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие. – М., 2011.

Лукина М. М. Технология интервью: учеб. пособие. – М., 2008.

Проблематика СМИ: Информационная повестка дня /под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. – М., 2008.

Радиожурналистика. – М., 2000.

Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: учеб. пособие. – М., 2007.

Технология новостей от Интерфакса. Style Guide. Аспект Пресс, – М., 2011.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб.пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011.

Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста – М., 2011.

Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. – М., 2008.

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм. – М., 2003.

Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. — М.: 1998.

 

б) дополнительная литература:

Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие – М., 1999.

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.

Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества: учеб. пособие. – СПб., 2004.

Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: учебник для вузов. – М., 2011.

Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – СПб., 2000.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 1996.

Свитич Л. Г. Профессия журналист: учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 2007.

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. – М., 2010.

Тертычный А. А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие. – М., 2002.

Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.

Приложение 1

 

       
 
 
   

 


[1]

См. Программы учебных дисциплин по направлению «Журналистика»

II курс. Дневное отделение. – М.: Факультет журналистики МГУ имени

М. В. Ломоносова, 2012. //www.journ.msu.ru/study/handouts/do/2y3s/program_2do.pdf

[2] Там же. Стр.286

[3] См. Приложение 1

Воронова Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры периодической печати,

Предисловие

Учебная газета «Журналист» может выходить в нескольких модулях:

  1. Ежедневный новостной выпуск, (формат А-3. 4 полосы), учебная газета, издаваемая на втором курсе.
  2. Еженедельная газета (формат А-4, 16 полос), учебная газета, издаваемая на третьем курсе (в группах, выбравших профиль «Периодическая печать»).
  3. Тематические газеты (предусмотрены в рамках тематических образовательных модулей).
  4. Спецвыпуски, подготовленные отдельными подразделениями факультета (кафедрами, отделениями и центрами).
  5. Спецвыпуски, посвященные различным факультетским событиям;
  6. Спецвыпуски, посвященные различным социально-значимым событиям событиям;
  7. Спецвыпуски, подготовленные в рамках различных внешних проектов факультета (в рамках сотрудничества с другими вузами и организациями, в рамках образовательных, конкурсных программ и т.д.)
  8. самодеятельные спецвыпуски, подготовленые студентами. выпускниками факультета и т.д.
  9. Информационные спецвыпуски со списками выпускников или студентов 1 курса и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.