Начального обучения русскому языку — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Начального обучения русскому языку

2017-12-13 849
Начального обучения русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Актуализация опорных знаний

 

Методика обучения русскому языку относится к синтетическим наукам, предполагающим взаимосвязь лингвистики, педагогики, психологии. А. В. Текучев определяет методику преподавания учебного предмета как «педагогическую науку, которая является частной теорией обучения или частной дидактикой»/

Методика обучения русскому языку, с одной стороны, относится к прикладной педагогической науке, т. к. она способствует решению практических задач обучения, воспитания и развития младших школьников. С другой стороны, это – отрасль методики русского (родного) языка, изучающая содержание, формы, эффективность обучения в 1 – 4 классах. Методику обучения языку иногда называют прикладным языкознанием. Действительно, методика — это применение свойств и закономерностей языка, речи к процессам овладения ими.

Так, в языке выделяются (согласно трудам Л. В. Щербы) три области:

- речевая деятельность (говорение, аудирование, письмо, чтение);

- языковой материал (совокупность сказанного и написанного, всех созданных текстов в лучших образцах литературы);

- система языка (его уровни, структура, разделы: фонетика, графика, орфография, орфоэпия, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, семантика, стилистика, синтаксис текста).

Цели методики:

1) теоретическая (исследовать процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, привести их в систему, создать научные основы конструирования технологий, уроков, их циклов, форм обратной связи и пр.);

2) прикладная (вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми курсами и умениями (методика не только для учителя, но и для учеников).

Предмет изучения — процесс овладения родным языком (речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.) в конкретных условиях обучения. М. Р. Львов в понятии «обучение» предусматривает четыре компонента: а) содержание изучаемого; б) деятельность учителя, организующего процесс и подающего материал; в) деятельность учащихся, открывающих для себя новое знание, овладевающих умениями; г) результат усвоения, положительное и отрицательное в нем.

Методика как наука традиционно отвечает на вопросы:

1) с какой целью учить?

2) чему именно учить?

3) каким образом учить?

4) почему так, а не иначе?

Как самостоятельное направление методика обучения русскому языку выделяется с сер. XIX в. в связи с развитием народной начальной школы, в отличие от методики обучения русскому языку в гимназиях.

Функции методики:

1) отбор и адаптация материала из различных областей языка;

2) адекватное соотношение теоретического и практического материала;

3) презентация адаптированного материала.

Разделы методики обучения русскому языку:

Название раздела Цель
1. Методика обучения грамоте Научить младших школьников читать и писать (уроки чтения и письма): расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова; правильно писать буквы, читать и списывать с печатного / письменного текста, писать под диктовку и т. п.
2. Методика обучения литературному чтению (до 60-х гг. ХХ в. – методика объяснительного чтения) Получение первоначальных представлений о литературе (жанрах, языковых средствах, русских и зарубежных писателях разных исторических эпох и пр.), формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
3. Методика грамматики Ознакомление с разделами русского языкознания, усвоение необходимых грамматических понятий.
4. Методика орфографии Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений, навыков.
5. Методика развития речи Выработка умений и навыков устной и письменной речи (ежедневная работа на уроках русского языка и литературного чтения, уроки развития речи: изложения, сочинения и пр.)

 

С 01.09.2011 г. произошел переход на новые стандарты начальной школы (ФГОС), стандарты «второго поколения». Принципиальное основание современной методики — деятельностный подход, предполагающий систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (продолжателей концепций Л. В. Выготского). Согласно теоретическим положениям Л. С. Выготского, обучение продвигает вперед развитие, а развитие делает возможным обучение («обучение впереди развития»). Именно этот ученый в ходе экспериментального обучения выявил необходимость определения общего потенциала («зоны ближайшего развития») обучающегося с точки зрения психофизиологических особенностей индивида.

Центральное понятие развивающего обучения — способ действия. В соответствии с учетом возрастных особенностей младших школьников (любознательность, потребность самостоятельно познавать окружающий мир, активность, инициативность и др.) в начальной школе создается образовательная среда, позволяющая стимулировать активные формы познания: опыт, наблюдение, учебные диалоги и др. Немаловажной способностью следует считать способность к рефлексии (навыку самооценки в качестве социального объекта — ученика).

Коммуникативный подход является одним из принципиальных оснований методики, т. к. в ее рамках изучается родной язык. Овладевая нормами родного языка, ученик находится в специально организованной речевой ситуации по оговоренным правилам, т. е. в процессе коммуникации. Коммуникативная ориентация курса родного языка учитывает требования Госстандарта и положений концепции изучения русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе, сформулированной доктором педагогических наук А. Ю. Купаловым. Таким образом, современный подход к обучению в школе (в т. ч. начальной) принято называть коммуникативно-деятельностным, предполагающим цели: а) теоретические (изучить процессы овладения учениками знаниями, умениями, определить принципы, методы, средства обучения, систематизировать их); б) практические (разработать рекомендации, технологии по эффективной организации работы учащихся и учителя). В качестве основополагающей ценности выдвигается гуманизация процесса обучения русскому языку — личностно ориентированный подход, в отличие от административно-командного. Овладение родным языком способствует развитию языковой личности учащегося.

В связи с модернизацией образования принят компетентностный подход, предполагающий линии содержания обучения русскому языку: 1) систему языка, сформированную в виде понятий и способов действия, владения языком и его нормами (лингвистическая и языковая компетенции); 2) речевую деятельность (коммуникативная компетенция); 3) правописание (орфография и пунктуация). Учитель, обучающий родному языку, должен владеть знаниями в области лингвистики, лингвопрагматики, психолингвистики, теории речевой деятельности, теории коммуникации, методики преподавания.

Каждый раздел методики имеет свои методы, отражающие специфику целей и содержание материала. Так, в методике обучения грамоте разработаны буквенные, слоговые, звуковые методы и метод целых слов. Методика изучения языковой теории использует индуктивные и дедуктивные методы, сравнительно-исторический метод, метод языкового анализа. Методика правописания использует метод решения грамматико-орфографических задач по проверке орфограмм с использованием алгоритмов или с компьютерной поддержкой, а методика пунктуации –‒ метод структурно-синтаксический или метод интонационный.

В методике литературного чтения известны методы объяснительного чтения, воспитательного чтения, творческого чтения, выразительного чтения. В методике развития речи учащихся — метод обучения по образцам (имитативный), коммуникативно-творческий и метод конструирования текста.

Методы исследования методики:

1) теоретический анализ литературы по лингвистике, психологии, педагогике, методике преподавания русского языка;

2) изучение школьного опыта обучения русскому языку;

3) целенаправленное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке (анкетирование, тестирование, контрольные срезы, анализ письменных работ, устной речи учащихся, анкетирование родителей и пр.);

4) опытное обучение, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный);

5) статистическая обработка результатов.

Как было сказано выше, методика является отраслью дидактики: последняя изучает общие закономерности обучения, методика – частные. Многие дидактические понятия методика рассматривает сквозь призму своего предмета: принципы дидактики, методы, урок и пр. Например, принцип научности и доступности в дидактике формулируется в общем виде, а методисты находят такие формы преподнесения грамматического материала школьникам, чтобы он не утратил научности, но оказался доступным их пониманию. Через призму дидактики в методике реализуются методы (беседа, упражнение, рассказ учителя, наблюдение, анализ и синтез и пр.). Например, метод / прием синтеза в дидактике — построение текста — в методике обучения русскому языку; метод / прием анализа — грамматический / морфемный разбор и т. п.

Межпредметные связи:

1. Грамматика позволяет школьникам достичь понимания механизмов функционирования языка, дает осознание практически усвоенного языка, т.е. грамматики в действии, в их собственной речевой деятельности.

Морфология и особенно синтаксис дают понимание правил изменения и сочетания слов, построения словосочетаний, предложений, целых высказываний. Грамматика управляет механизмами использования языка, обеспечивает внутренние смысловые и формальные связи языковых конструкций. Именно в предложении синтезируются все выразительные средства языка и грамматического, и лексического, и произносительного уровней.

2. Лексикология и семантика способствуют точному выбору слова, накоплению в памяти учащихся новых слов и их значений, обеспечивают выражение своих мыслей. Богатый и активный словарь школьника – это необходимое условие культуры речи. Фразеология — учение об устойчивых выражениях.

3. Морфемика, словообразование и этимология: ориентация в составе слова, в его происхождении, в родстве слов, языковом анализе, в трудных случаях правописания, понимании исторических процессов развития языка.

4. Фонетика, орфоэпия и графика — науки о звуковом строе языка; правильном произношении; учение о фиксации звуков на письме.

5. Пунктуация — совокупность употребления знаков препинания.

6. Орфография — совокупность правил правописания на основе морфологии и словообразования.

7. Синтаксис текста, теория сложного синтаксического целого дает прочное основание методике сочинения или конструирования текста. Согласно этой теории, компонент текста предстает перед учащимися как организованное целое единство, имеющее свои внутренние связи, свою структуру. Такое понимание применяется и в анализе образцовых текстов, и в построении, совершенствовании собственного текста, создаваемого учащимся.

8. Школьное речеведение, опирающееся на теорию коммуникации, психолингвистику, теорию речевой деятельности, теорию текста, риторику и поэтику. Современная методика развития речи, опирающаяся на речеведческие понятия (речь, текст, монолог и диалог, типы речи, говорение – аудирование, письмо – чтение и др.) и закономерности, объединяет в себе традиционный опыт с новыми методами конструирования текста, порожденными пониманием механизмов речи.

9. Литературоведение опирается на теорию жанров и стилей, на понятие образа в художественном произведении, на языковое мастерство писателя. Уроки родного языка формируют любовь к художественному слову. Складываются первые литературные понятия, литературный вкус, дети знакомятся с творчеством великих русских писателей.

10. Исследования детской речи заключается в том, что методика учитывает факторы овладения родным языком в дошкольном возрасте, знание того, как развивается речь в семье, как в самом процессе овладения и развития проявляются потребности общения, какова роль «языковой среды», как формируется языковое чутье у ребенка.

11. Психология — возрастная и педагогическая — отвечают на вопросы, как протекают психические процессы у ребенка определенного возраста в связи с обучением языку и в процессе развития речи.

12. Психолингвистика предполагает данные о речи как о деятельности, о ее мотивах, об этапах порождения высказываний, об эффективных речевых воздействиях.

13. Педагогика — основные дидактические принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, активность, самостоятельность, развивающее обучение, индивидуализация, дифференциация и т. п.

 

Следует различать понятия «методика» и «технология»:

Методика Технология
Обобщение опыта, изобретение нового способа представления знаний Алгоритм конструирования знаний, умений, навыков в соответствии с поставленной целью.
Ориентация на предполагаемый результат Ориентация на конкретный, а не предполагаемый результат
Дает ответ на вопросы: Чему учить, как учить, зачем учить? Дает ответ на вопрос: Как учить эффективно?
Выбор технологии для целесообразности проведения работы Воспроизводимость, устойчивость результатов, учет методических материалов  
Применение методики во многом зависит от совпадения личностных качеств, установок автора и учителя. Применение технологии практически не зависит от личностных качеств, установок учителя.

 

Так, в современной дидактике эффективны авторские методики / технологии:

Система развивающего обучения Л. В. Занков
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконин-В. В. Давыдов
Личностно ориентированное обучение И. С. Якиманская
Технология совершенствования общеучебных умений и навыков в начальной школе В. Н. Зайцев
Технология раннего интенсивного обучения грамоте Н. А. Зайцев
Природосообразное воспитание грамотности А. М. Кушнир
Технология вероятностного образования А. М. Лобок
Укрупнение дидактических единиц П. М. Эрдниев
«Диалог культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганов
Интеграция школьных дисциплин «экология и диалектика» Л. В. Тарасов
Проблемное обучение Дж. Дьюи
Игровые технологии Б. П. Никитин
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Технология перспективного обучения (опорные схемы) С. Н. Лысенкова
Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов В. В. Фирсов
Технология интенсификации обучения на основе схем и знаков В. Ф. Шаталов
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам И. Н. Закатов
Технология программированного обучения Л. Н. Ланда, Г. Г. Граник
Технология индивидуализации обучения И. Э. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков
Коллективный способ обучения А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко
Компьютерные технологии обучения  
Технология учебной деловой игры Д. Г. Левитес, М. В. Кларин, А. А. Вербицкий
Технология учебной дискуссии М. В. Кларин
Технология саморазвивающего обучения К. Г. Селевко

 

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить современные тенденции в методике начального образования, и, в частности, в обучении русскому языку и литературному чтению:

1. Деятельностный подход (Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов как продолжатели идей Л. С. Выготского). В отличие от традиционного подхода, под развитием понимается не количественное изменение (мало / много знаний), а появление в личности качественных изменений (способностей).

2. Обучение и развитие (Л. С. Выготский): обучение продвигает развитие, а развитие подготавливает к обучению. Это: создание ситуации успеха, фрмирование умения, опирающегося на механизм деятельность (операция — действие — способ деятельности — обобщенный способ (способность)), создание условий для развития личности, оценивание не конечного результата, а процесс его получения.

3. Проблемное обучение (способ действия) — приучение к поиску, создание образовательной среды (наблюдение, опыт, обсуждение, гипотезы и др.).

4. Способность к адекватной рефлексии — навыку наблюдения за собственной работой.

5. Коммуникативный подход — организация речевых ситуаций по оговоренным правилам.

Коммуникативно-деятельностный подход ставит теоретические цели (изучаются процессы овладения школьниками знаниями, умениями, определяются принципы, методы обучения), практические (выявляются технологии обучения).

6. Личностно ориентированное обучение — уважение к личности, воспитание языковой личности (совокупность языковой интуиции, языковой способности и владения механизмами речи — порождение, восприятие, понимание речи), компетенций говорящего.

7. Компетентностный подход: лингвистическая (понятия, способы действий, владение языком, его нормами, орфография, пунктуация и др.), коммуникативная (речевая деятельность), когнитивная (знание), культурологическая.

В результате освоения методики начального обучения русскому языку и литературному чтению будущий учитель получит возможность:

1) четко определять понятия и связанные с ними умения, навыки у младших школьников при изучении различных разделов русского языка и литературного чтения;

2) планировать изучение конкретной темы и урока, отбирая оптимальные средства обучения;

3) грамотно формулировать задания, осуществлять наблюдение за ходом деятельности учеников, оценивать ее результаты, корректировать свою деятельность и деятельность учащихся;

4) формулировать выводы в сопоставлении результатов обучения с целями и задачами.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Л. П. Федоренко

Методы практического изучения языка Методы теоретического изучения языка Теоретико-практические методы изучения языка
- объяснение непонятных слов (подбор синонима, логическое определение, морфемный разбор и др.); - обучение работе со справочной литературой; - составление словосочетаний и предложений; - исправление ошибок (индивидуальное, коллективное, взаимопроверка и др.). - беседа (индивидуальная, фронтальная, уплотненная); - рассказ учителя; - составление алгоритма к правилу. - наблюдение над языковыми явлениями; - диктант; - языковой разбор (фонетический, морфологический, синтаксический, лексический); - конструирование (по схемам, моделям); - реконструирование (редактирование, восстановление, преобразование структуры, синонимическая замена)

 

Современная дидактика выделяет методы:

1) пассивные: учащиеся – объекты обучения, учитель — источник знаний (рассказ учителя, индивидуальный опрос и др.);

2) активные: учащиеся – субъекты обучения, вступают в диалог с учителем (учебный диалог, ролевая / деловая игра и др.).

3) интерактивные: учащиеся и учитель — субъекты учебного процесса. Педагог чаще выступает в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся («мозговой штурм», «круглый стол», сase-study и др.).

Следует отметить, что объем понятий «активные» и «интерактивные» методы в современной педагогике часто являются синонимичными, могут иметь одинаковые названия (например, «деловая игра», «ролевая игра» и др.), однако по содержанию они концептуально различаются (см. выше).

 

Методы организации учения

Методы ученического целеполагания — выбор целей из предложенного учителем набора, обсуждение их реалистичности и достижимости.

Методы ученического планирования направлены на формирование умений спланировать свою работу на месяц, на урок и т. п.

Методы создания образовательных программ учеников предполагают владение комплексом методов: смысловым видением предмета, установление целей и направлений деятельности, отбор изучаемых вопросов и тем).

Метод нормотворчества — разработка норм индивидуальной и коллективной деятельности, составление инструкций, например, «Как произнести слово», «Как изучать слово».

Методы самоорганизации обучения предполагает работу с учебником, выполнение упражнений и пр.

Методы взаимообучения практикуются в парах, в группах обучающиеся могут выполнять функции учителя.

Метод рецензии — умение критически взглянуть на образовательный продукт своего товарища. Используем схемы (что понравилось, как построено выступление, полностью ли раскрыта тема, неточности, дополнения к выступлению, оценка).

Методы контроля предполагают изменение критериев оценивания. Чем больше научного и культурно-значимого отличия от известного продукта, тем выше оценка.

Методы рефлексии предлагают оценить реальный результат своей деятельности. В конце урока, дня, недели, учебного года можно провести специальное занятие: Каков мой самый большой успех в изучении русского языка? Почему я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я ее буду преодолевать? Каковы изменения в моих знаниях? Что я научился делать?

 

Средства обучения / дидактические средства — различные материальные объекты, созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Средства обучения можно разделить на:

• визуальные (печатные: раздаточный материал, наборное полотно, иллюстрации и др.) и экранные: транспаранты, диафильмы, диапозитивы, слайды и др.);

• аудиальные (аудиозаписи);

• аудиовизуальные (компьютерные учебные программы, кинофильмы, интернет-обучение on-line).

В. А. Сластенин выделяет дидактические средства для:

- учителя (предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования;

- учащихся (индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.)

- для учителя и учащихся (оборудование, мебель, технические средства, в частности, компьютеры и т.п.)

Говоря об учебниках как основных средствах обучения, следует отметить, что в связи с введением новых ФГОС появляется понятие «система учебников», что подразумевает комплексную разработку такого блока учебников, где одна и та же тема синхронно изучается по всем дисциплинам. Это поможет детям лучше усвоить знания по изучаемым предметам, ощутить взаимосвязь различных дисциплин. В настоящее время внедрены 4 четыре системы учебников для 1 - 4 классов:

· «Начальная школа XXI» - в рамках традиционной начальной школы (под научным руководством проф. Н. Ф. Виноградовой, Лаборатория начального образования РАО);

· «Перспектива» (под научным руководством академика А. Г. Асмолова)

· «Школа России» (научный руководитель комплекта – А. А. Плешаков, кандидат педагогических наук);

· «Школа 2100» - в рамках традиционной начальной школы (под научным руководством акакд. А. А. Леонтьева).

Критерии при выборе УМК

· научность, аутентичность (соответствие реалиям);

· соответствие целям деятельностного обучения (грамотное использование языковых средств, адекватные учебные действия);

· тщательный отбор текстов с целью реализации воспитательного и развивающего потенциала;

· cоответствие предметного и методического аппарата учебных материалов возрастным особенностям;

· наглядность (адекватные иллюстрации, шрифт, кегль, цветовая гамма, качество печатных материалов и др.).

 

Организационные формы обучения русскому языку: традиционные / стандартные, нетрадиционные / нестандартные. Традиционный урок предполагает чередование различных видов работ — устных и письменных, освоение нового — закрепление пройденного, обобщение — игра и т. п. Нетрадиционный урок предполагает интенсивное общение его участников с целью выработки тактики и стратегии взаимодействия, организации совместной деятельности. Такой подход принято называть интерактивным. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Актуализируются межличностные коммуникации, в основе которых — способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему методику обучения русскому языку относят к синтетическим наукам?

2. Что изучает методика преподавания русского (родного) языка?

3. Соотнесите объем понятий «методика обучения русскому языку» и «прикладное языкознание».

4. Какие области в языке выделяет Л. В. Щерба?

5. Назовите цели методики обучения русскому языку.

6. На какие вопросы дает ответы традиционная методика, в том числе методика обучения русскому языку?

7. Перечислите функции методики обучения русскому языку.

8. Назовите разделы методики обучения русскому языку.

9. В чем заключается принципиальное обоснование современной методики обучения русскому языку?

10. Назовите центральное понятие развивающего обучения в отношении изучения родного языка.

11. Что подразумевает коммуникативный подход в обучении русскому языку?

12. В чем заключается концепция изучения русского (родного)языка на деятельностной системно-коммуникативной основе? Кто ее сформулировал?

13. В чем заключается личностно ориентированный подход в обучении русскому языку?

14. Перечислите содержательные линии обучения русскому языку.

15. Каковы методы исследования методики обучения русскому языку?

16. С какими науками, разделами языкознания связана методика обучения русскому языку?

17. Соотнесите объем понятий «методика» и «технология».

18. Назовите наиболее эффективные авторские методики / технологии в современной методике обучения русскому языку.

19. В чем заключаются современные тенденции методики начального образования?

20. Перечислите основные понятия методической системы начального обучения родному языку.

21. Каковы принципы обучения русскому языку в соответствии с классификацией Л. П. Федоренко?

22. Соотнесите объем понятий «метод преподавания», «метод учения», «метод обучения».

23. Назовите типы методов обучения в соответствии с классификацией М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. Приведите соответствующие примеры в отношении обучения русскому языку.

24. Соотнесите объем понятий «метод» и «прием» в современной дидактике. Приведите соответствующие примеры в отношении методики обучения русскому языку.

25. На какие группы разделяет методы обучения языку Л. П. Федоренко? Приведите соответствующие примеры.

26. Назовите словесные методы в соответствии с классификацией А. В. Хуторского.

27. Перечислите наглядные методы в соответствии с классификацией А. В. Хуторского.

28. Перечислите практические методы в соответствии с классификацией А. В. Хуторского.

29. Раскройте особенности когнитивных методов обучения по А. В. Хуторскому.

30. Раскройте особенности креативных методов обучения по А. В. Хуторскому.

31. Раскройте особенности методов организации учения по А. В. Хуторскому.

32. На какие виды можно разграничить средства обучения русскому языку?

33. Каково основное средство обучения русскому языку?

34. Назовите 4 системы учебников в современной методике обучения русскому языку.

35. Каковы главные критерии при выборе учебно-методических комплектов по русскому языку и литературному чтению?

36. Назовите организационные формы обучения русскому языку и литературному чтению.

37. В чем основное отличие традиционного урока от нетрадиционного?

38. Перечислите типы нестандартных уроков русского языка и литературного чтения.

39. Определите преимущества и недостатки традиционных и нестандартных уроков обучения русскому языку и литературному чтению.

40. Соотнесите объем понятий «активные», «интерактивные», «пассивные» методы обучения.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Составьте глоссарий к данной теме.

2. Выполните 10 тестовых заданий на соответствие понятий по данному лекционному материалу.

3. Выполните презентацию одной из авторских методик по схеме: 1) сведения об авторе; 2) концептуальные дидактические положения; 3) целевые ориентации; 4) особенности методики / технологии; 5) список использованных источников.

4. Ознакомьтесь с классификациями методов обучения, предложенными А. В. Хуторским.

4.1. Подберите по одному варианту использования на уроках когнитивных методов в начальном обучении русскому языку и литературному чтению.

4.2. Предложите свои варианты использования креативных методов обучения на уроках русского языка и литературного чтения.

4.3. Учитывая возрастные особенности младших школьников, предложите свои варианты использования методов организации учения на уроках русского языка и литературного чтения.

5. Ознакомьтесь с материалами к. филол. н. Столбуновой С. В. «Как построить нетрадиционный урок русского языка» и выберите для личной «методической копилки» те формы работы, которые, на Ваш взгляд, целесообразно использовать при обучении русскому языку и литературному чтению в начальной школе. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501707

6. Проанализируйте учебники русского языка и литературного чтения (класс — по выбору) по одной из действующих образовательных программ в современной методике: а) особенности методической системы и ее соответствие целям модернизации школы (в учебнике, главе, параграфе); б) логика подбора учебных тем; в) cоответствие предметного и методического аппарата учебных материалов возрастным особенностям; г) наглядность (адекватные иллюстрации, шрифт, кегль, цветовая гамма, качество печатных материалов и др.).

7. Ознакомьтесь с типами нестандартных уроков, предложенных И. П. Подласым. Выполните свою классификацию нетрадиционных уроков русского языка, литературного чтения, уроков обучения грамоте.

8. Выполните подборку публикаций по предложенному лекционному материалу из современной прессы, посвященной начальному образованию школьников («Начальная школа», «Начальное образование», «Учительская газета», «Я иду на урок начальной школы», «Начальная школа плюс До и После» и др.), за последние 5 лет.

9. Составьте список интернет-ресурсов для начинающего учителя младших классов.

10. Составьте список книг по педагогике, психологии, языкознанию, которые помогут будущему учителю в освоении курса методики обучения русскому языку и литературному чтению.

 

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Актуализация опорных знаний

 

Методика обучения русскому языку относится к синтетическим наукам, предполагающим взаимосвязь лингвистики, педагогики, психологии. А. В. Текучев определяет методику преподавания учебного предмета как «педагогическую науку, которая является частной теорией обучения или частной дидактикой»/

Методика обучения русскому языку, с одной стороны, относится к прикладной педагогической науке, т. к. она способствует решению практических задач обучения, воспитания и развития младших школьников. С другой стороны, это – отрасль методики русского (родного) языка, изучающая содержание, формы, эффективность обучения в 1 – 4 классах. Методику обучения языку иногда называют прикладным языкознанием. Действительно, методика — это применение свойств и закономерностей языка, речи к процессам овладения ими.

Так, в языке выделяются (согласно трудам Л. В. Щербы) три области:

- речевая деятельность (говорение, аудирование, письмо, чтение);

- языковой материал (совокупность сказанного и написанного, всех созданных текстов в лучших образцах литературы);

- система языка (его уровни, структура, разделы: фонетика, графика, орфография, орфоэпия, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, семантика, стилистика, синтаксис текста).

Цели методики:

1) теоретическая (исследовать процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, привести их в систему, создать научные основы конструирования технологий, уроков, их циклов, форм обратной связи и пр.);

2) прикладная (вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми курсами и умениями (методика не только для учителя, но и для учеников).

Предмет изучения — процесс овладения родным языком (речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.) в конкретных условиях обучения. М. Р. Львов в понятии «обучение» предусматривает четыре компонента: а) содержание изучаемого; б) деятельность учителя, организующего процесс и подающего материал; в) деятельность учащихся, открывающих для себя новое знание, овладевающих умениями; г) результат усвоения, положительное и отрицательное в нем.

Методика как наука традиционно отвечает на вопросы:

1) с какой целью учить?

2) чему именно учить?

3) каким образом учить?

4) почему так, а не иначе?

Как самостоятельное направление методика обучения русскому языку выделяется с сер. XIX в. в связи с развитием народной начальной школы, в отличие от методики обучения русскому языку в гимназиях.

Функции методики:

1) отбор и адаптация материала из различных областей языка;

2) адекватное соотношение теоретического и практического материала;

3) презентация адаптированного материала.

Разделы методики обучения русскому языку:

Название раздела Цель
1. Методика обучения грамоте Научить младших школьников читать и писать (уроки чтения и письма): расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова; правильно писать буквы, читать и списывать с печатного / письменного текста, писать под диктовку и т. п.
2. Методика обучения литературному чтению (до 60-х гг. ХХ в. – методика объяснительного чтения) Получение первоначальных представлений о литературе (жанрах, языковых средствах, русских и зарубежных писателях разных исторических эпох и пр.), формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
3. Методика грамматики Ознакомление с разделами русского языкознания, усвоение необходимых грамматических понятий.
4. Методика орфографии Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умен<

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.