Рациональные боевые порядки звена — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Рациональные боевые порядки звена

2017-11-27 161
Рациональные боевые порядки звена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует мнение, что для звена истребителей наиболее приемлем разомкнутый боевой порядок с интервалами между самолетами примерно 100—150 м и между парами 200—300 м. Этот боевой порядок якобы обеспечивает хороший обзор в передней и задней полусферах при поиске, а также взаимодействие самолетов и пар в звене. Мы думаем, что для звена в большинстве случаев гораздо целесообразнее иметь боевой порядок, узкий по фронту и вытянутый в глубину, частным случаем которого является «острый клин самолетов» с интервалом между самолетами и парами 15—25 м, дистанцией между самолетами 50—70 м и парами 100—120 м или «колонна пар».

Звено, летящее, в боевом порядке «фронт самолетов», имеющий ширину примерно 450—600 м, фактически не может энергично маневрировать на больших скоростях из-за недостатка тяги двигателей у самолетов ведомых. Поэтому звено при первом же энергичном маневре во время поиска, сближения или атаки на больших скоростях неизбежно рассыпается на пары и даже отдельные самолеты. Малые дистанции между самолетами (около 30—50 м) и большие интервалы затрудняют ведомым наблюдение за ведущим. Усложняется управление.

В боевом порядке «острый клин самолетов» сравнительно малый угол визирования (примерно 20°) создает ведомым удобство наблюдения за ведущим, не связывает их и не отвлекает внимания от поиска или слежения за противником. Ведомые рано замечают изменение положения своего

места в группе, и поэтому им легче обеспечить безопасность полета. Даже в полете на скорости, близкой к максимальной, когда двигатели имеют небольшой запас тяги, летчики быстро восстанавливают такой боевой порядок.

В боевом порядке «острый клин самолетов» можно энергично маневрировать на максимальной скорости, не опасаясь столкновения. При необходимости вторая пара, следующая сзади на некотором удалении от первой, легко переходит с одной стороны боевого порядка звена на другую.

В боевом порядке «фронт самолетов» разворачиваться рекомендуется способом «все вдруг» с переменой мест, иначе из-за малого угла крена время маневра недопустимо возрастет. Кроме того, необходимы предварительные команды, на какой угол следует развернуться, так как ведомые не всегда смогут заметить момент окончания разворота ведущим. По окончании разворота боевой порядок растягивается в глубину и для его восстановления нужно дополнительное время.

Техника выполнения разворотов в боевом порядке звена «острый клин самолетов» проще, чем в боевом порядке «фронт самолетов», так как, совершая развороты по хорошо видимому самолету ведущего, ведомые не меняют своих мест, а пары при этом не мешают друг другу, вследствие чего нет необходимости в какой-либо предварительной команде.

Кроме того, для разворотов требуется меньше времени, примерно на 70% (с учетом времени на восстановление боевого порядка «фронт самолетов» после разворота).

Иногда говорят, что поиск в передней полусфере лучше вести в боевом порядке «фронт самолетов». Так ли это? Доказано, что на больших скоростях полета в этом боевом порядке звена ведомые вынуждены внимательно наблюдать за ведущим, чтобы не упустить момент начала разворота. Если они хотя бы незначительно опоздают с его началом, то возможно отставание, которое впоследствии ликвидировать очень трудно. Поэтому ведомые больше уделяют внимания сохранению своего места в строю, чем поиску.

Лучшие условия для поиска в передней полусфере складываются в звене, летящем в боевом порядке «острый клин самолетов». Ведомым удобнее следить за ведущим, они могут свободнее маневрировать, вести активный поиск, а поэтому имеют возможность быстрее обнаружить противника в передней полусфере.

Нам кажется спорным и утверждение о том, будто в боевом порядке звена «фронт самолетов» хорошо просматривается задняя полусфера.

Как известно, дальность просматриваемого пространства в задней полусфере зависит от ширины и глубины боевого порядка звена. Чем шире боевой порядок по фронту, тем больше дальность просматриваемого пространства в задней полусфере. Определим эту дальность в сравниваемых боевых порядках звена «фронт самолетов» и «острый клин

самолетов». Рассмотрев схему обзора задней полусферы

(рис. 29), видим, что

где Д — дальность просматриваемого пространства в задней полусфере;

а — глубина боевого порядка;

в — ширина боевого порядка;

фп и фл — углы секторов задней полусферы, не просматри-

ваемых летчиком (угол фп больше угла фл, так как

летчику, правая рука которого лежит на ручке

управления самолетом, для просмотра задней

полусферы удобнее поворачивать голову влево,

а не вправо).

Отсюда находим

Если принять, что фл = 20°, а фп = 25°, то, подставив значения функций этих углов в формулу для определения
дальности Д, получим

Д = 1,2в — 0,56а

Для наглядности покажем зависимость Д от в и а графически (рис. 30).

Из графика видно, что в боевом порядке звена «фронт самолетов» при в = 500 м и а = 100 м дальность просматриваемого пространства в задней полусфере равна примерно 550 м, а в боевом порядке «острый клин самолетов» при в = 100 м и а = 100 м она составляет около 70 м.

 

Эти данные говорят о том, что задняя полусфера лучше просматривается из фронтального боевого порядка. Однако и здесь дальность просматриваемого пространства явно мала. Для ее увеличения пришлось бы значительно увеличить ширину боевого порядка. Например, чтобы Д — = 1200—1500 ж,,звено надо было бы разомкнуть по фронту на 950—1200 м, что, безусловно, неприемлемо.

Компенсировать недостаточность обзора задней полусферы в звене можно маневрированием и полетом на скоростях, близких к максимальным. Это опять гораздо легче сделать в боевом порядке звена «острый клин самолетов», который имеет преимущества перед боевым порядком «фронт самолетов» не только при поиске, но также при сближении и атаке. Но исход скоротечного воздушного боя во многом определяется и тем, насколько удастся упредить противника в действиях.

После обнаружения цели истребители часто немедленно строят маневр для сближения. При этом чем энергичнее

будет выполнен этот маневр атакующим звеном, тем в более выгодном положении оно окажется.

Звено в боевом порядке «острый клин самолетов» способно без промедления совершить стремительный маневр для сближения с противником, не нуждаясь в дополнительном перестраивании.

Преимущества боевого порядка «острый клин самолетов» особенно сказываются в маневренном воздушном бою. Он облегчает звену выполнение одновременной атаки, так как каждый ведомый в процессе всей атаки может наблюдать за ведущим и одновременно вести прицеливание и стрельбу. Поскольку вторая пара не стеснена в маневре, она прицеливается более точно. Поэтому, естественно, что эффективность огня, ведущегося звеном в боевом порядке «острый клин самолетов» выше, чем в боевом порядке «фронт самолетов».

Нельзя также согласиться с мнением, будто большие интервалы между самолетами и парами в звене позволяют легко осуществлять огневое взаимодействие. Сторонники боевого порядка «фронт самолетов» считают, что в случае захода противника с задней полусферы в хвост одному из самолетов, второй, находящийся на интервале 150—200 м, может, довернувшись в сторону атакуемого, отразить атаку противника.

Рассмотрим, каковы в действительности возможности ведомого по отражению атаки заходящего с задней полусферы противника (рис. 31).

Предположим, что в паре, летящей в боевом порядке «фронт самолетов» на скорости Vо с интервалом между самолетами i о, заходит с задней полусферы истребитель против-

ника и сближается с ней со скоростью AV. Время сближения до выхода противника на дальность стрельбы Дстр будет равно

где L — дальность начала маневра противника для сближения.

Если считать, что L = 3 км, АV = 150 км/час и Дстр = 800 м, то/сбл= 53 се/с. Допустим, что ведомый пары, обнаружив истребителя противника, заходящего в хвост ведущему, станет разворачиваться в сторону последнего с расчетом, чтобы, развернувшись на угол ср. выйти на дальность стрельбы Д и открыть по противнику огонь прежде, чем тот начнет стрельбу по ведущему Для этого ведомый должен находиться от ведущего на таком интервале i0, который позволил бы построить подобный маневр. Это возможно при условии, если

где R — радиус разворота самолета.

Кроме того, необходимо, чтобы время маневра было меньше времени сближения.

В данном выражении угол ф должен быть таким, чтобы за время разворота ведомый сумел отстать от своего ведущего и выйти на дальность Д по отношению к самолету противника.

Угол разворота найдем из условия:

Предположим, что Vo — 900 км/час, Дотр = 800 м, Д = = 400 м, а разворот совершается с креном 60°. Тогда ведомому для атаки истребителя противника, заходящего в хвост ведущему, нужно развернуться на угол, равный примерно 55—65°, и иметь интервал по отношению к ведущему не менее 2500 м.

Следовательно, ведомый, располагаясь от ведущего на интервале 150—300 м и делая доворот в его сторону, практически не сможет отразить атаку противника по ведущему самолету. Если ведомый все же будет пытаться отразить атаку, разворачиваясь на угол 180° или более, то ему все равно это не удастся, так как за время разворота противник при сближении оставит его позади.

Чтобы в этом случае отразить атаку заходящего сзади истребителя противника, ведомому нужно предварительно

увеличить интервал, отвернув во внешнюю сторону, а затем сделать доворот на противника. Значит, в боевом порядке «фронт самолетов» возможности ведомого по отражению атаки противника по ведущему не соответствуют больше условиям воздушного боя на современных скоростях

полета.

Поэтому узкие по фронту и вытянутые в глубину боевые порядки звена, по нашему мнению, более рациональны при полете на скоростях, близких к максимальным. Это не значит, что они годны на все случаи. Шаблон здесь недопустим. Воздушная обстановка может быть сложной и многообразной. В связи с этим будут применяться и другие виды боевых порядков. Только творческий подход к решению конкретных задач и дальнейшие поиски в этом направлении позволят авиационным командирам найти наиболее эффективные боевые порядки.

«Вестник воздушного флота» №11, 1957 г.

 

К ЧИТАТЕЛЯМ!

Военное издательство просит присылать отзывы об этой книге по адресу:

Москва, К-9, Тверской бульвар, 18

Военное издательство.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.