Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-27 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В начале ХХ века возникает ряд направлений психологии, каждое из которых в качестве предмета рассматривает те или иные стороны психики.
Одним из таких направлений считается бихевиоризм, возникший вначале ХХ в. в США. Основоположникомданного направления является американский ученый Д.Уотсон (1878-1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые доступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма (от англ.behaviour – «поведение) заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения – индивидуально приобретенного путем проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э.Толмен, К.Халл, Б.Скиннер – последователи Уотсона, - пришли к выводу, что связи между стимулами и поведением не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными», под которыми понимались не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты (ожидания, установки, знания).
Важной заслугой бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
Основные его недостатки – недоучет сложности психической деятельности человека, сближение его психики и психики животных, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера, В.Келера и К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальт – это функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Представители данного направления высказали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.
|
Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения.
Глубинная психология. В начале ХХ века возникло направление в психологии, отличавшееся представлением о том, что поведение человека обусловлено не столько сознанием, сколько бессознательным. К глубинной психологии относят психоанализ З.Фрейда, аналитическую психологию К.Г.Юнга и индивидуальную психологию А.Адлера.
Основатель психоанализа З.Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако, его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер) либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К.Юнг), определяют психическое развитие личности.
Представители когнитивной психологии У.Найссер. А.Пайвио и др. отводят решающую роль в поведении субъекта знаниям (от лат. cognition – знание). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.
Гуманистическая психология, виднейшими представителями которой являются Г.Оллпорт, К.Роджерс, А.Маслоу и др. исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремиться реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.
|
Методы социально-психологических исследований.
Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Среди методов социально-психологического исследования выделяют следующие:
наблюдение - непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с поведением индивида или групп лиц.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное, включенное, (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).;
эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Виды эксперимента: лабораторный, в котором создаются искусственные условия испытания; натурный, в котором моделируются реальные условия и ситуации, с тем чтобы получить истинные данные о психике и ее качествах у испытуемого; естественный эксперимент, который проводится в обычных жизненных условиях, данные больше соответствуют типичному жизненному поведению;
тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют следующие варианты теста: тест-опросник, тест-задание и проективные тесты;
метод опроса – способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности;
социометрия – метод, направленный на изучение межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологический совместимости;
анализ документальных источников информации – сбор необходимой информации из различных документальных источников(справок, видео-, аудио-записей, договоров и др.) При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Наиболее продуктивный метод становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа, который предполагает перевод текстовой информации в количественные показатели и последующую статистическую обработку математическими методами.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!