Предмет система, источники Общей теории права. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Предмет система, источники Общей теории права.

2017-11-27 128
Предмет система, источники Общей теории права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет система, источники Общей теории права.

Понятие общей теории права. Предмет общей теории права.

Методология общей теории права.

Происхождение государства и права. Их роль в развитии общества.

Общая характеристика первобытно-общественного строя. Организация власти в первобытном обществе.

Экономические и социальные причины возникновения государства

Основные формы возникновения государства: афинская, римская, древнегерманская

Основные теории происхождения государства.

1.

Так же, как и право, государство возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Экономика первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли и других способов присвоения готовых животных и растительных форм. Экономическая деятельность основывалась на половозрастном разделении труда: мужчины занимались преимущественно охотой и рыболовством; женщины изготавливали одежду, посуду, вели домашнее хозяйство; старики, обладая опытом и знаниями, помогали трудоспособным представителям рода. Социальная организация первобытного общества называется родовым строем. Она претерпела эволюцию от малых родственных групп количеством 20-30 человек, постоянно передвигавшихся с места на место в поисках пищи до родовой общины, ставшей жить полуоседло и объединившей несколько поколений родственников: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.

Род - это группа людей, связанных кровными узами, общей хозяйственной деятельностью и совместной собственностью.

Родовые общины с целью противостояния силам природы, отражения нападений соседей и ведения войн могли объединяться в племена и союзы племен.

Основными органами родового строя являлись: старейшины, совет старейшин, вождь, совет вождей, жрецы, народное собрание.

Старейшины – возглавляли родовые общины и оказывали большое влияние не только на дела рода, но и племени. Старейшина осуществлял функцию общего руководства и контроля хозяйственной и социальной жизни рода, разрешал споры.

Совет старейшин -рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин, проживающих по соседству, или целого племени. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание.

Вождь -возглавлял племя. Для защиты и нападения родовые общины объединялись в племена, которые подчинялись вождям.

Жречество представляло особую группу людей внутри племени или рода, осуществляющих функции посредников между людьми и богами. Жрецы контролировали соблюдение людьми обрядов, ритуалов, предсказывали различные природные события, оказывали помощь больным.

Народное собрание -состояло из взрослых членов племени или рода. Во многих случаях на его заседания собирались лишь войны. Вопросы, выносимые на собрания вождем или старейшинами отличались особой важностью и требовали коллективного решения: о войне и мире; о перемещениях с места стоянки, о наказании соплеменников.

2.

Экономические и социальные причины возникновения государства.

1).Неолитическая революция

2).Рост производительности труда и появление излишков

3).Появление частной собственности

4). Три крупных разделения труда: а) отделение ремесла от земледелия б) появление купцов в) отделение скотоводства и земледелия.

Социальные причины возникновения государства

1) Разложение труда, возникновение семьи

2) Появление «антагонизмов»

3) Раскол общины на классы

 

Происхождение права

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждалась в определенной упорядоченности. Правила поведения выражались в обычаях которые были тесно связаны с религиозными нравственными устоями.

Обычай – это правила поведения, который формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение.

С расслоением общества на классы обычаи уже не могли урегулировать отношения. Историческо-правовой формой зарождающегося права был правовой обычай, который поддерживался жречеством и государством. Первые правовые обычаи содействовали закреплению царской власти. Суды первоначально возглавляли жрецы. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти.

3.

Теологическая (религиозная)

Представители: Фома Аквинский, Аврелий Августин.

Государство возникает в результате божественного замысла

Патриархальная теория

Представители: Аристотель, Роберт Филмер, Николай Михаловский

Государство возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть – продолжение патриархальной, отцовской власти, которая первоначально распространяется только на семью, а уже затем на все население страны. Данная теория обосновывает утверждения «отцовской» власти.

Договорная

Представители: Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье, Гоббс, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо

Государство возникает в результате заключения общественного договора.

Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.

 

Содержание договора:

- воля народа является источником любой политической власти в обществе

- верховенство закона

- взаимная ответственность государства и личности

- обеспечение прав и свобод личности в рамках государства

 

Органическая теория

Герберт Спенсер

Государство отождествляется со строением и функциями живого организма. Государство – общественный организм состоит из людей как живой организм из клеток. Функции головного мозга выполняет правительство. Внутренние функции выполняет народ.

 

Теория насилия

Шан Ян, Евгений Дюринг Л. Гумплович

Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия. Внешнее насилие – завоевание одного народа другим.

Внутренние насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.

 

Психологическая теория

Лев Петражицкий

Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина возникновения государства.

 

Рабовладельческое право

Оно представляло собой возведение в закон волю рабовладельцев, юридически закрепляла рабовладельческую форму частной собственности, господство отца над детьми.

Центральное место занимает институт частной собственности. Рабовладельческое право было систематизировано. Различалось: цивильное право, естественное право и право народа. Основными памятниками рабовладельческого государства являются: Закон царя Хаммурапи

Законы Ману, Законы Драконта, Законы двенадцати таблиц.

2.

Феодальное государство – этот тип государства возник в Европе в 6-9 вв. и просуществовал до второй половины 19 в.

Экономическая основа – частная собственность феодала на землю как главное средство производства и личная зависимость крестьян, которые владели только правом собственности на с\х орудия производства.

Феодальное право

Феодальное право носило религиозный характер. Основным признаком являлось то, что оно исходит от государства, а не от общества. Нормы права общеобязательны, носят общий характер.

3.

Буржуазное государство возникает в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических отношений. Основной задачей его становится обеспечение диктатуры класса буржуазии. Буржуазное государство –политическая организация общества, в котором созданы условия для личной свободы работника, его независимости как личности от капиталиста. В буржуазном государстве на первый план выходит экономическое принуждение к труду. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудие и средства производства, но не на работника.

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Средней Америке 200-300 лет назад.

А после великой революции буржуазное государство выступает политической организацией всего класса буржуазии в период своего становления и по мере развития капиталистического общества сужает свою социальную базу.

Главными разновидностями буржуазного государства являются:

1. Домонополистическое, буржуазно-демократическое государства.

2. Империалистические державы государственно-монополистического капитализма.

3. Современные государства Запада.

Хотя государственная власть находиться в руках буржуазии постепенно повышается влияние на ее основной части общества, так как всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций государства.

Современное западное государство существенно отличается от классического, оно учитывает общественное развитие, сглаживает противоречия между социальными классами.

4.

Социалистическое государство возникает в результате революции при соответствующих условиях связанных с развитием буржуазного общества. Система экономических отношений базируется на общей собственности на орудия и средства производства. Социалистическое государство (по мнению ученых) это орудие политической власти трудящихся классов, выражающие интересы трудового народа, обеспечивающего развитие социалистического общества.

Однако большинство этих теорий не оправдались. Реальной собственностью средств производства стал партийно-государственный аппарат, а так же его верхушка.

5.

Типология государств – это их специфическая классификация.

В настоящее время рассматривается в основном позиции двух подходов формационного и цивилизационного.

При формационном подходе основным критерием выступает социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государства, но недооценивается духовные факторы, особенности развития отдельных государств. Критериями классификации являются:

- наличие или отсутствие частной собственности

- наличие или отсутствие противоположных классов

- наличие или отсутствие товарного производства

При цивилизационном подходе учитывается ряд важных духовных факторов (культурные, религиозные, национальные и т. п.). В результате чего более полно раскрывается характер государства, но недооцениваются социально-экономические факторы.

Цивилизация – это замкнутое состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и др. признаков.

При цивилизационном подходе выделяют следующие типы государств

- древнее (древнегреческое, древнеримское, древневосточное)

- средневековые (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские)

- современные (развитые, развивающиеся)

 

Функции государства

Форма государства

Форма правления

Политический режим

Классовый подход

Государство рассматривается как организация политической власти господствующего класса. В условиях господства одного класса над другими возникают противоречия, которые разрешаются с помощью насилия. Классовая сущность ярко выражена в недемократических диктаторских государствах.

Общесоциальный подход.

Государство рассматривается как организация политической власти создающая условия для общественного компромисса.

 

Признаки Государства

- Наличие публичной власти

- Административно-территориальная организация населения

- Государственный суверенитет

- Сбор налогов и пошлин

- Государство занимается правотворческой деятельностью.

2.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерные для данного государства формах и свойственные ему методами.

Классификация функций

- в зависимости от продолжительности деятельности

- постоянные

- временные

- в зависимости от сферы реализации и по объекту

- внутренние

- внешние

 

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

Виды внутренних функций

- экономическая – заключается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны, обеспечение нормального функционирования и развития экономики.

- социальная - государство обязано обеспечить обществу защищенность и достойные условия жизни всех слоев населения страны.

- политическая -государство поддерживает политическую стабильность страны

- культурно-воспитательная - государство разрабатывает природоохранное законодательство, обеспечивает правовой режим природопользования.

- охрана правопорядка – обеспечение полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене.

Виды внешних функций.

- сотрудничество с другими государствами

- оборона страны

- поддержание мирового порядка

- культурное и научно-техническое сотрудничество

- охрана окружающей среды

3.1

Форма правления – это способ организации и взаимоотношения внешних органов государственной власти, их компетенция и взаимодействие с народом.

Формы правления

- монархия

- республика

-

Монархия – это форма правления при которой власть главы государства передается по наследству и является пожизненной.

Монархии бывают:

- абсолютная (Саудовская Аравия)

- ограниченная: а)дуалистическая – высшая власть в государстве поделена между монархом и парламентом. Правительство возглавляет монарх и формирует его. Правительство подчинено монарху. Монарх может регулировать широкую сферу социальной жизни, ограничивая компетенцию парламента. Он имеет право роспуска парламента (Иордания, Марокко)

б) конституционная (Англия)

в) парламентарная

Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представителями органами государственной власти.

Виды республики

- президентская

- парламентская

- смешанная

3.2

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государственной власти, вносит определенный порядок взаимоотношений центральной региональной власти.

Форма государственного устройства бывает простой и сложной

Простая: унитарное государство - это государство, состоящее из административно-территориальных единиц, регионов, не обладающих признаками непосредственно центральными органами власти.

Признаки федерации

1. Двухуровневая система законодательства

2. Двухуровневая система государственных органов

3. Единое союзное гражданство и одновременно гражданство федеративных единиц.

4. Субъекты федерации обладают правом принятия Конституции.

В зависимости от характера своих субъектов федерация может быть:

- национальная, где субъекты – национально-государственные образования (СССР, Югославия, Чехословакия)

- территориальная, где субъекты – территориальные образования (США, Германия)

- смешанные; где субъекты национально-государственные и территориальные образования (единственная смешенная федерация – Россия)

Конфедерация – это временный союз суверенных государств созданный для достижения общих политических, экономических и военных целей.

Признаки конфедерации

- не имеет общих государственных органов, а если и есть, то их роль не значительна

- в каждом субъекте сохранилась армия, своя система налогов, раздельные государственные бюджеты

- сохраняется гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе

- органы власти конфедерации могут принимать обязательные для государств-участников решения лишь по вопросам, ставшими предметом объединения государств

В основе создания конфедерации лежит договор об образовании конфедерации.

3.3

Политический режим – совокупность приемов и способов реализации государственной власти.

Виды режимов

- демократический

- антидемократический

- тоталитарный

- авторитарный

Авторитарный режим

- это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти основана на централизации власти, нарушении прав человека, сочетаемых с наличием автономных неконтролируемых государством сфер общества.

Признаки органа государства

- образуется и ликвидируется в установленном народом порядке

- действует специализированно в системе других органов, наделяется властными полномочиями в определенной сфере

- располагает материальными и финансовыми возможностями для выполнения своих полномочий

- в пределах своих полномочий осуществляет правоприменительную деятельность

Виды политических систем

1. Тоталитарная – означает, что власть вмешивается во все сферы общественной жизни, даже в личную жизнь граждан. В таких системах у власти стоит одна господствующая партия. Политическая система тоталитарного общества становится закрытой, в нем затруднена связь с внешним миром.

2. Либерально-демократическая – базируется на рыночной основе экономической жизни общества. Государство выполняет роль - организатора условий для развития рыночной экономики. Государство обеспечивает защиту прав и свобод граждан, гарантирует им безопасность.

По характеру взаимодействия выделяют открытые и закрытые политические системы.

2.

Государство – это политическая организация, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.

Признаки партий

- организованность, т.е. имеет свою внутреннюю структуру

- наличие устойчивых региональных и местных (первичных) отделений поддерживающих регулярные связи с центральным руководством

- направленность деятельности на получение власти

- стремление заручиться народной поддержкой.

Известно 3 разности партийных систем:

- однопартийная

- двухпартийная

- многопартийная система.

При многопартийной системе каждая партия представляет те или иные идейные позиции по социально-экономическим и политическим проблемам и при этом не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Многопартийность типична для парламентских республик. Эта система олицетворяет идеи плюрализма.

Двухпартийная система характерна наличием двух крупных партий, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в парламенте (США, Великобритания)

 

В однопартийной системе есть одна партия, выражающая интересы всего народа. Здесь отсутствует политическое соперничество (СССР).

Виды избирательных систем

-Мажоритарная

- Пропорциональная

- смешанная

Мажоритарная система – победившим считается тот, кто получил наибольшее кол-во голосов избирателей на данной территории.

Разновидности

- относительного большинства - победившим считается тот, кто собрал большее количество голосов

- абсолютногобольшинства - победившим считается тот кандидат, который набирает на выборах более 50% голосов избирателей

- квалифицированногобольшинства - требуют от победителя на выборах получения большинства голосов, существенно превышающего 2\3, 3\4, 4\5 голосов.

Пропорциональная система – это система, при которой избиратель голосует не за конкретного депутата, а за один из списков, представленный партией.

Смешанная - часть депутатов избирается по мажоритарной, часть по пропорциональной системе. Каждый избиратель в этой стране обладает двумя голосами.

5.

Демократия – это форма государственно-политической сферы общества основанной на признании народа в качестве единственного источника власти.

Демократии присущи следующие признаки:

1. Равноправие граждан

2. Выборность органов управления

3. Верховенство закона

4. Плюрализм мнений и взглядов.

Различают: представительную и непосредственную демократию.

Непосредственная демократия – это принятие решений прямым голосованием всеми гражданами на референдумах, а так же обсуждение законопроектов и вопросов местного и республиканского значения на собраниях, конференциях, митингах и др.

Референдум – это способ принятия гражданами всенародным голосованием решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам.

Принятые на референдуме решения могут быть: обязательными и консультативными.

 

Народное обсуждение – это форма участия граждан в управлении государственными и общественными делами путем обсуждения важных государственных и общественных вопросов.

 

Народное обсуждение носит только рекомендательный характер. Решения о вынесении тех или иных вопросов на народное обсуждение принимается соответствующими государственными органами. Народное обсуждение проводится гласно, обсуждаемый вопрос публикуется в печати, доводится до сведения граждан с использованием всех СМИ. Как правило, народному обсуждению подлежат законопроекты и вопросы, затрагивающие основные направления политического экономического и социального развития государства или территории.

Решение собраний, митингов, конференций и др. общественных мероприятий по обсуждаемым вопросам оформляются протоколами, которые отправляются затем в государственные органы принявшими решение о вынесении вопроса на народное обсуждение.

 

 

Гражданское общество

1.

Правовое государство – это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Правовое государство является одним из достижений жизнедеятельности. Идея правового государства возникала в древней Греции и Риме. Джон Локк положил начало теории разделения властей. В своём учении о государстве он сформулировал законность сопротивления всякого произвола власти. Большой вклад обоснования теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей подчинённых закону. Теории правового государства ввёл в научный оборот Роберт Фан Моль (1832). Современные подходы к пониманию прав государства сводятся к основным принципам:

1. Верховенство закона

2. Разделение властей.

3. Правовая защищенность человека.

2.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Правовые законы выражают общую волю населения страны и являются обязательными для исполнения закона, являются неотъемлемой чертой правового государства. В законах государство устанавливает обязательное правило поведения, которое должны все учитывать. Основной закон государства - Конституция.

2. Взаимная ответственность государства и личности. Отношение государства и личности в правовом государстве строятся на основе их связанности взаимных прав и свобод.

3. Реальная гарантированность прав и свобод личности. Государство обязано не только соблюдать права и обязанности граждан, но и создавать условия для их реального воплощения.

4. Подчинение государства и его органов.

5. Наличие развитого гражданского общества

6. Наличие эффективных средств контроля за соблюдением законов и прав человека,

7. Политический и идеологический плюрализм

8. Принцип разделения властей

Основные положения теории разделения властей:

1. Разделение властей закрепляется Конституцией

2. Согласно Конституции законодательная, исполнительная, судебная власть представляется различными органами власти

3. Все власти равны и автономны, не может быть установлена другой

4. Власть не может не может пользоваться правами представленной Конституцией другой власти

5. Судебная власть действует независимо.

Основные сферы распределения государственной власти

1. Законодательная власть обладает Верховенством. Она устанавливает правовые начала государственной, общественной жизни. Однако находится под контролем народа.

2. Исполнительная власть призвана заниматься непосредственной реализацией правовых норм Его деятельность должна быть реализована на законе. Сдерживание исполнительной власти достигается путем его подотчетности.

3. Судебная власть имеет задачи охранять права, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений.

Теория разделения властей

Данная теория была создана несколькими учеными: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком. В классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной формальной форме – американскими юристами А. Гамильтоном, Мэдисоном и Джоном Джеем, которые выступали за единство США.

 

 

Система права

Правотворчество

Источники, формы права

1.

Право – это система общеобязательным норм поведения, установленных и санкционируемых государством и обеспеченных их принудительной силой.

Признаки

- общеобязательность – является единственной системой общественных норм единственной системой общественных норм, которая обязательно для всего населения, проживающего на территории государства

- обеспеченность принудительной силой государства

- справедливость содержания

- многократность применения

- выступает основным регулятором поведения людей в обществе

- выражается в нормах права.

Функции права -это основные направления воздействия права на общественные отношения

Выделяют:

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить закрепление определенных общественных отношений, их функционирование и развитие

Данное воздействие осуществляется путем:

- закрепление этих отношений в нормативно-правовых актах

- обеспечение организованности общественных отношений

- установление взаимных прав и свобод граждан

- усиление мер борьбы с правонарушителями

- и т.п.

Регулятивно - динамическая – закрепляет быстроменяющиеся правоотношения

Регулятивно - статическая – закрепляются основные устои общественных отношений на длительный период действия.

Охранительная – это такое направление правового воздействия, которое направлено но охрану общественных отношений.

Данное воздействие осуществляется путём:

- определение запретов на совершение противоправных действий

- установление юридических санкций за совершение указанных деяний

- применение санкций к лицам, совершившим правонарушения.

Принципы права - это руководящие основополагающие идей закрепленные в праве и выражающие сущность правовой системы.

Виды принципов права:

1. Общеправовые:

- принципы законности

- принципы справедливости

- принципы демократизма

- принципы недопустимости обратной силы закона

Межотраслевые

- равенство всех перед законом судов

- принципы состязательности процесса

- принципы гласности судопроизводства

 

Отраслевые

- в уголовном праве – принцип неотвратимости наказания

- в трудовом праве – принцип свободы труда

- в гражданском праве – принцип равенства участников правоотношений.

2.

Выделяют следующие основные представления о праве:

- Нравственная школа (естественно-правовая)

Представители: Джон Локк, Б. Гроций, Монтескье, Руссо, Радищев

Право – это некий набор социально-правовых притязаний обращенных к государству и основанных на идее существования у человека естественных и неотчуждаемых прав. Наряду с правом существуют принципы, олицетворяющие социальную справедливость.

- Нормативистская (позитивистская) школа права

Представители: Харт, Кельзен, Бентам

Право – это продукт государственной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Право – это система норм установленных и охраняемых государством.

- Социологическая (прагматическая) школа права

Представители: Паунд, Канторович

Право – это, прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда. Акцент в понимании права переносится на практическую реализацию права.

- Психологическая школа права

Представители: Рейснер, Петражицкий, Росс, Гурович

Право – это императивно-атрибутивное переживание человека, существующее в психологической сфере индивида. Природа права определяется несоциальными условиями жизни, а психикой человека.

- Историческая школа права

Представители: К. Савицин, Пухта

Право является выражением духа народа, оно складывается постепенно в ходе исторического процесса.

- Марксистско-ленинская школа права

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин

Право – это явление производное от государства, определяемое его волей. Право как выразитель воли и интересов господствующего класса.

3.

Система права – внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм и их делении на отрасли и институты в соответствие с предметом и методом правового регулирования.

В системе права выделяют 4 уровня элементов:

- отрасль права – это совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.

Признаки отрасли права:

- особый предмет и метод

- специфические отраслевые принципы

- количественная достаточность юридических норм

- наличие обособленного кодифицированного законодательства

- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.

В современной юридической литературе к отраслям публичного права относят: административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права.

К отраслям частного права относят: трудовое, семейное, гражданское, а также такие комплексные отрасли как предпринимательское, банковское и др.

Деление права на материальное и процессуальное – это внутренняя специализация юриспруденции.

Материальными нормами признано называть те нормы права, которые непосредственно регулируют общие социальные сферы, формирую позитивное поведение их участников.

Процессуальными нормами называют нормы регламентирующие процедуру реализации санкций

- Подотрасль права – это обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественного отношения.

- Институт права -совокупность правовых составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений

- Норма права - это правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений.

4.

Правотворчество – это деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Стадии:

- принятие решения о принятии нормативно-правовой акт

- разработка проекта нормативно-правовой акта и его согласования – экспертная оценка предложенного проекта; обработка его текста в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов практиков

- обсуждение и принятие нормативно-правового акта – осуществляется в нескольких чтениях. После первого чтения вносятся дополнения и замечания. В результате второго чтения нормативно-правовой акт может быть принят или возвращен на доработку

- опубликование нормативно-правовой акт и введение его в действие.

5.

Источники (формы) права – это способы закрепления правовых норм, придание им общеобязательной юридической силы.

Виды:

- правовой обычай

- нормативно-правовой акт – властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Республике Беларусь нормативно-правовой акт является основным источником права.

- юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному делу, которое становится обязательным для решения подобных дел (США)

- нормативно-правовой договор – это соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности между несколькими субъектами права

- правовая доктрина – это система взглядов ученых правоведов изложенная в научных монографиях, комментариях к законодательству и справочной юридической литературе.

 

 

Правовой статус личности.

Виды юридического статуса.

1. Общий статус. Это статус лица как гражданина государства закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляет права и свободы о обязанности гражданина закрепленные в нормативно-правовых актах государства. Он является базовым для всех остальных. По общему статусу, можно судить о степени демократичности государства

2. Специальный статус. Отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан, которые имеют льготы, дополнительные права и обязанности

3. Индивидуальный статус - совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, стажа и т.д.

3.

В современном мире действуют правовые акты, закрепившие общепризнанные права и свободы личности и тем самым определившие их


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.