Понятие, принципы и функции правотворчества — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие, принципы и функции правотворчества

2017-11-27 245
Понятие, принципы и функции правотворчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При помощи правотворчества государство воздействует на субъекты права посредством или нормативно-правового акта, или иного источника права. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических или иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер. Правотворчество представляет собой активную деятельность, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом. Правотворчество непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов, – это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства. Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание правотворчества.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

Правотворчество в свою очередь не следует отожествлять с законотворчеством, хотя объединяющим началом того и другого является творение права, однако разными по юридической силе являются результаты такого творения. Законотворчество заканчивается принятием законов, тогда как правотворчество – всех нормативно-правовых актов: законов, указов, нормативно-правовых договоров, судебных и административных прецедентов.

Основными принципами правотворчества являются:

Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, её законам и иным актам более высокой юридической силы. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Гласность и открытость дают возможность, с одной стороны, установить контроль гражданского общества над законодательным процессом, с другой – выступают каналом формирования общественного мнения.

Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждения любых нормативных актов, в максимальном учёте в новых нормативных решениях, общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоёв населения.

Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение её духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь, это касается парламентариев, которых важно научить законодательному процессу. Профессионализм предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также учёные-юристы.

К сожалению, принцип научности далек от реализации – законы принимаются не на базе науки, и даже не исходя из здравого смысла, а только из интересов отдельных групп.

Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества, основанного на идеях разделения властей, в условиях наличия системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.

Планирование. В современных условиях переустройства общества для достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет большое значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высшего качества, провести подготовительные мероприятия, включая консультирование с учебными и научными учреждениями, учесть их планы научно-исследовательских работ.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

- первичного регулирования общественных отношений, т.е. выработка и принятие новых юридических норм;

- обновления правового материала (отмена, изменение, дополнение действующих юридических норм);

- ликвидации пробелов в правовом регулировании.

-

В юридической литературе различают следующие основные виды правотворчества:

- принятие нормативно-правовых актов компетентными органами;

- непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

- санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;

- заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.