Пробелы в праве. Аналогия в праве. Виды аналогии. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Пробелы в праве. Аналогия в праве. Виды аналогии.

2017-11-27 205
Пробелы в праве. Аналогия в праве. Виды аналогии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пробелы в праве – это отсутствие правовой нормы, необходимой для решения конкретного юридического Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Социальные отношения в мире с каждым годом усложняются. Государство издает все увеличивающееся количество нормативных актов, призванных регулировать эти отношения. Однако далеко не всегда удается охватить те или иные сферы жизни, и тогда возникает пробел в праве.

Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.

Следует отметить, что в советском праве термин «пробел в праве», как правило, не употреблялся. Говорилось об отсутствии нормы, регулирующей данные или сходные с ними отношения. Связано это с тем, что советское право считалось совершенным и превосходящим всякое другое не только по своей сущности, но и по своей эффективности, адекватности объективной реальности. В связи с этим считалось, что всякие проблемы, связанные с отсутствием определенных норм, быстро устраняются советскими законодателями.

Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы представляют собой своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.

Причины появления пробелов

Они могут быть объективные и субъективные.

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.

Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.

В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».

Они могут существовать:

под влиянием экономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;

под влиянием политических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений;

под влиянием идеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие отношения.

В силу указанных выше экономических, поли тических или идеологических факторов законодатель намеренно не подвергает правовому регулированию соответствующие общественные отношения.

При этом законодатель:

либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,

либо отдает его решение на усмотрение практических органов.

Следует отметить, что наличие пробелов не всегда является свидетельством «недостатков» права. Иногда их наличие является свидетельством динамичности права. Конечно, законодатель должен своевременно реагировать на вызовы времени и вносить соответствующие коррективы в законодательство.

В принципе пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права пробел в праве можно преодолеть еще в процессе реализации права, а именно в процессе правоприменения.

В юриспруденции выделяют три способа преодоления (устранения) пробелов:

аналогия закона;

субсидиарное применение права;

аналогия права.

Аналогия закона - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения.

Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий:

наличие обшей правовой урегулированности данного случая;

отсутствие адекватной юридической нормы;

существование аналогичной нормы, т. е. нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.

Субсидиарное применение права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.

Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой, родственной отрасли. Такое возможно, например, между нормами гражданского и семейного права.

Аналогия права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства.

Аналогия права представляет собой менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий: наличие общей правовой урегулированности данного случая; отсутствие адекватной юридической нормы; отсутствие аналогичной нормы.

На практике это означает использование принципов — общих, межотраслевых, отраслевых институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, является ошибкой правоприменителя.

В уголовном и административном праве аналогия не допускается в принципе. Здесь действует правовая аксиома: нет преступления и нет проступка, как нет наказания и нет взыскания, если нет закона.

Понятие и виды правовых отношений. Структура правоотношений. Содержание правоотношения.

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, духовные, культурные и др. само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе, являются общественными или социальными.

Особенность юридических, или правовых отношений состоит в том, что они связаны с правом. Право - это особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно придает им правовую форму, в результате чего эти отношения становятся правовыми. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права. Поэтому правовые отношения в самом общем виде можно определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство.

Право - не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые, например, конституционные, административные, уголовные, процессуальные.

Правоотношения - следствие действия права как социального и государственного института. Именно урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми, правовые отношения не могут существовать помимо и независимо от правовых норм. Но правоотношения возникают не только потому, что существует норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма, а на ее основе - правоотношение. Правоотношения возникают в процессе общественной жизни, определяясь экономическими и иными потребностями.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Остальные либо не регулируются правом вообще, либо регулируются лишь отчасти. Отсюда все общественные отношения можно поделить на три группы:

- регулируемые правом, то есть правоотношения;

- не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;

- частично регулируемые.

В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля. В последнем случае нужно учитывать, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимости в этом иногда не возникает. Следовательно, любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Пределы правовой сферы подвижны, они могут сужаться или расширяться в зависимости от обстоятельств, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства.

Наиболее характерные признаки правоотношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.

1) Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно вызывают к жизни правоотношения и реализуются через них. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм.

2) Субъекты правоотношений взаимно связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями. Правоотношение - это всегда двухсторонняя связь, ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит представительно-обязывающий характер. Участники правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь посредством другого.

3) Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля, во-вторых, в силу того, что даже при наличии нормы права правоотношение не может автоматически появиться и функционировать без волеизъявления его участников, хотя бы одного из них.

4) Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством.

5) Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, которые не столь формализованы и управляемы.

На основании рассмотренных признаков можно сделать вывод, что правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, а также это индивидуализированные отношения, то есть отношения между отдельными лицами, связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения.

Правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, а также это индивидуализированные отношения, то есть отношения между отдельными лицами, связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения.

Правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

Как и юридические нормы, по отраслевому признаку их можно подразделить на государственные, административные, гражданские, трудовые и т.д.

Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые возникают из правомерных действий, вторые - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

По степени конкретизации и субъектному составу правоотношения делятся на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, в относительных - обе стороны. Общерегулятивные, или просто общие, правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей. Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных правоотношениях обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных - напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для другой стороны поведения.

Различают простые (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими и более субъектами) правоотношения, кратковременные и долговременные.

Правовые отношения имеют свое содержание. Принято выделять фактическое и юридическое содержания правовых отношений. Фактическое содержание правовых отношений - это действия сторон-участников правовых отношений. Это многообразная деятельность носителей субъективных прав и юридических обязанностей. Юридическое содержание правовых отношений - это субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право - одна из центральных категорий правовой науки - это вид и мера возможного поведения лица. Термин "вид" показывает разнообразие возможностей деятельности обладателя субъективных прав, термин "мера" показывает глубину, объем возможных требований обладателя субъективных прав. В качестве внутренней структуры субъективного права выступают правомочия субъектов - субъективные права, находящиеся в стадии требования, обращенные к обязанной стороне. В субъективном праве следует выделять три правомочия:

1) право обладателя субъективного права вести себя определенным образом, реализуя свои интересы;

2) право требовать от обязанной стороны не нарушать субъективные права;

3) право прибегнуть в необходимых случаях к защите органов государства.

Субъективному праву противостоит юридическая обязанность. Она представляет собой вид и меру должного, необходимого поведения. По аналогии структуре субъективного права юридическая обязанность имеет своим содержанием:

1) обязанность воздержаться от совершения или совершить какую-то деятельность в интересах управомоченной стороны;

2) обязанность претерпеть меры принуждения в случае добровольного неисполнения юридической обязанности.

Юридическая обязанность - гарантия субъективного права. Субъективное права, не подкрепленные юридическими обязанностями, ничего собой не представляют. Поэтому в действующем законодательстве субъективные права и юридические обязанности должны быть взаимосвязаны, а объем и количество субъективных прав и юридических обязанностей должны находиться в состоянии баланса.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.