Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Практикум устной и письменной речи

2017-11-27 599
Практикум устной и письменной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебное пособие

Часть I

 

 

Рекомендовано УМО по образованию в области лингвистики

Министерства образования и науки РФ

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

 

ИРКУТСК

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИГЛУ

ББК 81.432.1 - 923

Слуднева Л.В., Гречина Е.В., Перфильева Н.И.

Английский язык: практикум устной и письменной речи. [Текст]: Учебное пособие / Слуднева Л.В., Гречина Е.В., Перфильева Н.И. – Иркутск, 2008.

 

Цель пособия – взаимосвязанное развитие навыков устной и письменной речи у студентов, изучающих английский язык для практического использования в профессиональной деятельности, в том числе в области межкультурной коммуникации. Кроме того, в нем впервые предпринимается попытка поэтапного формирования навыков и умений аргументированной речи. Обучающий материал сгруппирован вокруг актуальных для повседневного общения тем и широко отражает культурные реалии Великобритании и США.

Предназначен для студентов языковых вузов и факультетов английского языка.

 

Рецензенты:

Г.Г.Бондарчук – профессор кафедры лексикологии английского языка факультета ГПН МГЛУ, канд.филол.наук;

 

Кафедра английской филологии Бурятского государственного университета.

 

ISBN 978-5-88267-266-8

© Слуднева Л.В., Гречина Е.В., Перфильева Н.И.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Настоящее учебное пособие – первая часть комплекса “Английский язык: Практикум устной и письменной речи”. Оно предназначено для студентов специальности “031201. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур” (1-4 семестры).

Пособие построено на принципах современной теории обучения и ставит целью дальнейшее обучение нормативным знаниям системы языка студентов, владеющих английским на базовом уровне, формирование у них коммуникативной и социо-культурной компетенций. Кроме того, в нем впервые предпринимается попытка поэтапного формирования навыков и умений аргументированной речи в ее устной и письменной разновидностях.

Предполагается, что настоящее учебное пособие будет использоваться параллельно со следующими учебниками: Р.В.Резник, Т.С.Сорокина, Т.А.Казарицкая Практическая грамматика английского языка: 4-е изд. – M.: Флинта: Наука, 1999. и Е.Б.Карневская, Л.Д. Раковская, Е.А. Мисуно. Практическая фонетика английского языка: - Мн.: Высш.шк., 1990. Это даст возможность охватить весь материал, предлагаемый стандартными программами по данной специальности. Приблизительное количество часов, на которое рассчитана первая часть комплекса – 750 часов (аудиторные часы и самостоятельная работа); из них 450 часов отводится на 1-2 семестры, 300 часов – на 3-4 семестры.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Единица организации и планирования обучающего материала – тематический комплекс. В первой части пособия содержится семь тематических комплексов – ‘Housing’, ‘Meals. Eating Habits’, ‘Shopping’, ‘Teaching and Learning’, ‘Going to the Doctor’, ‘Cinema. Theatre. Television’, ‘Travelling’, каждый из которых состоит из следующих частей:

Часть 1. Вводный текст (Introductory Text) представляет собой культурологический комментарий, в котором содержатся краткие сведения о реалиях современной жизни стран изучаемого языка (Великобритании и США) В нем вводится часть лексики, подлежащей активному усвоению, а также приводятся определения изучаемых явлений, исторические и социологические факты, некоторые статистические данные. В вводных текстах пособия освещается, в целом, более 100 реалий.

Блок вокабуляра (Topical Vocabulary) содержит необходимый лексический минимум в виде таблиц-схем, позволяющих воспроизвести некоторую стереотипную ситуацию реальной жизни, соотносимую с данной темой. Формально таблицы-схемы представляют собой набор слов и словосочетаний, обозначающих “действующие лица’, “объекты”, ‘действия, производимые с объектами”, т.п. Таблицы сопровождаются дополнительным вокабуляром (Additional Vocabulary) и, в некоторых случаях, разговорными фразами и клише, после чего следует серия лексико-грамматических упражнений разного типа (Vocabulary Practice). Первое упражнение данного блока ставит целью семантизацию лексики, представленной в таблицах-схемах. Оно построено по принципу выбора из множества и, в большинстве случаев, требует обращения к словарю. Последующие упражнения рассчитаны на активизацию и расширение словарного запаса за счет деривации, словосложения, синонимии, антонимии. Часть из них ставит целью раскрытие особенностей семантики лексических единиц, адекватный выбор артиклей и предлогов. Каждый блок содержит переводные упражнения. Всего продуктивному усвоению подлежат более 900 слов и словосочетаний, относящихся к нейтральному и разговорному стилям речи.

Блок вокабуляра завершается серией диалогов, включающих приемы на подстановку, расширение, реконструкцию роли одного из говорящих. Часть из них подлежит заучиванию наизусть.

Далее следует оригинальный художественный текст, заимствованный из произведений классических и современных писателей Великобритании и США. На данном этапе предполагается углубленный лексико-грамматический анализ, пересказ и интерпретация содержания. Для достижения наибольшей концентрации тематической лексики тексты подвергались сокращению. После текста даются примечания, в которых объясняются некоторые социо-культурные факты, идиоматические выражения, а также приводится список транскрибированных имен собственных. Цель последующих упражнений – достижение максимального количества повторных обращений к тексту и контроль понимания прочитанного.

Блок Speak Up обеспечивает прочное закрепление языкового материала и его использование в процессе речевого общения. Здесь развиваются навыки и умения свободного монологического и диалогического высказывания. Каждый из блоков, в частности, содержит набор ситуаций Cue Cards, в которых обозначены участники диалога, определены их роли, поставлены конкретные коммуникативные задачи. Aкцент делается на такие функциональные типы как диалог-обмен мнениями, диалог-обмен впечатлениями, диалог-распрос, диалог-беседа по интересующей тематике. Завершающее задание - ролевая игра, организованная по принципу имитации общения, что соответствует коммуникативному и личностно-ориентированному характеру обучения, при котором обучаемый рассматривается как его активный участник.

Часть 2 (Part 2. Arguments in Practice) содержит необходимый материал для последовательного развития навыков аргументированной речи. Аргументация в рамках данного учебного пособия рассматривается в широком контексте деятельности человека, а термины “аргументация” и “аргументативный дискурс” используются как нестрогие синонимы. Содержание аргументативного дискурса определяется как ряд высказываний (написанных или произнесенных), которые были выдвинуты в защиту одной или нескольких точек зрения. Акцент ставится на одну из сфер аргументативной коммуникации, а именно аргументацию социально-бытового общения, хотя, в ряде случаев, для анализа привлекаются масс-медийные и рекламные типы дискурсов.

На первом этапе вводятся краткие пояснения, в которых в доступной форме объясняются цели, структурные составляющие единичного акта аргументации, ее способы. В качестве базовой в пособии используется модель С. Тулмина, в которой основное внимание уделяется двум составляющим – тезису (claim), представляющему собой формулировку основной доказываемой идеи и аргументу (support), утверждению или утверждениям, с помощью которых обосновывается убедительность тезиса. Далее объясняется различие трех основных видов тезиса, детализируемое в каждом последующем тематическом комплексе. Закрепление достигается за счет упражнений типа Classifying Claims и Defending or Rejecting Claims. Обязательный компонент данной части - языковой материал, необходимый для выполнения речевых действий, непосредственно вовлеченных в процесс аргументации – высказывание мнения, запрос мнения, оценка мнения партнера, согласие/несогласие, убеждение/разубеждение, т.п.

Отличительная черта обучающих материалов данного раздела – отражение проблемного характера самого предмета обсуждения. Это, в частности, такие вопросы как вегетарианство, необходимость следования диете, использование животных в индустрии моды, целесообразность экзаменов в средней и высшей школе, роль телевидения в жизни современного человека, массовый туризм, т.п. Эти и другие проблемы находят освещение в текстах. Первый тип текстов – краткие высказывание конкретных личностей по актуальным проблемам повседневной жизни, сохраняющие особенности разговорного стиля. Их источником служат журнальные статьи и глобальная сеть Internet. Ряд высказываний под рубрикой Here’s one person’s opinion составлены авторами данного учебного пособия и отражают их собственное мнение. Тексты второго типа – отрывки из публицистических произведений, в которых выражена некоторая точка зрения или оценка описываемых фактов, событий, состояний дел. Большая их часть носит явно дискуссионный характер. Поскольку тексты этого типа характеризуются достаточно высоким уровнем языковой сложности, они снабжены примечаниями с переводом на русский язык наиболее трудных словосочетаний и предложений. Оба типа текстов служат материалом для анализа как с точки зрения представленных в них аргументов, так и языковых средств их выражения. Кроме того, в них развиваются навыки беспереводного чтения. В большинстве случаев заголовки текстов формулируются в виде вопроса, что, само по себе, является стимулом для последующего высказывания, в котором будет выражена точка зрения обучаемого по данной проблеме.

В завершающем задании Discussion Points формулируются дополнительные, иногда весьма спорные, нюансы основной темы. Его цель – развернутая реплика монологического характера или диалог с приведением собственных аргументов “за” или “против”.

Важно иметь в виду, что способ подачи материала предполагает заданную последовательность в работе. Авторы не рекомендуют начинать работу над следующим уроком без тщательной проработки и усвоения предыдущего.

Задания в разделе Tasks for Writing направлены на овладение продуктивной письменной речью нейтрального характера в пределах изученной тематики. В начале раздела приводится информация справочного характера и даются образцы композиционно-речевых форм, подлежащих усвоению. Данные образцы служат моделями для последующих высказываний, а также выступают в качестве вспомогательных средств обучения письму как технике использования орфографической системы языка. На начальном этапе студенты обучаются написанию различных видов параграфа – описательного, повествовательного, аргументативного, простейшей инструкции (описанию серии действий), затем – написанию частного письма, письма-жалобы, рецензии на спектакль (фильм). Формы письма соответствуют тематической направленности комплекса.

Цель заданий Tasks for Listening – развитие умений понимания оригинальной монологической и диалогической речи с опорой на изученный языковой материал и фоновые знания. Диалоги и тексты для аудирования записаны на кассеты; в качестве дикторов привлекались носители языка (британский вариант).

 

Первая часть комплекса апробирована на кафедре английского языка ИГЛУ на 1-2 курсах и рекомендована для использования в учебном процессе.

Авторы выражают глубокую признательность Саймону Причарду и Дженнифер Саттон (Великобритания), взявшим на себя труд прочитать рукопись и начитать на пленку материалы для аудирования.

 

Авторы

 

 

CONTENTS

 

 

UNIT 1. HOUSING Pages

Introductory Text 10-12

Part 1

Topical Vocabulary. Vocabulary Practice 12-20

Text: Choosing a House (from ‘Evergreen’ by B.Plain) 20-26

Speak up 26-30

Part 2

Introduction to Argument. The Structure of Argument 30-31

Classifying Claims 31

Expressing Agreement., Disagreement 32-33

What is Comfort to You? 33-34

Can We Arrive at a True Impression of a Person Unless

We See Them in Their Home? 34-35

Has the Old Sentimentality of Neighbourhoods Receded? 35

Text: Housing in Great Britain 36-37

Discussion Points 37-38

Tasks for Writing. Descriptive Paragraph 38-39 Tasks for Listening 40-41


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.