Тема 17. Тенденции социально-экономического развития севера России и приграничных районов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 17. Тенденции социально-экономического развития севера России и приграничных районов



Приграничное сотрудничество как фактор стабилизации и социально-экономического развития регионов России и стран СНГ. Состав приграничных регионов России, особенности территориальной организации населения и хозяйства, уровень их социально-экономического развития. Совершенствование механизмов регулирования режимов свободной торговли (для государств СНГ не входящих в таможенный союз, для стран участников таможенного союза, для государств, входящих в зону свободной торговли, для остальных государств). Создание совместных предприятий, ФПГ, межрегиональных союзов и других форм организации производства в области промышленности, АПК, транспорта, ТЭК и других отраслей и секторов, механизмы стимулирования интеграционных процессов приграничных регионов стран СНГ.

Политика государства в территориальной организации хозяйства регионов Севера и направления ее совершенствования. Повышение конкурентоспособности базовых отраслей и предприятий. Стимулирование миграции избыточного населения. Концентрация населения в наиболее благоприятных для жизни и экономической деятельности населенных пунктах. Консервация нежизнеспособных поселений. Специфика половозрастного и профессионально-квалификационного состава населения северного региона. Проблемы коренных малочисленных народов Севера

Тема 18. Особенности территориальной организации населения экономических районов, федеральных округов и субъектов РФ

Современное состояние, факторы и проблемы территориальной организации производства и населения в Европейском центре, на Юге России, в Европейском Севере, Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Пути и механизмы совершенствования территориальной организации производства и населения в регионах России с учетом стратегии их устойчивого социально-экономического развития. Необходимость совершенствования демократических механизмов управления. Усиление роли государства и трансформация его функций.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Целью проведения семинарских занятий является закрепление основных теоретических положений и понятий дисциплины формирование у студентов широкого пространственного экономического мышления, собственной позиции во время дискуссий, а также привитие навыков самостоятельной работы по выявлению проблем, разработке и реализации мер государственного регулирования экономики, применению полученных знаний в практической деятельности. При этом обязательной является самостоятельная работа студентов с использованием рекомендованной литературы.



 

Семинар по теме:

«Предмет, задачи и научные основы дисциплины «Территориальная организация населения»»

Вопросы семинара

1. "Пространственное размещение сельского хозяйства" Иоганна Генриха фон Тюнена.

2. Географическое размещение сельского хозяйства А.Леша.

3. Основные положения теории центральных мест В. Кристаллера.

4. Теория размещения промышленности Альфреда Вебера.

5. "Региональная наука" и ее представители У. Изард (США), П. Хаггет (Великобритания)

6. Научные основы разработки Генеральных схем размещения производительных сил в России

ЛИТЕРАТУРА

 

Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. Учебное пособие. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008.

И.А. Родионова Территориальная организация населения и хозяйства России. Учебное пособие. – М.: Эконинформ, 2009 – 168 с.

 

Семинар по теме:

«Территория и границы РФ как фактор развития российского государства»

Семинар проводится в форме практического занятия.

Задание: Определить слабые и сильные стороны, возможности и угрозы экономико-географического положения России. Подготовить аргументацию по основным позициям. Заполнить таблицу SWOT-анализа по оценке ЭГП.

Результаты работы обсуждаются на занятии, проводится обмен мнениями, делаются дополнения в таблицу.

В конце занятия проводятся минидебаты по вопросу: "Территория РФ – фактор ускорения или торможения социально-экономического развития РФ"

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. Экономическая география России.: Учебник. Изд. перераб. и доп. /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Степанова М.В.. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 567с.



Семинар по теме

«Закономерности, принципы, факторы территориальной организации производства»

Вопросы семинара

1. Международное разделение труда как закономерность территориальной организации производства.

2. Отрасли специализации России в международном разделении труда.

3. Отрасли специализации зарубежных стран (по выбору студента)

Вопросы для обсуждения

1. Какие экономические и социальные выгоды странам приносит участие в международном разделении труда?

2. Какие преимущества может получить Россия от углубления ориентации на внешнеэкономическую деятельность?

3. Какие отрасли инновационной экономики России могут стать конкурентоспособными в мировом масштабе.

Проведение минидебатов по вопросу:

Приоритеты в размещении производства: принципы социальной справедливости и экономической эффективности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Территориальная организация населения: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.Г. Чистякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2009. -252с.;

2. В.П. Максаковский. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций в 2-х частях. М.:Владос, 2009

3. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика. М.:"Гардарики", 2008 -224с.

 

Семинар по теме:

«Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России»

Вопросы семинара

Экономическая оценка неметаллических природных ресурсов.

Роль и оценка лесных ресурсов для хозяйства и окружающей среды России.

Водные ресурсы, их размещение и экономическая оценка.

Проблемы использования биологических ресурсов.

Перспективы использования и размещение рекреационных ресурсов в России.

Вопрос для обсуждения

Проблемы ресурсообеспеченности России в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

1.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. Территориальная организация населения: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.Г. Чистякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2009. -252с.;

 

 

Семинар по теме

«Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России.»

 

Вопросы семинара

1. Миграции населения, понятие, виды, классификации.

2. Характеристика миграционных процессов в России.

Далее предполагается проведение «круглого стола» по проблемам регулирования иммиграции в России. Студенты выступают на «круглом столе» как эксперты и представители органов государственного управления и общественных организаций: Федеральной миграционной службы, Министерства внутренних дел, Министерства регионального развития, Министерства здравоохранения и социального развития, Российского союза предпринимателей и промышленников, представители общественной организации малого бизнеса «ОПОРЫ», обществ по защите прав человека, представители территориальных органов государственного и муниципального управления.

Вопросы для обсуждения

1. Плюсы и минусы иммиграции в России.

2. Необходимые меры для эффективного управления миграционными потоками в России.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

1.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. Экономическая география России. : Учебник. Изд. перераб. и доп. /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Степанова М.В.. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 567с.

Семинар по теме:

«Территориальные факторы и особенности развития расселения. Формы расселения населения»

 

Вопросы семинара

1. Формы городского расселения, их развитие в современной России.

2. Формы сельского расселения, их развитие в современной России.

3. Наукограды как инструмент перехода к инновационной экономике

Вопросы для обсуждения

Проблемы развития российских моногородов, пути их решения.

Закрытые территориальные образования (ЗАТО), перспективы их развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агирречу А.А. Наукограды России: история формирования и развития. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – С. 20 – 23, 95 – 97.

2. Городское хозяйство. Учеб. пособие/ под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. с.8

3. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России/ под ред. Н.И. Ивановой. – М.: Магистр, 2008. – С. 283

Семинар по теме:

«Отраслевая структура экономики РФ. Промышленность РФ»

 

Подготовка к данному семинару требует проведения анализа статистических данных Федеральной службы государственной статистики и подготовки презентаций в Power Point.

Вопросы семинара

1. Экономика РФ, ее отраслевая структура.

2. Структурные диспропорции в экономике России.

3. Приоритеты структурной политики России.

4. Место промышленного комплекса в экономике России, его состав.

5. Территориальная структура промышленности РФ.

6. Формы организации промышленности.

 

Вопросы для обсуждения

1. Методы и инструменты построения инновационной модели экономики.

2. Влияние НТП на территориальную организацию хозяйства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

1.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / В.П. Желтиков -4-е изд, доп и перераб. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Академцентр, 2010, -384с.

 

Семинар по теме:

«Территориальная организация электроэнергетики РФ»

Вопросы семинара

1. Значение электроэнергетики в экономике РФ.

2. Размещение и перспективы развития теплоэнергетики России.

3. Размещение и перспективы развития атомной энергетики России

4. Территориальная организация гидроэнергетики.

5. Районообразующие значение крупных электростанций.

6. Энергетическая доктрина России.

7. Политика энергосбережения в России, ее основные направления и методы реализации

 

Вопрос для обсуждения

Перспективы развития российской экономики с освоением нетрадиционных источников энергии.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономическая география России.: Учебник. Изд. перераб. и доп. /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Степанова М.В.. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 567с.

2. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

 

Семинар по теме:

«Территориальная организация черной металлургии РФ»

Вопросы семинара

1. Уральская металлургическая база: проблемы и пути развития.

2. Центральная металлургическая база: проблемы и пути развития.

3. Сибирская металлургическая база: проблемы и пути развития.

4. Районообразующее значение черной металлургии (на примере Череповецкого металлургического комбината).

5. Территориальная организация цветной металлургии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Конкурентные преимущества черной металлургии России на мировом рынке.

2. Какие преимущества и потери ожидают российских металлургов при вступлении в ВТО?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Стратегия развития металлургической промышленности до 2020 года. Официальный сайт Минпромторга России.

2. Экономическая география России. : Учебник. Изд. перераб. и доп. /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Степанова М.В.. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 567с.

 

Семинар по теме:

«Территориальная организация машиностроительного комплекса РФ»

 

Вопросы семинара

1. Состав и структура машиностроительного комплекса России.

2. Размещение авиа- и космического машиностроения в России.

3. Размещение энергетического машиностроения в России

4. Размещение транспортного машиностроения в России.

5. Конкурентоспособные производства в станкостроении, их размещение.

 

 

Вопрос для обсуждения

Какие условия и преференции необходимы для обеспечения конкурентоспособности отраслей российского машиностроения на мировом рынке?

ЛИТЕРАТУРА

1. ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы». Официальный сайт Минпромторга России.

2. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 – 2010 годах и на период до 2015 года. Официальный сайт Минпромторга России.

3. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

.

Семинар по теме:

«Территориальная организация химико-лесного комплекса РФ»

 

Вопросы семинара

1. Отраслевая структура химического комплекса.

2. Факторы и размещение отраслей горной химии Проблема обеспеченности России химическим сырьем.

3. Территориальная организация основной химии (сернокислотной, содовой, минеральных удобрений). Уровень развития и проблемы отрасли.

4. Территориальная организация химии органического синтеза. Уровень развития и проблемы отрасли.

5. Отраслевая структура лесного комплекса. Территориальная организация отраслей лесного комплекса.

6. Россия на мировом рынке продукции лесной промышленности.

 

Вопрос для обсуждения

Отрасли химической и лесной промышленности, имеющий перспективы для развития как отраслей специализации России в мировом хозяйстве

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономическая география России. : Учебник. Изд. перераб. и доп. /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Степанова М.В.. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 567с.

2. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

.

 

Семинар по теме:

«Территориальная организация пищевой и легкой промышленности РФ»

Вопросы семинара

1. Состав и структура пищевой промышленности.

2. Развитие сырьевой базы пищевой промышленности России.

3. Территориальная организация мясной промышленности России.

4. Территориальная организация молочной промышленности России.

5. Территориальная организация сахарной промышленности России.

6. Состав и структура легкой промышленности России

7. Территориальная организация текстильной промышленности России.

8. Территориальная организация швейной промышленности России.

9. Территориальная организация трикотажной промышленности России.

Вопросы для обсуждения

Что Россия может противопоставить тенденции импортозамещения в легкой промышленности? Каковы конкурентные преимущества отрасли?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

1.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. . Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состав и перспективы РПС) учебное пособие / Э.Н.Кузьбожев, Н.А. Козырев, М.Г. Световцева – М.: Издательство Юрайт, 2010 – 540с

 

Семинар по теме:

«Факторы и размещение сельского хозяйства»

 

Вопросы семинара

1. Природные, экономические и социально-демографические факторы размещения сельского хозяйства. Обеспеченность почвенно-климатическими ресурсами территорий РФ.

2. Территориальная организация растениеводства.

3. Территориальная организация животноводства.

4. Межрайонное территориальное разделение труда в сельском хозяйстве.

5. Проблемы конкурентоспособности сельхозпроизводства в РФ

 

Вопросы для обсуждения

Проблемы обеспечения высококвалифицированными кадрами сельского хозяйства России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

2. Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

3. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

Семинар по теме:

«Особенности территориальной организации транспортной системы России»

Вопросы семинара

3. Роль транспортной системы в совершенствования территориальной организации хозяйства и населения РФ.

4. Железнодорожный транспорт: строительство транспортных коридоров.

5. Трубопроводный транспорт – необходимость географического сдвига на восток.

6. Современное состояние и размещение морского транспорта России.

7. Проблемы и перспективы развития авиационного транспорта России

 

Вопросы для обсуждения

1. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта.

2. Перспективы реализации Транспортной стратегии России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

1.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. Сегунин Н.С. Транспортный комплекс, М: ИНФРА-М, 2005.

3. Лукьянович Н.В. Морской транспорт в мировой экономике, М: Моркнига, 2009.

4.Материалы периодической печати и Интернет-ресурсы.

Семинар по теме:

«Россия в системе международного разделения труда"

Семинар может проводиться в форме «круглого стола» на тему "Конкурентоспособность отраслей российской экономики".

Все студенты группы на занятии выступают в качестве экспертов по выбранной ими отрасли, сфере. Желательно сформировать группу экспертов из 3-4 человек, чтобы отразить разнообразие мнений по каждому вопросу и организовать дискуссию. На «круглом столе» прежде всего представляются экспортоориентированные отрасли и производства, затем те отрасли, которые могут в ближайшее время стать конкурентоспособными при минимальной поддержке государства. Затем выделяются наиболее проблемные с точки конкурентоспособности отрасли и сферы.

По первой группе экспортоориентированных производств студенты могут стать экспертами по топливной промышленности, металлургии, зерновому хозяйству, энергетичекому машиностроению, оборонному комплексу, производству минеральных удобрений.

По второй группе потенциально конкурентоспособных производств студенты могут выбрать судостроение, авиастроение, лесную промышленность.

По третьей группе "слабых" производств банковский сектор, сельское хозяйство, машиностроение в том числе автомобилестроение, легкая промышленность, фармацевтическая отрасль и др.

В начале и в конце «круглого стола проводится голосование по вопросу: «Станет ли российская экономика конкурентоспособной в ближайшее десятиление?». Второе голосование показывает как изменилось мнение студентов по данному вопросу в результате обсуждений и консультаций с экспертами.

«Круглый стол» проводится ведущим, который в начале представляет проблему повышения конкурентоспособности российской экономики, рассказывает об основных этапах преобразований на этом пути. Он же проводит голосование, выстраивает последовательность обсуждаемых вопросов. Желательно для ведущего заранее подготовить сценарий «круглого стола».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Халевинская Е. Д., Вавилова Е. В. Всемирная торговая организация и российские интересы. – Москва, Издательство «Магистр», 2009

2. Исаченко Т.М., Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2008

1. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО. Основы функционирования и проблемы присоединения России. Учебное пособие. – Москва, Издательство «Дашков и Ко», 2008

Семинар по теме:

«Формирование единого экономического пространства на постсоветской территории»

 

Занятие может проводиться в форме научных дебатов по вопросу "Нужна ли России интеграция в рамках СНГ?" Для оценки результатов выбирается жюри их трех человек.

Все студенты группы делятся на две команды. Одна защищает позицию эффективности интеграционных связей в рамках СНГ. Другая - отстаивает мнение о неэффективности интеграции в рамках СНГ и необходимости развития интеграционных связей в рамках других образований, например, ЕВРАЗЭС или Таможенного Союза.

Дебаты проходят в три этапа.

На первом этапе выступают лидеры от каждой от группы. Они готовят короткое представление позиции команды. Оценивается лаконичность, яркость, содержательность выступления.

На втором этапе каждая группа составляет список аргументов "за" или "против". Оценивается как количество аргументов, так и точность их формулировок.

На третьем этапе каждая команда выбирает из списка команды-противника несколько аргументов, по которым они готовы поспорить. Но сначала они просят пояснить и обосновать этот аргумент его авторов. Затем проходит дискуссия по вопросу. Оценивается уровень подготовки студентов по теме дебатов, научность доказательной базы и ссылки на мнения ученых и практиков, владение культурой проведения дебатов, активность членов команды.

Все три этапа оцениваются по десятибалльной шкале.

Итоги подводятся жюри. Члены жюри могут пояснить свои оценки.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник - 3-е изд., доп. и перераб. Под редакцией: В.И. Кушлина, М.: Издательство РАГС, 2010.

2. Исаченко Т.М., Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2007.

Семинар по теме:

«Тенденции социально-экономического развития севера России и приграничных районов»

 

Вопросы семинара

1. Показатели социально-экономического развития территории.

2. Регионы Крайнего Севера и приравненные к ним, оценка их уровня развития, особенности территориальной организации.

3. Приграничные районы России, оценка их уровня развития, особенности территориальной организации.

 

Вопросы для обсуждения

Государственная политика освоения Севера: вчера, сегодня, завтра.

Эффективность вложений в освоение Севера.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. Территориальная организация населения: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е.Г. Чистякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2009. -252с.;

Семинар по теме:

«Экономическое районирование России и особенности территориальной организации экономических районов России»

 

Вопросы семинара

1. Научные теории экономического районирования

2. Современный этап экономического районирования России: цели и задачи, методы их реализации.

3. Особенности территориальной организации федеральных округов (по выбору студента)

 

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы экономического районирования.

2. Проекты нового экономического районирования России, возможности их реализации.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управлении я / Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

1.-479с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»

2. Территориальная организация населения: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е.Г. Чистякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2009. -252с.;;


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Учебная программа предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Она включает:

подготовку к семинарским занятиям путем изучения материалов лекций и рекомендованной кафедрой литературы по дисциплине;

проведение студентом самоконтроля усвоения тем предметов путем ответов на контрольные вопросы, содержащиеся в учебной литературе;

научную работу студента под руководством преподавателя в процессе подготовки докладов, рефератов, научных статей, выступлений на конференциях и в кружках.

 

Требования, предъявляемые к основным видам самостоятельной работы:

Эссе- научное сочинение небольшого объёма. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Качество эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких, как: 1) исходный материал, который вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); 2) качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы); 3) аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в Вашем эссе проблемами).

Объем эссе – 5–6 страниц напечатанного текста.

Рефераткраткий обзор одной или нескольких книг, научных статей по определенной теме.

При написании реферата студент должен показать навыки самостоятельной работы с научной литературой, умение отобрать нужный материал, обобщить и изложить его в краткой форме, оформить. Объем реферата – от 5 до 15 страниц напечатанного на компьютере текста.


 

Методические указания

по выполнению курсовой работы по дисциплине «Территориальная организация населения» для студентов 2 курса специальности "Государственное и муниципальное управление"

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление" подготовка и защита курсовой работы – непременное условие подготовки квалифицированных специалистов. Курсовая работа имеет большое значение для подготовки и приобретения необходимых навыков написания и защиты в будущем дипломной работы.

Курсовая работа – это самостоятельная учебная, научно-исследовательская и творческая работа студента. Согласно предъявляемым требованиям выполнение курсовой работыпризвано способствовать закреплению знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умений и навыков, и готовить студентов к прохождению практики в органах государственного и муниципального управления, к использованию теоретических знаний в практической деятельности по специальности.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИкурсовой работы

Выполнение курсовой работы имеет целью:

- систематизацию, обобщение и расширение теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой научных исследований при разработке проблем и вопросов, решаемых в курсовой работе;

- определение уровня подготовленности студента к прохождению практики в органах государственного и муниципального управления.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен решить следующие задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы, практическую значимость выполнения курсовой работы;

- изучить теоретические положения, нормативно-правовую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме работы;

- изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме курсовой работы;

- собрать необходимый статистический материал для проведения аналитической части работы;

- провести анализ современного состояния и тенденций развития объекта исследования, используя соответствующие методы обработки информации;

- сделать самостоятельные выводы, выявить наиболее острые проблемы в развитии объекта и разработать авторские предложения по совершенствованию деятельности, предложить варианты решения определенных в процессе исследования проблем;

- оформить курсовую работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным документам.

 

Общие требования к выполнению курсовой работы

Курсовая работа должна иметь логично выстроенную структуру - все части должны быть тесно связаны между собой.

Тема курсовой работы должна быть посвящена разработке одной из актуальных проблем государственного и муниципального управления в сфере размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства и населения. Работа должна быть направлена на повышение эффективности территориальной организации населения и хозяйства, на организацию системы рационального управления территориальным развитием.

Объектами исследования могут являться отрасли национальной экономики, межотраслевые комплексы, формы территориальной организации населения, процессы естественного воспроизводства населения и т.п.

Курсовая работа должна базироваться на отчетных материалах органов государственного и муниципального управления, Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных подразделений, планово-прогнозных документах, научных разработках российских и зарубежных исследователей по выбранной тематике. Студенты приступая к работе должны ознакомиться с правовыми основами регулирования объекта исследования, нормативными документами органов государственного и муниципального управления, на которые возложены основные полномочия в данной сфере. Работа должна отражать современную ситуацию, анализ оперативного управления, поэтому необходимо использовать материалы периодической печати, интервью с ведущими деятелями науки и практиками.

Следует уделить внимание методам и инструментам управления территориальной организацией хозяйства и населения, оценить и обосновать рациональность предлагаемых решений конкретных управленческих задач способствующих успешному достижению цели курсовой работы.

В курсовой работе могут использоваться такие научные методы исследования как, системный анализ, программно-целевой, балансовый, экономико-статистический, экспертные оценки, факторный анализ, математическая экстраполяция и другие.

Курсовая работа должна быть правильно оформлена и содержать: титульный лист (форма представлена на сайте АБиК), содержание с указанием страниц по главам и параграфам, список литература, приложения.

Объем курсовой работы ограничивается 25-30 страницами (шрифт – Times New Roman, размер кегля – 14, интервал – 1,5), не считая приложений. Выравнивание текста по ширине страницы, выделение красной строки – отступа в начале абзаца (1,25 см) обязательно. Все таблицы и рисунки должны быть пронумерованы (таблицы и рисунки отдельно), нумерация сплошная по всей работе. Названия таблиц подписываются сверху, рисунков - снизу. Страницы работы подписываются справа сверху. Приложения нумеруются отдельно, они не входят в объем основной работы.

Структура курсовой работы, независимо от избранной темы, включает следующие разделы:

Введение

Глава 1, содержащая теоретические и правовые основы управления территориальной организации объекта. Можно выделить параграфы

1.1.

1.2.

Глава 2, содержащая анализ современного состояния и основных тенденций развития объекта управления, а также анализ организационной структуры, форм и методов работы субъекта управления; характеристику выявленных наиболее острых проблем развития объекта исследования. Материал разделяется по параграфам.

2.1.

2.2.

2.3.

Глава 3, содержащая выделенные автором приоритеты управления объектом и конкретное разработанное автором предложение по совершенствованию деятельности. Прараграфы

3.1.

3.2.

Заключение

Список литературы

Приложения

Список литературы и приложения по количеству страниц не регламентируются. Объёмы этих составляющих курсовой работы определяются студентами самостоятельно.

 

Содержание курсовой работы

Введение -вступительная часть, в которой необходимо:

- обосновать актуальность темы работы, ее теоретическую и практическую значимость;

- определить границы исследования (объект, предмет, хронологические и географические рамки);

- сформулировать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых направлено на достижение поставленной цели;

- определить методологическую базу и указать научные методы исследования;

- указать информационную базу и ее источники.

Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в курсовой работе вопросов. Практическое значение разработки темы подчеркивается ее важностью в решении общих проблем социально-экономического развития.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объектом исследования курсовой работы может быть территориальная организация отрасли хозяйства, размещение населения, его структура, формы расселения населения, размещение природно-ресурсного потенциала и т.д. в зависимости от выбранной темы, предмет исследования как категория научного процесса может быть представлен механизм воздействия на территориальную организацию объекта.

Цель курсовой работы формулируется как разработка обоснованных предложений, рекомендаций по совершенствованию территориальной организации объекта исследования на основе глубоко комплексного анализа объекта и факторов, влияющих на процесс территориальной организации. Формулировка цели должна обязательно согласовываться с названием курсовой работы.

Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач (примерно 4-6). Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных началь






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.069 с.