Вопрос 12.Особенности логопедического воздействия на ребенка школьного возраста в процессе коррекционно-развивающего обучения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос 12.Особенности логопедического воздействия на ребенка школьного возраста в процессе коррекционно-развивающего обучения.

2017-11-27 196
Вопрос 12.Особенности логопедического воздействия на ребенка школьного возраста в процессе коррекционно-развивающего обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 7. Задачи воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

Цель логопедии — разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение, воспитание людей с нарушениями речи. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи логопедии, затрагивающие вопросы теории (задачи 1 — 4) и практики (задачи 5-7):

1. Изучить этиологию, механизмы, структуру и симптоматику нарушений речи.

2. Выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез) при различных нарушениях речи.

3. Охарактеризовать взаимовлияние речи и личности ребенка.

4. Изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями развития (нарушения интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

5. Разработать методы обследования и приемы устранения нарушений речи детей и взрослых с нарушениями речи.

6. Разработать методы преодоления нарушений речи у детей с различными отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

Исходя из определения логопедии как науки, можно выде­лить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различ­ных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и сте­пени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного раз­вития детей с нарушением речевой деятельности, а также ха­рактера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различ­ных видов деятельности поведения.

4.Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двига­тельного аппарата).

5.Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симпто­матики речевых нарушений.

6.Разработка методов педагогической диагностики рече­вых расстройств.

7.Систематизация речевых расстройств.

8.Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9.Совершенствование методов профилактики речевых рас­стройств.

10.Разработка вопросов организации логопедической по­мощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоре­тическая, так и практическая ее направленность. Теоретическии ее аспект — изучение речевых расстройств и разработ­ка научно обоснованных методов их профилактики, выявле­ния и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихслогов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь на­учных и практических учреждений для более быстрого вне­дрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодо­ления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населе­ния для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия яв­ляется развитие речи, коррекция и профилактика ее наруше­ний. В процессе логопедической работы предусматривается раз­витие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде все­го мышления, процессов памяти, внимания; формирование лич­ности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устра­нить или смягчить как речевые, так и психологические нару­шения, способствуя достижению главной цели педагогичес­кого воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагоги­ческий процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.



Вопрос 10.


Вопрос 31. интеграция

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:

комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;

частичная интеграция. Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;

временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1—2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад», при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей.

Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа-детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии, оказываются принципиально иные задачи:

педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;

работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;

постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями спе­циалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога;

обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;

работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дош­кольнику в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;

целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б) об интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников, о совершенствовании материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании помощи воспита­телям в организации обучения ребенка с отклонениями в развитии в среде нормально развивающихся детей.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие условия:

 

содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии;

содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;

материально-технические и медико-социальные условия, предметно развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики.


 


Вопрос 9.

Вопросы 29, 30. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Вопрос30

Вопрос 12, 28


Ребенок школьного возраста

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средств Принципы логопедической работы ом развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

Учебно-воспитательный комплекте (УВК) представляет собой новую форму логопедической помощи детям, которые слабо подготовлены к обучению в массовой школе из-за недоразвития речи. Данный комплекс включает специальные логопедические классы, в которых образовательный процесс направлен:

• на предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевым недоразвитием;

• развитие коммуникативных навыков устной речи;

• подготовку к дальнейшему обучению на II ступени общеобразовательной школы.

Организация логопедических классов осуществляется на базе ДОУ. В эти классы направляются (на основе заключения ПМПК) дети в возрасте 7 лет с нерезко выраженным ОНР или ФФН, представляющие группу риска по дисграфии и дислексии.

3. Логопедический пункт — специальное учебное учреждение.

Предназначено для детей, имеющих:

• общее недоразвитие речи, преимущественно II уровня;

• фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловливающее дислексию и дисграфию; И

• заикание различной формы, оказывающее влияние на школьную адаптацию.

Форма организации учебно-коррекционной работы - групповые занятия. Основные задачи:

• коррекция нарушений устной и (или) письменной речи учащихся;

• своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, возникшей из-за этих нарушений;

• консультативная помощь учителям и родителям.

Срок коррекционного обучения - от 4—9 месяцев до 1,5—2 лет _, Логопедические пункты - наиболее массовая форма результативной помощи детям с нарушениями речи.

Педагоги общеобразовательной школы должны проявлять особое внимание к таким детям.

Работа логопеда детской поликлиники, детского центра восстановления здоровья, детского реабилитационного центра, психоневрологического диспансера,... Дифференциальная диагностика. Консультационная помощь. Коррекция речи, высших психических функций, моторики. поведения у детей школьного возраста в учреждениях. Учет ведущих видов деятельности детей школьного возраста при организации коррекционно-развивающей помощи. Особенности организации и основное содержание логопедической работы с детьми школьного возраста в учреждениях:

1.Устранение недостатков устной речи — формирование произношения, воспитание грамматически правильной речи, расширение лексики, связной речи;

2.Устранение и профилактика нарушений письменной речи. Совместная деятельность врачей, логопеда, психолога, родственников по нормализации речи детей.

Логопедические занятия со школьниками имеют значительные особенности. Они заключаются в следующем:

1) ведется работа с логопедом;

2) занятия происходят по расписанию в специальном кабинете (на логопедическом пункте, в поликлинике);

3) игровая форма занятий по мере повышения класса вытесняется специальными упражнениями и практикой в речи;

4) речевой материал и виды занятий сближаются со школьной практикой (коллективные занятия в форме урока — 45 мин.);

Адаптация к школе проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие.

Нарушения устной речи в той или иной степени отражаются на деятельности, поведении ребенка, отрицательно сказываются на овладении грамотой, на развитии в целом.

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного овладения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство получения знаний учащимися.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.

Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма.

Таким образом, деятельность логопеда направлена на содействие успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к образовательным условиям школы.

 

Учитель-логопед начинает работу с диагностики и определения структуры дефекта, выявления групп логопедического риска.

В сентябре проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Для анализа специфических ошибок обучавшихся ранее детей проводятся логопедические диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов, анализируются письменные работы в тетрадях.

Полученные данные позволяют правильно сформировать группы по структуре и выраженности дефекта и выработать стратегию преодоления недостатков.

Составляется расписание, график работы, разрабатываются тематический и календарный планы работы с детьми по подгрупповой и индивидуальной работе.

Подгрупповая работа с учащимися 1-х классов ведется в двух направлениях: совершенствование фонематического восприятия и фонемных дифференцировок, а также по предупреждению оптико-пространственных нарушений.

Подгрупповая работа с учащимися 2 классов – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения.

Индивидуальная работа с учащимися 3, 4 классов – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения.

Индивидуальная работа – по исправлению дефектов звукопроизношения и работе с детьми, имеющими сложные нарушения.

Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1-2 классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Перед учителем-логопедом ставятся следующие задачи.

1. Устранить нарушения устной речи.

2. Предупредить нарушения письменной речи учащихся.

3. Преодолеть нарушения письменной речи учащихся.

Коррекция нарушений устной речи включает в себя: нормализацию и развитие речевой моторики; развитие просодических элементов; устранение недостатков звукопроизношения; формирование и развитие фонематического восприятия; ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

При коррекции нарушений звукопроизношения применяется принцип индивидуального подхода. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно (подготовительный этап, этап постановки звука, этап автоматизации, этап дифференциации звука). Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.

Предупреждение нарушения письменной речи заключается в создании функционального базиса и средовых условий через неречевые и речевые упражнения в соответствии с психофизиологическим статусом детей.

Проводится работа по развитию речевых навыков, необходимых для овладения грамотой (стимуляция осознания звуковой стороны речи, стимуляция слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия, воспитание правильных фонематических представлений); по развитию зрительно – пространственного восприятия и наглядно – образного мышления (совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями, развитие навыков мыслительного перемещения и трансформации зрительных образов, формирование навыков схематичного изображения пространственных отношений); по формированию изобразительно – графических способностей; по развитию сукцессивных способностей ребенка (последовательность действий и планирование, последовательность в пространстве, последовательность во времени); по развитию способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Преодоление нарушений письменной речи подразумевает развитие неречевых и речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; формирование предпосылок интеллекта; формирование фонематических представлений и навыков анализа и синтеза. Система преодоления нарушений письменной речи учащихся многообразна.

В работе используются как логопедические методы и приемы (звуковой, слоговой анализ слова, позиционный анализ звуков, слогов и т.д.), так и методы предложенные нейропсихологами.

Логопедические занятия укрепляют у детей с речевой патологией костно-мышечный аппарат, развивают правильное речевое дыхание, совершенствуют моторные функции (в частности воздействуют на мелкую мускулатуру рук, мышцы артикуляционного аппарата и пр.), формируют правильную осанку, вырабатывают координированность движений, направлены на снятие мышечного утомления глаз, укрепление глазной мышцы.

При развитии моторных функций используются упражнения, направленные на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. Эти упражнения не только развивают мелкую моторику руки, но и улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

К концу первого учебного года сокращается число первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексиям и дисграфиям (в среднем в 4 раза). Продолжение работы во втором, третьем и четвертом классах позволяет добиться успешного разрешения трудностей школьного обучения, связанных с нарушениями устной и письменной речи.

Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала.

Логопедическая работа в начальной школе имеет как ближайший, так и отсроченный результат. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов.

После логопедического сопровождения ребенок чувствует себя равным по возможностям: он умеет правильно и точно пользоваться русским языком для передачи высказывания; отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения; оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических норм и т.д.

Таким образом, организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения.

Логопедическая поддержка ребенка способствует решению задач личного роста и развития учащегося, и, как следствие, профилактике школьной дезадаптации. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.

 

 


 


Вопрос 19

Лечебная физкультура (ЛФК) — это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний.

Занятия ЛФК содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям.

Главное средство ЛФК — специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Они подбираются в соответствии с особенностями заболевания и оказывают многогранное физиологическое действие: под воздействием физических упражнений активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма.

Лечебная физкультура у детей имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребёнка. Одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребёнка в развитии путём восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определённых заболеваниях.

Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, в специальных группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.

Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определённых возрастных групп при тех или иных заболеваниях.

Лечебная физкультура (ЛФК) - это система применения самых разнообразных средств физических упражнений - ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и проч., - т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека. Основная форма ЛФК - лечебная гимнастика - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.

Показания к ЛФК весьма обширны. Она может обеспечить наиболее эффективный процесс лечения и может способствовать восстановлению всех функций организма после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредовано, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.

Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, которая проводится с целью укрепления мышц, суставов и связок и, как следствие, исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др. Корригирующие упражнения при деформациях позвоночника назначают обязательно в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на специальных аппаратах, с так называемым отягощением, называют механотерапией.

Так же действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и даже зрение.

ЛФК назначает лечащий врач,

определяет методику занятий - врач-специалист по ЛФК,

проводит - инструктор, или врач по ЛФК.

Упражнения должны быть разумно выбраны и назначены так, чтобы укрепить весь организм, чтобы в стройной работе участвовал каждый орган и развивался каждый мускул.

ЛФК (лечебная физкультура)

К лечебной физкультуре (ЛФК) относятся методы лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанные на использовании лечебной гимнастики, состоящей из специально подобранных и методически разработанных физических упражнений. При назначении курса лечебной физкультуры врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса, происходящего в системах и органах человеческого организма. В основе оздоровительного действия лечебной гимнастики лежат физические нагрузки, строго дозированные применительно к пациентам с ослабленным здоровьем.

Виды лечебной физкультуры (ЛФК)

Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.

Упражнения, входящие в гимнастику ЛФК, различаются по анатомическому принципу и степени активности. По анатомическому принципу упражнения лечебной гимнастики делятся на физкультуру для мышц рук, ног, органов дыхания и т.п. - то есть, речь идет о гимнастике для конкретных мышечных групп. По степени активности лечебная физкультура делится на активную (упражнения, выполняемые полностью самим больным) и пассивную (упражнения, выполняемые больным с нарушением двигательных функций организма с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.

Назначает курс лечебной гимнастики лечащий врач, а врач-специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.


 

 


 

Вопрос 11

Особенности логопедической работы с детьми двух-трехлетнего возраста с задержкой речевого развития

Коррекционные воздействия в процессе работы с детьми двух-трехлетнего возраста с отклонениями в речевом развитии осуществляются нами с учетом следующих принципов: принцип максимальной личностной направленности коррекционного воздействия в процессе воспитания детей; принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей; принцип формирования, развития и совершенствования соответствующей возрасту детей формы общения; принцип взаимосвязи процесса формирования полноценного речевого общения и поведения ребенка; принцип поэтапного развития речи и других высших психических функций детей; принцип предметно-практической направленности процесса воспитания. Данные принципы сформулированы и обоснованы нами с учетом важнейших достижений в области психологии и педагогики. В логопедической и воспитательной работе используются также все основные принципы дидактики и теории воспитания.

на основе развития соответствующей возрасту детей когнитивной активности и компетенции постепенно формируется потребность в вербальном общении, стимулируется становление самостоятельной речевой деятельности детей в контексте онтогенетически адекватных форм общения.

Особое значение в процессе коррекционной работы созданию в специальной группе эмоционально-положительного психологического климата. Такой подход обеспечивает благоприятный фон для тесного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога и других сотрудников с детьми и их родителями, а также расширяет возможности оптимизации процесса развития и обучения наших воспитанников. Важным фактором эффективности педагогического процесса, на наш взгляд, является использование особого щадящего режима пребывания детей в дошкольном учреждении, что реализуется, прежде всего, посредством включения обучающих и коррекционно-развивающих воздействий в контекст спонтанной и специально организованной педагогами деятельности детей в течение всего дня, применения согласованных с родителями индивидуальных вариантов участия детей в мероприятиях, проводимых в группе ранней диагностики (последнее особенно актуально в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению).

Логопедическая работа в группе ранней диагностики осуществляется по подгруппам и индивидуально. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся ежедневно. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (логопеда и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности.

В логопедической работе с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития мы решаем следующие основные задачи: развиваем речевое внимание, понимание речи окружающих и вызываем потребность в вербальном высказывании; формируем лексико-грамматические средства речи и диалогическую форму общения; привлекаем внимание детей к звуко-слоговой структуре слова; формируем речь детей во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей, а также развитием тонкой моторики; закрепляем и совершенствуем вербальные средства общения детей в процессе разнообразных видов детской деятельности. Собственно логопедическая работа дополняется комплексами логоритмических упражнений, элементами игротерапии и музыкотерапии, а также упражнениями на релаксацию.

В соответствии с основными задачами логопедической работы в системе логопедических занятий выделены пять основных блоков: I — «Речь: внимание, понимание, потребность»; II — «Речь и познавательные процессы»; III — «Вербальные средства общения»; IV — «Слово и речевые звуки»; V — «Речь и детская деятельность».

Первый блок занятий включает серии последовательно усложняющихся игр, заданий, упражнений в контексте совместной деятельности логопеда и детей, целью которых является воспитание устойчивости внимания у каждого ребенка по отношению к различным раздражителям (сначала невербальным, затем вербальным), уточнение и расширение его возможностей в понимании обращенной речи взрослых, а впоследствии и других детей (сверстников и более старшего возраста). Постепенно под воздействием ненавязчивых стимулирующих воздействий логопеда (и под его руководством других взрослых участников эксперимента) в естественных и специально созданных ситуациях общения у ребенка усиливается проявление коммуникативных намерений (интенции), формируется потребность в вербализации отдельных аспектов общения.

Такого рода работа тесно переплетается с воспитанием когнитивных основ общения, чему главным образом посвящены занятия второго блока. Они преследую


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.