Тема 1. Сущность менеджмента — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 1. Сущность менеджмента

2017-11-21 1089
Тема 1. Сущность менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

План занятия:

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Процессы управления. Уровни менеджмента. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические, самоуправление. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Вопросы и задания для обсуждения

1. В чем заключаются причины появления такого специфического труда как управленческий?

2. Что вы знаете о происхождении термина «менеджер»? Какие синонимы существуют у этого термина?

3. Что является характерным в управленческой деятельности менеджеров различного уровня?

4. Определить и объяснить понятие менеджмента как науки, профессии, искусства, культуры.

5. Дать определение понятию «управление» исходя из его функций, целей, средств труда.

6. Какие роли выполняет современный менеджер в процессе профессиональной деятельности?

7. Какие из известных методов управления дают фирме большую степень свободы?

8. Какие общие и специфические черты у каждой из известных групп методов управления?

 

Практические упражнения

1. Применительно к деятельности организации перечислить системы, входящие во множество «субъекты управления» и «объекты управления». Определить, как соотносятся субъекты и объекты управления: как часть и целое, как независимые части, как две части одного целого и т.д.

2. Разработать модель (схему) взаимодействия субъекта и объекта управления, используя понятия «цель», «воздействие», «реакция», «обратная связь».

3. Назвать наиболее подходящие методы управления:

• студенческой аудиторией;

• посетителями, ожидающими приема у врача;

• бригадой строителей;

• пожарной командой;

• научным коллективом.

4. Дать характеристику известного вам менеджера. Описать выполняемые им функции. Оценить его с точки зрения присущих ему качеств современного эффективного менеджера.

 

Контрольные вопросы

1. Как Вы охарактеризуете сущность и виды управления?

2. Каковы условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления?

3. В чем сущность предмета и продукта труда управленческой деятельности?

4. Каковы различия в понятиях «управление» и «менеджмент»?

5. Раскрыть сущность организации.

6. Какие качества, присущие современному эффективному менеджеру Вы знаете?

7. Чем определяется содержание методов управления?

8. В чем состоит сущность экономических методов управления?

9. Каковы недостатки организационно-административных методов управления?

10. Раскрыть сущность и содержание социально-психологических методов управления.

 

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

План занятия:

Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школы менеджмента. Административная школа. Школа человеческих отношения. Подходы к управлению. Процессный подход к менеджменту. Ситуационные теории. Особенности российского менеджмента.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Чем обусловлено появление того или иного подхода к управлению в разные исторические периоды?

2. Охарактеризовать кратко концепции каждой школы. Какие из них можно считать наиболее интересными и почему?

3. Выделить достоинства и недостатки каждой школы.

4. Какие принципы управления А. Файоля актуальны для управления современными организациями?

5. Почему «школа человеческих отношений» возникла значительно позже «школы научного управления»?

6. Каковы экономические предпосылки возникновения школы количественных методов управления?

7. В чем заключается сущность процессного подхода в управлении?

8. Когда сформировались системный и ситуационный подходы к управлению, в чем состоит их сущность?

9. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях прошлого века, можно без корректировки применять сегодня на практике?

10. Развитие каких наук и технологий в наибольшей степени повлияло на становление современного менеджмента?

11. Какие из современных концепций менеджмента можно считать наиболее интересными и почему?

12. Раскрыть содержание понятия «демократизация управления».

13. Какие концепции управления в условиях российской действительности Вы можете предложить?

Практическое упражнение

1. Привести пример действующего предприятия, использующего модель рациональной бюрократической организации М. Вебера. Показать, какие положения этой модели используются на данном предприятии. Выявить их достоинства и недостатки.

2. Насколько правильно утверждение, что в современном менеджменте происходят изменения во взглядах: от власти труда – к власти разума; от бюрократического управления – к более простым формам; от независимости индивидуумов – к независимости коллектива; от менеджера – к лидеру; от формализованной власти – к неофициальной силе и влиянию.

 

Контрольные вопросы

1. Когда возникла наука об управлении?

2. Пояснить сущность управленческих подходов на различных этапах развития общественного производства.

3. В чем состоит сущность подхода к управлению на основе выделения научных школ?

4. Какой вклад в теорию управления внесли его основоположники Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер?

5. Назвать проблемы, которые стоят перед отечественной наукой и практикой управления в современный период.

Практические упражнения

 

1. Дать краткую характеристику известной Вам организации любой организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе: время создания, историю развития, численность персонала, производственно-экономические показатели, органы управления и т.п. Указать конкурентов, поставщиков и покупателей организации, другие факторы внешней среды, влияющие на эффективность ее деятельности.

2. Построить логическую цепочку (от фактора или условия к результату) из понятий «конкурентоспособность предприятия», «конкурентоспособность продукции», «ресурсы», «качество» и «эффективность управления»

Контрольные вопросы

1. Раскрыть сущность внутренней среды организации и перечислить ее основные переменные.

2. Что такое задача и в чем ее отличие от цели?

3. Что такое внешняя среда организации?

4. На какие главные вопросы дает ответ анализ внешней среды организации?

5. Какие группы факторов обязательно включают в анализ внешней среды организации?

6. Привести различия между внешней средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия.

ТЕМА 4. СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА:

Практические упражнения

1. Определить специальные функции управления в известной вам организации. Раскрыть содержание данных функций. Показать, какие подразделения (или специалисты) их выполняют.

2. Расположить в логической последовательности следующие понятия (от общего к более конкретному): функции органа управления, функции управления, функции работника аппарата управления, функции объекта управления.

3. Подобрать к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки (см. табл.1).

 

Таблица 1

А. Менеджмент 1. Человек, который на свой страх и на свои средства организует новое дело с целью получения прибыли.
Б. Функции управления 2. Желаемый результат, которого стремится добиться организация.
В. Цель организации   3. Состав, взаимосвязь, соподчиненность подразделений.
Г. Коммуникации 4. Человек, имеющий свое дело.
Д. Управленческое решение 5. Обмен информацией между двумя и более людьми.
Е. Организация (система) 6. Действие субъекта, состоящее в определении проблемы, способов ее решения и осуществления решения.
Ж. Бизнесмен   7. Группа людей (не менее двух человек), деятельность которой сознательно координируется для достижения определенных целей.
З. Предприниматель   8. Управление организацией в условиях рыночных отношений.
И. Организационная структура 9. Устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующийся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Контрольные вопросы

1. Что такое принципы управления?

2. Назвать факторы, определяющие принципы управления.

3. Перечислить основные принципы управления для современной рыночной экономики.

4. Охарактеризовать уровни управления организацией.

5. Что такое организационная структура, каким образом она формируется?

6. Сформулировать основные требования, предъявляемые к современным организационным структурам и организациям в целом.

Практические упражнения

1. Как вы будете мотивировать своего подчиненного, если он:

а) любит и носит дорогую одежду, стремится иметь символы положения в обществе (офис, ученую степень, звания, титул и др.), хочет соответствовать корпоративным ценностям, любит машины высокого качества, живет в престижном районе, член лучшего в городе клуба, стремится, чтобы о нем думали как о профессионале, гордится работой;

б) одевается чисто и аккуратно, имеет давно установившиеся личные привычки, любит вдаваться в подробности, беспокоится, готов защищаться от критики, любит правила и инструкции, нуждается в точности и ясности инструкций, не любит изменений и неопределенностей, противится изменениям на работе, предпочитает все делать сам, потому что знает, как делать, много работает;

в) любит быть членом клубов, посещать пабы, получает удовольствие от работы в команде, предан членам команды, любит делиться своим мнением перед тем, как принять решение, соответствует ценностным ориентациям группы, выступает против перемен, если это беспокоит его группу, хочет быть популярным. В качестве менеджера мог бы не плохо справляться с дисциплиной и делегированием полномочий другим. Становится в оборонительную позицию, если на группу нападают или критикуют, умеет хорошо и кратко передавать свои мысли, чтобы держать товарищей по команде в курсе дела;

г) много работает для достижения цели, рискует, любит испытывать свои силы, организатор игр, считает, что «жизнь – это состязание», ревниво относится к соперникам, хочет всегда побеждать, не умеет достойно проигрывать, плохо работает с командами, индивидуалист;

д) испытывает потребность и любит похвалу, обращает внимание на успехи, гордиться наградами, любит быть в центре внимания, много работает, хочет добиться успеха;

е) любит принимать решения, организовывать других, получает удовольствие от руководства работой других, четко мыслит и может хорошо выражать свои идеи, любит участвовать в руководстве делами, может жить, принимая трудные решения, может выступать с конструктивной критикой деятельности организации, проявляет инициативу;

ж) с готовностью берет на себя ответственность, любит новые благоприятные возможности, решительный, ясно выражает свою точку зрения, может быть очень критичен по отношению к организации, любит поступать по-своему, проявляет упорство при защите своих собственных идей, досуг предпочитает проводить уединенно, не любит правила, не любит начальников;

з) хочет учиться, приветствует перемены, не любит рутину, любит неопределенность, получает наслаждение от риска, любит новшества. Не всегда все заканчивает хорошо.

2. Из финансовой службы предприятия стали уходить лучшие специалисты. За полгода до их ухода вице-президент по финансам делал попытку повысить на 25 % оклады четырем лучшим работникам, но не добился согласия кадровой службы, ведающей штатным расписанием. Начальник этой службы доказал, что вознаграждение является достаточным, и в подтверждение ссылался на средние значения окладов, данные о которых ежегодно публикуются профессиональной ассоциацией. Размеры окладов корректировались ежегодно в соответствии с динамикой средних показателей.

Однако ослабление финансовой службы говорит о том, что подход не учитывал реальных условий. Кадровая служба провела анкетирование работников финансовой службы. Ни один их ведущих специалистов службы прямо не жаловался на оклады. Они указывали, что деятельность фирмы лишь в малой степени удовлетворяет их запросам. Фирма утратила место лидера на рынке, и задачи финансовой службы стали более рутинными.

Руководитель службы управления персоналом, вооружившись этими данными, предложил президенту заменить вице-президента по финансам, который настаивал на своих требованиях, нарушающих, по мнению кадровика, всю систему оплаты. Он отмечал, что ценит вице-президента по финансам как человека, но компания сильна и сможет пережить потерю нескольких талантливых специалистов. На что президент отвечал, что если компания не теряет талантливых людей, она еще сильнее.

К какому решению должны прийти президент фирмы и руководитель службы кадров, чтобы сохранить лучших работников? Какие негативные последствия и экономические потери понесет организация, если эти работники уйдут в другую организацию?

3. Возьмите несколько (5–6) категорий работников организации или вашего вуза (например, директор, специалист, рабочий, преподаватель, студент и т.п.) и выясните их наиболее важные желания или потребности, требующие удовлетворения. Объясните по каждому работнику, какие теории мотивации могут быть использованы для активизации их трудовой деятельности. Определите возможные способы мотивации указанных лиц.

Результаты следует оформить в приведенную ниже таблицу.

Таблица 3

Предложения по мотивации работников

Должность работника Наиболее важные для работника желания и потребности (не более четырех) Какие теории мотивации могут быть использованы для активизации деятельности работника Способы мотивации
1.      
2.      
и т.д.      

 

Контрольные вопросы

1. Раскрыть сущность понятий «потребность», «мотивация», «мотивирование», «стимулирование», «вознаграждение».

2. Дать понятие и охарактеризовать виды мотивации.

3. Дать определение потребностям и запросам работников.

4. Как Вы понимаете мотивационный процесс?

5. Какие теории мотивации вы знаете?

6. В чум сущность теорий мотивации Маслоу и Альдерфера?

7. В чем особенность теории приобретенных потребностей Мак-Клеланда?

8. Назвать сходства и различия между теориями Маслоу и Герцберга.

9. Объяснить, какие положения из теорий содержания и процесса мотивации могут быть использованы на практике в России, а какие нет. Почему?

10. Раскрыть содержание работы менеджера, направленной на рост производительности труда.

ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

План занятия:

Значение и роль планирования в процессе управления. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации. Основные элементы планирования. Этапы планирования. Модели сетевого планирования.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Для чего нужна формулировка общей цели организации?

2. Какая связь существует между целями организации и функциями менеджмента?

3. Пояснить, что такое тактика, политика, процедуры, правила и как через них реализуется стратегия.

4. Какие существуют виды планов по временному признаку?

5. В чем заключается сущность оперативного и текущего планирования?

6. Какую последовательность Вы установите при подготовке к работе над долгосрочным планом фирмы?

7. Каковы достоинства и недостатки системы управления по целям (результатам)?

8. В чем отличие функции планирования от функции организации?

 

Практические упражнения

1. На основе рекомендаций, которые должны быть учтены при формулировании миссии организации, и примера, приведенного в табл. 4, определить миссии остальных организаций.

Таблица 4

Организации Миссия
Коммерческий банк Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников
Кондитерская фабрика  
Образовательное учреждение  
Опытно-конструкторское бюро  
Фирма-производитель оборудования для офисов  

 

2. Рыбокомбинат, выпускающий кулинарную продукцию и консервы в банках, при исследовании рынка установил, что спрос на консервы в банках устойчив, спрос на кулинарную продукцию резко снижается. В то же время было выявлено, что большим спросом пользуются полуфабрикаты в специальных упаковках, потребность в которых практически не удовлетворена.

Рыбокомбинат после проведенного исследования решает ввести в строй цех по производству полуфабрикатов за счет сокращения объема кулинарных изделий с постепенным сворачиванием их выпуска.

Определить стратегию комбината по отношению к каждому виду продукции и его общую стратегию.

На основе примера формулирования ключевой, поставленной перед функциональной подсистемой «маркетинг», поставьте цели перед остальными функциональными подсистемами (табл. 5).

Таблица 5

Функциональная подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое мести по продаже полуфабрикатов в специальных упаковках
Производство  
Финансы  
Персонал  
Менеджмент  
Планирование  
Учет  
Инновации  
Контроль  

 

Контрольные вопросы

1. Какова сущность, принципы и методы планирования?

2. Дать определение прогнозирования, бюджета, финансов предприятия.

3. Назвать этапы внутрифирменного планирования.

4. Какие цели и задачи ставятся и решаются в долгосрочных, среднесрочных и оперативных планах?

5. Кто и каким образом участвует в составлении различных видов планов?

 

Практические упражнения

1. При анализе управленческой деятельности руководителей двух конкурирующих предприятий было выяснено следующее.

Руководитель первого предприятия хорошо знает свой коллектив, интересуется успехами и неудачами в работе своих сотрудников. Он требует от руководителей функциональных и производственных подразделений, чтобы они больше интересовались возможностями и характерами своих сотрудников в целях последующего воздействия на них.

Руководитель второго предприятия гордится высокой исполнительностью в своем коллективе. Он добивается этого через приказы, распоряжения, указания. Однако, последнее время на этом предприятии возросла текучесть кадров, и предприятие стало сдавать свои позиции в конкурентной борьбе.

Какими методами управления пользовались руководители предприятий? Сравните их. Почему, на ваш взгляд, второе предприятие стало сдавать свои позиции?

2. Анализ текучести кадров на предприятии показал, что наибольший коэффициент текучести руководителей низшего звена управления наблюдается в одном из цехов. Выявленные причины текучести связаны с методами управления, используемые начальником цеха. Он все руководство берет на себя, практически не делегируя полномочия подчиненным, сам решает организационные, производственные и экономические вопросы. Хотя его общение с коллективом цеха сведено к минимуму, он единолично определяет систему поощрения и наказания, занимается разрешением конфликтов. Все свои решения он проводит через приказы и распоряжения.

Определить, какие методы превалируют в руководстве коллективом? Оценить причины их неэффективности.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается необходимость проведения контроля в организации?

2. Что является объектом контроля?

3. Назвать требования, предъявляемые к контролю.

4. Охарактеризовать основные этапы контроля.

5. Раскрыть суть и содержание предварительного контроля.

6. В чем принципиальные различия в контроле ресурсов, процессов и продукции?

7. Как бюджеты обеспечивают объединение планирования и контроля?

8. Как организуется контроль на предприятии?

Практические упражнения

1. Охарактеризовать основные подходы к принятию решений (табл.6).

 

Таблица 6

Типы решений Сущность Пример
  Централизованный    
Децентрализованный    
  Групповой    
Индивидуальный    
  Система участия    
Система неучастия    
  Демократический    
Совещательный    

 

2. На предприятии подготовлен резерв для замещения однородных должностей руководителей экономических отделов. Руководители предприятия, кадровая служба составили список резерва в алфавитном порядке и путем экспертного опроса установили приближенно степень соответствия каждого кандидата каждой из возможных вакансий.

Например, установлено, что кандидат А для замещения должности 4 подходит примерно в два раза лучше, чем для должности 2, для замещения должности 1 кандидат Б – в два раза хуже, чем кандидат В и т.д. Придавая таким характеристикам количественную оценку, можно составить табл. 7 соответствия кандидатов различным должностям.

Как произвести подбор кандидатов на все должности, чтобы суммарная оценка их качества оказалась наибольшей?

 

Таблица 7

Кандидаты Должности
         
А          
Б          
В          
Г          
Д          

Практические упражнения

1. Ознакомившись с основными видами информации, заполнить табл. 10.

 

Таблица 10

Классификационный Признак Виды информации Характеристика Практический пример
По характеру Непрерывная    
Дискретная    
По типу передаваемой информации Документальная    
Недокументальная    
По источнику происхождения Первичная    
Вторичная    
По способу распространения Опубликованная    
Неопубликованная    
По области получения и исполнения Внутренняя    
Внешняя    

 

2. Ниже приводятся выдержки из беседы двух руководителей предприятия о каналах распространения информации.

– Я всегда использую только объективные источники информации: служебные документы, данные диспетчерской службы и рекомендации АСУ. В коммуникационном процессе нет места слухам и субъективной информации.

– Я с тобой не совсем согласен. Слухи можно и нужно использовать. Выявив каналы их распространения, можно организовать утечку информации и узнать о реакции на нее по каналам обратной связи. Возможная оценка реакции персонала способствует правильной подготовке нововведений на производстве.

Вопросы к ситуации:

1) Какую точку зрения вы разделяете? Обосновать свою позицию в этом вопросе.

2) Какая информация, поступающая по субъективным направлениям, является более точной?

3) Как следует оценивать эффективность коммуникационного процесса в организации?

3. Используя модель коммуникационного процесса, описать в терминах коммуникационный процесс взаимодействия преподавателя и студента в аудитории в ходе проведения практического занятия по любой дисциплине. Для оценки коммуникационного процесса при проведении практического занятия сформулировать ответы на следующие вопросы.

1) Какова политика преподавателя в области коммуникации (коммуникационная политика)?

2) Каков управленческий стиль преподавателя и как он влияет на межличностные и межгрупповые коммуникации?

3) Какие формы коммуникации использует преподаватель на практическом занятии?

4) Где, когда происходил (происходит) сбой в коммуникационном процессе?

5) Какие коммуникационные барьеры имели (имеют) место при проведении занятий?

6) Какие коммуникационные сети используются на занятиях?

7) Каким образом коммуникационный стиль преподавателя связан с мотивацией студентов? Отвечает ли он мотивационному поведению студентов?

8) Какие невербальные формы коммуникации использует преподаватель? Являются ли они эффективными?

4. Разработать в соответствии с приведенными общими требованиями письмо, содержащее запрос, сопроводительное письмо, типовое письмо, выражающее просьбу, письмо-ответ в соответствии с осуществляемым вами (организацией) видом деятельности.

Письмо, содержащее запрос, должно включать: а) обоснование актуальности запроса; б) содержание запроса; в) ожидаемый результат; г) формулирование гарантии.

Приведем возможные фразы для этого письма.

В порядке оказания технической помощи…

В порядке обмена опытом…

В связи с проведением совместных работ…

В соответствии с предварительной договоренностью…

Несмотря на наши неоднократные напоминания…

В сопроводительном письме указываются: а) сообщение о высылаемом материале; б) уточняющие сведения. Ключевое слово – «отправлять».

Возможные фразы для этого письма.

Прилагая при этом…

Пользуясь случаем…

Считаю необходимым…

Типовое письмо, выражающее просьбу, включает: а) изложение причины, побудившей обратиться с просьбой; б) изложение просьбы; в) ожидаемый результат, если просьба будет удовлетворена; г) готовность к дальнейшему сотрудничеству.

Возможные фразы для письма.

В порядке исключения…

Ввиду срочности…

Испытывая острую потребность…

Если Вас не затруднит…

Письмо-ответ: а) повторение сути просьбы; б) причины, почему просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято; в) констатация отказа или отклонение предложения.

Возможные фразы для этого письма.

К сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным…

Сожалеем, но мы вынуждены отклонить Ваше предложение…

5. Подготовить краткое телефонное сообщение о возникшей у вас идее совершенствования продукции (услуг). Руководствуйтесь следующими правилами:

▪ четко определите цель разговора, что вы хотите достичь этим разговором, кому хотите звонить, когда это лучше сделать, какие вопросы хотите задать, какие документы потребуются в разговоре;

▪ при разговоре будьте кратки, сначала сообщите, кто говорит и о чем пойдет речь, и только затем объясняйте причины звонка и подробности, не прерывайте начатый разговор, избегайте параллельных разговоров, следите за временем разговора, завершайте разговор, как только достигнута цель;

▪ избегайте нелитературных выражений, используйте паузы, при непонимании разговора не раздражайтесь, повторите все сказанное другими словами;

▪ помните, что телефон нужен не для разговора, а для договоренностей.

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятию «информация», охарактеризовать известные виды информации.

2. Раскрыть сущность коммуникаций.

3. Дать характеристику коммуникационного процесса.

4. Раскрыть сущность этапов коммуникационного процесса.

5. Обозначить основные типы невербальных коммуникаций.

6. Какой смысл вкладывается в понятие «эффективные коммуникации»?

7. Описать направления совершенствования коммуникаций в организации.

 

ТЕМА 10. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ

План занятия:

Основные определения и характеристики власти. Экономические, социальные и моральные основы власти. Власть и влияние. Власть и партнерство. Источники и формы власти. Делегирование полномочий. Просьба, указание, распоряжение, приказ.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «власть»?

2. Охарактеризовать основные типы власти.

3. Многие полагают, что обладание властью подразумевает возможность влиять на других, навязывая им свою волю независимо от того, нравится это людям или нет. Как соотносятся понятия «власть» и «влияние»?

4. Каковы сильные и слабые стороны убеждения?

5. Дать краткое описание баланса власти между руководителем и подчиненным.

6. В чем отличие стилей руководителя, ориентированного на работу, и руководителя, ориентированного на человека? Какой стиль руководства является наиболее эффективным?

7. Каковы четыре системы стилей лидерства по Лайкерту?

8. Что включает в себя управленческая решетка Дж. Моутона и Р. Блейка?

9. Из перечисленного списка определить полномочия, которые может делегировать руководитель среднего звена руководителям низшего звена, а которые – нет:

▪ функции поощрения и наказания сотрудников;

▪ рутинную работу;

▪ решение по рискованным проектам;

▪ распределение обязанностей сотрудников;

▪ срочные дела;

▪ стратегические решения;

▪ распределение ресурсов;

▪ оперативные задачи;

▪ составление оперативных планов;

▪ вопросы координации работы со смежным подразделением;

▪ контроль работы своего подразделения (самоконтроль);

▪ контроль работы смежного подразделения;

▪ прием на работу новых сотрудников;

▪ принятие решения об увольнении сотрудников;

▪ ознакомление гостей с организацией;

▪ изложение на общем собрании программы работы на будущий год;

▪ участие в совещании по обмену опытом.

10. Обосновать, в каких случаях коллективное решение целесообразно, а в каких нет:

• решения о поощрении сотрудников;

• решения по рискованным проектам;

• распределение обязанностей сотрудников;

• формирование миссии организации;

• определение новых проектных тем, нового продукта;

• поиск выхода из критической ситуации;

• решения по реструктуризации фирмы;

• решения о приеме на работу нового сотрудника;

• решения об увольнении сотрудников;

• решения о выдаче ответственного задания.

Практические упражнения

1. На собрании вас, как руководителя, критиковали за недостатки в работе. Критика была резкой и справедливой. Однако, большая часть критики непосредственно к вам не относилась. Как вы будете вести себя в подобной ситуации?

2. Вам предлагается выбрать себе заместителя из кандидатов, которые отличаются следующими особенностями во взаимоотношениях с вышестоящим начальством.

Первый кандидат сразу соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его задания.

Второй претендент может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контактах.

Четвертый кандидат очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

Выберите себе заместителя.

3. Г-н А. Воронов – президент корпорации «Возрождение», объединяющей множество разнообразных фирм (строительная компания, две фабрики легкой промышленности, фабрика по производству пищевых продуктов, два отеля с ресторанами, магазины, бензоколонки).

Воронов разрабатывает общую стратегию корпорации, определяет сферы влияния капитала и иных ресурсов, имеет помощников, которые занимаются разработкой и непосредственным внедрением его идей.

Воронов уже немолод (67 лет), обладает деловым чутьем, не боится вкладывать деньги в перспективные, по его прогнозам (подсчетам), области производства. Не имея специального образования, за сорок лет работы стал во главе большой корпорации.

П. Нестеров (64 года) – вице-президент корпорации, имеет специальное экономическое образование, стажировался в крупных преуспевающих компаниях за границей. Он не только компаньон, но и друг Воронова, хороший помощник и толковый руководитель, но не обладает таким деловым чутьем, какое отличает его босса.

Л. Белоусова (43 года) имеет высшее юридическое образование, член совета директоров (уже 10 лет) и главный юрист-консультант всей корпорации. Блестящий знаток своего дела, заключает выгодные и грамотные контракты.

И. Иванов (48 лет) – начальник службы управления персоналом, член совета директоров. Имеет специальное образование и обширный опыт работы. Прекрасно зарекомендовал себя в организации работы с людьми в крупных быстро растущих компаниях. Господин Иванов знаком со многими последними разработками и программами в области управления персоналом. Он сравнительно недавно пришел в эту корпорацию и еще не осознал всех ее потребностей.

У г-на А. Воронова есть сын Андрей. Перспективный молодой человек 28 лет, который довольно долго работает с отцом. Имеет высшее экономическое образование и опыт работы в разнообразных сферах. Однако его больше всего интересует гостиничное и ресторанное хозяйство. Последние несколько лет он занимается управлением двух отелей с ресторанами и всех бензоколонок, входящих в корпорацию. К остальным предприятиям он не проявляет особого интереса.

В последнее время А. Воронов чувствует себя не очень хорошо, поэтому он решил «сдать дела» в течение последующих 2–3 лет и уйти из корпорации. Однако, он не знает, кого оставить на своем месте, потому что при ближайшем рассмотрении выяснилось, что никто, кроме него, не знает всех особенностей бизнеса и не обладает таким чутьем.

Его бизнес довольно обширен, и у каждого отдельно взятого предприятия имеются свои проблемы. Главная проблема состоит в том, как управлять всей сетью предприятий в совокупности. Воронов хочет оставить после себя органично функционирующую и прогрессирующую корпорацию.

Воронов пригласил группу экспертов провести исследование в его корпорации на предмет возможности реорганизации структуры власти. Перед ним стоит альтернатива: во-первых, можно «разделить» власть и ответственность между отдельными предприятиями, т.е. корпорация перестанет существовать, вместо нее будут функционировать отдельные предприятия или их небольшие группы; во-вторых, можно создать строгую иерархическую систему власти в централизованном офисе, в котором те проблемы, которыми занимался А. Воронов, будут решаться группой людей.

Проведя тщательный анализ, эксперты выяснили следующее:

а) в корпорации нет людей, которые смогли бы успешно заменить А. Воронова, однако, почти на всех предприятиях есть люди, которые могли бы управлять каждым конкретным предприятием, но не всей корпорацией;

б) в центр<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.