Обоснованность (актуальность, новизна, значимость). — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

2017-11-27 274
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом

Министерства образования и науки РФ, 2010 г

· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

· Примерная основная образовательная программа начального общего образования

· Примерная программа по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования, (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009года),

· Авторская программа «Окружающий мир» 1-4 классы Н.В. Виноградовой, Г. С. Калиновой, согласующаяся

с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 века»

· Основная образовательная программа общего начального общего образования МОБУ лицей №4 г. Баймака

· Базисный учебный план МОБУ лицей №4 г. Баймака, пр.№905 от 29.04.2015

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию

в образовательном процессе в общеобразовательных школах

 

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Концепция (основная идея) программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд».

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений. Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Естествознание».

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

 

Сроки реализации программы: 2015-2019 учебный год.

Система оценки достижений учащихся

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

Формы обучения.

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.

Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока.

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом.

Данная форма работы позволяет:

1) установить доверительные отношения с классом;

2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.

Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.

Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:

1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;

2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);

3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.

Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты.

Обучение окружающему миру требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения «Окружающего мира» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации. В комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми.

Предусматриваются разные формы проведения занятий:

-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Режим занятий.

Уроки окружающего мира проводятся:

- для обучающихся 1-х классов - 2 урока в неделю;
- для обучающихся 2-4 классов - 2 урока в неделю.

Логические связи данного предмета с остальны­ми предметами учебного плана: в УМК «Начальная школа 21 века» создаются условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности. Выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого требования является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов. Следует выделить возможные сочетания таких предметов, как окружающий мир - технология, окружающий мир – музыка, окружающий мир - изобразительное искусство. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе окружающего мира, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Окружающий мир относится к учебной области «Естествознание».

Согласно учебному плану МОБУ лицей №4 г.Баймака всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю); 2 класс – 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю); 3 класс – 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю); 4 класс – 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю).

1класс 2 класс 3 класс 4 класс
66ч 68ч 68ч 68ч

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

- основные правила здорового образа жизни;

- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);

- основные условия благополучной жизни растений и животных;

- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

- основные достопримечательности родного города и столицы России.

различать (сопоставлять):

-знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

-основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);

- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

- времена года;

- животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);

- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- выполнять режим своего дня;

-определять время по часам с точностью до часа;

- подготавливать свое учебное место к работе;

- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведении.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

- правила здорового и безопасного образа жизни

- правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры.

- основные права граждан России и права ребенка

- основные древние города Руси (не менее 3-4)

различать:

- прошлое, настоящее, будущее

- год-век

- предметы неживой и живой природы, изделия

- представителей растительного и животного мира и места их обитания

- этические понятия: заботливость, доброта и др.

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- соотносить событие с датой его происхождения

- характеризовать значение природы для человека

- описывать объект окружающего мира

- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания

- составлять портрет

- составлять сюжетные и описательные рассказы об исторических событиях

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

- тела живой и неживой природы;

- планеты Солнечной системы (2-3);- свойства воздуха, воды;

- состав почвы;

- древние города и их достопримечательности;

- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ; различать (соотносить):

- год, век, арабские и римские цифры;

- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

- приспособления животных к среде обитания;

- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

- характеризовать условия жизни на Земле; природные оны России;

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

- соблюдать правила поведения в природе; участвовать работе в уголке природы, на пришкольном участке;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны

называть (приводить примеры):

-признаки живого организма; признаки¸ характерные для человека (в отличие от животных);

-основные органы и системы органов человека и их функции;

-правила здорового образа жизни;

-права гражданина и ребёнка в России;

-основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый т последний императоры);

-народы, населяющие Россию; Различать (соотносить):

-год и век, арабские и римские цифры;

-искусственные тела (изделия) и тела природы;

-полезные и вредные привычки;

-эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

-раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ¸ причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

-узнавать по тексту¸ к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память»,

«Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена»,

«Родной край»;

-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребёнка»;

-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения(в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

-работать с географической и исторической картами; выполнять задания по контурной карте, представленные в рабочей тетради.

 

Содержание тем учебного курса «Окружающий мир».

Разделы Раздел учебного курса Количество часов Количество уроков контроля
  1 класс 66ч  
1. Введение. Что такое окружающий мир Стартовая диагностическая работа – 1 Промежуточная диагностическая работа – 1 Итоговая диагностическая работа - 1
2. Мы - школьники 10ч
3. Ты и здоровье
4. Мы и вещи
5. Родная природа 25ч
6. Родная страна 18ч
  2 класс 68ч  
1. Введение. Что тебя окружает. Практические работы – 11 Проверочные работы – 4 Экскурсии - 11
2. Кто ты такой 10ч
3. Кто живет рядом с тобой 11ч
4. Россия - твоя Родина 20ч
  Мы- жители Земли 25ч
  3 класс 68ч  
1. Введение Опыты – 5 Практические работы – 2 Экскурсии – 1 Проверь себя (контрольный урок) - 4
2. Земля – наш общий дом 10ч
3. Растительный мир Земли 11ч
4. Грибы
  Животный мир Земли 11ч
  Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) 14ч
  Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) 20ч
  Уроки - обобщения  
  4 класс 68ч  
  Введение Опыты – 6 Практические работы – 2 Проверь себя (контрольные уроки) - 3
  Человек – живое существо (организм) 30ч
  Человек и общество, в котором он живет 37ч

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Класс (66 ч)

Мы — школьники (10 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Универсальные учебные действия:

¾ определять время по часам с точностью до часа;

¾ анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;

¾ воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;

¾ различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;

¾ описывать назначение различных школьных помещений;

¾ конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;

¾ реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье (6 ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

¾ демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

Универсальные учебные действия:

¾ классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);

¾ ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа (25 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

Универсальные учебные действия:

¾ описывать сезонные изменения в природе;

¾ создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;

¾ определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

¾ устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

¾ описывать внешние признаки растения;

¾ характеризовать условия роста растения;

¾ выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

¾ различать животных по классам (без термина);

¾ сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;

¾ различать животных по месту обитания.

Родная страна (18 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Универсальные учебные действия:

¾ составлять небольшой рассказ о своей семье;

¾ взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;

¾ различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

¾ называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

¾ различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

¾ реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

 

Класс (68 ч)

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

¾ описывать кратко особенности разных органов чувств;

¾ сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

¾ анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

¾ различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

¾ характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

¾ реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Россия — твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

¾ ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

¾ различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

¾ ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

¾ воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли (25 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (крае­ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

¾ кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

¾ называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

¾ различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

¾ узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

¾ различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

¾ составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

¾ моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

¾ конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

¾ отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

¾ различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

¾ проводить несложные опыты по определению свойств воды;

¾ отличать водоем от реки как водного потока;

¾ описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

¾ приводить примеры лекарственных растений луга;

¾ узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

¾ отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

¾ описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

¾ составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

¾ приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

¾ приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

 

Класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

¾ ориентироваться в понятии «историческое время»;

¾ различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Грибы (1 ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

¾ объяснять отличия грибов от растений;

¾ различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли (11 ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

¾ характеризовать роль животных в природе;

¾ приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

¾ характеризовать животное как организм;

¾ устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

¾ приводить примеры (конструировать) цепи питания;

¾ составлять описательный рассказ о животных разных классов;

¾ составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

¾ ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Универсальные учебные действия:

¾ объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.

Класс.

Стартовая диагностическая работа – 1

Промежуточная диагностическая работа – 1

Итоговая диагностическая работа - 1

Класс.

Практические работы – 11

Проверочные работы – 4

Экскурсии - 11

Класс.

Опыты – 5

Практические работы – 2

Экскурсии – 1

Проверь себя (контрольный урок) - 4

Класс.

Опыты – 6

Практические работы – 2

Проверь себя (контрольные уроки) – 3

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.). Научно-популярные, художественные книги для чт

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.