Организация инновационной деятельности предприятия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация инновационной деятельности предприятия

2017-11-27 142
Организация инновационной деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОРЮНОВА Наталья Алексеевна

к.т.н., доцент

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

"Организация и планирование производства"

для студентов

направления 220200 "Автоматизация и управление"

специальностей: 160402 "Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации"

160403 "Системы управления летательными аппаратами"

220401 "Мехатроника"

 

 

Форма обучения: очная

 

Тула 2010 г.


 

Конспект лекций составлен доцентом, к.т.н. Горюновой Н.А. и обсужден на заседании кафедры "Мировая экономика"факультета экономики и права,

протокол № 9 от " 30 " сентября 2010 г.

Зав. кафедрой _______________________Белоцерковский В.И.

 

Конспект лекций пересмотрен и утвержден на заседании кафедры "Мировая экономика" факультета экономики и права,

протокол №_____ от «____»______________20__г.

Зав. кафедрой _______________________Белоцерковский В.И.

 

Конспект лекций пересмотрен и утвержден на заседании кафедры "Мировая экономика" факультета экономики и права,

протокол №_____ от «____»______________20__г.

Зав. кафедрой _______________________Белоцерковский В.И.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины

1 Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной инфраструктуре

1.1 Предприятие в системе рыночных отношений. Цели и задачи производственной деятельности.

1.2 Рынок товаров, средств производства, ценных бумаг

1.3 Коммерческая деятельность предприятий. Предприятия и банки.

 

2. Методологические аспекты менеджмента

2.1 Сущность и содержание менеджмента

2.2 Научные школы менеджмента.

2.3 Сравнительный анализ моделей менеджмента

2.4 Принципы, виды и формы менеджмента

 

3. Организационные формы управления предприятием

3.1 Стратегический менеджмент на предприятии. Методы разработки и принятия управленческих решений.

3.2 Организационные структуры управления

3.3 Типы и характеристика организационных структур

 

4 Организация маркетинговой деятельности на предприятии

4.1 Маркетинг. Функции и структура службы маркетинга предприятия.

4.2 Методы исследования потребительского спроса

4.3 Методы планирования маркетинга. Элементы комплекса маркетинга

 

5 Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

5.1 Задачи, принципы и типы внутрифирменного планирования

5.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации

5.3 Система планов экономической организации

5.4 Бизнес-план на предприятии. Последовательность разработки бизнес-плана

5.5 Экономическая эффективность инвестиций

 

6 Подготовка и организация производства. Методы управления производством и информационное обеспечение.

6.1 Технико-экономический анализ инженерных решений

6.2 Функционально-стоимостной анализ изделий

6.3 Производственный процесс и его структура.

6.4 Основные принципы организации производственного процесса.

6.5 Организация производственного процесса в пространстве

6.6 Организация основного и вспомогательного производства. Организация вспомогательных цехов и служб предприятия.

 

7 Организация труда на предприятии

7.1 Задачи организации труда на предприятии. Методы управления персоналом.

7.2 Рациональная организация труда. Формы организации труда

7.3 Нормирование труда. Организация оплаты труда на промышленном предприятии

7.4. Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии.

Внешняя среда предприятия

Высокая степень самостоятельности предприятий в системе рыночных отношений сочетается со значительной их зависимостью от внешней среды. Предприятие как открытая система зависит от поставщиков сырья, топлива, энергии, материалов и т.д., от потребителей своей продукции, от государственных органов, от поведения Конкурентов и еще от многих факторов. Это требует от руководства хозяйствующего субъекта постоянного мониторинга внешней среды и выработки механизма гибкого к ней приспособления.

Все внешние факторы, воздействующие на предприятие, можно разбить на две группы: прямого и косвенного действия. Факторы прямого действия показаны на рис. 3.2. Характер влияния поставщиков, потребителей и конкурентов на предприятие очевиден. Что касается государства, то хотя его влияние после перехода к рыночным отношениям и ослабло, тем не менее осталось довольно существенным.

Основной функцией государства по регулированию экономической жизни страны является установление правовых норм («правил игры») функционирования хозяйствующих единиц. Это важнейший элемент внешней среды, поскольку все действующие предприятия находятся в определенном законодательном поле, которое отличается сложностью, изменчивостью, а порой и непредсказуемостью. Предприятие обязано соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов государственного регулирования в сферах своей компетенции. Как уже отмечалось, каждое предприятие имеет определенный правовой статус, установленный на основе гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации, который определяет порядок ведения предприятиями своих дел, механизм перечисления ими налогов и т.д.

В функции государства входит антимонопольное регулирование, создание условий для развития цивилизованных рыночных отношений среди конкурентов. Оно же посредством денежной и кредитной политики регулирует инвестиционную сферу. В основе этой политики лежит воздействие на динамику цен и уровень процентных ставок. С помощью налоговых ставок, налоговых льгот, маневрирования процентными ставками, ссудным капиталом, дарственными закупками и дотациями государство развивает национальную экономику в желаемом направлении.

 

Рисунок 1.1 - Факторы прямого действия на предприятие

Кроме того, функциями государства являются также борьба с инфляцией, распределение доходов, обеспечение экономической безопасности, охрана окружающей среды.

Факторы косвенного действия обычно влияют на предприятие не менее существенно, чем факторы прямого действия. При этом среда косвенного воздействия гораздо сложнее и многограннее. Это связано с тем, что косвенные факторы практически не поддаются формализованному описанию, для их оценки требуется большой объем информации, которую не всегда легко получить и адекватно истолковать.

Состояние экономики — это в первую очередь темп экономического роста, платежный баланс, уровень занятости. Экономическая среда в силу своих динамических изменений активно влияет на предприятие, причем это влияние может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Гарантией успешного функционирования предприятия может быть его умение интерпретировать, анализировать и прогнозировать изменения экономической среды и приспосабливаться к этим изменениям.

Технические факторы являются одновременно внутренней переменной предприятия и важным внешним фактором. Технологическая среда, в которой функционирует предприятие, имеет тенденцию к изменениям, совершенствованию, создавая при этом дополнительные возможности и ограничения. Предприятие для успешного функционирования должно приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям и использовать их для получения конкурентных преимуществ.

 

Рисунок 1.2 - Факторы косвенного действия на предприятие.

Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления и реализации продукции, скорость ее устаревания, а также на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, какого рода услуги и новую продукцию следует ожидать потребителям от предприятия.

Социальные факторы формируют специфичные установки для предприятий. Поскольку они функционируют в определенной культурной среде, постольку принятые установки, жизненные ценности и традиции влияют на успешность их деятельности.

Политические факторы определяют степень стабильности общества. При этом некоторые аспекты политической обстановки имеют особое значение для предприятия. В частности, отношение федеральных законодательных органов и судов к производству влияет на налогообложение доходов, установление налоговых льгот, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы. Существенный элемент политической обстановки — это группы особых интересов и партии. Фактор политической стабильности решающим образом влияет на приток капитала из-за рубежа.

Экологическая ситуация в стране (регионе) влияет на выбор предприятием предмета своей деятельности, требует предвидения влияния этой деятельности на окружающую среду и здоровье своих работников, оценки возможных последствий использования экологически небезупречных технологий.

 

Современное предприятие является обычно комплексом разных видов деятельности (бизнесов), и в зависимости от набора видов бизнеса строится структура компании (управленческий аппарат, персонал). При этом важнейшее значение имеет отлаженное взаимодействие друг с другом административной, производственной, финансовой, информационной и коммуникационной сфер деятельности компании.

Предприятие — это, прежде всего, бизнес-система, ориентированная на достижение определенных результатов (производственных, финансовых). Причем таковой можно считать как предприятие в целом, так и его отдельные подразделения или группы подразделений, занимающиеся однотипной деятельностью (например, цех, выпускающий основную продукцию, ремонтная мастерская, цех побочной продукции и т.д.).

Бизнес-система является производной от миссии, целей и стратегии предприятия, т.е. указанные элементы определяют бизнес-процессы (производственную структуру компании), последние, в свою очередь,— организационную структуру управления компании (иерархию подразделений, распределение полномочий и ответственности), и наконец, названная структура определяет систему кадрового обеспечения бизнес-процессов. Современное предприятие можно представить как бизнес-систему, включающую:

• направления деятельности — различные виды бизнеса, продукции или услуг, осуществляемые или производимые предприятием;

• функции управления — устоявшиеся и, как правило, стандартные для компаний различных типов виды деятельности, направленные на организацию работ и управление компанией;

• организационную структуру управления — состав и иерархию управленческих подразделений предприятия (департаментов, отделов, служб, блоков, дивизионов);

• бизнес-функции — обособленные виды работ, направленные непосредственно на выполнение основных видов деятельности компании (производство продукции и услуг). Набор бизнес-функций менеджмента формируется под влиянием следующих факторов:

• количества И характера этапов жизненного цикла товара или услуг (например, добыча руды, доставка ее на металлургический комбинат, выплавка чугуна и стали, производство готового проката, сбыт);

• элементов производственного обеспечения (например, электроэнергией, транспортом, теплом, связью);

• направлений деятельности компании (например, инновации, инвестиции, проекты, экология, безопасность, ценные бумаги, внешнеэкономическая деятельность и т.п.).

Обеспечение надежной и устойчивой деятельности компании, стабильности и прибыльности ее бизнеса — непростая задача, и ее успешное решение возможно при выполнении ряда условий:

1. Создана организация как согласованная и непротиворечивая бизнес-система, т.е. сформулирована миссия компании и она известна всем работникам; определены цели и разработаны планы их реализации; бизнес-процессы структурированы и взаимосвязаны в пространстве и во времени.

2. Сформирована организационная структура управления, которая обеспечивает для всех работников компании единую систему ценностей, соответствующую целям компании, осуществляет планирование и организацию работы, распределение прав и обязанностей, обеспечивает стимулирование персонала.

3. Обеспечена информационная поддержка бизнес-процессов, что предполагает наличие точной, полной, своевременной и удобной в использовании информации.

Основой бизнес-системы предприятия являются бизнес-процессы. Бизнес-процесс — это комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в ходе которых потребляются различные ресурсы; в результате их переработки производится определенная продукция или оказываются определенные услуги, необходимые потребителям. Набор бизнес-процессов естественно должен соответствовать миссии, целям и стратегии предприятия.

Каждый бизнес-процесс направлен на то, чтобы предоставить покупателю продукт или услугу, которые удовлетворяли бы его по своему качеству и цене.

В современной экономике существует множество бизнес-процессов, наиболее характерные из которых можно объединить в группы, представленные в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Основные виды бизнес-процессов

Бизнес-процесс Содержание  
Производство продукции Все виды деятельности по переработке сырья и материалов в готовую продукцию, удовлетворяющую потребителя (производ­ство автомобилей, бытовой техники и т.п.)
Материально-техническое снабжение Деятельность по изысканию источников поставки исходных сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, топлива и энергии, по доставке вышеперечисленного потребителю
Маркетинг и сбыт Рекламная деятельность, продвижение товаров и услуг на рынок, ценообразование, привлечение потребителей, модернизация продукции и т.п.
Сервисное обслужи­вание Все работы по непосредственному обслуживанию потребителей (профилактика, ремонт, модернизация продукции и т.п.)
Разработка новых технологий, продукции, видов услуг Комплекс работ научно-исследовательского и опытно-конструк­торского характера, направленный на создание новых видов товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение растущих потребностей клиентов
Подготовка и повышение квалифи­кации персонала Система мероприятий по разработке учебных планов, программ дисциплин, набору учащихся, организации учебного процесса
Обеспечение Комплекс процессов по юридическому, финансовому сопровож­дению всех видов деятельности компании

 

Естественно, что каждая компания стремится к тому, чтобы все ее бизнес-процессы были успешными. Эффективность названных процессов характеризуется множеством показателей, главными из которых являются производительность производственных процессов и труда, а также себестоимость продукции и услуг.

Управление бизнес-процессами должно предусматривать:

• включение подсистемы управления бизнес-процессами в стратегический план развития компании и ознакомление с этим ее сотрудников; последнее должно повысить ответственность персонала, и в первую очередь по обеспечению заданного уровня производительности и себестоимости;

• обучение персонала корпорации основам управления бизнес-процессами, ознакомление его с замыслами руководства; итогом этой работы должно стать формирование единого у всего персонала стратегического видения процедуры управления бизнес-процессами.

 

1.2 Рынок товаров, средств производства, ценных бумаг

Рынок – это место, сфера и механизм, с помощью которого взаимодействуют производители (продавцы) и потребители (покупатели). Выделим два типа рынков: рынок ресурсов и рынок товаров и услуг.

1) Для непрерывного процесса производства необходима непрерывная продажа произведенного товара и услуги;

2) Кругооборот производственных ресурсов, товаров и услуг сопровождается кругооборотом денежных потоков: доходов и расходов. Денежное обращение является «кровеносной системой» рынка.

В современной экономической теории и практике в структуре стоимости и цены товара выделяются следующие элементы:

-материальные затраты предметов труда (то, что действует в процессе одного производственного цикла);

-амортизация;

-чистый продукт, основными элементами которого являются: зарплата и прибыль.

Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, т.е. в основном производителей и покупателей. Само возникновение рынка определяется наличием: общественного разделения труда, экономической обособленности хозяйствующих субъектов, свободы предпринимательской деятельности, свободы ценообразования.

Рынок имеет множество разновидностей (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Классификация признак Группы рынков
Масштаб Местный Региональный Национальный (страновой) Мировой
Вид товаров и услуг Сырье Материалы Фондовый Недвижимость Капитал Инвестиции и инновации Валютный Ценные бумаги Рабочая сила Потребительские товары Бытовые услуги Интеллектуальный и духовный продукт Драгоценности
Уровень конкуренции Высококонкурентные (свободные) Олигополистические Монополистические
Степень легальности Легальные (официальные) Нелегальные (теневые, «черные»)

 

Экономические отношения на рынке — это отношения обмена. Взаимодействуя между собой, основные субъекты хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов. При этом каждый из участников рынка имеет в процессе этого круговорота свой интерес (таблица 1.3).

Таблица 1.3

Покупатель Продавец Государство
Высокое качество товара (услуги) Минимально возможная цена товара (услуги) Удобные сроки и способы поставки Наличие максимальных гарантий Высокое качество послепродажного обслуживания Минимально возможные затраты на производство и реализацию товара (услуги) Максимально возможная цена товара (услуги) Минимальные затраты на послепродажное обслуживание Обеспечение добросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг Защита экономических интересов всех участников рынка Максимизация доходов в бюджет Обеспечение безопасности общества от некачественных товаров и услуг

 

1.3 Коммерческая деятельность предприятий. Предприятия и банки.

На финансово-хозяйственную деятельность предприятия существенное влия­ние оказывают факторы внешней среды, в том числе: особен­ности денежного рынка стран (регионов), где осуществляется деятельность предприятия; налоговое законодательство и ва­лютное регулирование; взаимоотношение с кредитно-финансовыми учреждениями; масштабы внешнеэкономической дея­тельности предприятия. Важную роль при выработке финансо­вой политики играет регулирование внутренних финансовых потоков с целью достижения запланированных результатов, а также централизованное осуществление многочисленных фи­нансовых расчетов.

Выбор конкретных мер повышения прибыльности и опти­мизация финансовых потоков определяется следующими фак­торами.

Скорость. Предприятие должно решить, как быстро должно быть достигнуто увеличение прибыли. В зависимости от этого принимается решение о повышении цен (быстрый результат) или разработке нового продукта (отсроченный результат).

Эластичность спроса на товар. Эффект применения неко­торых финансовых средств может быть компенсирован ответ­ной реакцией потребителей. Например, повышение цены ско­рее всего приведет к потере доли рынка, а сокращение издер­жек никак не повлияет на ее размер.

Реакция конкурентов. Усилия, направленные на увеличе­ние объема продаж, наверняка вызовут ответную реакцию кон­курентов. Поэтому "открытая политика" расширения доли предприятия на рынке может дать обратный эффект.

Приоритеты. Стремление снизить общие затраты должно учитывать их структуру. Для одних предприятий актуально снижение переменных затрат (например, в пищевой промыш­ленности), а для других — постоянных (характерно для науко­емких производств).

Низкий риск. Некоторые антикризисные мероприятия мо­гут иметь повышенный риск. Стратегия снижения издержек или активов считается менее рискованной.

Долговременные убытки. Ряд мероприятий (например, сок­ращение исследований, конструкторских разработок или акти­вов) может привести к скрытым, но долговременным убыткам.

Правовые ограничения и ограничения, связанные с охраной окружающей среды. Возможности в принятии финансовых ре­шений зачастую ограничены законами и нормами.

Моральное состояние персонала. Сокращение штатов как мера уменьшения издержек может оказать негативное влияние на мотивацию персонала. Снижение издержек за счет поиска более дешевых поставок найдет понимание у персонала и не по­влияет на его мотивацию.

Функции маркетинга

Комплексное исследование товарного рынка, включая анализ и прогноз конъюнктуры.

Анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия:

анализ размеров спроса в отрасли и перспектива их изменения;

анализ отраслевой структуры;

анализ системы сбыта продукции отрасли;

тенденции развития отрасли.

Составление маркетинговой стратегии и программы.

Осуществление товарной политики.

Осуществление ценовой политики.

Формирование цены на продукцию – одна из ключевых задач ценового маркетинга, так как стратегия на рынке сбыта невозможна без предварительного прогноза ценовой политики, нацеленной на достижение экономического эффекта.

Осуществление дистрибьюционной (сбытовой) политики.

Осуществление коммуникационной политики (формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС)).

Формирование структур маркетинговых служб.

Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.

Контролируются стратегические вопросы – правильность выбора цели деятельности фирмы, полнота реализации потенциальных возможностей по освоению рынков сбыта, продвижению товаров и т.д.

Формирование экспортной товарной политики и рыночной стратегии.

Среди известных товарных маркетинговых стратегий специалисты выделяют следующие:

обеспечение внешнего отличия товара от товаров конкурентов;

разработка различных товаров и маркетинговых услуг для каждого сегмента рынка;

поиск нового применения для выпускаемых товаров и осуществление на этой основе компании ФОССТИС;

выход на новый рынок с новым товаром;

разработка новейшего товара, обеспечивающего монополию на рынке.

Передача технологии. Маркетинг лицензий.

Международный маркетинг и ведение предприятием внешнеэкономической деятельности.

Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящий перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом – это искусство управления спросом и приведения производства в режим работы, позволяющий наилучшим образом использовать ситуацию на постоянно меняющемся рынке.

Управление маркетингом связано с решением ряда задач для достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках. При определении тактики поведения на рынке необходимо иметь общую концепцию, обеспечивающую достижение стратегической цели.

IV. Бюджет маркетинга

распространение информации, административные расходы, по продаже, на исследования, разное

- зарплаты, премии сотрудникам, гонорары консультантов

- поездки, почтовые и грузовые отправления

- аренда, коммунальные услуги, печать, телемаркетинг

- исследования, материальное обеспечение офиса и др.

V. Проверка плана маркетинга

VI. Контроль за выполнением

Определение конкретных показателей

Корректировка плана.

Диагностика маркетинга

1. Каковы симптомы?

2. Почему Вы думаете, что возникла проблема?

3. Какие исследования привели Вас к этому выводу?

4. Какие результаты Вы хотели бы получить?

5. Какой стратегии Вы следуете?

6. Как Вы сейчас оцениваете выполнение этой стратегии?

7. Правильно ли поставлена цель?

8. Есть ли другие возможности? Что еще можно сделать?

9. Что нужно сделать для исправления ошибки?

 


Тема 5 Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

5.1 Задачи, принципы и типы внутрифирменного планирования

5.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации

5.3 Система планов экономической организации

5.4 Бизнес-план на предприятии. Последовательность разработки бизнес-плана

5.5 Экономическая эффективность инвестиций

 

5.1 Задачи, принципы и типы внутрифирменного планирования

Планирование — это функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогно­зирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов дости­жения целей, сформулированных на стадии стратегического марке­тинга; разработка плана; реализация плана. Планы по содержанию могут быть проблемными, комплексными или локальными; страте­гическими, тактическими (как правило, годовыми) или оператив­ными.

Наиболее сложным направлением развития экономики являет­ся развитие на основе активизации инновационной деятельности, характеризующейся большой неопределенностью. Соответственно и планирование для этих условий будет наиболее сложным, а зада­чи планирования — наиболее трудно осуществимыми. Приведем ос­новные задачи планирования деятельности производственной систе­мы (фирмы):

1) выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на ос­нове прогнозов альтернативных вариантов стратегического марке­тинга;

2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;

3) формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;

4) структуризация целей инновационной деятельности;

5) комплексное обеспечение выполнения планов;

6) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение пла­нов;

7) координация выполнения планов по заданиям, исполните­лям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;

8) стимулирование выполнения планов.

К основным принципам планирования относятся:

а) преемственность стратегического и тактического планов;

б) социальная ориентация плана;

в) ранжирование объектов планирования по их важности;

г) адекватность плановых показателей;

д) согласованность плана с параметрами внешней среды систе­мы управления;

е) вариантность плана;

ж) сбалансированность плана (при условии обеспечения резер­ва по важнейшим показателям);

з) экономическая обоснованность плана; и) автоматизация системы планирования;

к) обеспечение обратной связи системы планирования.

5.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации

 

Под организацией работ по планированию пони­мается процесс переработки входа системы планирования в ее выход по достижении целей организации (фирмы). Представим этот процесс схематично.

Рассмотрим компоненты системы планирования. Вход, выход, внешняя среда и обратная связь являются компонентами внешнего окружения системы планирования.

Вход — это нормативы конкурентоспособности планируемого объекта, разработанные на стадии стратегического маркетинга в соответствии с миссией и целями организации, дополнительная информация для разработки планов, необходимые ресурсы, доку­менты. Выход — планы, разработанные в соответствии с требовани­ями потребителей (рынка), во исполнение нормативов конкурен­тоспособности и других требований.

Внешняя среда — факторы макро- и микросреды организации, инфраструктуры данного региона, прямо или косвенно влияющие на процесс планирования, его параметры, параметры входа и выхода системы. Прямо влияют на процесс и эффективность плани­рования такие факторы, как антимонопольная политика, налоговая и таможенная системы, сила конкуренции в данной отрасли и смежных отраслях (у поставщиков и потребителей продукции организации), активность маркетинговых посредников, наличие качественной нормативно-методической документации по различным функциям менеджмента (прежде всего по планированию). Факторы макросреды страны и инфраструктуры региона на каче­ство и эффективность планирования оказывают, как правило, косвенное влияние.

Обратная связь характеризует различную информацию, посту­пающую от исполнителя плана к его разработчику (стрелка в "про­цесс") или к поставщикам входа системы планирования (стрелка к "входу"). Поступление информации по обратной связи может быть связано с некачественными планами, дополнительными требова­ниями потребителей и др.

Процесс планирования — процесс разработки и принятия управ­ленческих решений в области планирования. Этот процесс состав­ляет внутреннюю структуру системы планирования. Рас­смотрим содержание компонентов внутренней структуры системы планирования.

1. Научное сопровождение состоит из 14 научных подходов к плани­рованию, принципов и методов планирования. К ме­тодам планирования относятся экономико-математические и ста­тистические методы, балансовые методы, сетевые методы плани­рования и управления и др. Качество научного сопровождения планирования является главным фактором обеспе­чения качества планов.

2. Планы, отвечающие целям организации, — это система страте­гических, тактических (текущих) и оперативно-календарных пла­нов по различным аспектам производственно-хозяйственной деятельности организации.

Рисунок 5.1 - Внутренняя структура системы планирования

3. Обеспечение разработки планов включает ресурсное, информационное, кадровое, методическое, правовое обеспечение этого процесса.

4. Управляемая подсистема — это совокупность объектов плани­рования: для менеджера — специалисты, разрабатывающие планы; для специалистов — непосредственные плановые задания и пара­метры, которые нужно спрогнозировать, обосновать, состыковать, оформить в плановые документы и т. д.

5. Управляющая подсистема — менеджеры, осуществляющие ру­ководство разработкой планов, организацию их выполнения.

 

Процесс разработки плана включает следующие укрупненные работы:

изучение проблемы;

формирование системы планирования;

уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта и других требований;

разработка управленческого (планового) решения;

оформление, согласование и утверждение плана;

доведение плановых заданий до исполнителей;

координация выполнения плана;

учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров;

стимулирование выполнения плана.

Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций. На­пример, первый этап требует выполнения следующих операций:

• анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям;

• сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми дос­тижениями в данной области;

• определение расхождения показателей анализируемых объек­тов;

• анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей;

• анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя;

• формирование направлений развития объекта и т. д.

Таблица 5.1 - Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

 

Признаки сравнения Стратегическое планирование Оперативное планирование
Уровень менеджмента Преимущественно высший Все уровни с акцентом на средний
Основная ориентация Проблемная ориентация Временная ориентация
Вид проблем Слабо структурированные, качественные Хорошо структурированные, количественные
Неопределенность Высокая степень Низкая степень
Сущность планирования   -ориентация на инновации; -стратегическая адаптация к внешней среде; -соблюдение правила: «делать эффективные вещи» — ориентация на интеграцию; — координация внутренней среды; — соблюдение правила: «вещи делать правильно»
Целевой критерий Создание потенциала успеха Реализация потенциала успеха
Время планирования Акцент на долгосроч­ное, частично кратко- и среднесрочное планирование Акцент на кратко- и среднесрочное планирование
Единица планирования Стратегические хозяйственные единицы Все функциональные об­ласти и все сотрудники
Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка
Исходная информация Политика организа­ции, внешняя среда Основная и функцио­нальная стратегии организации, внутренняя среда
Форма организации планирования Централизованная (руководство) Децентрализованная (централизованное регулирование)

Стратегические планы должны разрабатываться с точки зрения перспективы корпорации, а не конкретного индивида. Они долж­ны обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными об отрасли, рынке, конкуренции и др. Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать лишь определенные типы работников. На­конец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимос­ти можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Современные темпы изменений и увеличения объема иннова­ций являются настолько стремительными, что стратегическое пла­нирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии реше­ния. Одним из основных факторов обеспечения качества планов является применение научных подходов к менеджменту и принци­пов планирования. Если плановые показатели не будут достаточно обоснованными, то как бы хорошо ни работала фирма на последу­ющих этапах, результат будет неудовлетворительным. В подтверж­дение значимости повышения качества стратегического планиро­вания приведем два высказывания известных ученых: "Стратеги­ческое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с "будущим решений, принимаемых сегодня" [П. Дракер]. "Для пол­ного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела" [Ф. Бэкон].

Основные плановые показатели функционирования и развития фирмы формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: почему, что и как производить, с


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.