Педагогическое творчество новаторов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Педагогическое творчество новаторов

2017-11-27 160
Педагогическое творчество новаторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

второй половины ХХ века в России. Методическое творчество известных педагогов – новаторов (по выбору студента: Амонашвилли, Лысенкова, Шаталов). Новаторские подходы в дошкольном образовании.

Творчество — это всегда создание нечто нового на основе преобра­зования познанного. Новизна и преобразование - это наиболее сущест­венные признаки и характеристики творчества.

Образование подрастающего поколения в этом ключе рассматривается как процесс, направленный на развитие мышления детей, их духовного развития. В этой связи возникла необходимость разработки методик, способствующих усвоению не только предлагаемых знаний, но и дающих возможность самостоятельного поиска информации и формирования знаний. Поиском путей решения этой дидактической проблемы занялись педагоги, которых стали называть новаторами, Это Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Т.И. Гончарова, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов и многие другие. Их опыт – открытая, постоянно совершенствующаяся система. Ш.А. Амонашкили, в частности, научно обосновал и проверил в школьной практике условия, способствующие становлению социально значимых мотивов учения, всестороннему развитию личности младших школьников и гуманизации знаний. Заслуженный учитель школы С.Н. Лысенкова разработала своеобразную систему управления учением младших школьников, которая дарит учащимся радость успеха в учебном труде, вооружает их способами учения, саморегуляцией учебно-познавательной деятельности.

Е.Н. Ильин пошел по пути ускорения духовного развития учащихся, создавая уроки литературы (именно создавая) как уроки познания себя, жизни, нравственного прозрения.

В.Ф. Шаталова– приобщать каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитывать познавательную самостоятельность как качество личности, укреплять в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и способностях.

Как творческую авторскую методику можно характеризовать систему гуманно - личностного обучения Ш.А. Амонашвили.

Амонашвили Шалва Александрович - Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?»,

В основе системы Ш.А. Амонашвили лежит искусство любви к детям, представление о высокой миссии каждого ребёнка, которую нужно ему раскрыть и помочь ему реализовать. Поэтому у ребёнка должно быть счастливое детство, и именно урок выступает формой жизни детей, их духовного обогащения в процессе обучения и сотрудничества друг с другом и с педагогом.

Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: облагораживание души и сердца ребёнка, развитие и становление познавательных сил ребёнка, обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений, способствовать становлению, развитию и восприятию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приёмов среди которых:

гуманизм: искусство любви детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания.

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха.

мастерство общения: закон взаимности, его величество - вопрос, атмосфера романтики.

резервы семейной педагогики: родительские субботы, культ родителей.

учебная деятельность: литературное творчество детей, приёмы материализации процессов чтения и письма.

4. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста:

значение, виды, содержание, формы и методы организации

Труд имеет огромное значение для развития умственной дея­тельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит до­школьника перед необходимостью изучать свойства и качества ма­териалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность.

Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последова­тельных операций. Это способствует развитию воображения, пла­нирующей деятельности, которая включает способность предви­деть не только конечный результат, но и промежуточные, целена­правленно строить трудовой процесс.

Проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста посвятили свои исследования многие педагоги. Среди них следует назвать В.Г. Нечаеву, Г.Н. Годину, Д. В. Сергееву, Р.С. Буре, Л. И. Захаревич, В. И. Логинову, Н. М. Крылову и других исследователей. Ученые отмечают, что особенностью детского труда является то, что, не­смотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии разви­тия и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

В трудовом воспитании детей дошкольного возраста выделяется две группы задач:

– помощь ре­бенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, при­обретении трудовых навыков, умений);

– развитие личнос­ти ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение соци­ального опыта взаимодействия).

По своему содержанию труд дошкольников делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд

Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания и обучения в детском саду» применительно к каждой возрастной группе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручение – это обращенная к ребенку просьба, взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Общий, совместный, коллективный труд.

Об­щий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет ка­кую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других.

коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи:

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях. К ним относятся:

Создание эмоционально-положительной атмосферы.

Организация материаль­ной среды и трудового оборудования.

Учёт нагрузки.

Учет индивидуальных интересов, склоннос­тей к тому или иному виду труда.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятель­ности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей.

Ознакомление с трудом взрослых.

Художественные средства: художественная литерату­ра, музыка, изобразительное искусство.

 

Нравственное воспитание и его сущность. Воспитание нравственных качеств в целостном педагогическом процессе. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в ДОУ.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ре­бенок постепенно овладевает принятыми в обществе лю­дей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает.

В дошкольной педагогике выделяются три группы задач нравственного воспитания.

1 формирование нравственного сознания подрастающего по­коления — системы нравственных представлений, понятий, суж­дений.

2 Формирование нравственного поведения — вторая группа задач нравственного воспитания на всех этапах развития ребенка.

3 формирование нравственных чувств и отношений. В чув­ствах выражаются желания человека, его эмоциональное состоя­ние.

Все задачи нравственного воспитания решаются комплексно, в процессе деятельности, в условиях коллективного, совместного образа жизни в детском саду.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства) способствуют эмоциональной ок­раске познаваемых моральных явлений.

Природа. Природа дает возможность вызы­вать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо­собствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Общение как средство нрав­ственного воспитания лучше всего выполняет задачи кор­ректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Средство становится эффективным в со­четании с адекватными методами и приемами воспитания. Некоторые ученые предлагают объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного пове­дения (приучение, упражнение, руководство деятельнос­тью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); ме­тоды стимулирования чувств и отношений (пример, по­ощрения, наказания).

Содержание нравственного воспитания включает в себя воспитание гу­манности как качества личности; патриотизма и гражданственности; трудолюбия, коллективизма. Стержнем и показателем нравственной воспитаннос­ти человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. Главное направле­ние в методике - проявлять по отношению к ребенку лю­бовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, хвалить малыша за каждое проявление доброже­лательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздо­роваться и т.д.).

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками в коллективных взаимоотношениях. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действи­ях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и жела­нии делиться игрушками, сладостями.

Отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г.Нечаева, В.Л. Горбачева и др.) и психологи (B.C. Му­хина, И.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотно­шений.

Основные направления в методической работе: с ран­него возраста приучать ребенка к чистоте и порядку, об­ращая внимание малыша на эту сторону его жизни. Приучать пользоваться носовым платком и салфет­кой во время еды.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного от­ношения к людям Земли.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. С

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.