Понятийный аппарат коррекционной педагогики. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятийный аппарат коррекционной педагогики.

2017-11-27 240
Понятийный аппарат коррекционной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Основные понятия, связанные с формированием коррекционной педагогики как науки.

До 1920-го года лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии занимались врачи психиатры. В широком употреблении был принят заимствованный из-за рубежа (Германии) такой термин как «лечебная педагогика». Основной подход - лица с ОПФР нуждаются не только в медицинской помощи, но и в осуществлении этой помощи педагогическими методами.

Исторически сложилось так, что детей с ОПФР изучали в русле всестороннего подхода к развитию человека, в русле дефектологии.

В 90-х гг. за рубежом проблемами детей с особенностями занимались в рамках гуманистических традиций (парадигм). Вместо термина «дефектология» появляется термин «коррекционная педагогика», где акцент делался не на дефекте, а на коррекции. Термин «коррекция» мог быть использован только в отношениях к технологическим компонентам специальной педагогики, либо среде в которой находится ребенок. С начала 90-х гг. термин «коррекционная педагогика» стал использоваться общей педагогикой для обозначения педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях. Гуманизация общественного сознания и современное социальное право считает неэтичным использование терминологии, смыслом которого является исправление коррекция человека или его качеств. Считается, что человек имеет право на индивидуальность, и общество должно учитывать это и в том числе имеет право на ограниченную жизнедеятельность. Считается, что общество обязано предложить помощь, а не коррекцию, а человек может ее принять.

Термин «специальная педагогика» имеет иной сущностный смысл: личностное развитие, удовлетворение особых образовательных потребностей, реабилитацию и абилитацию средствами образования. «Специальная педагогика» является общепринятым международным педагогическим термином, т.к. сообразуется с современными гуманистическими ориентациями системы образования. В Европе при понимании термина «специальная педагогика» ориентируются на англ. Корень «special» – особый, индивидуальный, этот термин подчеркивает личностную ориентированность и на решение индивидуальных проблем конкретного человека. В США специальное образование охватывает проблемы образования всех детей отличающихся от нормы, в т.ч. и одаренных. В то же время большая часть специалистов понимает под специальной педагогикой – работу с детьми с недостатками в развитии.

18. Цели, формы и принципы специального образования.

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Принципы специального образования.

На государственном уровне специальная помощь в РБ оказывается в рамках 3х структур:

1. Министерство образования.

2. Министерство здравоохранения.

3. Министерство труда и социальной защиты.

Координирует усилия межведомственный Совет по проблемам инвалидов при Совете министров. Основные законодательные документы:

· Закон об образовании.

· Закон об образовании лиц с особенностями ПФР (Закон о специальном образовании).

· Концепция реформирования специального образования.

· Положение по специальной общеобразовательной школе (о школе-интернате для детей с ОПФР).

Принципы построения специального образования:

1. Государственный характер.

2. Принцип общей доступности образования.

3. Приоритет общечеловеческих ценностей:

4. Опора на наследие национальной культуры.

5. Адаптивность системы образования уровням подготовки и особенностям развития учащихся.

6. Коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса.

7. Личностно-ценностная ориентация обучения и воспитания.

Преемственность в работе всех звеньев системы образования.

19. Система специального образования: элементы и организация.

Система специального образования:

1 – стандарты специального образования, которые определяют содержание – учебно-методические комплексы, учебные планы, учебные программы, учебники, адаптивная образовательная среда;

2- участники образовательного процесса – педагогические работники, дети с ОПФР, родители;

3- система управления специальным образованием – республиканские органы управления – Министерство образования РБ и управление специальным образованием при нем (выполняет следующие функции: определяют политику государства в сфере специального образования, осуществляют координацию функций, информационно-аналитическую работу, планирование развития системы специального образования, методическую работу (семинары)) и местный уровень управления;

4- учреждения, обеспечивающие получение специального образования.

Специальное образование представляет собой сложную дифференцированную систему.

20.Вертикальная и горизонтальная структуры системы образования.

Система специального образования сегодня имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.

Вертикальная структура:

1 уровень – период раннего младенчества (от рождения до 3х лет).

2 уровень – школьный период (от 3х лет до 6,7 лет).

3 уровень – период обязательного обучения (от 6,7 лет до 16-21 года).

4 уровень – период среднего образования и профессиональной подготовки (до 21 года).

5 уровень – период обучения и переподготовки взрослых инвалидов.

Горизонтальная структура:

Учитывает уровень развития ребёнка, характер нарушений, особенности познавательной сферы.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.