Психологическая характеристика способов педагогического воздействия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психологическая характеристика способов педагогического воздействия

2017-11-27 487
Психологическая характеристика способов педагогического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные.

Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. Осознанные средства воспитания заключаются в том, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания характеризуются тем, что воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого.

Охарактеризуем некоторые виды воздействий. Воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им, называется наказанием. Воспроизведение субъектом движений, действий, поведения другого субъекта, один из путей усвоения общественного опыта определяется термином подражание. Способ влияния посредством передачи эмоционального заряда от одного субъекта к другому, бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям представляет собой внушение. Способ воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению, в основе которого лежит отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче называется убеждением.

Каждый из названных способов по-разному влияет на достижение главной цели воспитания – создания условий для саморазвития личности. Человек и сам может оказывать на себя определенного рода воздействия. В данном случае говорят о самовоспитании.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками самовоспитания. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля над выполненной программой, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Методы самовоспитания:

Самопознание, включающее самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание, опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование, предполагающее самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Приемы самовоспитания:

Самообязательство (добровольное,задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).

Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь).

Самоосмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.