Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

2017-11-27 400
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Поскольку, согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов – периодизация В. Штерна.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Основные подходы к проблеме периодизации психического развития

Анри Валлон (1879–1962) представляет развитие в виде прерывистой последовательности реорганизаций, происходящих как результат взаимодействия ребенка с условиями существования. При этом наиболее существенными условиями развития являются отношения и поведение людей, а также предметный мир. Важнейшим механизмом детского развития является подражание: в условиях взаимодействия с окружающими людьми, выполнения действий по образцу, по социальной модели, ребенок получает возможность субъективировать эти действия, перевести их в план сознания. По мере взросления меняется характер взаимодействия ребенка и взрослых: для маленького ребенка наиболее значимыми являются внешние воздействия, для социализированного – внутренние субъектные образования. Согласно Валлону, развитие осуществляется через кризисы, приводящие к подавлению или возникновению каких-либо психических функций. Особую роль в детском развитии А. Валлон отводит кризису трех лет.

Теория психосексуального развития З. Фрейда (1856-1939). При разработке психосексуальной теории развития Фрейд исходил из следующих посылок:

1. Опыт, который приобретается человеком в жизни, должен пройти через его тело;

2. Источником развития ребенка является сексуальное влечение.

Влечение – центральное понятие психоанализа. Структура влечения включает: побуждение или желание; цель, которая должна быть достигнута; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; орган тела, в котором побуждение возникает (эрогенная зона).

Влечение имеет амбивалентный характер, определяемый двумя полюсами: положительным – эрос, отрицательным – танатос. Удовлетворение влечения есть генетическая задача каждого возрастного периода. Если данная задача не решается, то затрудняется переход на другую возрастную стадию.

В силу изменения структурных элементов влечения были выделены пять стадий психосексуального развития: оральная стадия (младенческий возраст); анальная стадия (1 - 3 года) фаллическая стадия (3 - 5 лет); латентная стадия (5-12 лет); генитальная стадия (12 - 18 лет – подростковый возраст).

Психосоциальная концепция Э.Эриксона (1902-1994). У Эриксона представлено восемь стадий полного жизненного пути личности. Эти стадии по-новому осмысливаются автором. Он делает акцент на инстанцию «оно» человеческой личности. Задача Эриксона – помочь человеку в разрешении жизненных кризисов. Эриксон выдвинул гипотезу о том, что разрешению кризисов способствует особая форма взаимодействий между людьми – ритуализация.

Эта идея была заимствована им у этологов. К. Лоренс, как известно, выявил феномен запечатления, или импринтинг. Эриксон предположил, что подобные ритуализированные формы взаимодействия есть и у человека. Эффективное запечатление способствует освоению системы взаимоотношений и дает социальный опыт. Примером ритуала может служить обращение мамы к ребенку по имени. Э. Эриксон построил психосоциальную схему стадий ритуализированной формы взаимодействий.

1. Стадия интроекции (3 – 4 года) – примитивное присвоение чужого опыта происходит в процессе взаимодействия ребенка со взрослым, выступающим для него в качестве образца. При удачном взаимодействии у ребенка формируется чувство безопасности, базовое доверие к людям.

2. Стадия идентификация (дошкольный – младший школьный возраст). На основе сформированного базового доверия к миру ребенок отождествляет (идентифицирует) себя со взрослыми, окружающими его, и, таким образом, выборочно присваивает иерархию ролей взрослых людей и формирует круг представлений о своем возможном будущем статусе. Подобная идентификация с взрослыми является механизмом формирования семейных традиций.

3. Стадия идентичности (подростковый возраст). Круг общения подростка расширяется, включая множество посторонних людей. Появляется вероятность выбора новых кумиров, часто ими становятся люди, воплощающие образцы полоролевого поведения («настоящий мужчина», «настоящая женщина»). Активно формируются ожидания формирования идентичности с миром, формирование идентичности происходит не одинаково. Основной момент личностного развития в юности и отрочестве заключается в том, что приобретаются новые жизненные и социальные роли, а это заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи.

Э. Эриксон предложил периодизацию психосоциального развития, включающую восемь стадий с полярными вариантами развития:

1. Доверие – недоверие (грудной возраст);

2. Автономия – стыд и сомнения (1 – 2 года);

3. Инициатива – чувство вины (3 – 5 лет);

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст);

5. Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность);

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода);

7. Творческая активность – застой (средний возраст);

8. Умиротворение – отчаяние (старость).

На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики.

Генетическая психология Жана Пиаже (1896 - 1980). Стадии психического развития по Ж.Пиаже есть стадии развития интеллекта. Развитие есть приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания являются аккомодация (приспособление действия к изменившейся ситуации) и ассимиляция (распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия). Инструмент уравновешивания – интеллект. Равновесие не может быть постоянным, и развитие идет к всё более сложным формам ассимиляции и аккомодации. Именно таким путем ребенок шаг за шагом развивается. Пиаже разработал периодизацию интеллектуального развития, включающую четыре стадии:

§ стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъекта действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собственным поведением;

§ дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предметов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам;

§ стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет) – возникновение элементарных логических рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация предметов по отдельным существенным признакам;

§ стадия формальных операций (начиная с двенадцати лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

«Поздний» Пиаже признал существенную роль обучения для психического развития, однако в истории науки с его именем связывают недооценивание влияния среды и взрослого человека на психическое развитие ребенка. Несомненной заслугой Ж. Пиаже является то, что он первым понял, исследовал и показал специфику детского мышления. Мышление ребенка не хуже, чем мышление взрослого – оно качественно иное.

Джером Брунер пересмотрел некоторые представления Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии. Развитие складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений – действием, образом и символом (словом). Это, в то же время, и способы познания окружающего мира. Сначала ребенок познает мир благодаря своим привычным действиям. Затем мир представляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий. Постепенно появляется еще один новый путь – перевод действия и образов в языковые средства. Каждый из этих трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и каждый накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

§ исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

§ подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

§ представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

§ выделение как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

§ выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой «ребенок в обществе», внутри которой существуют системы «ребенок – вещь» и «ребенок – отдельный взрослый». Из двух самостоятельных они превращаются в единую систему, существенно изменяя свое содержание.

Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является следующая периодизация:

 

Возраст Кризис Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
Младенчество   Рождения, одного года Эмоциональное общение со взрослыми Единство, слитность со взрослым «Комплекс оживления», автономная детская речь
Раннее детство   Трех лет   Предметная   Начало отделения от взрослого «Самость», символизм  
Дошкольное детство Семи лет   Ролевая игра   Выполнение действий под наблюдением взрослого Произвольность, рефлексия, само- сознание, соподчинение мотивов.
Младший школьный возраст     Семи лет     Учебная     Начало ориентации на сверстников     Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий, соподчинение мотивов
Подростковый возраст Подростковый Эмоциональное общение со сверстниками Максимальная ориентация на сверстников. Чувство взрослости
Ранний юношеский возраст Самоопределения Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых Формирование самосознания и мировоззрения

Кризисы в психическом развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования

Понятие психологического возраста введено Л.С. Выготским. Оно обозначает относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. В структуру возраста входят: характеристика социальной ситуации развития, нормативные кризисы, ведущий тип деятельности, психические новообразования. Состояние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рассматривать и как критерии возрастного развития.

Понятие «социальная ситуация развития» определяется системой отношений к ребенку и позицией самого ребенка в этой системе. Это «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития, психические новообразования» (Л.С. Выготский). Динамика социальной ситуации развития показывает закономерную смену значимого другого,изменение места взрослого в социальном окружении ребенка, а также изменение восприимчивости растущего человека к разного типа воздействиям.

Изменение соотношения между системой отношений к ребенку и позиция самого ребенка в этой системе составляет внутреннее основание – противоречие (движущую силу) перехода к следующим возрастным этапам.

Как писал Д.Б. Эльконин, связь между уровнем развития отношений с окружающими и уровнем развития знаний, способностей определяет возрастной период. Усвоив новые знания, ребенок как бы перерастает сложившуюся систему отношений. Изменение отношений всегда болезненный процесс, который протекает как кризис развития. Кризисы развития – нормативные, необходимые для нормального хода личностного развития периоды онтогенеза, характеризуемые резкими психологическими изменениями, качественными преобразованиями психологических структур личности. Кризис всегда является рубежом, его разрешение ведет на новую ступень развития. Большинство нормативных кризисов приходится на детство.

Снятие кризиса всегда происходит благодаря смене ведущей деятельности. Впервые вопрос о роли деятельности в развитии был поставлен С.Л. Рубинштейном, теория ведущей деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным.

Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, она обеспечивает ребенку максимально благоприятные условия для его развития.

Еще одним критерием возрастного развития являются ведущие новообразования, т.е. те качественные психологические характеристики, которые появляются в каждом возрасте и являются его отличительными особенностями. К примеру, центральным психическим новообразованием младенческого возраста является «комплекс оживления», раннего детства – «самость» (Л.И. Божович) и символическая функция сознания, дошкольное детство и младший школьный возраст обретают целый «букет» личностных новообразований – произвольность психических функций, рефлексия, соподчинение мотивов деятельности, внутренний план действий, более развитые формы самосознания.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.