Социально-психологические параметры малой группы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социально-психологические параметры малой группы

2017-11-27 283
Социально-психологические параметры малой группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Малая группа, как всякая другая общность людей, имеет свои особенности.

1. Взаимоотношения, которые возникают в результате взаимодействия. Взаимоотношения обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизм формирования и саморазвития малой группы.

2. Групповые устремления. Сюда относятся цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий.

3. Групповое мнение, т.е. совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне неё.

4. Групповое настроение – это общий эмоциональный настрой членов группы, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных её членов.

5. Традиции. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта, совместной деятельности её членов и укрепившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого челна малой группы.

При социально-психологическом описании малой группы используют и другие понятия:

· Состав группы (возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы).

· Групповая совместимость – способность ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения.

· Социально - психологический климат – качественная сторона межличностных отношений (симпатия, взаимопомощь, заинтересованность в успехе или конкуренция, зависть, амбиции и т.п.).

· Сплоченность группы – степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.

· Групповые нормы – определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

· Ценности группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям.

Психологические процессы в малой группе

1. Сплочение малой группы – это процесс формирования связей такого типа, которые позволяют достигать единства, избегать конфликтов и конфронтации. Сплочённость, как черта группы, выражает степень единомнения и единодействия её членов.

2. Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем на основе полномочий и норм, данных ему.

3. Принятие решений. Группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения, оценка различных ситуаций, поиск возможных путей выхода из них и выработка единой точки зрения.

4. Групповое давление. Каждая группа в ходе развития вырабатывает и закрепляет нормы, которые представляют общие требования. Нормы группы связаны с ценностями, нормы и ценности должны принимать и соблюдать все. Отсюда вытекают функции давления:

а) стремление обеспечить достижение групповых целей;

б) сохранение группы как целого;

в) разъяснение членам группы тех принципов жизни и

деятельности, на которые они должны ориентироваться;

г) определение членами группы своего отношения к

социальному окружению.

5. Конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии между членами группы. Конфликт играет в малой группе как конструктивную, так и деструктивную роль.

 

Практическая работа

Цель работы:

· анализ структуры студенческой группы.

 

Порядок проведения работы:

· группе студентов предлагают принять участие в игре «Групповой пирог» и проанализировать размер вклада каждого участника игры в деятельность группы.

 

Методические средства:

Игра «ГРУППОВОЙ ПИРОГ»

 

ИНСТРУКЦИЯ:

«Представьте себе, что нарисованный ниже круг - это круговая диаграмма, представляющая членов вашей учебной или дискуссионной группы, и разделите её как пирог, на куски (по одному на человека). Размер каждого куска должен отражать размер вклада каждого человека в деятельность группы. Обязательно отрежьте кусок и для себя и для вашего преподавателя и обозначьте на каждом куске фамилию и инициалы того, для кого он предназначен».

 

После того, как каждый участник игры «разрежет» «пирог» и «раздаст» его всем остальным участникам (т.е.напишет на каждом «куске» фамилии членов группы), проводится общегрупповое обсуждение принятых каждым студентом решений. Для этого им предлагается ответить на вопросы:

1. Какими критериями вы пользовались для определения размера вклада каждого человека в деятельность группы (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, влияние на других)?

2. Расскажите, каким образом вы делили пирог. Дали ли вы всем одинаковые куски, или вы дали некоторым людям куски значительно большего размера, чем другим?

3. Назовите трёх членов, которые получили самые большие куски. Действовали ли они как лидеры группы? Если да, то опишите те аспекты их лидерского поведения, которые не указаны в пункте 1.

4. Как вы оценили себя по сравнению с другими членами группы? Какую роль вы играли в группе? Как вы вели себя во время групповых дискуссий?

 

Домашняя работа

Цель:

· применить знания по содержанию темы для решения практических задач.

1. Определите, к какому виду групп относятся перечисленные ниже группы, и укажите стадию их развития. Обоснуйте.

· группа детей играющих на перемене

· школьный класс

· группа студентов беседующих за столиком в буфете

· рабочая бригада

· группа учащихся возвращающихся после школы

 

2. Проанализируйте и объясните следующие ситуации:

1. В организации обязательно должно быть создано несколько независимых групп планирования и оценки, какого-либо вопроса, но под началом различных руководителей.

2. На каждое заседание группы следует по очереди приглашать одного, или нескольких независимых экспертов и просить их спорить взгляды основных членов группы.

 

3. Опишите групповые роли, которые вы исполняли в различных группах на протяжении своей жизни (например, в школьном классе, в компании своих друзей, в студенческой группе и т.п.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

КОНФЛИКТ

План

1. Понятие о конфликт

2. Социально-психологические концепции конфликта

3. Классификация конфликтов, формы и виды конфликтов

5. Этапы развитие, разрешения и предупреждения

конфликта

 

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. (4),Бабосов Е.М. (9), Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. (15), Гришина Н.В. (17), Емельянов С.М. (21), Зигерт В., Ланг Л. (25)

 

Теоретическое введение

Основные понятия

Конфликт – вид общения, в основе которого лежат реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне острых эмоциональных состояний (Платонов К.К. 1984).

Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте. (Конюхов Н.И. 1996).

Конфликт – биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, субъектность (наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта) (Гришина Н.В. 2000).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.