Показатели и ключи интерпретации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Показатели и ключи интерпретации

2017-11-27 270
Показатели и ключи интерпретации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Показатели Номера высказываний Нормы
  A B   Адаптивность   Дезадаптивность   4,5,11,12,15,19,22,23,26, 27,29,33,35, 37,41,44,47,51,53, 55,61,63,67,68,72,74,75,78,79,80,88,91,94,96,97, 98.   2,6,7,13,16,18,25, 28,32, 36,38,40,42, 43,49,50,52,54,56,59,60,62,64,65,69,70,71,73,76,77,83,84,86,90,95,99, 100   (68-170) 68-136     (68-170) 68-136
  2.   A     Шкала лжи   34,45,48,81,89, 8, 82,92,101.   (18-45) 18-36
3.   A   B Принятие себя   Непринятие себя     33,35,55,67,72,74,75,80,88,94,96. 7,59,62,65,90,95, 99. (22-52) 22-42 (14-35) 14-28
4. A B Принятие других Конфликт с другими   9,14,22,26,53,97   2,10,21,28,40,60, 76.   (12-30) 12-24 (14-35) 14-28
5. A B Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт   23,29,41,44,47,78   6,42,43,49,50,56, 83,85   (14-35) 14-28 (14-35) 14-28  
6. A B Внутренний контроль (интернальность) Внешний контроль   4,5,11,12,19,27,37,51,63,68,79,91,98. 13,25,36,52,57,70,71,73,77   (26-65) 26-52 (18-45) 18-36  
7. A B Доминирование Ведомость   58,61,66   16,32,38,69,84,87   (6-15) 6-12 (12-30) 12-24  
8.     Эскапизм (уход от проблем)   17,18,54,64,86     (10-25) 10-20  

 

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

  Адаптация а А = ------------ х100% a + b     Самопринятие a S = ------------ x 100% a +1,6 b
  Принятие других a I = -------------- x 100 % 1,2 a + b     Эмоциональная комфортность a E = ------------- x 100 % a + b  
  Интернальность a I = ---------------- x 100 % a + 1,4 b     Доминирование 2a D = ------------ x 100 % 2a + b

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослыхбез скобок.

Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  • в шкале лжи №,№ 34,45,48,81,89 необходимо инвертировать, то есть ответ «6» превращается в ответ «0», а ответ «5» в ответ «2» и т.д.
  • эмоциональный комфорт - это оптимизм, уравновешенность;
  • эмоциональный дискомфорт -тревожность, беспокойство или, напротив, апатия;
  • внутренний контроль - установка на то, что достижение жизненных целей зависит от тебя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность;
  • внешний контроль -пассивность в решении жизненных задач, расчет на поддержку извне;
  • ведомость -зависимость от других.

Домашнее задание

Цель:

· самоконтроль студентами уровня усвоения содержания учебного материала по теме.

 

1. Какие социально-психологические механизмы социализации личности (идентификация, эмпатия, стереотипизация, заражение, аттитюд) обнаруживаются в следующих ситуациях.

2. Охарактеризуйте представленные социально-психологические явления социализации человека.

А. «Неподалеку от школы в маленькой хатке жила одинокая

бабушка. Старенькая - старенькая, уже зубов у нее не было. Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.

В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, полномерные, вкусные. Но такие твердые, что мальчики советовали шепотом из рогатки орехами стрелять.

- Понесем орехи бабушке, - сказал кто-то из ребят.

Дети нарвали ведерко орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол, на белую скатерть.

- Ешьте, бабушка,- зашептали дети и быстренько убежали из хаты.

Бабушка села у стола. Из глаз ее потекли слезы. Дрожащими руками она пересыпала орехи. Они гремели, словно камушки, а со двора слышен был веселый детский щебет.

Рассказываю и внимательно слежу за детьми, ловлю в их глазах тонкие оттенки мысли. В тот момент, когда дети представляют, как бабушка сидит за столом и пересыпает орехи, в глазах преобладающего большинства детей вижу боль и сочувствие: как же бабушка станет, есть орехи, если у нее нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не почувствовали, что они причиняют горечь старой женщине?» (Сухомлинский А.А. Методы воспитания коллектива. М., 1981)

 

Б. « Каждый день дети приносили из теплицы к класс цветы хризантемы. Если в наших взаимоотношениях не было ни облачка, если дети верили мне до конца и готовы были пойти за мной, куда я скажу, на столе в маленькой вазочке стояли розовые, красные, синие, голубые цветы, в зависимости от настроения коллектива…

Но был в теплице куст, на котором цветы хризантемы необычного цвета - фиолетовые. Если дети ставили мне на стол фиолетовый цветок, это означало: «Учитель, Вы обидели нас». Был морозный февральский день. Придя на урок я увидел на столе фиолетовый цветок. …

«Часы»,- вспомнилось мне.- Я обидел их недоверием…

На второй перемене часы лежали на столе. Войдя в класс на третий урок, я увидел: в вазочке розовая хризантема. Я облегченно вздохнул: дети простили…. Потом, через несколько лет бывшие мои малыши рассказали: им тяжело, очень тяжело было приносить в класс фиолетовую хризантему. Они знали, что причиняют мне огорчение, боль. «Но вы ведь сами учили, что нужно быть правдивым. Учили не скрывать своих чувств» Сухомлинский А.А. Методы воспитания коллектива. М., 1981).

 

В. «Мыслим ли отъезд? Уже вчера медведь- Панкратов обогнал его группу и двинулся вперед таким ходом, что все только удивлялись. Грузчик шел напролом к первенству и, потеряв обычное спокойствие, поджигал своих «пристанских» на сумасшедшие темпы.

Патошкин наблюдал за молчаливым ожесточением строителей. Удивленно потирал виски, спрашивал себя: «Что это за люди? Что за непонятная сила?» (Островский Н.А. Как закалялась сталь М.,1982).

 

Г. «Ада смеялась, из-под растрепанных волос блестели глаза, она была трогательно домашней, ничего похожего на ту строгую, прекрасную статую, перед которой он всегда чувствовал себя посетителем музея. И вдруг он подумал, что Ада ждала его еще преданней и беззаветней, чем он Наташу. И ей так же тяжело, как ему. В сущности, он обошелся с Адой, как Наташа с ним, только с Наташей он сам был виноват, а Ада ни в чем не виновата, она виновата лишь в том, что любит его» (Гранин Д. Иду на грозу М.,1996).

 

Д. «30 октября 1938г. радиокомпания ЭН - БИ- ЭС (США) организовала передачу по книге Г.Уэлса «Война миров». Массы радиослушателей самых разных возрастных слоев (по официальным данным, около 1 млн 200 тысяч человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается постановка литературного произведения (трижды это объявлялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан» (Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1980)

 

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________

Я-КОНЦЕПЦИЯ

План

1. Общее понятие и характеристика «Я- концепции»

2. Основные положении теории «Я-концепции»

3. Структура «Я-концерции»

2. «Я-концепция»: независимая или взаимозависимая

3. Самопрезентация и самомониторинг

 

Литература

Бернс Р. (11), Снайдер Д. (57), Клецина И.С.(44), Майерс Д. (31)

Теоретическое введение

 

Термин «Я-концепция» появился в научном обороте на рубеже Х1Х-ХХ вв. «Я-концепция» - это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самом вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.

«Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Американский психолог У. Джемс в конце Х1Х века первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. По У. Джемсу, «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

· духовное «Я»;

· материальное «Я»;

· социальное «Я»;

· телесное «Я».

Указанные аспекты образуют для каждого человека уникальный образили совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: самооценка = успехи / притязания. Это означает, что самооценка каждого человека зависит от оценки его собственных успехов и соотнесения их с уровнем своих же притязаний.

Теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям, разработанным известным социальным психологом К. Левиным:

· поведение является продуктом восприятия человека, которое по своей природе феноменологично: психологическая реальность каждого — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения;

· центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида выступает «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия;

· «Я-концепция» - это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды;

· с формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею;

· «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

· параллельно с формированием «Я-концепции» возникает потребность в положительном отношении других людей. И уже через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми появляется потребность в положительной самооценке.

Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».

Понимание «Я-концепции» как совокупности установок по отношению к себе отражает ее структуру.

Первый ее компонентобраз «Я» (структура представлений о себе самом) - складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент — динамический, процессуальный — это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений человека о самом себе могут стать:

· социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

· социальные реакции других людей (их субъективная интерпретация);

· индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные человеком в течение жизни.

Человек реализует два процесса самооценки:

· сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;

· сравнение реального «Я» с социальным «Я».

По Д. Маэрсу, «Я-структуры» - это психические модели, с помощью которых человек организует свою жизнь. «Я-структуры» (восприятие себя как человека подвижного, энергичного или способного) оказывают существенное влияние на процессы обработки социальной информации, а также на запоминание, восприятие, оценивание себя и других. «Я-концепция» включает в себя не только убеждения человека о самом себе, но и о том, кем бы он мог стать в будущем, т. е. убеждения о своих возможностях.

«Я-концепция» выполняет тройную функцию:

1 -способствует достижению внутренней согласованности личности;

2 -определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта;

3 - служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, осуществляет регуляцию социального поведения личности.

Функция согласованности (1) проявляется в таком психологическом явлении каксамоуважение всеобъемлющем чувстве собственного достоинства, которое влияет на то, как люди оценивают свои особенности и способности.

Особенности интерпретации приобретённогоопыта (2) проявляются в самопрезентации - акте самовыражения и поведения, направленном на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-то идеалам. Предрасположение в пользу своего Я, ложная скромность и препятствия, которые люди создают себе сами, показывают глубину заботы об Я-образе. Хотят ли люди произвести впечатление, запугать или показаться беспомощными, они являемся общественными созданиями, играющими перед аудиторией.

Самомониторинг - изучение способов себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление – выполняет третью функцию (3).

Люди:

· с высокими показателями по шкале тенденции к самомониторингу действуют как «социальные хамелеоны»; у этих людей установки будут выполнять функцию социального урегулирования: они помогают им адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям;

· с низкими показателями самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие; они больше руководствуются внутренними ощущениями, и поэтому более вероятно, что они будут говорить и действовать так, как чувствуют себя на самом деле;

· большинство людей находится где-то между крайностью высокого (актер, знающий свою роль наизусть) и низкого (упорная нечувствительность к другим) самомониторинга.

Практическая работа

Цели работы:

· определение структуры своей «Я-концепции»;

· определение особенностей самооценки;

· определение гендерной структуры своего образа Я.

 

Порядок проведения работы:

1. Студентам предъявляется тест «Кто Я?» (время работы с тестом – 15 минут); по завершению выполнения тестового задания проводится анализ результатов тестирования.

 

2. Студенты работают с тестом С.Бем на определение гендерных ролей, входящих в структуру «Я-концепции»

Методические средства

Тест «КТО Я?»

Инструкция:

«В бланке напишите 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?». Отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе. Пишите ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Можно отвечать, одним словом или словосочетанием».

Бланк ответов

1.Я ______________________________________________________ 2.Я ______________________________________________________ 3.Я ______________________________________________________ 4.Я ______________________________________________________ 5.Я ______________________________________________________ 6.Я ______________________________________________________ 7.Я ______________________________________________________ 8.Я ______________________________________________________ 9.Я ______________________________________________________ 10.Я ______________________________________________________ 11.Я ______________________________________________________ 12.Я ______________________________________________________ 13.Я ______________________________________________________ 14.Я ______________________________________________________ 15.Я ______________________________________________________ 16.Я ______________________________________________________ 17.Я ______________________________________________________ 18.Я ______________________________________________________ 19.Я ______________________________________________________ 20.Я ______________________________________________________    

АНАЛИЗ

1. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий по содержанию (можно относить один ответ к двум и более категориям):

· формальные («анкетные») характеристики;

· внешность;

· особенности характера, внутреннего мира;

· особенности поведения;

· особенности отношений с окружающими;

· взгляды и убеждения;

· интересы, вкусы, увлечения;

· прочее (предложите собственную группировку).

Обратите внимание на то, какие ответы идут в начале списка. Чаще всего это либо формальные характеристики, либо наиболее важные для человека качества. Оцените относительную представленность различных содержательных аспектов «Я-концепции».

2. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий:

· позитивная характеристика («Я обаятельный»);

· негативная характеристика («Я мелкий пакостник»);

· нейтральная характеристика («Я люблю компанию»);

· противоречивая характеристика («неплохой товарищ, но помнящий зло»).

Оцените особенности самооценки и противоречивость «Я-концепци»

3. Подумайте, существуют ли противоречия между отдельными ответами? (например: в самоописании тридцатипятилетней домохозяйки подряд следуют ответы «Мне очень хорошо дома» и «Я хочу учиться»; в данном контексте это скорее всего желание выйти за пределы дома и домашних дел). Можно ли считать «Я-концепцию» противоречивой?

 

Анкета гендерных ролей

(Сандра Бэм)

Инструкция:

« Оцените наличие (или отсутствие) у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет».


1. Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность помочь.

4. Склонность защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость.

10. Атлетичность.

11. Нежность..

12. Театральность.

13. Напористость.

14. Падкость на лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность.

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность к лидерству.

26. Забота о людях.

27. Прямота, правдивость..

28. Склонность к риску.

29. Понимание других.

30. Скрытность.

31. Быстрота в принятии решений.

32. Сострадание.

33. Искренность.

34. Самодостаточность (полaгание только на себя).

35. Способность утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность, важность.

43. Собственная позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49. Склонность вести за собой.

50. Инфантильность.

51. Адаптивность, приспосабливаемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь ругательств.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к детям.

57. Тактичность.

58. Амбициозность, честолюбие.

59. Спокойствие.

60. Традиционность, подверженность условностям.

 


Ключ:

Маскулинность (ответ «да»): 1, 4, 7, 10,13, 16, 19, 22, 25, 28, 31,

34, 37,40,43,46,49,52,55,58.

Фемининность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35,38,41,44,47,50,53,56,59.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Далее определяется показатель фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии с формулой:

F = (сумма баллов по фемининности): 20
М = (сумма баллов по маскулинности): 20
Основной индекс IS определяется:
IS = (F-М) • 2,322.

· Если величина индекса заключается в пределах от -1 до+1, то делается заключение об андрогинности.

· Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности;

· Если индекс больше +1 — о фемининности,

· В случае, когда индекс больше +2,025, говорят о ярко выраженной фемининности;

· Если индекс меньше — 2,025, говорят о ярко выраженной маскулинности.

Интерпретация результатов:

Психология последних лет ориентируется на смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила типы полоролевого поведения для мужчин и женщин.

Маскулинные мужчины - нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободны.

Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе.

Фемининные мужчины - чувствительны, ценят человеческие отношения и достижения духа, нередко принадлежат к миру искусства.

Фемининные женщины — это уже архаичный тип абсолютно терпеливой женщины, охотно соглашающейся быть «фоном» в жизни близких людей, отличающейся выдержкой, верностью и отсутствием эгоизма.

Андрогинные мужчины сочетают в себе продуктивность и чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии врача, педагога и т.д. Андрогинные женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность). Андрогинность — скорее признак высокой жизнестойкости их обладателей, которые нередко успешно самореализуются и в семье, и в работе.

Домашнее задание

Цель:

· Оценка уровня сформированности представлений о понятии «Я-концепция»

Психологические задачи:

1. Почему, когда информация применима к нашим «Я-концепциям», мы быстро её обрабатываем и хорошо помним?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Является ли самоуважение совокупностью всех наших

«Я-структур» и возможных «Я»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каким образом учреждения («дьявольские», как концлагеря, или благородные как госпитали) могут лишить человека человеческих качеств? Как вы понимаете понятие «приобретённая беспомощность»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Почему люди рискуют своим здоровьем:

· загорают на солнце, несмотря на то, что это приводит к морщинам и раку;

· перестают, есть;

· не пользуются презервативами;

· под давлением сверстников начинают курить, спиваются и принимают наркотики?

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

ОБЩЕНИЕ

План

1. Понятие об общении.

2. Структура общения (коммуникативная, персептивная, интерактивная).

3. Коммуникативная сторона общения как обмен информацией между индивидами.

4. Интерактивная сторона общения как межличностное взаимодействие.

5. Перцептивная сторона общения как процесс восприятия и познания людьми друг друга.

 

Литература.

 

Андреева Г.М. (2), Абрамова Г.С. (1), Бодалев А.А. (13), Добрович А.Б. (19), Леонтьев А.А. (30).

 

 

Теоретическое введение

1. Общение – важнейшее условие присвоения индивидом достижений

исторического развития человечества, как на микроуровне, так и на макроуровне- во всей системе социальных связей.

Общение – многоплановый процесс установления контактов

между людьми.

Общение и деятельность – человеческие отношения

складываются при выполнении какой-либо совместной деятельности

и люди не просто общаются при этом, а по поводу нее. Общение и деятельность влияют на развитие личности. Продукт деятельности человека – средство общения между людьми.

Функции общения:

· информационно - коммуникативная;

· регуляционно – коммуникативная;

· аффективно- коммуникативная.

 

2. Структура общения:

- коммуникативная сторона общения – предполагает обмен

информацией между общающимися.

- интерактивная сторона общения – предполагает взаимодействие

между индивидами, обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

- перцептивная сторона общения – процесс восприятия и познания людьми друг друга и установления взаимопонимания между ними.

 

Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен

между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.При этом люди являются активными субъектами (S-S) взаимодействия. Этот обмен информации представляется собой не однонаправленный процесс, а обратный (обратная связь). В этом процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается и хранится. При передачи информации учитываются не только мотивы, цели, потребности, установки самого говорящего (коммуникатора), но и того, кто ее принимает (реципиент). Передаваемая информация должна иметь смысл, как для коммуникатора, так и для реципиента. Эффективностью передачи информации служит единая система кодирования и декодирования (система знаков), т.е. люди должны говорить на одном языке. Это является главным условием понимания людьми друг друга.

Но на пути обмена информации могут стоять коммуникативные барьеры.

· Коммуникативные барьеры – это те препятствия, которые возникают на пути к адекватной передачи информации между партнерами по общению. При этом информация может искажаться, либо вообще не поступать.

Коммуникативные барьеры носят социальный и психологический характер.

При коммуникативных барьерах социального характера непонимание связано сполитическими, религиозными, социальными, профессиональными различиями. В следствии этого может возникать разная интерпретация понятий, различное мироощущение, мировоззрение.

При коммуникативных барьерах психологического характера непонимание связано с индивидуально – психологическими особенностями общающихся (например, застенчивостью, скрытностью, некоммуникабельностью и т.п.).

· Существует два типа коммуникативного процесса:

- вербальный – эторечь, слова, понятия.

- невербальный – этопоза, мимика, пантомимика, жесты, пауза, интонация.

Интерактивная сторона общения – предполагает межличностное взаимодействие. Коммуникативный процесс зарождается в совместной деятельности, где происходит не только обмен информацией (знаниями, идеями), но и действиями. В процессе совершения какой-либо деятельности происходит взаимодействие между людьми. В результате этого взаимодействия участники общения изменяются.

· Типы взаимодействия:

- кооперация – предполагает согласие, приспособление, упорядочивание, комбинирование сил. Т.е. представляет собой элемент совместной деятельности, где каждый из участников привносит свой личный вклад в эту деятельность.

- конкуренция – предполагает конфликт, аппозицию. Здесь концентрация внимания происходит на конфликте, который может осознаваться или неосознаваться участниками, а также при каких условиях этот конфликт возникает.

Перцептивная сторона общения предполагает процесс восприятия и познания людьми друг друга. В результате этого происходит формирование представления о физических характеристиках объекта; о его поведении, намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках; дает представление об отношениях, которые связывают одного человека с другим; селективность (избирательность), связанное с целями познающего субъекта, его прошлым опытом.

Новое впечатление о человеке формируется на основе ранее сложившихся впечатлениях о нем, что, в свою очередь, может быть основой для проекции и стериопизации.

Другими словами, восприятие одного человека другим предполагает, прежде всего восприятие его внешности, которая соотносится с его личностными характеристиками и на основе этого происходит его интерпретация.

· Механизмы межличностного восприятия.

- идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя другому, ставить себя на место другого, чтобы понять, что он чувствует.

- эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблему другого, вчувствоваться, прочувствовать проблему другого при этом сохраняя собственное «Я».

- рефлексия – осознание того, как другой будет воспринимать и понимать меня. В этом случае происходит не только знание и понимание другого, но и знание того, как другой будет понимать меня.

· Содержание и эффекты межличностного восприятия.

Каузальная атрибуция – объяснение причин поведения другого человека путем приписывания ему мыслей, чувств, намерений, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает именно в тот момент, когда есть дефицит информации о другом человеке, поэтому происходит замена приписываемым.

Эффект ореола или «галоэффект» - новая информация полученная о знакомом человеке накладывается на уже имеющееся. Это впечатление распространяется на все, что делает человек и мешает видеть реальные черты человека.

Эффект новизны и первичности:

- новизны – полученная последняя информация о знакомом человеке является более значимой.

- первичности – информация поступающая о незнакомом человеке.

Стереотипизация – ложность, неточность представления о человеке. Стереотип – устойчивый образ о явлении или человеке, возникающий на основе ограниченности прошлого опыта и недостаточности информации.

Практическая работа

Цель работы:

· знакомство с техниками ведения беседы и оценка их эффективности;

· развитие навыков эффективного восприятия сообщения.

 

 

Порядок проведения работы:

1. Студентам дается задание оценить 9 техник ведения беседы (разработка Е.В.Сидоренко), с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнера. (Техники группируются по трем разделам: способствующие пониманию партнера, не способствующие пониманию, нейтральные).

2. Далее дается инструкция оценить техники по 7-ми балльной шкале (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3), где оценка -3 означает, что техника совершенно не способствует пониманию партнера, а оценка +3 – наиболее способствует.

3. После выполнения задания индивидуальные оценки каждой техники обсуждаются в учебной группе.

4. Для развития навыков эффективного восприятия и понимания текстового сообщения зачитываются какой-то поэтический отрывок или стихотворения (по выбору преподавателя). Студентов просят записать его смысл и краткое содержание. В групповой дискуссии обсуждаются результаты работы студентов и факторы эффективности понимания сообщения.

5. Также можно группе зачитать какую-либо философскую фразу известного мыслителя, например, З.Фрейда, А.Шопенгауэра, Э.Фромма или др.. Студентам предлагается написать, что хотел сказать этой фразой философ и почему она была высказана. Результаты индивидуальной работы обсуждаются в группе.

 

Методические средства:

Техники ведения беседы

(формулировки техник разработаны В.Захаровым и Е.Сидоренко)

· В беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами: «Глупости ты говоришь», Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь», «Я бы мог вам это объяснить, но боюсь, вы не поймете» и т.п.

· Мы сопровождаем речь партнера высказываниями типа: «Да-да…», «Угу…».

· Мы дословно повторяем высказывания партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т.д.

· В ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора...», «Мы несколько отвлеклись от темы...», «Давайте вернемся к цели нашего разговора...» и т. д..

· Мы воспроизводим высказывания партнера в обобщенном, сокращенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...» или «Другими слова-ми, ты считаешь, что...» и т. д.

· Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...» или «Вы так считаете, видимо, потому что...».

· Мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.

· Мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что-то, но не объясняем своих целей.

· Мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями.

 

Домашнее задание

Цель:

· применение теоретических знаний при анализе конкретных примеров коммуникативных ситуаций;

· самооценка уровня своей общительности.

 

1. Известно, что человек следует нормам своей референтной группы.

Проанализируйте с этой точки зрения мнение человека, который говорит о своей референтной группе: «Я без них не представляю своей жизни, когда я один, я не знаю чем заняться».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Проанализируйте высказывание человека, который во время общения чувствует себя так: «Я все время перед ним виноват».

С каким феноменом восприятия вы встретились?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Продолжите характеристику человека, о котором вам известно, что он умен, ему 40 лет, он является руководителем своей фирмы…

С каким феноменом восприятия вы встретились?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Подберите подходящие эпитеты для характеристики человека, о

котором вы знаете: год рождения 1978, место рождения – Брест; пол – мужской; увлечение – рыбалка.

Какой он человек?

С каким феноменом восприятия вы встретились?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Известно, что человек принадлежит к богатым людям республики Беларусь.

Какими качествами он обладает, по вашему мнению?

С какими феноменами социальной психологии вы имели дело при ответе на этот вопрос?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. О человеке известно, что он принадлежит к правительственной оппозиции.

Какими качествами он обладает, по вашему мнению?

С какими феноменами социальной психологии вы имели дело при ответе на этот вопрос?

_____________________________


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.