Создание элективного курса «история информатики в старшей школе». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Создание элективного курса «история информатики в старшей школе».

2017-11-27 56
Создание элективного курса «история информатики в старшей школе». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка: Изучение истории информатики в старшей школе направлено на решение ряда задач подготовки современного российского школьника. С одной стороны, изучение истории определенной научной дисциплины является неотъемлемой частью получения полноценного образования в данной области. С другой стороны, знакомство и осмысление достижений научной и инженерной мысли страны способствует формированию патриотизма и гражданской позиции ученика. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования необходимость изучения истории науки выражена через формулировку требований к уровню подготовки учащихся. Отмечается, что изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: «сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики» Кроме этого, изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» направлена, в том числе, и на овладение «…системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира».

В связи с тем, что изучение данных вопросов в рамках учебного предмета «Информатика и ИКТ» возможно лишь на незначительном уровне в виду невозможности выделения достаточного количества часов по данным темам, то эффективнее изучать данные разделы в рамках элективного курса.

Изучение учащимися вопросов истории науки (в частности истории информатики в России) позволит не только повысить уровень освоения учебной программы предметов области «Математика и информатика», но и приведет к глубокому осмыслению вопросов понимания роли науки и роли личности в науке, развитию умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, формированию устойчивого интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла.

Элективный курс «История информатики в России» разработан с целью ознакомления учащихся с вкладом российских ученых и инженеров в развитие информатики, прикладной математики и вычислительной техники, формирования на этой основе интереса учащихся к изучению информатики и ИКТ и воспитания патриотизма и чувства гордости за отечественную науку.

Данный элективный курс может быть использован как обобщающий курс для классов естественнонаучного, физико-математического, инженерно-технического профилей. Кроме этого, реализация данного курса для гуманитарного и социально-экономического профилей позволит не только углубить и расширить знания этих учащихся по информатике и ИКТ, но и, благодаря развитию метапредметных связей, даст возможность формирования индивидуальной траектории обучения для определенного круга учеников.

Элективный курс «История информатики в России» предлагается для изучения в старшей профильной школе в 10 классах, так как его изучению обязательно должно предшествовать изучение информатики и ИКТ в рамках основной школы.

Реализация данного элективного курса позволяет осуществить одни из значимых тенденций современного образования, заключающихся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Курс рассчитан на 34 часа, из которых 14 часов теоретического обучения и 18 часов практических занятий.

Основная цель курса: формирование у учащихся системы знаний о содержании, основных этапах и закономерностях развития информатики и вычислительной техники в России; о вкладе ученых и инженеров-конструкторов в развитие вычислительного потенциала нашей страны; совершенствование опыта использования средств ИКТ при изучении вопросов истории науки.

Задачи курса:

1. Углубление знаний учащихся об основных достижениях российской науки и техники в области создания вычислительной техники.

2. Формирование научного мировоззрения, грамотной позиции в отношении основных вех в развитии вычислительной техники в нашей стране, развитие интереса к изучению информатики и техники, уважения к науке, расширение научного и культурного потенциала учащихся.

3. Формирование практических умений и навыков использования компьютерных технологий при изучении вопросов истории науки:

4. Создание условий для профориентации учащихся и определении их с дальнейшим выбором профессии.

Учащиеся должны знать:

- Основные достижения российской инженерной мысли в области механических и электромеханических вычислительных устройств;

- Основные этапы создания и развития ЭВМ в Советском Союзе;

- Основные особенности каждого этапа развития; общую характеристику ЭВМ каждого поколения;

- Вклад известных отечественных ученых- разработчиков в становление информатики.

- Учащиеся должны уметь:

- Отличать этапы развития ЭВМ;

- Давать характеристики, высказывать критическую точку зрения и свои суждения по проблемным вопросам;

Основные темы курса:

1. История развития механической и электромеханической вычислительной техники в России.

2. История создания ЭВМ в СССР.

3. История кибернетики в СССР.

4. История развития программирования в России.

5. Разработка и защита проекта.

Методы обучения и формы организации учебных занятий. В основу организации учебного процесса положена система лекционно семинарских занятий. В старших классах предпочтительно использовать лекции, адаптированные к условиям школы. По формам организации лекции в данном элективном курсе – это комбинированные лекции, представляющие собой объяснение материала с демонстрацией технических открытий, иллюстрированного, аудио-видео материала. Цель семинарских занятий – углубление теоретического материала, совершенствование учебных умений и навыков, обучение учащихся групповой и коллективной работе, взаимопомощи, взаимопроверке, самоконтроля и т. д.По формам организации желательно использовать семинары в виде устных докладов учащихся с последующим их обсуждением.

Данная система актуальна при использовании в старшей школе, так как позволяет максимально приблизить учащихся к форме обучения в высших учебных заведениях.

При создании данного элективного курса акцент делается не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по информатике и ИКТ, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее, и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на каждом из занятий. На семинарских занятиях целесообразны выступления школьников, подготовивших сообщение с демонстрационным материалом, иллюстрирующим основные достижения по данному вопросу. Наличие компьютерной презентации для выступления на семинаре обязательно и является основным условием выступления по данной теме.

Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися тестирования по пройденному материалу. Итоговый контроль реализуется в форме защиты проекта.

Учебно-тематический план элективного курса «История информатики в России», Содержание тем элективного курса:

История развития механической и электромеханической вычислительной техники в Старшей школе(3 часа):

1. Появление дощаного счета. Русские счеты, принцип работы на них, история появления. Самобытность русских счетов. Значение счетов для дальнейшего развития вычислительной техники. Понятие арифмометра. П.Л. Чебышев и особенность его арифмометра. (1 час)

2. Дальнейшее развитие вычислительной техники в России. Понятие суммирующей машины. Машина Якобсона. Счетный прибор Ф.М. Слободского. «Снаряд для сложения и вычитания»

3. Я. Слонимского Самосчеты В.Я. Буняковского. Cчислитель А.Н. Куммера. (1 час)

4. Арифмометр В.Т. Однера. Арифмометр "Феликс". Счетно-аналитические машины. Понятие табулятора, перфоратора. Отечественные табуляторы. Табуляторы и их значение. Понятие клавишной вычислительной машины. Разновидности клавишных машин. (1 час)

История создания ЭВМ в Старшей шоле(4 часа):

1. МЭСМ – малая электронная счетная машина и ее создатель Сергей Алексеевич Лебедев (1 час)

2. БЭСМ-1 – Большая электронная счетная машина. (1 час)

3. Единая Система Электронных Вычислительных машин (ЕС ЭВМ). (1 час)

4. Многопроцессорные вычислительные комплексы Эльбрус. (1 час)

История кибернетики в Старшей шоле(3 часа):

1. Кибернетика – «лженаука». Развитие кибернетики в СССР. (1 час)

2. Научные школы ведущих ученых. (1 час)

3. Развитие искусственного интеллекта. (1 час)

История развития программирования в Старшей шоле(3 часа):

1. 50-60 гг - становление. Семинары Л.А. Люстерника, создание вычислительных центров. Первые семинары по программированию. (1 час)

2. Певые программы для МЭСМ и БЭСМ. (1 час)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.