Научная теория: понятие, структура, функции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Научная теория: понятие, структура, функции

2017-11-27 872
Научная теория: понятие, структура, функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «научная теория»:

научная теория (в традиционном смысле) — это система логически взаимосвязанных представлений о научно познаваемых объектах.

Общепризнано, что научная теория является наиболее развитой, наиболее совершенной формой организации научных знаний. Содержание теории раскрывает и описывает те или иные закономерности, регулярные связи, фундаментальные свойства изучаемых предметов, явлений, процессов. В отличие от гипотезы, научная теория имеет статус обоснованного, принятого научным сообществом знания. Характерными чертами научной теории являются ее концептуальная связность, содержательная целостность, относительная стабильность. Теория дает систематически разработанную, упорядоченную совокупность научных воззрений, относящихся к той или иной предметной области.

Функции научной теории:

В философско-методологической литературе называют различные функции научной теории, но наиболее часто, как правило, указывают на следующие две:

1) объяснение

2) предсказание.

Прежде чем приступить к обзору функций научной теории, отметим, что теория играет в научном познании комплексную роль, выполняя сразу множество функций.

Основные функции научных теорий:

1) Фундаментально-теоретические:

- конститутивная - это способность научной теории в некотором смысле создавать свой собственный объект изучения, формировать предметную область.

- общерационализирующая- функция (продолжающая конститутивную) связана с тем, что создание научной теории приносит нам прежде всего прирост рационального понимания мира, и уже одно это является наградой ученому и становится возвышенной целью научного познания.

2) Методологические:

- инструментальная

понимается то, что научная теория формирует определенный методологический аппарат (или интеллектуальный инструмент), который задается и раскрывается самим контекстом теории.

- эвристическая — это способность научной теории служить исходной точкой и ориентиром для постановки новых проблем, открывать перспективы для будущих исследований, стимулировать поиск и выдвижение новых идей.

3) Конкретно-познавательные:

-интерпретационная;

- описательная;

- систематизирующая (обобщающая);

- объяснительная;

- прогностическая (предсказательная).

4) Технологически ориентированные (прикладные):

- проектирование и создание новых объектов (с заранее заданными, удовлетворяющими какие-то потребности свойствами). Научные теории либо непосредственно занимаются этими задачами (это касается прежде всего прикладной науки), либо служат основой для создания соответствующих теорий более прикладного назначения.

Структура научной теории

Итак, научная теория — сложное концептуальное образование. Она в общем случае не может быть представлена в виде универсальной для всех наук логической конструкции. Ее состав обширен, не все в ее контексте выражено в явном виде. Концептуальные объекты, включенные в нее, связаны между собой множеством разнообразных логических и содержательных взаимосвязей.

Мы выделим три составляющие научной теории (рис. 5):

1) основание (предпосылочный контекст);

2) ядро (совокупность основных утверждений);

3) приложения (конкретизирующий контекст).

 

 

Общий же вывод состоит в том, что научная теория представляет собой сложное образование. Так, в методологической литературе говорится о полисистемности и полиструктурности научной теории. Включенные в теорию концептуальные объекты объединены между собой массой различных взаимосвязей. В целом следует говорить не о линейной соподчиненности ее объектов, а об определенной теоретической «сети» взаимных отношений. Так, сам процесс перехода от ядра теории к ее приложениям не сводим к дедуктивному; он включает в себя содержательно-конструктивные моменты (что особенно подчеркивается в работах B.C.Степина), связанные с построением вспомогательных теорий, с введением дополнительных предположений, конструированием частных моделей, проведением мысленных экспериментов и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.