История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-27 | 298 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Е. К. ЛИГАЧЁВ
Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки.
ИТРК
Москва 2005
УДК 32
ББК 6б.З(2Рос)3
Л55
Лигачёв Е. К.
Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки. — М.: ИТРК, 2005. — 174 с.
Об авторе.
Егор Кузьмич Лигачев родился в Сибири, долгое время жил и трудился в Новосибирской и Томской областях. В Москве получил высшее техническое и гуманитарное образование. В Новосибирске работал на авиационном заводе им. В.П.Чкалова, первым секретарем райкома КПСС, зам. председателя Областного Совета депутатов трудящихся, секретарем обкома КПСС.
В начале 60-х годов — зам. заведующего отделом ЦК КПСС. С 1965 по 1983 гг. — первый секретарь Томского обкома КПСС. С 1983 г. снова в ЦК КПСС -заведующий отделом, секретарь ЦК КПСС. С 1985 по 1990 гг. член Политбюро ЦК КПСС.
В настоящее время — заместитель Председателя Совета Союза коммунистических партий (СКП-КПСС).
ISBN 5-88010-192-4
ББК 66.3(2Рос)3
Л55
© ИТРК, 2005
© Лигачев Е. К., 2005
Перестройка:
Замыслы, результаты и поражения, уроки.
Социалистическая перестройка была задумана с целью дальнейшего укрепления советской мировой державы, избавления её от всего отжившего, наносного, а через шесть лет с лишним завершилась государственным переворотом, расчленением Советского Союза, обернулась для миллионов счастливых людей мучениями и нищетой, упадком экономики, движением страны вспять от социализма к капитализму.
Естественно возникает вопрос: нужна ли была и возможна перестройка? Идут споры о том, что принесла перестройка, кто разрушил страну, отбросив её на десятилетия назад, где выход из глубочайшего системного кризиса, в состоянии которого пребывают почти все государства и народы, составлявшие в прошлом Союз Советских Социалистических республик.
|
Первый этап
социалистической перестройки — подъем.
Перестройка народного хозяйства, как центрального звена всей политики обновления общества, прошла два этапа. На первом этапе — 3-4 года двенадцатой пятилетки было приостановлено нарастание негативных тенденций, грозящих перейти в глубокий кризис. Удалось предотвратить падение темпов роста производства, положить начало новому подъему экономики.
Реальность планов перестройки народного хозяйства зижделась не только на организации и энтузиазме трудящихся, но и на инвестициях, капитальных вложениях, прежде всего туда и на то, что обеспечивало техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства, а также на повышении эффективности капитального строительства, в том числе уровня его индустриализации, проектного дела. Наибольший прирост капитальных затрат, вложений, как уже было сказано, предназначался для машиностроительного комплекса и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.
Для решения задач перестройки в сфере экономики принимались меры по совершенствованию всей системы управления. Наряду с традиционными методами планирования стали разрабатываться комплексные целевые программы. Так появились программы энергетическая, продовольственная, по развитию машиностроения и применению химии в народном хозяйстве, а также по увеличению производства товаров народного потребления и сферы услуг. Образованы координационные органы управления: Госагропром СССР на основе слияния 5 министерств с сокращением центрального аппарата почти наполовину, бюро Совета Министров СССР по машиностроению, топливно-энергетическому комплексу, социальному развитию.
С одной стороны, укреплялось централизованное планирование, а с другой, расширялись права и повышалась ответственность за конечные результаты работы предприятий и объединений, вводилось самофинансирование и самоокупаемость. Причем, для апробирования новых методов, были выделены Волжский автомобильный завод и Сумское научно-производственное объединение. Устанавливалась тесная связь между результатами деятельности трудовых коллективов и их социальным благополучием. Фонды предприятий для развития производства, оплаты труда, решения социальных задач формировались за счет заработанных ими средств.
|
Особое внимание уделялось подрядной форме организации труда бригад, цехов, установлению более высоких тарифных ставок и должностных окладов за счет средств, полученных трудовыми коллективами. Все это способствовало снижению уравниловки в оплате труда, повышению эффективности производства.
Активно проводилась структурная политика, как одна из составных частей перестройки экономической сферы. Темп прироста обрабатывающих отраслей был выше, чем в топливно-сырьевых. Получило развитие производство конструкционных материалов и замена металла материалами, полученными с помощью методов органической химии, значительно повысилась доля газа в топливно-энергетическом балансе, возрос удельный вес автомобильного транспорта в перевозках и т.п.
Возьмем еще один народно-хозяйственный блок — агропромышленный комплекс (АПК), в деятельности которого, как известно, заинтересовано все население страны. Пожалуй, среди накопившихся проблем в стране к тому времени, которые вызвали перестройку, наиболее острой была продовольственная.
Естественно, возникает вопрос: почему наша страна не обеспечивала себя в достатке продовольствием за счет собственного производства. Причин тому немало. Вот лишь одна из них.
Аграрная политика партии не всегда отличалась комплексным подходом, нередко строилась на субъективизме, то есть выхватывании одной части сельского хозяйства и забрасыванием других. Агропромышленный комплекс был зажат в тисках диспропорций. В том числе, между производственной и социальной сферами, производством сельхозпродукции и её переработкой, хранением и транспортировкой, между животноводством и кормопроизводством. Это вело к большим потерям, к омертвлению больших средств.
К тому же нужно учитывать, что сельское хозяйство ведется у нас в очень сложных климатических условиях. Биоклиматический потенциал в США в 2,3
|
раза, а в странах Западной Европы — в 2-3 раза выше, чем в России. В районах с таким малым количеством осадков и тепла, как у нас, сельское хозяйство в США не ведется.
Несмотря на это, в советской стране основные продукты питания были доступны всем. К концу периода перестройки в 1990 году в стране производство мяса в расчете на душу населения составляло 70 килограммов, молока — 378 килограммов, мяса птицы и яиц — в полной потребности. В Советском Союзе примерно 80-85% потребности населения в продовольствии обеспечивал отечественный агропромышленный комплекс. По уровню питания Россия с 7-го места в мире при советской власти, отброшена ныне на 50-60 место.
Чтобы не допустить снижения уровня потребления, а для советского государства — это вопрос вопросов — руководство страны шло на импорт продуктов питания в размере 10 процентов к общему объему потребления.
Какие же меры принимала коммунистическая партия в период перестройки для обеспечения населения продовольствием по физиологическим нормам, по защите интересов крестьянства и развитию села?
Прежде всего, установление паритета, эквивалентности цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Во второй половине 80-х годов впервые за долгие годы произошло выравнивание цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности, потребляемую в процессе производства продовольствия.
В 70-80-е годы взят курс на специализацию (производство одного вида продукции) и концентрацию сельскохозяйственного производства, межхозяйственную кооперацию на селе, перевод производства отдельных видов животноводческой продукции на индустриальную основу. Дело в том, что в специализированных хозяйствах, комплексах по производству мяса, молока, овощей производительность труда вдвое, а на птицеводческих фабриках — вчетверо выше, чем в обычных многоотраслевых хозяйствах. Условия труда, степень механизации и автоматизации в этих хозяйствах, комплексах находились на уровне предприятии промышленности. Таких сельскохозяйственных предприятий страна насчитывала тысячи.
|
Работая в течение 17 лет (1965-1982 гг.) первым секретарем Томского обкома КПСС, мне довелось основательно заниматься сельским хозяйством. И делал я это, откровенно говоря, с увлечением. Многие путы, висевшие гирями на сельском хозяйстве, к тому времени были убраны, поле инициативной работы было широкое. В ту пору государство стало щедро снабжать село финансами, машинами и материалами. Сложились свои сельские строительные организации. Были подключены к строительству на селе и городские строители.
Могу сказать из собственного опыта, что именно путем сооружения индустриальных комплексов по производству молока, свинины, мяса птицы, яиц и тепличных комбинатов для круглогодичного выращивания овощей, а также производства кормов для животных за счет мелиорации пойменных земель реки Оби, удалось за 10-13 лет обеспечить быстро растущее население области (в это время шло сооружение гиганта нефтегазохимического комплекса в Западной Сибири) этими продуктами питания, отказавшись от завоза их из других районов страны.
В годы перестройки, в 12-й пятилетке в стране были возведены дополнительно сотни животноводческих специализированных комплексов. Все меньше становилось хозяйств, занимающихся производством многих видов продукции. Причем внутрихозяйственная, отраслевая специализация, межхозяйственная кооперация в сельском хозяйстве преимущественно велась экономическими методами.
Пожалуй, одним из наиболее эффективных, реальным решением продовольственной проблемы являлась структурная перестройка АПК. Это должно было в короткие сроки сказаться на обеденном столе населения страны. Дело в том, что значительная часть сельхозпродуктов и сырья, по данным специалистов до 20-30 %, выращенного на полях, и полученной продукции на животноводческих фермах, гибло из-за крайней отсталости сферы переработки, хранения и транспортировки. За счет сокращения потерь сельхозпродукции можно было получить 15-20% добавки продуктов питания, то есть того, чего недоставало.
Была разработана 8-летняя программа (1988-1995 гг.) производства современных машин, технологических линий для пищевой и легкой промышленности. На эти цели, как я уже отмечал, выделись большие деньги. Предприятия Минлег-пищемаша находились в запущенном состоянии, делали отсталую технику. К примеру, из общего числа производимого пищевого оборудования, был компьютеризирован лишь 1%, а в США — свыше 45%. ЦК КПСС и Правительство приняли решение о ликвидации этого министерства, а Верховный Совет утвердил. Предприятия передали оборонным отраслям промышленности. Самое важное состояло в том, что на базе конверсии оборонной промышленности было решено организовать производство современного оборудования для пищевой и легкой промышленности.
|
По поручению Политбюро мне и секретарям ЦК КПСС товарищам О.Д.Бакланову, В.П.Никонову довелось заниматься организацией этого громадного дела, всячески помогать перестраивать работу оборонных предприятий на выпуск продукции в мирных целях.
Кстати говоря, так начиналась в советское время, в 80-е годы конверсия оборонной промышленности, т.е. планомерный перевод части её мощностей на производство мирной продукции (в 1988 году сократили военные расходы на 4 млрд. рублей). После захвата власти лжедемократами оборонная промышленность осталась без госзаказа, предприятия, научно-исследовательские институты, оснащенные самым современным оборудованием с высококвалифицированными кадрами рабочих, специалистов, ученых в своем большинстве рухнули, пришли в запустение. Нанесен неисчислимый ущерб экономике, обороне страны. Десятки, сотни тысяч специалистов, кадровых рабочих фактически стали безработными. Это одно из преступлений государственного масштаба, совершенных реформаторами- разрушителями.
Возвращаюсь в 80-е годы. Министерства оборонной промышленности основательно подключили свои предприятия
к производству технологических линий по переработке сельхозпродуктов. В министерствах были созданы специальные ячейки управления, конструкторские подразделения, определены заводы по производству оборудования для пищевой промышленности. На предприятиях, которые были им, переданы, началась реконструкция.
Группа конструкторов побывала на соответствующих машиностроительных предприятиях в Швеции, Дании, Германии, Франции и в других странах. Однажды при очередной встрече с оборонщиками известный конструктор самолетов А. А.Туполев, обращаясь ко мне, сказал: “Егор Кузьмич, вы не очень нажимайте на нас. Теперь, когда мы разобрались, что к чему, стало ясно, что изготовить оборудование в комплекте для крупного автоматизированного завода по производству мясных, молочных продуктов или продуктов из картофеля, овощей труднее, чем сконструировать и построить самолет”. То есть речь шла о сложных технологических линиях, оснащенных автоматикой, сделанных из современных материалов. Ежегодно в Москве проводились выставки такого оборудования. То был своеобразный смотр-отчет деятельности министерств, ведомств по технологическому перевооружению пищевой и легкой индустрии.
В конце пятилетки (1988-1990 гг.) республики, области стали получать современное оборудование для пищевых предприятий, а колхозы, совхозы - комплексы-минизаводы по переработке на месте мяса, молока, овощей и других продуктов. Стали появляться фирмы, объединившие все стадии, а именно: производство, хранение, переработку и продажу продуктов питания жителям городов и сел.
Хочу особо сказать об активации человеческого фактора. К тому времени в теории и практике существовала абсолютизация материально-вещественных факторов производства, своего рода технической детерминизм, который был объясним в условиях, когда наша страна создавала современную материально-техническую базу. Теперь, когда за двадцать лет, с 1965 по 1985 годы, фондовооруженность труда увеличилась в 5 раз, к тому же изменилась качественно (стоимость основных производственных фондов колхозов и совхозов в расчете на одного работника возросла с 2,4 тысячи до 12,6 тысяч рублей), а производительность труда в сельском хозяйстве — лишь в 2 раза, теперь надо было поработать над отношением работника к делу, заинтересовать его в результатах труда. Выстроить взаимосвязь между личными, коллективными, общественными интересами, между “моим”, “нашим” и “общественным”.
На селе получили развитие новые формы хозяйствования: арендные отношения. Это, когда коллективы бригад, ферм брали технику, материалы в аренду, в подряд, определяли объемы производства продукции и её реализации. Форма оплаты труда — коллективная, с учетом конкретного вклада каждого. При этом исчезает главный порок — командование, берет верх самостоятельность хозяйствования и экономическая ответственность за его результаты. В данном случае колхоз, совхоз как бы становился объединением арендных коллективов.
В социальном плане в эти годы больше, чем когда-либо на селе строилось жилья, клубов, велась газификация быта и сооружение автомобильных дорог. Решалась задача — завершить соединение современными автодорогами центральные усадьбы колхозов и совхозов с районными центрами, городами.
В легкой промышленности закладывались десятки предприятий по производству обуви, швейных и трикотажных изделий. К этому основательно вместе с группой специалистов подключилась секретарь ЦК КПСС, а затем, - заместитель Председателя Совета Министров СССР Бирюкова, хорошо знающая легкую индустрию.
На примере АПК видно, чем занималась партия, руководство страны, советский народ в период перестройки. Партия смогла разработать с учетом достижений науки и техники программу окончательного решения продовольственной программы. А в её реализации приоритет был за экономическими методами, структурной перестройкой, активизацией человеческого фактора.
Преобразования шли не только в производственной сфере, но и в области науки, образования, культуры. Благодаря им советская школа, наука, культура получили международное признание. Умножение интеллектуального, научного и культурного потенциала, повышение качества профессиональной подготовки кадров вызывалось необходимостью достижения задачи удвоения экономического потенциала за 15 лет.
В начале 1988 года руководство партии решило рассмотреть на пленуме ЦК КПСС ход перестройки всех ступеней образования. Возглавить подготовку к пленуму ЦК КПСС Политбюро поручило мне. Я выступил на пленуме с докладом на тему “О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по её осуществлению”.
Причем Пленум ЦК был посвящен содержанию образования. Общество было встревожено снижением качества знаний, отставанием материального оснащения школы от достижений научно-технической революции. Сейчас “голову ломают” не над содержанием, а над тем как сделать все его ступени платными.
В докладе же отмечалось, что “в реформе просвещения главное не разрушение, а созидание, и мы осуществляем её, опираясь на фундамент несомненных достижений советской средней школы” (Материалы пленума ЦК КПСС, стр.14).
За годы советской власти в учебных заведениях подготовлено 74 миллиона рабочих, 60 миллионов специалистов. Сформирована интеллигенция, её национальные отряды. Образование не ниже полного среднего стало нормой жизни. На пленуме были внесены существенные дополнения и изменения в реформу народного образования. Вот некоторые из них.
Сохранить и обогатить ленинские принципы социалистической школы, как школы единой, трудовой, политехнической. Причем, раскрывалось современное содержание, которым надо было наполнить каждый из этих принципов. На первый план выдвигалось качество знаний, научный уровень. По выражению профессора М.П.Чемоданова, работающего в сфере образования много лет “Сегодня мы немало слышим напористых рассуждений о целесообразности изучения учащимися богословия. И почти ничего не знаем, чем порадует школа в изучении естествознания”.
Всеобщее среднее образование, как базовое, для последующей подготовки не только специалистов, но и рабочих.
Масштабное техническое переоснащение средней и высшей школы, в том числе увеличение ввода новых школ в 1,5 раза, производство на оборонных предприятиях компьютерной техники. К 2000 году ликвидировать сменность занятий. После разрушения советской власти в 90-е годы закрыты тысячи школ, детских учреждений. Оказывается, нет денег на их содержание. Строительство школ и детских садов сокращено в 5-10 раз. В целом старение материальной базы народного образования идет намного быстрее, чем обновление.
Всемерно развивать трудовое воспитание учащейся молодежи, расширять сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов и учебных цехов на предприятиях. Ежегодно 800 тысяч студентов работали в отрядах, в основном на стройках. Сейчас движение студенческих отрядов утратило массовость и общественную значимость.
На пленуме обращалось внимание на важность изучения обществоведческих дисциплин, указывалось, что искажается советская история, делаются многочисленные попытки представить наш путь, как цепь ошибок и преступлений, замалчиваются великие достижения прошлого, подбрасывается идея “либерализации советского общества”. Причем все это делалось под флагом развития гласности. В постановлении пленума ставилась задача обеспечить преемственность поколений, отстоять честь и достоинство первопроходцев социализма.
На заседании Политбюро при обсуждении проекта доклада произошел острый “обмен мнениями” между мною и А.Н.Яковлевым. Он настаивал на том, чтобы исключить из доклада материал о роли советской истории в воспитании молодежи. По его мнению, это было не к месту. Члены Политбюро отклонили домогательства, как показали последующие события, одного из самых главных в партии двурушников, двуликих янусов. ЦК КПСС принял решение о выпуске в издательстве газеты “Правда” журнала “Родина” для публикаций исторических документов и литературных произведений патриотической тематики. Кстати говоря, в эти годы были учреждены Советский детский фонд им. В.И.Ленина, институт детства, газета “Семья”
Что касается бесплатности образования всех ступеней, также как и трудоустройства выпускников вузов, то в советское время все это было само собой разумеющимся, закрепленым в Конституции СССР. Сейчас же высшее образование становится для большинства студентов высоко платным. Свыше 40% выпускников вузов работают не по специальности, порою кем угодно, только чтобы прокормиться. Таким образом, последние остатки завоеваний социализма ликвидируются в процессе буржуазной реставрации.
В годы советской власти научные учреждения были не только сохранены, но наука в целом получила гигантское развитие, созданы крупные научные центры, образованы академии в союзных республиках, сформированы академии сельскохозяйственных, медицинских, педагогических наук, открыты сотни академических и отраслевых институтов.
Советской властью, коммунистической партией во все времена проявлялась особая забота о развитии науки. Коммунисты понимали, что без развития науки нет прогресса, невозможно построить социально справедливое социалистическое общество. В огне гражданской войны (1918-1920 гг.), когда казалось, что советская власть обречена, В.И.Ленин, партия большевиков организовали ряд научных институтов, ныне известных во всем мире, в частности, ЦАГИ, Ленинградский физтех, Сельскохозяйственную академию.
Как-то академик Б.В.Раушенбах напомнил об одном забытом, но весьма значительном факте. В середине 30-х годов прошлого столетия нашу страну посетила комиссия американского миллиардера Рокфеллера, организовавшего благотворительный фонд для финансирования науки слаборазвитых стран. Доклад комиссии был опубликован. В нем вывод: наука в СССР финансируется лучше, чем в Западной Европе. И помогать России не надо. И.В.Сталин, также как и Ленин, смотрел далеко, считал, что наука в России должна развиваться опережающими темпами.
Большевики пробудили у народа неистребимую тягу к знаниям, науке. Да, их можно обвинять в том, что установили диктат: обязательное полное среднее образование - ни одного школьника вне школы, ни одного платного учащегося. Они ввели плановое управление наукой, щедро её финансируя, бережно относясь к научным коллективам. В 1990 году расходы на науку составляли 5 процентов от национального дохода — 35 млрд. рублей. Научные работники, по словам академика, лауреата Нобелевской премии A.M. Прохорова были привилегированным слоем советского общества. Сейчас оплата труда научных работников наполовину меньше средней оплаты в промышленности.
Одним из крупных успешных проектов развития науки в СССР явилось создание в считанные годы научного центра в Сибири — Сибирского отделения Академии наук СССР с целым созвездием научных центров по всей Сибири, с университетом, физико-математической школой, опытным заводом для производства научного оборудования, опытно-конструкторскими организациями.
В основу формирования отделения были положены новые принципы: комплексность научных центров, интеграция науки и образования, материализация научных разработок с доведением их до опытных образцов.
При советской власти крупные ученые, научная молодежь, работающие в Москве, Ленинграде, Клеве добровольно, из патриотических убеждений переехали в Сибирь, чтобы создать здесь комплекс научных институтов мирового масштаба. В современной буржуазно-капиталистической России десятки тысяч ученых перебираются на Запад. Для России - это большие интеллектуальные потери, а для Запада - безвозмездное массовое пополнение научных сообществ кадрами за счет многомиллиардных вложений России.
Господин А.Н. Яковлев в конце периода перестройки внес предложение отделить науку от государства, прекратить её финансировать, ликвидировать Государственный комитет по делам науки и техники. Сейчас нынешние последователи вытащили на свет идею распродажи научных учреждений, перевод их на рыночную самоокупаемость. Хотя известно, что наука никогда не самоокупается, она окупает других. В настоящее время многие научные коллективы - в состоянии прозябания, а значительная их часть - ликвидирована. Принятие выше указанных предложений означает умерщвление научных исследований. Без научных коллективов нет науки.
В годы перестройки, когда встала задача технического перевооружения народного хозяйства, были созданы новые формы интеграции науки и производства: 22 мощных научно-технических комплекса в составе отраслевых, академических институтов и крупных производств для разработки и выпуска принципиально новой продукции высокого качества. Помимо того была поставлена задача, организовать взаимодействие высшей школы, академических и отраслевых научных институтов. В результате страна получала без крупных затрат огромное приращение научного потенциала.
В экономически важных регионах страны, а именно на Урале и Дальнем Востоке, были сформированы Уральское и Дальневосточное отделения АН СССР. Образован Государственный комитет СССР по вычислительной технике и информатике. В целом значительно увеличены государственные ассигнования на науку. Темпы их прироста по двенадцатому пятилетнему плану (1986-1990 гг.) в полтора раза превышали темпы прироста национального дохода.
В этот период к руководству академии наук пришли новые люди. Президентом Академии наук был избран Г.И. Марчук, проявивший себя в полной мере, будучи на посту председателя Сибирского отделения Академии наук СССР. Подчеркивалось, что он соединяет в себе крупного ученого, обладающего широким кругозором и организатора науки большого масштаба. Вместе с тем Политбюро ЦК КПСС выразило чувство благодарности и признательности за девятилетнее руководство Академией наук СССР академику А.П. Александрову. Во главе Уральского отделения стал еще один ученый с мировым именем, талантливый организатор науки, воспитанник Сибирского отделения академии наук СССР Г.А. Месяц, впоследствии один из руководителей Российской академии наук. Он один из тех, кто вместе с другими учеными сделал так много для сохранения Академии наук после разрушения Советского Союза.
Выступая на сессии Общего собрания Академии наук СССР в 1986 году я особо указал на необходимость более решительно переходить на интенсивный путь развития науки. Было подчеркнуто, что во многих случаях наука развивается экстенсивным путем, растет число научных институтов, лабораторий, увеличивается численность научных работников, а реальная отдача от всего этого недостаточна, очевидно, что нельзя создать интенсивную экономику, не имея интенсивно развивающиеся науки. Было сказано о негативных явлениях в академической среде. Отмечалось, что отдельные ученые не готовят себе научную смену. Подчеркивалось, что работа с научной молодежью — одна из самых важных, актуальных задач, стоящих перед академией наук.
Коммунисты создали образец отношения к государственной науке, её развитию. Вмешательство государства, партии в сферу науки выражалось в оснащении институтов, лабораторий современным оборудованием, созданием новых научных центров, чего сейчас и в помине нет, в обеспечении ученых жильем, в подготовке молодых научных кадров, выращивании ученых-организаторов крупного масштаба.
К примеру, в академических и научных центрах в Сибири были построены не только институты, но и жилые дома повышенного комфорта, школы, детские сады, магазины, словом все необходимое для проживания и работы ученых. Для ведущих ученых — десятки коттеджей. Хотя к тому времени страна еще не залечила нанесенные ей раны. Вот что такое советская власть!
Сейчас тысячи новых храмов и монастырей, часовен и ни одного нового научного института, не говоря уже о новых центрах науки. Вопреки заявлению иерархов церкви сооружение церковных зданий ведется преимущественно не за счет пожертвований богатых людей, а на государственные средства, преимущественно региональных органов власти. Да и деньги богачей, ведь, вконечном счете, народные деньги. Они получены за счет грабежа народной собственности.
Прежде, чем рассказать, какими методами решались конкретные программы перестройки и каковы основные результаты её первого этапа в целом считаю необходимым остановиться на том, как встретили планы обновления Советского Союза за границей.
К тому времени треть человечества шла по пути социализма, в Европе сложилось социалистическое содружество государств. Десятки новых государств, возникших в результате разрушения колониальных империй, встали на путь самостоятельного развития.
Над мировой цивилизацией нависла угроза ядерной войны. Решался вопрос: быть или не быть жизни на земле, речь шла о спасении человечества, его выживании. Помимо того характерной чертой международного положения того времени была развивающаяся научно-техническая революция. Наши друзья за рубежом с одобрением отнеслись к намеченным планам ускорения развития экономической и социальной сфер советского общества. Они возлагали большие надежды, считали, что возросшая экономическая и политическая мощь страны Советов приведет к укреплению социалистического содружества государств, предотвращению ядерной войны, станет способствовать еще в большей степени сохранению и расширению социальных гарантий в капиталистических странах. Многие трудящиеся мирового сообщества видели в Советском Союзе свое будущее.
Руководитель польских коммунистов В. Ярузельский на международной встрече коммунистических, социалистических, демократических организаций и движений (4-5 сентября 1987 года) заявил: “Ныне преобразования в Советском Союзе — это новая фаза революции. Она открывает миру огромные перспективы”.
Крупная буржуазия Запада, её правительства опасались того, что успешное выполнение намеченных планов сделает СССР еще более привлекательным, сильным в политическом и социально-экономическом отношении и превратит его в активного конкурента на мировых рынках, с одной стороны, с другой активизирует борьбу трудящихся масс за социальное освобождение. На сей счет, была масса публикаций на Западе.
Наши противники на Западе сеяли неверие в реальность намеченных планов, толкали нас на путь “радикальных реформ”, то бишь капиталистический путь развития. Вместе с тем, не могли не признать высоких темпов развития экономики в первоначальный период перестройки. Но объясняли это главным образом ужесточением дисциплины, сокращением пьянства.
Зарубежные недруги всячески поддерживали в России тех, кто под флагом безбрежной гласности — вседозволенности, “демократии”, используя демагогию и паразитируя на трудностях, расшатывали советский строй, плановое начало экономики, представляя их как “друзей народа”. На тех, кто выступал за реформирование советской системы с целью её сохранения и улучшения, наклеивали ярлыки консерваторов, блокирующих реформы. Среди них под номером один шел Е.К. Лигачев.
В реализации намеченных планов повышения качества продукции, роста объемов производства мы рассчитывали навнутренние ресурсы. Руководство страны было заинтересованно в снижении военных расходов, привлечении инвестиций стран Запада. Это обстоятельство побуждало еще в большей степени активизировать советскую внешнюю политику, причем не выходя за пределы политики мирного существования государств с разным общественно-экономическим строем. Выдвижение М.С. Горбачевым идей типа “новое мышление”, “общий европейский дом” означали односторонние уступки Советского Союза, сдачу классовых позиций в политике мирного существования социализма и капитализма.
Может показаться странным, но это факт, что среди многих предсказаний недругов на Западе в первоначальный период перестройки не было заявлений о развале Советского Союза в ближайшие годы. Они больше всего говорили о невозможности повысить существенно качество продукции при одновременно высоких темпах роста объемов производства.
Профессора Гарвардского университета США отмечали, что ни политически, ни экономически Советский Союз не станет капиталистическим государством. Но правящие круги Запада, опираясь на так называемых демократов, на антисоветские националистические силы в СССР, делали все возможное для того, чтобы это стало явью.
Вернемся к себе в страну. Каковы темпы развития экономики на первом этапе перестройки? За счет чего достигнут подъем?
Лигачёв Егор Кузьмич
Перестройка:
Уроки.
ЛР№ 05976 от 03.10.2001 г.
Подписано в печать 05.04.2005 г.
Формат 70х90'/з2. Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 6,24. Уч.-изд. л. 3,5.
Тираж 3000
Заказ № ЧЗЧ9.
ИТРК.
121812, Москва, ул. Малая Никитская, 24
Тел./факс: 205-36-96
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП
“Производственно-издательский комбинат
ВИНИТИ”
140010, г. Люберцы Московской обл.,
Октябрьский пр-т, 403
Тел.: 554-21-86
Е. К. ЛИГАЧЁВ
Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки.
ИТРК
Москва 2005
УДК 32
ББК 6б.З(2Рос)3
Л55
Лигачёв Е. К.
Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки. — М.: ИТРК, 2005. — 174 с.
Об авторе.
Егор Кузьмич Лигачев родился в Сибири, долгое время жил и трудился в Новосибирской и Томской областях. В Москве получил высшее техническое и гуманитарное образование. В Новосибирске работал на авиационном заводе им. В.П.Чкалова, первым секретарем райкома КПСС, зам. председателя Областного Совета депутатов трудящихся, секретарем обкома КПСС.
В начале 60-х годов — зам. заведующего отделом ЦК КПСС. С 1965 по 1983 гг. — первый секретарь Томского обкома КПСС. С 1983 г. снова в ЦК КПСС -заведующий отделом, секретарь ЦК КПСС. С 1985 по 1990 гг. член Политбюро ЦК КПСС.
В настоящее время — заместитель Председателя Совета Союза коммунистических партий (СКП-КПСС).
ISBN 5-88010-192-4
ББК 66.3(2Рос)3
Л55
© ИТРК, 2005
© Лигачев Е. К., 2005
Перестройка:
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!